ТОП 10:

Модель многоразовой ракетно-космической системы (МРКС),



разработанной ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Источник: ЦАГИ

Многоразовый ускоритель "Байкал" на выставке МАКС-2001.

Источник: skyscrapercity.com

В качестве горючего применен сжиженный природный газ (СПГ) -- дешевое, экологически чистое горючее, обладающее наиболее подходящими свойствами для использования в многоразовых двигателях. В сентябре 2011 года в КБ «ХИММАШ» имени А.М. Исаева испытан первый в мире жидкостный ракетный двигатель на природном газе. Путем выбора оптимальных траекторий, исключающих интенсивный нагрев конструкции тепловыми потоками решалась проблема нагрева конструкции, что позволило отказаться от дорогостоящей теплозащиты. Автоматическая посадка двух ВРБ с интеграцией их в воздушное пространство России решалась включением в управление навигационной системы ГЛОНАСС и системы автоматического зависимого наблюдения. Для проверки в реальных условиях полета создан летный демонстратор - уменьшенная копия ВРБ оснащённый всеми штатными бортовыми системами

Создав МРН грузоподъемностью от 25 до 35 тонн, Роскосмос получит систему, которая будет эффективно решать задачи сегодняшнего дня и ближайшей перспективы. Для выведения более тяжелых аппаратов для полетов на Луну или Марс можно применить МРН грузоподъёмностью до 70 тонн, создание которой не требует значительных затрат. МРКС не пригодна для пилотируемых полетов на Марс, но эти полеты технически не осуществимы в обозримом будущем. Решается принципиально важный вопрос, что создавать в перспективе развития средств выведения: одноразовую ракету сверхтяжелого класса, для использования только в Лунной и Марсианской программах и, в случае их прекращения, затраты в очередной раз будут списаны; или создавать МРКС, осуществляющую текущие программы пусков по цене в полтора раза меньше сегодняшней, но с минимальными доработками способная использоваться в Лунной программе и программе исследований Марса? Ракетно-космический комплекс «Ангара» после «Энергии» и «Бурана» является самым большим и серьезным успехом России за последние 20 с лишним лет. С 2013 года МРКС «Ангара» выходит на летные испытания. У «Ангары» есть два колоссальных преимущества: во-первых, вместо целого космодрома, для «Ангары» создается один стартовый комплекс, с которого будут летать все модификации «Ангары»: легкая «Ангара-1-2» - 3,7 тонны на опорной орбите, средняя «Ангара-3» - 14,6 тонны, тяжелая «Ангара-5» - 24 тонны, что позволяет отправлять весь диапазон грузов, необходимых к выведению на сегодняшний день. «Ангара-7», может выводить 35-40 тонн, т. е. с одного старта можно запускать до 40 тонн. Очень важно для постановки модулей в серию, что любая машина набирается всего из двух элементов: универсальный ракетный модуль УРМ-1 и УРМ-2. Высокая степень серийности даёт дешевизну производства и надежность. По нашему пути пошел Китай: тоже создает свою «Ангару с пятью модулями, но с девятью модификациями машины. Для марсианской программы нужно делать сверхтяжелую ракету-носитель тяжелее, чем «Энергия». Россия будет первой страной, которая запустит с помощью нового носителя космический аппарат.

Космическая деятельность России регулируется Стратегией развития ракетно-космической промышленности до 2015 г. Готовится к утверждению Концепция освоения космического пространства на период до 2040 г. Всего отечественная орбитальная группировка насчитывает порядка 120 космических аппаратов с действующей бортовой аппаратурой, из них более 70 процентов находится на управлении главного испытательного космического центра имени Титова Космического командования Войск ВКО, в том числе Международная космическая станция и космические аппараты социально-экономического назначения. Первый шаг по дороге в космос - это ракеты-носители (РН). Они были, есть и будут важнейшим государственным приоритетом, залогом экономического и политического суверенитета России, обеспечивающим нашей стране гарантированный и независимый от любых политических и экономических условий доступ в космос. Использование передовых технологий производства позволит обеспечить более низкую, по сравнению с аналогичными зарубежными ракетами-носителями, себестоимость выведения полезной нагрузки в широком диапазоне орбит. На космодроме Плесецк производится монтаж стартового комплекса для семейства "Ангара", ведется строительство технического комплекса. Наращивание усилий по созданию новых образцов ракетно-космической деятельности и серийному производству уже отработанных образцов в условиях все более широкого использования космических систем для нужд экономики, науки и развития инноваций особенно важно. А в недалекой перспективе обладание космическими технологиями будет определять уровень технологического развития и, соответственно, вес государства на мировой арене. Он заявил, что члены Военно-промышленной комиссии должны обсудить и спланировать производственные, технологические, научно-технические и финансовые мероприятия, направленные на безусловное и эффективное создание перспективного космического ракетного комплекса "Ангара". Решение задачи создания перспективного космического ракетного комплекса "Ангара" на современном этапе станет одним из важнейших достижений в будущей битве за космос.

