Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная обусловленность воспитания физических качеств

Поиск

С рождения ребенок наделен соответствующей совокупностью физических потенций, заложенных в него наследственными про­граммами индивидуального развития. В ходе биологического созревания органов и структур организма данные потенции разви­ваются, определяя различные физические свойства человека. Вме­сте с тем физические свойства, приобретаемые на основе насле­дуемых программ, не всегда обеспечивают физическую готовность ребенка к предстоящей трудовой деятельности, что связано с про­грессивно меняющимся характером общественного производства. Как результат социальной необходимости приведения физических свойств в соответствие с характером современного производства организуется направленная подготовка, предусматривающая вос­питание физических качеств, отвечающих требованиям предстоя­щей трудовой деятельности.

Являясь составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств содействует решению социально обусловлен­ных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-эколо­гическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направлен­ных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реа­лизации творческих сил человека в интересах общества. Направ­ленность и содержание воспитания физических качеств регламен­тируются социальными принципами физического воспитания. Вы­работанные в ходе исторического развития общества принципы раскрывают основы практической деятельности по всесторонне­му и гармоничному физическому развитию детей (выбору состава средств, методов и форм организации педагогических возденет-


вий). Организующей основой воспитания физических качеств яв­ляются социально определенные требования, выраженные в нор­мативах Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду н обороне». Являясь интегрированным выражением социального за­каза, комплекс ГТО определяет поэтапность воспитания физиче­ских качеств, задаст уровни их необходимого проявления и формы реализации в различные возрастные периоды.

Таким образом социальная обусловленность воспитания физи­ческих качеств проявляется:

— в удовлетворении потребностей общества в физически все­
сторонне развитых гражданах, наделенных высоким уровнем фи­
зических качеств и обладающих функциональной готовностью
осуществлять трудовую деятельность;

— в подчинении социальным принципам физического воспита­
ния, задающим направленность и методологическую основу педа­
гогического процесса;

— в наличии социально обусловленных требований комплекса
ГТО, регламентирующего соответствие уровня физических качеств
социальным запросам.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

В теории воспитания выделяются социаль­ные, психические и физические качества личности, которые воспи­тываются в строгом единстве всеми видами воспитания {умствен­ным, физическим, трудовым и пр.). Вместе с тем каждый вид вос­питания имеет свою предметную направленность, где содержание педагогических воздействий акцентируется преимущественно на воспитание определенных качеств. Любые качества личности ба­зируются на ведущих функциях человека, представляющих в своей основе взаимодействие морфологических, физиологических, биохимических и психических процессов соответствующих орга­нов и структур организма. Характер взаимодействия этих процес­сов, соотношение их активности и соподчиненпости определяют свойства человека, его личностные особенности.

Под физическими качествами понимают определенные соци­ально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность осу­ществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств, обеспечивающих все многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физиче­скую ловкость.

Физические качества характеризуются общими и специальны­ми компонентами. Общие присущи большинству физических ка­честв, а специальные обусловливают специфичность каждого из них.

Общие компоненты выделяют по признакам механиче­ской работы, которая совершается при выполнении любого дви-


гательпого действия. Поскольку двигательные действия, с помо­щью которых решаются двигательные задачи, могут выполняться в меняющихся режимах и условиях внешней и внутренней среды организма, то это будет сказываться на характеристиках механи­ческой работы, а следовательно, и на особенностях проявления физических качеств в целом. Среди общих компонентов физиче­ских качеств выделяются такие, как работа мышц по перемеще­нию тела и его звеньев, воздействия на внешние объекты посред­ством мышечных напряжений, обеспечение работающих мышц энергией, доставка и утилизация продуктов энергообмена. К об­щим компонентам физических качеств относят также особенности проявления воли, смелости, организованности и др. Последние представляют собой психические свойства человека, которые по­вышают эффект реализации физиологических возможностей в изменяющихся условиях решения двигательных задач. Наличие общих компонентов дает основание измерять все физические ка­чества единым измерителем: либо в единицах механической рабо­ты (кГм), либо в единицах затрат энергии на совершенную меха­ническую работу (ккал).

Выделение специальных компонентов обусловлено проявлением конкретных свойств человека, определяемых содер­жанием двигательной задачи. Условия решения двигательной за­дачи или группы соответствующих задач обусловливают специ­фичность состава и характер взаимодействия органов и структур организма, их соподчиненность и активность. Проявление особен­ностей этого взаимодействия есть суть отражения специальных компонентов физических качеств, суть отличия одних качеств от других. На основе специальных компонентов дифференцируют измерители для каждого физического качества. Так, например, качество выносливости измеряется предельным временем работы, качество силы — массой перемещаемых объектов, быстроты — ко­личеством движений в единицу времени и т. п.

В физическом воспитании пользуются также терминами «■дви­гательные» и «психомоторные» качества. Оба тер­мина не подменяют собой понятия «физические качества». Они только усиливают представления о единстве психических и био­логических процессов в целостной личности, их взаимообусловлен­ность в решении двигательных задач. Термином «двигательные качества» пользуются тогда, когда эффективность решения дви­гательной задачи связывают с биологическими свойствами челове­ка, с функциональными возможностями его органов и структур. Термином «психомоторные качества» пользуются при выделении ведущей роли психических свойств человека в решении двигатель­ной задачи.

