Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналитическая психология К.Г.ЮнгаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей - коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Другое фундаментальное наблюдение, сделанное Юнгом, заключалось в понимании направленности личностного развития – «процесса индивидуации», ведущего к психической целостности. Юнг говорил, что этот процесс символически отражен в мифологии, литературе, религиях, алхимии и может наблюдаться в клинике. Наиболее распространенным символом индивидуации является дерево. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Персона. Социальная роль человека, сформированная в результате воспитания и обучения в раннем возрасте. Тень. Те аспекты личного бессознательного, которые человек пытается не замечать или подавлять в себе группируются под приматом архетипа Тени. В процессе индивидуации происходит встреча с теневыми аспектами своего Эго и это может быть шоковое событие. Затем происходит постепенная интеграция этих аспектов в Эго как неких ограничений либо, напротив, новых возможностей. Анима. Бессознательная женская сторона личности мужчины называется Анимой. Идентификация с Анимой в процессе индивидуации проявляется как переменчивость в настроении, утрата мужественности, сверхчувствительность, неуверенность, депрессивность. Положительные качества Анимы – пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе. Анимус. Бессознательная мужская сторона личности женщины называется Анимусом. Идентификация с Анимусом делает женщину в негативном аспекте: жесткой, самоуверенной, спорщицей, а в позитивном – смелой, правдивой, творческой. Характер влияния Анимуса на женщину определяется отцом. Парный архетип Сизигия (Анима/Анимус) часто проецируется во вне и возможно впадение в состояние «зачарованности» Сизигией (влюбленности с первого взгляда). Создается ощущение, что только что встреченный человек давным-давно и хорошо знаком, он просто родной. Архетип Сизигии становится актуальным с началом полоролевой идентификации и сопровождает человека на протяжении всего периода, связанного с построением отношений с противоположным полом. В процессе индивидуации человек проходит стадии индентификации с Персоной, встречи с Тенью, идентификации с Сизигией, в результате чего происходит достижение внутренней целостности – Самости. Психологически типы В основу своей типологии Юнг положил понятие «установки» и «функции». Под установкой Юнг понимал вид привычного реагирования субъекта на стимул, особенности которого были выявлены в ходе проведения ассоциативного эксперимента. Некоторые люди реагируют на слово-стимул непосредственно, без задержки, они как бы демонстрируют большую открытость и уверенность в своих действиях. Другие напротив, реагируют с некоторой задержкой, как бы не совсем уверенно. Первые характеризуются скорее позитивной установкой к окружающим, вторые в некоторой степени недоверчивостью. Первый тип реакции и соответствующей установки Юнг предложил назвать «экстравертированной», второй – «интравертированной». Однако, исследуя эти группы людей, было обнаружено, что они представляют собой весьма разнородные образования. Это побудило Юнга ввести в качестве критерий имевшихся различий дополнительно еще четыре психические функции. Каждый человек инстинктивно использует свою наиболее развитую функцию («ведущую функция»), приспосабливаясь к окружающей среде. 1. Ощущения. Эта функция относится к иррациональным. Люди, с ведущей функцией ощущений ориентированы на непосредственное ощущение, часто они сибариты, ценители вкусной пищи, изысканной музыки, любители противоположного пола. 2. Мышление. Эта функция относится к категории рациональных. Эта функция выступает как ведущая у ученых, философов, инженеров, то есть тех, чей труд и образ жизни связан с активным использованием этой функции. 3. Эмоции. относится к категории рациональных, поскольку она мотивирует и направляет мышление в определенную сторону. Чаще всего эта функция преобладает у лиц творческих профессий. 4. Интуиция. В аналитической психологии интуиция рассматривается как вид восприятия, который не ограничивается органами чувств, а проходит прямо через сферу бессознательного. Вещие сны и телепатия из разряда таких феноменов. Интуиция относится к иррациональным функциям. Она выступает как ведущая у судей и изобретателей, игроков и провидцев.
Теория психотерапии Аналитическая психотерапия не обладает разработанной теорией, речь скорее идет о общих положениях. Юнг по-разному смотрел на терапию, как на процесс самопознания, реконструкцию личности, и даже как на процесс воспитания. Юнг был прагматиком, девизом которого было: "годится все что угодно, до тех пор, пока это работает". Главный принцип аналитической терапии состоит в том, чтобы скрупулезно следовать направлению и руководству бессознательного; отказываясь, насколько это возможно, от любых предвзятых мнений и ригидных представлений. Например, аналитик может считать, что проблема пациента связана с матерью, но сновидения могут указывать на проблему в отношениях со старшим братом. Способность отказываться от собственных суждений имеет важное значение, так как наш основной способ справляться с неизвестным состоит в том, чтобы цепляться за готовые формулы. Говоря о стадиях Юнгианской терапии, можно выделить следующие четыре.
Стадии психотерапии I. Исповедь. Юнг полагал, что в основе всякого невроза лежит тайна и сдержанный аффект. В истерии больше тайны, в психастении больше сдержанного аффекта. Накопление связанных с «недостойными» поступками или мыслями аффектов, рано или поздно приводит к болезни и ощущению отделенности от других людей. Этим объясняется живительная сила искренних исповедей. II. Объяснение. Необходимость в объяснении возникает в тех случаях, когда простого отреагирования аффекта в катарсисе недостаточно. Такая ситуация может быть вызвана сформировавшейся патологической привязанностью пациента к аналитику и тогда необходимо разъяснить ему инфантильный и деструктивный характер такой привязанности. Так же необходимость в объяснении возникает для пациентов с высокой степенью сознательного контроля, что приводит к сильнейшему сопротивлению искреннему и эмоциональному самовыражению. III. Воспитание социального человека. Не все люди способны отказаться от своих инфантильных надежд и притязаний даже под воздействием объяснений терапевта. Иногда невротические паттерны реакций на действительность превращаются в закоренелые привычки (например, в случае формирования аддикций), которые также не исчезают до тех пор, пока не будут замещены другими, приобрести которые можно лишь через обучение. Смысл третьей стадии терапии заключается как раз в привитии таких, более конструктивных, паттернов поведения и реакций. Именно за эту стадию К.Г.Юнг критиковался З.Фрейдом в его работе «Очерки истории психоаналитического движения» (терапевт должен быть непредвзят, не включен, не может давать советы или поучать пациента). IV. Преобразование. Эта стадия призвана адаптировать к жизни людей, чьи способности значительно превышают средний уровень и при этом, она необходима для терапевта, с тем, что бы избежать опасности поглощения незаурядной личностью. Для выдающихся людей рамки «нормальной» жизни тесны и их страдание как раз и вызвано желанием «быть нормальными» в то время как такая жизнь и составляет причину их расстройства. Здесь важно довести до сознания такого пациента причину его страдания и найти адекватный стиль жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.77 (0.008 с.) |