ТОП 10:

Г. - «Общество психоаналитических сред».



Г. - «Общество психоаналитических сред».

Осенью 1902 г. 3. Фрейд пригласил к себе домой четырех врачей с целью обсуждения тех идей и концепций, которые лежали в основе психоанализа. Этими врачами были Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер и Вильгельм Штекель. Состав членов Психологического общества по средам не был постоянным. Вместе с тем, если в 1902 г. в него входило пять человек, включая Фрейда, то в 1906 г. количество членов общества достигло семнадцати, а в 1908 г. — двадцати двух человек. Заседания общества проходили на квартире Фрейда. Кружок был преобразован в Венское психоаналитическое общество в 1908 г.

Вильгельм Штекель (1868-1940) –родился в еврейской семье в селе Бояны (ныне Украина). В связи с нервным расстройством лечился у Зигмунда Фрейда и стал одним из первых его последователей. Распространял идеи психоанализа в немецкой и австрийской периодике. Вместе с А. Адлером редактировал журнал «Имаго».

Штекель был сторонником активно-наступательной позиции аналитика в отношениях с пациентом. В труде «Язык сновидения» пытался свести содержание сновидений к набору предзаданных фаллических и вагинальных символов. В 1912 г. Фрейд разорвал отношения со Штекелем в связи с тем, что последний ставил под сомнение значение Эдипова комплекса и страха кастрации в качестве отправной точки большинства неврозов. Одной из краеугольных идей Штекеля была скрытая гомосексуальность всех людей. В 1920 году он выпустил ставшее классическим исследование об онанизме, где доказывал его благотворность в отношении половой разрядки. Для обозначения влечения к смерти Штекель первым использовал греческое слово «танатос».

После прихода к власти нацистов Штекель уехал жить в Лондон, где покончил с собой путём передозировки аспирина.

А.Адлер (1870-1937) –Врач, один из первых отошедших от Фрейда его сторонников. Основал собственное психологическое направление «Индивидуальная психологии». Разработал учение о неполноценности и компенсации, первым стал применять групповой психоанализ.

Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса».

Отто Ранк (1884-1939) –австрийский психоаналитик, один из ближайших учеников и последователей Фрейда. Занимался теорией сновидений, соотнося материал сновидений с мифологией и художественным творчеством. Наиболее известна его монография «Травма рождения и её значение для психоанализа», в которой он указывает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно. Фрейд не разделял этой концепции.

Федерн Пауль (1871—1950) –интересовался теорией инстинктов, проявлениями инстинктивных сил в сновидениях, проблемами садизма и мазохизма. Его публикации 1912—1914 гг. считаются первым вкладом в зарождавшуюся Эго-психологию. В 1914—1924 гг. занимался в основном дидактическим анализом. Возглавлял комитет по образованию Венского психоаналитического общества. Был одним из ведущих тренирующих аналитиков. Активно развивал идеи социальной психологии, в т. ч. в работе "Психология революции: общество без отца".


 

Анализ ранних воспоминаний. Его место в адлерианской терапии. Техники анализа.

 

Один из важнейших диагностических этапов адлерианской психотерапии – анализ ранних воспоминаний клиента. Ранним считается воспоминание о событиях, происходивших с человеком в возрасте до 8 лет.

Для того, чтобы оказаться более точным в своей диагностике, следует собрать не менее 3-4 ранних воспоминаний. Задача психотерапевта понять с их помощью стиль жизни своего пациента, попытаться сформулировать его основную проблему, базисную ошибку.

 

Преимущества метода ранних воспоминаний.

1. Как правило, люди охотно их рассказывают

2. Для терапевта нет необходимости в установлении подлинности сюжетной и хронологической линии раннего воспоминания

3. Метод анализа ранних воспоминаний прост, компактен, может использоваться в групповой работе.

Недостатки метода.

1.Часто бывает так, что клиент не в состоянии вспомнить что-либо из раннего детства.

2.Иногда бывает, что раннее воспоминание ситуативно и отражает текущее состояние человека, т.е. при его анализе никаких фундаментальных жизненных правил мы вывести не можем

3.Интерпретация раннего воспоминания. Как известно, несколько разных человек пересказывают и интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному, поэтому при анализе ранних воспоминаний чрезвычайно важно, чтобы интерпретация была принята клиентом, при этом не была навязана со стороны терапевта.

