Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическая психология К.Г.Юнга

Поиск

 

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей - коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание пред­ставляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет.

Другое фундаментальное наблюдение, сделанное Юнгом, заключалось в понимании направленности личностного развития – «процесса индивидуации», ведущего к психической целостности. Юнг говорил, что этот процесс символически отражен в мифологии, литературе, религиях, алхимии и может наблюдаться в клинике. Наиболее распространенным символом индивидуации является дерево.

Содержание коллективного бессознательного состоит из архе­типов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость.

Персона. Социальная роль человека, сформированная в результате воспитания и обучения в раннем возрасте.

Тень. Те аспекты личного бессознательного, которые человек пытается не замечать или подавлять в себе группируются под приматом архетипа Тени. В процессе индивидуации происходит встреча с теневыми аспектами своего Эго и это может быть шоковое событие. Затем происходит постепенная интеграция этих аспектов в Эго как неких ограничений либо, напротив, новых возможностей.

Анима. Бессознательная женская сторона личности мужчины называется Анимой. Идентификация с Анимой в процессе индивидуации проявляется как переменчивость в настроении, утрата мужественности, сверхчувствительность, неуверенность, депрессивность. Положительные качества Анимы – пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе.

Анимус. Бессознательная мужская сторона личности женщины называется Анимусом. Идентификация с Анимусом делает женщину в негативном аспекте: жесткой, самоуверенной, спорщицей, а в позитивном – смелой, правдивой, творческой. Характер влияния Анимуса на женщину определяется отцом.

Парный архетип Сизигия (Анима/Анимус) часто проецируется во вне и возможно впадение в состояние «зачарованности» Сизигией (влюбленности с первого взгляда). Создается ощущение, что только что встреченный человек давным-давно и хорошо знаком, он просто родной. Архетип Сизигии становится актуальным с началом полоролевой идентификации и сопровождает человека на протяжении всего периода, связанного с построением отношений с противоположным полом. В процессе индивидуации человек проходит стадии индентификации с Персоной, встречи с Тенью, идентификации с Сизигией, в результате чего происходит достижение внутренней целостности – Самости.

Психологически типы

В основу своей типологии Юнг положил понятие «установки» и «функции».

Под установкой Юнг понимал вид привычного реагирования субъекта на стимул, особенности которого были выявлены в ходе проведения ассоциативного эксперимента. Некоторые люди реагируют на слово-стимул непосредственно, без задержки, они как бы демонстрируют большую открытость и уверенность в своих действиях. Другие напротив, реагируют с некоторой задержкой, как бы не совсем уверенно. Первые характеризуются скорее позитивной установкой к окружающим, вторые в некоторой степени недоверчивостью. Первый тип реакции и соответствующей установки Юнг предложил назвать «экстравертированной», второй – «интравертированной».

Однако, исследуя эти группы людей, было обнаружено, что они представляют собой весьма разнородные образования. Это побудило Юнга ввести в качестве критерий имевшихся различий дополнительно еще четыре психические функции. Каждый человек инстинктивно использует свою наиболее развитую функцию («ведущую функция»), приспосабливаясь к окружающей среде.

1. Ощущения. Эта функция относится к иррациональным. Люди, с ведущей функцией ощущений ориентированы на непосредственное ощущение, часто они сибариты, ценители вкусной пищи, изысканной музыки, любители противоположного пола.

2. Мышление. Эта функция относится к категории рациональных. Эта функция выступает как ведущая у ученых, философов, инженеров, то есть тех, чей труд и образ жизни связан с активным использованием этой функции.

3. Эмоции. относится к категории рациональных, поскольку она мотивирует и направляет мышление в определенную сторону. Чаще всего эта функция преобладает у лиц творческих профессий.

4. Интуиция. В аналитической психологии интуиция рассматривается как вид восприятия, который не ограничивается органами чувств, а проходит прямо через сферу бессознательного. Вещие сны и телепатия из разряда таких феноменов. Интуиция относится к иррациональным функциям. Она выступает как ведущая у судей и изобретателей, игроков и провидцев.

 

Теория психотерапии

Аналитическая психотерапия не обладает разработанной теорией, речь скорее идет о общих положениях. Юнг по-разному смотрел на терапию, как на процесс самопознания, реконструкцию личности, и даже как на процесс воспитания. Юнг был прагматиком, девизом которого было: "годится все что угодно, до тех пор, пока это работает".

Главный принцип аналитической терапии состоит в том, чтобы скрупулезно следовать направлению и руководству бессознательного; отказываясь, насколько это возможно, от любых предвзятых мнений и ригидных представлений. Например, аналитик может считать, что проблема пациента связана с матерью, но сновидения могут указывать на проблему в отношениях со старшим братом. Способность отказываться от собственных суждений имеет важное значение, так как наш основной способ справляться с неизвестным состоит в том, чтобы цепляться за готовые формулы.

Говоря о стадиях Юнгианской терапии, можно выделить следующие четыре.

 

Стадии психотерапии

I. Исповедь. Юнг полагал, что в основе всякого невроза лежит тайна и сдержанный аффект. В истерии больше тайны, в психастении больше сдержанного аффекта. Накопление связанных с «недостойными» поступками или мыслями аффектов, рано или поздно приводит к болезни и ощущению отделенности от других людей. Этим объясняется живительная сила искренних исповедей.

II. Объяснение. Необходимость в объяснении возникает в тех случаях, когда простого отреагирования аффекта в катарсисе недостаточно. Такая ситуация может быть вызвана сформировавшейся патологической привязанностью пациента к аналитику и тогда необходимо разъяснить ему инфантильный и деструктивный характер такой привязанности. Так же необходимость в объяснении возникает для пациентов с высокой степенью сознательного контроля, что приводит к сильнейшему сопротивлению искреннему и эмоциональному самовыражению.

III. Воспитание социального человека. Не все люди способны отказаться от своих инфантильных надежд и притязаний даже под воздействием объяснений терапевта. Иногда невротические паттерны реакций на действительность превращаются в закоренелые привычки (например, в случае формирования аддикций), которые также не исчезают до тех пор, пока не будут замещены другими, приобрести которые можно лишь через обучение. Смысл третьей стадии терапии заключается как раз в привитии таких, более конструктивных, паттернов поведения и реакций. Именно за эту стадию К.Г.Юнг критиковался З.Фрейдом в его работе «Очерки истории психоаналитического движения» (терапевт должен быть непредвзят, не включен, не может давать советы или поучать пациента).

IV. Преобразование. Эта стадия призвана адаптировать к жизни людей, чьи способности значительно превышают средний уровень и при этом, она необходима для терапевта, с тем, что бы избежать опасности поглощения незаурядной личностью. Для выдающихся людей рамки «нормальной» жизни тесны и их страдание как раз и вызвано желанием «быть нормальными» в то время как такая жизнь и составляет причину их расстройства. Здесь важно довести до сознания такого пациента причину его страдания и найти адекватный стиль жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.77 (0.008 с.)