Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физические упражнения — основное средство

Поиск

Результативность физического воспитания достигается исполь­зованием всей системы средств, однако наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходится на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин.

1. Среди всех видов педагогической деятельности только в
физическом воспитании предметом обучения являются действия,
направленные на физическое совершенствование обучающегося и
выполняемые ради усвоения самих действий.

2. Физические упражнения воздействуют не только на морфо-
функциональное состояние организма, но и на личность выпол­
няющего их. Следовательно, физические упражнения закономерно
рассматривать как действия, в которых проявляется материали­
стическое учение о единстве физического и психического в дея­
тельности человека.

3. Физические упражнения как системы движений выражают
мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действи­
тельности. Это положение нашло четкое отражение в словах
И. М. Сеченова: «...Все внешние проявления мозговой деятель­
ности... могут быть сведены на мышечные движения».

4. Физические упражнения — это один из способов передачи
общественно-исторического опыта в области физического воспита­
ния, его научных и практических достижений.

5. Физические упражнения могут удовлетворять природную по­
требность человека в движениях.


Факторы, определяющие воздействие физических упражнений

Одно и то же физическое упражнение может привести к раз­ным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения вы­звать одинаковый результат. Это является доказательством того, что физические упражнения сами по себе не наделены какими-то постоянными свойствами. Следовательно, знание факторов, опре­деляющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить управляемость педагогическим процессом. Все многообразие факторов может быть сгруппированно следующим образом:

1. Личностные характеристики учителя и учеников являются
важнейшими факторами. Процесс обучения двусторонний —учи­
тель учит, ученики учатся, поэтому воздействие физических уп­
ражнений в равной мере зависит от того, кто учит, и от тех, кто
учится: от нравственных качеств и интеллекта, от уровня знаний,
умений и физического развития, от заинтересованности и актив­
ности и пр.

2. Научные факторы характеризуют меру познания человеком
закономерностей физического воспитания. Чем глубже разрабо­
таны педагогические, психологические, физиологические особенно­
сти физических упражнений, тем эффективнее молено их исполь­
зовать для решения педагогических задач.

3. Методические факторы объединяют обширную группу тре­
бований, подлежащих реализации при использовании физических
упражнений.

Обучая физическому упражнению или применяя его для ре­шения иной педагогической задачи (например, для развития фи­зических способностей), следует учитывать, во-первых, возможный эффект от этого упражнения, т. е. знать, решение каких задач (образовательных, воспитательных, оздоровительных) можно до­стичь в большей мере этим упражнением; во-вторых, его строение (является ли оно статическим или динамическим, циклическим или ациклическим и т. д.); в-третьих, способы возможных повто­рений (целесообразно ли прибегать к расчленению или выполнять в целом, давать активный отдых между повторениями или пассив­ный и т. д.). Эти характеристики физического упражнения опре­деляют подбор средств и методов физического воспитания для решения поставленной педагогической задачи.

Эффект от физических упражнений достигается лишь при оп­тимальной дозировке нагрузки. Дозировка зависит от продолжи­тельности выполнения действия, его интенсивности (быстроты, весовой нагрузки и пр.), частоты повторений (количества интер­валов отдыха), длительности и характера отдыха между повто­рениями, исходного положения. При регулировании дозировки следует учитывать взаимодействие всех перечисленных моментов. Например, увеличение продолжительности упражнения сопровож­дается снижением его интенсивности.

3 Заказ № 1180 33


Результативность физического упражнения зависит от спосо­ба его исполнения. Например, лазанье по канату в три приема более экономно, чем лазанье произвольным способом, а поэтому позволяет влезать на большую высоту.

Выполнение физического упражнения вызывает последействие, т. е. специфичные функциональные изменения, сохраняющиеся определенное время. На фоне последействия изменяется эффек­тивность воздействия последующего упражнения. В зависимости от предыдущего и последующего упражнений эффективность мо­жет или повышаться (например, упражнения на внимание созда­ют благоприятное последействие для освоения сложного дейст­вия), или понижаться (например, после кувырков возникает по­следействие, осложняющее обучение действиям в равновесии). Уровень последействия по своей глубине и продолжительности за­висит от состояния учеников, их подготовленности и пр. Учет эффекта последействия составляет ведущее требование к разра­ботке комплексов упражнений.

4. Гигиенические факторы являются решающими в реализа­
ции принципа оздоровительной направленности советской систе­
мы физического воспитания. Их задача — сделать занятия физи­
ческими упражнениями органической частью жизнедеятельности
человека. С другой стороны, эффективность самих физических
упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходи­
мых гигиенических норм. Будучи неспецифическими средствами,
гигиенические факторы приобретают большое значение для пол­
ноценного решения задач физического воспитания. Как бы хоро­
шо ни был организован педагогический процесс, он никогда не
даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима пи­
тания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных
условиях. Вот почему в школьной программе по физическому
воспитанию имеется теоретический материал, определяющий объ­
ем гигиенических знаний школьников.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы: 1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общест­венной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физиче­скими упражнениями. 2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воз­духа, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое об­лучение и т. п.).

5. Метеорологические факторы составляют ту группу факто­
ров, познав закономерности воздействия которых можно опреде­
лить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта


I


от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспо­сабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излуче­ние, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохи­мические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, рабо­тоспособности человека и эффективности физическах упражнений. Все это сказывается на технике и тактике физических упражне­ний и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на ученика при выполнении им физических упражнений.

Использование естественных сил природы в процессе физи­ческого воспитания осуществляется по двум направлениям: 1. Естественные силы природы как сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболее благоприят­ные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм чело­века. 2. Естественные силы природы как относительно самостоя­тельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти про­цедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект вос­становления.

Одним из главных требований к использованию естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении ра­циональной дозы следует учитывать особенности учеников и ха­рактер педагогических задач. Это позволит, во-первых, реализо­вать перенос эффекта закаливания, т. е. использовать приобре­тенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности; во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следова­тельно, повышения работоспособности; в-третьих, повысить со­противляемость организма к действию перегрузок, вибрации, ука­чивания и пр.; в-четвертых, на более высоком уровне проявить волевые качества.

6. Комплексность воздействия как определяющий фактор ко­нечной результативности физических упражнений предусматрива­ет использование не только основных средств физического воспи­тания в виде разнообразных систем физических упражнений, но и дополнительных (сопутствующих) — гигиенических и метеорологи­ческих мер воздействия.

Каждая разновидность средств обладает специфическими воз­можностями воздействия на организм занимающихся и объединя­ет по этому признаку определенное количество типичных средств. Каждое конкретное средство может иметь несколько вариантов применения (например, бег на 500 м с разной скоростью). Одно и

3* 35


то же средство применяется не изолированно, а в комплексе с другими (например, бег с прыжками при различных сочетаниях действия естественных сил природы). Подобных комплексов средств может быть неограниченное количество. Отсюда вытека­ют два методических положения: разнообразие средств создает, с одной стороны, большие затруднения при выборе наиболее эф­фективного средства, а с другой — широкие возможности при ре­шении любых педагогических задач; выбор средств должен за­вершаться разработкой их комплексов.

7. Материальные факторы (спортивные сооружения, инвен­тарь, одежда и пр.) в большей мере влияют на решение спортив­ных задач (быстрее пробежать, выше прыгнуть и т. д.) и в мень­шей— на решение общеобразовательных и оздоровительных задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.38 (0.007 с.)