 

Процедура анализа ранних воспоминаний.

При получении раннего воспоминания нужно объяснить клиенту, что ему:

1. Нужно описывать только то, что происходило до 8 лет;

2. Необходимо быть как можно более конкретным

3. Нужно рассказывать то воспоминание, которое придет в голову первым

4.Стараться описывать самые мелкие детали

5.Хотелось бы, чтобы клиент описывал не только фактическую, сюжетную линию, но и чувства, даже если они кажутся неправильными, противоречивыми, дикими, глупыми;

6.Просить клиента примерно указать возраст, к которому относится это воспоминание;

В заключение процедуры получения воспоминания следует спросить клиента о том, что является наиболее ярким в воспоминании, какие события происходили до и после того, что там происходило. Возможно, у клиента появятся собственные догадки относительно смысла и цели своего поведения в раннем воспоминании.

 

Техники анализа раннего воспоминания.

Наиболее ранняя «классическая техника»

– состоит в том, что клиента просят рассказать свое самое раннее воспоминание, в котором он участвовал. Терапевт записывает дословно так, как рассказывает клиент то, что он говорил. После рассказа терапевт просит клиента остановиться на каком-либо моменте воспоминания, который оказался наиболее ярким (как правило, интерпретация именно этого момента поможет понять смысл проблемы клиента). Клиенту задаются следующие вопросы:

1. Что Вы чувствовали в этот момент? Почему?

2. Какой вывод Вы для себя сделали в этой ситуации?

3.Если бы эта ситуация произошла с Вами сейчас, что бы вы изменили?

Техника Уиллхайта.

Клиента просят рассказать раннее воспоминание. Далее каждое предложение, сказанное клиентом, записывают на левой половине листа в столбик. Справа, после окончания рассказа клиента записывают чувства в каждый момент воспоминания. Таким образом, мы можем получить эмоциональную динамику ситуации. Следует обращать внимание на воспоминания со сходной эмоциональной динамикой, так как именно в них ключ к пониманию проблемы, а возможно и типа психопатологии клиента. По окончании возможен вопрос: «Что бы вы хотели изменить в данной ситуации и как тогда изменится Ваше состояние?» А. Адлер писал, что стиль жизни имеет цель и чувства никогда не противоречат ему, а подстраиваются под стиль жизни. Эмоциональный фон фиксирован, как и стиль жизни. Поэтому данная техника бывает полезна для более глубокого понимания проблематики клиента.

Контент-анализ ранних воспоминаний. По Сидоренко Е. В.

Е. В. Сидоренко предлагает схему анализа ранних воспоминаний, содержащую несколько этапов. Эта схема предполагает работу с материалом клиента как индивидуально, так и в группе. Этапы:

1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез.

2. Проверка гипотез.

3. «Инсайт» - постижение формулы жизненного стиля автора.

4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания.

 


Персоналии и концепции:

1. Вингельм Вунтд 1832 – 1920, родился в семье пастора, получил образование врача. В 1879 он организовал первую в мире лабораторию исследования психологии. 1881 первый психологический журнал, результаты исследований. Основопологатель науки психологии. В его лаборатории исследовались ощущения и восприятия, время реакции, ассоциации, эмоции

2. Эрнст Брюкке 1819 – 1892преподаватель Венского университета, где учился Фрейд.Физиолог, основатель физико-химической школы физиологии. Разделял концепцию, что физиология человека полностью может быть объяснена с научной точки зрения физическими или химическими процессами.

3. Франс Брентанон 1838 – 1917священник, отказался от церковного сана и стал преподавать философию. Был очень востребован, пользовался авторитетом, ввел термин интенацианальная психика (направленность психики), искал границу между физическим миром и психическим. Граница между физической наукой и психологией. Искал предмет изучения психологии, предложил предметом изучения психику, ее направленность.

4. Артур Шопенгауэр 1778 – 1860. Немецкий философ, закончил также медицинский факультет. Изучал волю к жизни – то что мотивирует человека жить в любых даже самых сложных обстоятельствах. Перекликается с идеями о либидо Юнга и Фрейда. Мотивация человеческих поступков часто не видна снаружи, считал Шопенгауэр.