Идут дебаты и о том, какая космонавтика нужна именно сегодня: автоматическая, или пилотируемая? В первом случае значительно снижаются затраты на создание и запуск аппаратов для решения очень важных прикладных задач на Земле и для фундаментальтных исследований. Во втором – решается вопрос освоения космического пространства человеком непосредственно, без чего теряется смысл, возможность и целессообразность программ. Это особенно важно для России, у которой бюджет отечественной космонавтики значительно уступает бюджетам передовых космических стран. С одной стороны –- программа Международной космической станции (МКС), навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, научные космические аппараты, спутники метеорологические, связи, военные и двойного назначения, дистанционного зондирования Земли, с другой – развитие отечественной пилотируемой космонавтики. А планировать надо на 50 – 100 лет вперёд. Околоземная орбита, Луна или Марс? Академик РАН Борис Черток предлагает превратить Луну в седьмую часть света, подобно ещё одному земному континенту. А Николай Паничкин считает, что мы должны идти к Марсу через Луну, создав там к 2030–му году базы для широкомасштабных исследований дальнего космоса, освоения Луны с 2030 по 2040 год, и для отработки технологий полётов на Марс к 2040-му году. Планируемые с 2020-го года широкомасштабные экспедиции на Луну потребуют складов продуктов и горючего на околоземной орбите, а МКС в 2020-м году прекращает свою работу. Лунная гонка потребует и международных мирных договоров, обеспечивающих лунное сосуществование обустраивающихся там космонавтов, астронавтов и тайконавтов, строящих жильё, научные лаборатории, предприятия по добыче полезных ископаемых (а не военные базы). Главная цель – освоение природных ресурсов Луны (тритий для термоядерного синтеза, отсутствующий на Земле гелий-3 – экологически чистое топливо – с годовой потребностью Земли всего 100 тонн и в десять раз дешевле земных углевовородов), мониторинг критических ситуаций на нашей планете и астероидной опасности, исследование дальнего космоса. Огромные лунные запасы гелия-3 (около одного миллиона тонн) позволят не только удовлетворить потребности всей Земли в энергии более тысячи лет, но и строить гелиевые реакторы прямо на Луне. Одна тонна гелия-3 энергетически эквивалентна 20 миллионам тонн нефти, т. е. стоит сегодня более 20 миллиардов долларов США (для годовых потребностей России – 20 тонн!!!). Стоимость лунного гелиевого проекта – 25-35 миллиардов долларов – годовая выручка российского ОПК. Несколько российских предприятий изъявили готовность решить задачу добычи полезных ископаемых на Луне в ближайшие 10-15 лет. Головное российское НПО имени С.А. Лавочкина разрабатывает проект совместного с Китаем промышленного освоения Луны с помощью автоматических средств и создания полигона для будущей обитаемой базы с подвижным комплексом лёгких и тяжёлых луноходов, телекоммуникационным, астрофизическим и взлётно-посадочным комплексом, крупногабаритными антеннами, группировкой окололунных орбитальных космических аппаратов связи и дистанционного зондирования лунной поверхности. Использование для проекта лёгких конверсионных ракет-носителей типа «Рокот» или «Зенит» позволит сделать его относительно дешёвым. На базе российского сегмента МКС после 2020-го года планируется построить платформу для сборки на орбите конструкций будущей лунной базы, а сама станция превратится в международный космопорт. Базовый пилотируемый транспортный корабль нового поколения и несколько его модификаций создадут разрабатываемую сейчас перспективную транспортнуцю систему для доставки людей и грузов, возвращения их на Землю, обслуживания орбитальных станций, а также корабля-спасателя. Построенный по модульному принципу перспективный корабль позволит быстро и легко переоснащаться от простгой доступа на станцию до дооснащения его бытовым отсеком с возможностью возврата на Землю. Это позволит обслуживать и ремонтировать МСЗ, совершать длительные автономные полёты, в том числе и на Луну, перевозить грузы в беспилотном режиме с точностью приземления до двух километров. Первый запуск нового пилотируемого корабля планируется в 2018 году с недавно построенного космодрома Восточный в Амурской области. Для промышленного освоения небесных тел и разработки полезных ископаемых на Луне НПО «ЭНЕРГИЯ» может предоставить единый многоразовый транспортно-грузовой космический комплекс, идущий на смену «СОЮЗАМ», который вместе с межорбитальным (около 200 км) буксиром «ПАРОМ» сократит транспортные расходы, позволя России оказывать услуги перевозки грузов (включая и крупногабаритные) на различные околоземные орбиты от 200 км и дальше. Разрабатывается совместно с американской компанией Space Adventures новый туристический маршрут в космосе, по которому планируется через пять лет отправлять землян на обзорную экскурсию вокруг Луны. Возможна совместная с Японией программа исследований ядра Луны с помощью специальных буровых устройств – пенетраторов, давно и успешно разрабатываемых Японией. Широкий спектр экспериментов с луноходом большого радиуса действия планируется с Индией, Китаем и ЕС, в которых предполагается сбор и доставка лунного грунта в предварительно выбранных районах. После запуска космодрома ВОСТОЧНЫЙ ожидается запуск российского проекта «ЛУНА-Ресурс/2» с созданием унифицированной посадочной платформы, взлётной с Луны ракеты, средств загрузки и хранения образцов доставляемого на Землю лунного грунта, отработка высокоточной посадки на маяк, создание автоматической базы для пилотируемой программы 2026 года с доставкой людей На Луну, после чего (2027 – 2032 годы) планируется рассчитанный на работу космонавтов специальный научно-исследовательский центр «ЛУННЫЙ ПОЛИГОН».