Физические качества как качества личности, характеризуя функциональное состояние внутренней природы человека, воспи­тываются в процессе двигательной деятельности. Под воспита­нием физических качеств понимается педагогический про­цесс формирования определенных совокупностей биологических и


психических свойств человека, выражающих его физическую готов­ность к активному труду и защите Родины. Сущность педагогиче­ского процесса по воспитанию физических качеств исходит из двух взаимосвязанных закономерностей: во-первых, внешние воздейст­вия (объективное) при определенных условиях становятся достоя­нием природы человека (субъективное), т. е. закрепляются в ко­личественных и качественных функциональных изменениях орга­нов и структур организма; во-вторых, единство биологических и психических процессов позволяет через направленные физиологи­ческие изменения в организме влиять на психические состояния человека с последующим их переводом в область сознания с тем, чтобы выразиться в результатах дальнейшей деятельности. На­правленное управление переводом в сознание единства биологи­ческих и психических функциональных изменении, достигаемых а процессе двигательной деятельности, приведение их к уровню со­циально значимых свойств личности н составляет суть педагоги­чески организованного воспитания физических качеств.

Воспитание физических качеств осуществляется для содейст­вия всестороннему и гармоничному развитию личности. В соответ­ствии с этим под всесторонностью воспитания физических качеств понимается достижение их многообразия, основанного на единстве биологических и психических свойств человека, а под г а р мои и ч ностью — достижение соразмерности максимальных функциональных возможностей отдельных органов и структур организма, определяющих эти свойства. В таком понимании все­сторонность представляет собой качественную характеристику пе­дагогического процесса, а гармоничность — количественную.

Материальной основой для воспитания физических качеств яв­ляются физические способности, которые заложены природой в любом человеке. Вместе с тем в зависимости от педагогического задания проявление физических способностей в конкретном дви­гательном действии будет различным у каждого индивида: у од­них будет высокий результат по темпу движений (характеристика скоростных способностей), у других — по точности движений {ха­рактеристика координационных способностей) и т. д. Наблюдае­мые различия в результатах выполнения двигательных действий объясняются индивидуальными особенностями взаимодействия функций определенных органов и структур организма, выражаю­щих по своей сути физические способности человека.

Под физическими способностями понимают отно­сительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональ­ные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствую­щими задатками, приобретенные — социально-экологической сре­дой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способ­ность может развиваться иа основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные спо­собности.


^


Реализация физических способностей в двигательных дейст­виях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей конкретных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только от­носительно постоянная совокупность физических способностей, обеспечивающих решение двигательной задачи, определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливо­сти как о физическом качестве человека только по одной способ­ности поддерживать скорость передвижения в режиме субмакси­мальной мощности. О данном качестве можно судить лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает дли­тельное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения.

Для выполнения тех или иных двигательных действий необхо­дима определенная мера выраженности соответствующих способ­ностей, позволяющая говорить об их значимости. Причем можно выделить способности, которые занимают ведущую роль в прояв­лении нескольких физических качеств или только одного. Напри­мер, способность быстро и адекватно перестраивать структуру двигательного действия присуща физическим качествам быстроты и ловкости, а способность длительно выдерживать психофункцио­нальные напряжения присуща физическим качествам силы и вы­носливости. В то же время собственно силовые и скоростио-снло-вые способности характеризуют преимущественно качество силы. Таким образом, одна и та же способность может быть представ­лена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать только одно из них.

В связи с тем, что проявление физических способностей зави­сит как от биологических, так и психических процессов, допуска­ется использование терминов «двигательные» и «психомоторные» способности. С помощью этих терминов конкретизируют приори­тетную роль биологических или психических процессов в струк­туре двигательного действия.

Развитие способностей происходит под действием двух факто­ров: наследственной программы индивидуального развития орга­низма и социально-экологической его адаптации. Последний фак­тор создает объективные условия для организации направленного изменения функциональных свойств органов и структур орга­низма, а следовательно, целевого управления развитием физиче­ских способностей.

Под развитием физических способностей понима­ется единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Двигательные действия вызывают функциональную активность соответствующих органов и структур. Закрепляясь количествен­ными и качественными перестройками в организме, функциональ­ная активность в свою очередь находит выражение в том же са-


мом или ином двигательном действии человека. Одно и то же двигательное действие, но выполняемое в разных режимах и усло­виях, может содействовать развитию не одной, а нескольких фи­зических способностей. В то же время разные действия, но выпол­няемые в одинаковых режимах и условиях, будут развивать пре­имущественно одну из них. Например, бег в максимальном темпе на короткие дистанции развивает скоростные способности, а бег на длинные дистанции — способности к выносливости. В свою очередь сгибание и разгибание рук в упоре лежа, метание спор­тивного ядра или молота развивают силовые способности. Подбор двигательных действий, приведение их режимов и условий выпол­нения в соответствие с требуемой функциональной активностью тех или иных органов и структур, закрепление этой активности составляют суть развития физических способностей.