5. Фридрих Ницше 1844 – 1889 (900).От природы человек склонен насиловать и убивать, он крайне эгоцентричен, однако, за свою историю под воздействием общественной морали, религии, закона, он превратился в «домашнее животное». Мораль делает нас не свободными, значит, нужно ее отбросить, и за основу взять силу. Идеи Фрейда об ИД (инстинкты) во многом согласуются с идеями Ницше о природе человека.

Гипноз был известен еще со временд древнего Египта. Развитие гипноза как "магического" средства душевного и телесного исцеления шло довольно бурно. Гипноз есть предшественник психоанализа.

6.Жан Шарко(1825—1893) (член Французской академии наук)исследовал наследственные болезни и неосознаваемый феномен истерии, разрабатывал травматическую природу истерии, и связывал склонность впадать в гипнотическое состояние и истерию. Впервые широко стал применять гипноз для лечения истерии. Стал ориентиром для Фрейда.

7. Иполлит Бергейм 1837 – 1919, школа Нонси. Профессор Страсбургского университета, «конкурент» Шарко, вслед за своим учителем Льебо, отождествлял гипноз и внушение. В последствии внушал в бодрствующем состоянии, без погружения в гипноз. Фрейд также отказался от использования гипноза. Фрейд учился гипнозу и у Шарко и Бергейма.

8. Йо́зеф Бре́йер(нем. Josef Breuer, 15 января 1842, Вена — 25 июля 1925, Вена) — австрийский врач, друг и наставник Зигмунда Фрейда, основатель катарсического метода психотерапии. Наряду с Зигмундом Фрейдом, считается основателем психоанализа. Брейер выяснил, что истерия связана с травмирующими переживаниями прошлого, а ее проявления можно редуцировать или свести на нет, если болезненные воспоминания будут воспроизведены в гипнотическом состоянии. Данный метод исследователь называл катартическим. Несколько позже Брейер и Фрейд обнаружили, что метод работает и без гипноза.

Карен Хорни (1885-1952).

Основной фокус в теории и практике сосредоточен на женской сексуальности в противовес «мужскому» психоанализу Фрейда. Родилась в Германии, доктор медицины. Проходила личный анализ у К.Абрахама. В 1932 г. эмигрировала в США. Работала в Нью-Йорке как практикующий аналитик. Выявила культуральные различия в природе неврозов в Европе и США. Основное разногласие с Фрейдом по поводу теории либидо, эдипова комплекса и зависти к пенису у женщин, а также природе бессознательного. В частности, она считала, что бессознательное несет отпечаток культуры, в которой живет субъект. Мотивация человеческого поведения обусловлена «базальной тревогой» и способами с ней справиться. Вообще, уделяла исследованию тревоги особое место, считая ее основной проблемой в современном обществе.

Эрих Фромм (1900-1980).

Скорее философ, чем психоаналитик. Родился в Германии, закончил Гейдельбергский университет. В 1923-24 г. проходил психоанализ в Берлинском институте психоанализа, затем вел активную психоаналитическую практику. В 1933 г. эмигрировал в США, практиковал и преподавал в Нью-Йоркском, Колумбийском и Йельском университетах. В Мексике организовал свой институт, существующий по сей день. В 1974 г. переехал в Швейцарию. В основу своей концепции положил синтез идей Маркса и Фрейда. Критиковал капиталистическое общество и разработал проект «общества будущего».

Детально исследовал проблемы любви и морали, а также природу деструктивного поведения человека. Противопоставлял биофилию некрофилии в характере человека. Рассматривал двойственную природу человека как биосоциального существа.

Вильгельм Райх (1897-1957).

Лидер леворадикального ответвления фрейдизма. Ученик Фрейда. Свои взгляды сформировал под воздействием идей Фрейда, Адлера, Маркса и буддийских доктрин. Причиной невроза видел невозможность разрядить сексуальное напряжение, порождаемое избытком энергии и снимаемое телесным оргазмом. Вместо понятия «Либидо» ввел «Оргонную энергию» - сексуализированная жизненная энергия. Пытался дополнить теорию сексуальности Фрейда марксистской теорией пролетарской революции. Заложил основания новой философской концепции – Фрейдомарксизм. Разрабатывал проблемы сексуальной революции как части революционного процесса.

В 1939 г. эмигрировал в США. Выделил два основных типа характеров – генитальный (конфликт со средой разрешается через разрядку оргазмом и сублимацией) и невротический (подавление оргазма и сублимации).