Спешат со своими лунными программами и другие страны. США поставили целью НАСА «возвращение» на Луну в 2020 году, развернув новую программу CONSTALLATION (созвездие) – модернизация прграммы «АПОЛЛОН» --- с ракетой-носителем «АРЕС-1», пилотируемым кораблём «ОРЕОН», экипажем 5-6 человек, взлётно-посадочным лунным модулем «АЛЬТАИР», ступенью отхода от Земли СОЗ, тяжёлым носителем «АРЕС-5». Цель – полёт к Луне и высадка на её поверхности после 2020 года. Однако, не в состоянии осуществлять дорогостоящую программу, Обама прекратил её, поощряя частные компании для лунных программ.

Осуществляет свои лунные программы и Китай. В 2007 году запущен и отработал на орбите Луны 16 месяцев аппарат «Чанъэ-1», позволивший составить трёхмерную высокого разрешения карту поверхности. В 2010 году произвёл фотографирование районов будущих приземлений второй исследовательский аппарат. Успешно работает на Луне луноход. После 2020 года планируется высадка на Луне китайских космонавтов и далее – создание обитаемой станции. В соответствии со своей национальной лунной программой в ноябре 2008 года запустила свой искусственный спутник Луны «Чандраян-1» Индия. С него был направлен на Луну автоматический зонд, изучавший атмосферу и взявший пробы грунта. Разрабатывается проект «Чандраян-2» с двумя модулями – орбитального и посадочного. Запуск первого пилотируемого корабля с двумя астронавтами, пролетящими семь дней на околоземной орбите, намечен на 2016 год. Индия становится четвёртым государством пилотируемой космонавтики. Свой первый зонд на Луну Япония отправила в 1990 году, а в 2007 году к Луне отправлен искусственный спутник «КАГУЯ» . Планируется к 2020 году пилотируемый полёт на Луну, а к 2025-2030 годам – создание обитаемой лунной базы. Однако, дефицит бюджета заставил Японию отказаться от пилотируемой лунной программы.

Андроид SAR-400 изготавливают в качестве главного помощника российским космонавтам на Международной космической станции проводить определенного вида работы как на МКС и за ее пределами. Испытания робота проходят успешно. Пока робот может выполнять несложные, но небезопасные для человека операции, такие, как внешний осмотр космических аппаратов на предмет поиска повреждений, неисправностей и их устранение. В течение двух ближайших лет SAR-400 отправится на МКС, а позже будет использоваться в будущих миссиях на Луне и Марсе, в пилотируемой космонавтике. Манипуляторы робота создавались с учетом опыта советского космического корабля «Буран» и космической станции «Мир». Россия в разных отраслях делает ставку на развитие робототехники, например, система управления боевыми роботами, группами роботов, которые способны в том числе нести различные виды вооружения. Робот SАR-400, ростом 163 см, представляет собой торс с двумя руками-манипуляторами, оснащенными специальными сенсорами, позволяющими оператору чувствовать предмет, может выполнять множество функций - от полетов в Космос до проведения дистанционно хирургических операций. А в военном деле он может быть и сапером, и разведчиком, и ремонтником.

http://www.youtube.com/watch?v=oo2ELI2QIdY и ещё

http://www.youtube.com/watch?v=OnmSdzBZ2Is

Человекоподобный робот-космонавт SAR-400.

Фотография предоставлена пресс-службой НПО "Андроидная техника"

 

 

Американский робот-андроид на МКС







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.097 с.)