В основе терапии представление о работе с сопротивлением, проявляющимся через «мышечный панцирь», то есть, физиологическое выражение психической защиты.

Терапия основана на непосредственном телесном контакте и проговаривании. Практиковал «оргонную терапию», изобрел «оргонный аккумулятор».

 


Явное сновидение

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву.

Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон. Сновидение позволяет нуждающемуся в сне организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

 

Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку. Позднее Фрейд добавил к этим процессам замену скрытого содержания символами.

Цензура сновидения

Сгущение – Первый механизм цензуры. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе. (Пример: Сгущение различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится делал В, а при этом знаешь, что это лицо – Г)

Смещение – Второй механизм цензуры. Работа этого механизма выражается в замене скрытого сновидения намеком. Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот. (Пример: Видевший сон извлекает (определенную, знакомую ему) даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого сновидения пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме предпочтение).

Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое — ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет лишь видимость осмысленности, — истинный смысл сновидения нужно искать в скрытом сновидении.

 


 

Психологически типы

В основу своей типологии Юнг положил понятие «установки» и «функции».

Под установкой Юнг понимал вид привычного реагирования субъекта на стимул, особенности которого были выявлены в ходе проведения ассоциативного эксперимента. Некоторые люди реагируют на слово-стимул непосредственно, без задержки, они как бы демонстрируют большую открытость и уверенность в своих действиях. Другие напротив, реагируют с некоторой задержкой, как бы не совсем уверенно. Первые характеризуются скорее позитивной установкой к окружающим, вторые в некоторой степени недоверчивостью. Первый тип реакции и соответствующей установки Юнг предложил назвать «экстравертированной», второй – «интравертированной».

Однако, исследуя эти группы людей, было обнаружено, что они представляют собой весьма разнородные образования. Это побудило Юнга ввести в качестве критерий имевшихся различий дополнительно еще четыре психические функции. Каждый человек инстинктивно использует свою наиболее развитую функцию («ведущую функция»), приспосабливаясь к окружающей среде.

1. Ощущения. Эта функция относится к иррациональным. Люди, с ведущей функцией ощущений ориентированы на непосредственное ощущение, часто они сибариты, ценители вкусной пищи, изысканной музыки, любители противоположного пола.

2. Мышление. Эта функция относится к категории рациональных. Эта функция выступает как ведущая у ученых, философов, инженеров, то есть тех, чей труд и образ жизни связан с активным использованием этой функции.

3. Эмоции. относится к категории рациональных, поскольку она мотивирует и направляет мышление в определенную сторону. Чаще всего эта функция преобладает у лиц творческих профессий.

4. Интуиция. В аналитической психологии интуиция рассматривается как вид восприятия, который не ограничивается органами чувств, а проходит прямо через сферу бессознательного. Вещие сны и телепатия из разряда таких феноменов. Интуиция относится к иррациональным функциям. Она выступает как ведущая у судей и изобретателей, игроков и провидцев.

 

Теория психотерапии

Аналитическая психотерапия не обладает разработанной теорией, речь скорее идет о общих положениях. Юнг по-разному смотрел на терапию, как на процесс самопознания, реконструкцию личности, и даже как на процесс воспитания. Юнг был прагматиком, девизом которого было: "годится все что угодно, до тех пор, пока это работает".

Главный принцип аналитической терапии состоит в том, чтобы скрупулезно следовать направлению и руководству бессознательного; отказываясь, насколько это возможно, от любых предвзятых мнений и ригидных представлений. Например, аналитик может считать, что проблема пациента связана с матерью, но сновидения могут указывать на проблему в отношениях со старшим братом. Способность отказываться от собственных суждений имеет важное значение, так как наш основной способ справляться с неизвестным состоит в том, чтобы цепляться за готовые формулы.

Говоря о стадиях Юнгианской терапии, можно выделить следующие четыре.

 

Стадии психотерапии

I. Исповедь. Юнг полагал, что в основе всякого невроза лежит тайна и сдержанный аффект. В истерии больше тайны, в психастении больше сдержанного аффекта. Накопление связанных с «недостойными» поступками или мыслями аффектов, рано или поздно приводит к болезни и ощущению отделенности от других людей. Этим объясняется живительная сила искренних исповедей.

II. Объяснение. Необходимость в объяснении возникает в тех случаях, когда простого отреагирования аффекта в катарсисе недостаточно. Такая ситуация может быть вызвана сформировавшейся патологической привязанностью пациента к аналитику и тогда необходимо разъяснить ему инфантильный и деструктивный характер такой привязанности. Так же необходимость в объяснении возникает для пациентов с высокой степенью сознательного контроля, что приводит к сильнейшему сопротивлению искреннему и эмоциональному самовыражению.

III. Воспитание социального человека. Не все люди способны отказаться от своих инфантильных надежд и притязаний даже под воздействием объяснений терапевта. Иногда невротические паттерны реакций на действительность превращаются в закоренелые привычки (например, в случае формирования аддикций), которые также не исчезают до тех пор, пока не будут замещены другими, приобрести которые можно лишь через обучение. Смысл третьей стадии терапии заключается как раз в привитии таких, более конструктивных, паттернов поведения и реакций. Именно за эту стадию К.Г.Юнг критиковался З.Фрейдом в его работе «Очерки истории психоаналитического движения» (терапевт должен быть непредвзят, не включен, не может давать советы или поучать пациента).

IV. Преобразование. Эта стадия призвана адаптировать к жизни людей, чьи способности значительно превышают средний уровень и при этом, она необходима для терапевта, с тем, что бы избежать опасности поглощения незаурядной личностью. Для выдающихся людей рамки «нормальной» жизни тесны и их страдание как раз и вызвано желанием «быть нормальными» в то время как такая жизнь и составляет причину их расстройства. Здесь важно довести до сознания такого пациента причину его страдания и найти адекватный стиль жизни.

Особенности Мортидо.

Жизнь всегда предполагает смерть и следовательно действие Мортидо имеет место до тех пор, пока человек жив. Без его энергии невозможна смена поколений, то есть естественный процесс жизни. Страх смерти сдерживает действие Мортидо. Мортидо представляет собой позыв перейти снова в неорганическое состояние и, следовательно, снова возродиться.

На страхе смерти основано любое религиозное учение. Само Мортидо лежит в основе всех деструктивных поступков человека, то есть, причина деструктивности в обществе коренится в мортидном позыве каждого человека и, следовательно, она неискоренима. С другой стороны, без мортидо невозможно продолжение жизни: для поиска пищи или отстаивания своих интересов требуется известная доля агрессии, которая прослеживается даже во время сексуального акта.

 

Толкование сновидений:

Юнг: только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он в своем роде и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.

Фрейд: Какие основные функции имеет сновидение с точки зрения психоанализа?

- функция исполнения желаний. Эта функция является основной у сновидения. Фрейд выделял 3 типа желаний: появившееся днем и неосуществленное, возникшее днем и отвергнутое и постоянно существующее в бессознательном подавленное желание. Желаний 1 и 2 типа недостаточно для формирования сновидения, необходимо, чтобы оно объединились или нашли поддержку в 3-м, инфантильном, желании),

- функция продолжения сна (все помехи сну, как внешние, так и физиологические, интегрируются в сновидение в искаженном виде)

При интерпретации сновидений необходимо выявлять и обращать внимание на желания, дневные остатки и связь с инфантильностью.

 

Структура личности:

Юнг: Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей - коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "первичными образами", так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Основными архетипами индивидуальной психики он считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго является центральным элементом личного сознания. Тень - это центр личного бессознательного.

Фрейд: Для Фрейда человеческая психика представляется как триада взаимодействующих и конфликтующих элементов: ИД (Оно) – ЭГО (Я) – СуперЭГО (Сверх-Я). Первая инстанция задает некое природное начало в человеке, которое наполняя его энергией, часто вступает в противоречие с внешней средой, а именно, с другими людьми. Внутренним представителем внешнего мира для человека является Сверх-Я. Эта инстанция включает в себя некие безусловные требования общежития между людьми, а также то, что мы называем человеческими идеалами. Инстанция, которая призвана примирять требования первых двух называется Эго (Я). Именно она регулирует поведение человека и постоянно ищет компромисс между Ид и СуперЭго, позволяя с одной стороны реализовывать свои инстинктные потребности, а с другой, не разрушать отношения с другими людьми. Инстанция Сверх-Я формируется в возрасте от 3 до 5 лет, именно этот период жизни называется эдиповым.

Культура:

Юнг: Для Юнга основа души (бессознательное), хотя и имеет архаическое происхождение, но все же может жить в мире с культурой. Конечно, нельзя укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу культуре. Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение.. Жизнь рационализируется, но человек не становится более рациональным по своему психическому устройству. Рушится прежний символический мир, и вместе с ним уходит в прошлое культурное выражение и осуществление архетипов; наступает «ужасающая символическая нищета», в которой жизнь человека обесцвечивается и обессмысливается. Крушение символов означает также утрату символического управление могучими «демонами души», остающимися теперь без присмотра.

Фрейд: Внешним представителем Сверх-Я выступает человеческая культура, без которой современный человек существовать не может. Истоки ее возникновения неизвестны. Вернуться в первобытное состояние человек не может как и отказаться от своей природы. То есть, оставаясь природным существом он утратил природные регулирующие механизмы, функцию которых взяла на себя культура. С психоаналитической точки зрения можно рассматривать инстанцию ЭГО как способ разрешения противоречий между ИД и культурой. Задача культуры состоит в канализации потоков агрессивности и сексуальности и лишь в крайнем случае их репрессии. Психоанализ рассматривает современную культуру как весьма репрессивную по отношению к инстинктной жизни человека. Конструктивный выход из этого положения – сублимация, то есть перевод сексуальных и отчасти агрессивных позывов в отличное от первоначального предназначения русло в общественно приемлемые формы и цели. Например, хирургия является хорошей формой отреагирования агрессии, а актерство – сублимацией эксгибиционистского желания.


 

г. - «Общество психоаналитических сред».

Осенью 1902 г. 3. Фрейд пригласил к себе домой четырех врачей с целью обсуждения тех идей и концепций, которые лежали в основе психоанализа. Этими врачами были Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер и Вильгельм Штекель. Состав членов Психологического общества по средам не был постоянным. Вместе с тем, если в 1902 г. в него входило пять человек, включая Фрейда, то в 1906 г. количество членов общества достигло семнадцати, а в 1908 г. — двадцати двух человек. Заседания общества проходили на квартире Фрейда. Кружок был преобразован в Венское психоаналитическое общество в 1908 г.

Вильгельм Штекель (1868-1940) –родился в еврейской семье в селе Бояны (ныне Украина). В связи с нервным расстройством лечился у Зигмунда Фрейда и стал одним из первых его последователей. Распространял идеи психоанализа в немецкой и австрийской периодике. Вместе с А. Адлером редактировал журнал «Имаго».

Штекель был сторонником активно-наступательной позиции аналитика в отношениях с пациентом. В труде «Язык сновидения» пытался свести содержание сновидений к набору предзаданных фаллических и вагинальных символов. В 1912 г. Фрейд разорвал отношения со Штекелем в связи с тем, что последний ставил под сомнение значение Эдипова комплекса и страха кастрации в качестве отправной точки большинства неврозов. Одной из краеугольных идей Штекеля была скрытая гомосексуальность всех людей. В 1920 году он выпустил ставшее классическим исследование об онанизме, где доказывал его благотворность в отношении половой разрядки. Для обозначения влечения к смерти Штекель первым использовал греческое слово «танатос».

После прихода к власти нацистов Штекель уехал жить в Лондон, где покончил с собой путём передозировки аспирина.

А.Адлер (1870-1937) –Врач, один из первых отошедших от Фрейда его сторонников. Основал собственное психологическое направление «Индивидуальная психологии». Разработал учение о неполноценности и компенсации, первым стал применять групповой психоанализ.

Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса».

Отто Ранк (1884-1939) –австрийский психоаналитик, один из ближайших учеников и последователей Фрейда. Занимался теорией сновидений, соотнося материал сновидений с мифологией и художественным творчеством. Наиболее известна его монография «Травма рождения и её значение для психоанализа», в которой он указывает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно. Фрейд не разделял этой концепции.

Федерн Пауль (1871—1950) –интересовался теорией инстинктов, проявлениями инстинктивных сил в сновидениях, проблемами садизма и мазохизма. Его публикации 1912—1914 гг. считаются первым вкладом в зарождавшуюся Эго-психологию. В 1914—1924 гг. занимался в основном дидактическим анализом. Возглавлял комитет по образованию Венского психоаналитического общества. Был одним из ведущих тренирующих аналитиков. Активно развивал идеи социальной психологии, в т. ч. в работе "Психология революции: общество без отца".


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.230 (0.016 с.)