Взаимосвязь развития физических способностей и воспитания физических качеств обусловлена не только тем, что физические способности являются материальной основой физических качеств, но и единой направленностью на физическую подготовку челове­ка, на преобразование его физической природы. На фоне подобной общности специфичным для развития физических способностей будет являться направленное воздействие физическими упражне­ниями на функциональные возможности органов и структур орга­низма, определяющих те или иные психобиологическне свойства человека, а для воспитания физических качеств — приведение этих свойств к уровню социально значимых качеств личности. Первое достигается посредством выполнения разнообразных двигатель­ных действий (движений), а второе — через решение разнообраз­ных двигательных задач.

Изложенные представления о сути физических качеств и физи­ческих способностей позволяют заключить:

— в основе воспитания физических качеств лежит развитие
физических способностей. Чем более развиты способности, выра­
жающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно
проявляется при решении двигательных задач;

— развитие физических способностей обусловливается врож­
денными задатками, определяющими индивидуальные возможно­
сти функционального развития отдельных органов и структур
организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие
органов и структур, тем более устойчиво выражение соответству­
ющих физических способностей в двигательных действиях;

— воспитание физических качеств достигается через решение
разнообразных двигательных задач, а развитие физических спо­
собностей — через выполнение двигательных действий; возможность
решать многообразные двигательные задачи характеризует всесто­
ронность воспитания физических качеств, возможность решать
многообразные двигательные задачи с необходимой функциональ­
ной активностью органов и структур организма характеризует
гармоничность воспитания физических качеств.


ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Воспитание физических качеств осуществляется через направ­ленное развитие ведущих способностей человека, которые разв'и- | ваются на основе определенных закономерностей. Среди этих за­кономерностей в качестве ведущих выделяют: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в развитии способностей.

Гетерохронность (разновременность) развития устанавливает, что в проиессе биологического созревания организ- ^ ма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качест- ^ венных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти, периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие <и в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соот- (|| встствуюищх физических способностей значительно превысит ре­зультат, достигаемый в периоды их относительной стабилизации. Например, способность длительно поддерживать работу в режиме большой интенсивности обусловлена функцией аппарата, проду­цирующего энергию. Его производительность, выражающаяся мак­симальным потреблением кислорода, интенсивно возрастает в возрасте от 7—8 до 9—10 лет. В результате предельное время работы в режиме большей мощности увеличивается в среднем на 50%. Если в этом возрасте воздействовать на развитие аэроб­ных возможностей организма посредством циклических упражне­ний в диапазоне нагрузок от умеренной до большей мощности (бег, передвижение на лыжах и т. п.), то дополнительный прирост предельного времени работы составит 35—45%- В следующем возрастном периоде, от 9—10 до 11 —12 лет, способность длитель­но поддерживать режим работы продолжает развиваться, но в большей степени за счет повышения производительности иных систем энергообеспечения. Направленное воздействие в этом воз­расте может обеспечить дополнительный прирост времени работы в среднем на 05—75%, но потребует сочетания циклических и ациклических упражнений с диапазоном нагрузок от большой до ■ максимальной интенсивности (бег, прыжки, метание и т. п.). В теории физического воспитания подобные периоды получили название сенситивных (чувствительных) периодов (рис. 5).

Периоды интенсивного развития той или иной физической спо-1 собности у представителей мужского и женского пола не совпа­дают. Как правило, на момент начала интенсивного развития большинства способностей девушки обгоняют подростков на 1,5— 2 года. В связи с тем, что каждая физическая способность имеет свой сенситивный период, а каждое физическое качество выражает­ся совокупностью соответствующих физических способностей, сен- ] ситнвный период для каждого физического качества определяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей).

Этапность развития устанавливает, что по мере выпол­нения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уров­не, необходимо изменять содержание нагрузки, условия ее выпол-


Возраст


Физические способности


го


со


       
   
 
 

ш


Собственно

силовые способности

Снорастно- силовые способности


 


Зона максимальной интенсивности
\\

Зоне

\\

Зона интенсивности
Простые ноординаии*
\
Равновесие

о ■с га

а

ш

§1

о2

0)

X

га о


Точность

движении


\


Гий«ОСТЬ


\


- мальчики


т


— и мальчики


Рис. 5. Сенситивные периоды развития физических способностей детей

(по А. П. Матвееву}



17 19 УРОКОВ

 


Рис. 6. Динамика развития прыгучести у школьников IV класса при исполнении стандартной нагрузки на уроке (по данным С. А. Механошина):

I—этап начального воздействия;

II — этап углубленного воздействия;

III — этап несоответствия нагрузки функциональным возможностям

нения. Развитие физических способностей при относительно дли­тельном использовании постоянной нагрузки характеризуется тре­мя этапами: начального воздействия, углубленного и этапом не­соответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма (рис. 6).

Этапу начального влияния нагрузки свойствен широкий спектр воздействий на организм, когда развитие одной физической способности может сочетаться с развитием других способностей. Для этапа, как правило, характерны неадекватные реакции ор­ганизма в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической работы.

Этап углубленного воздействия наступает по мере неоднократ­ного выполнения упражнения с одной и той же нагрузкой. Проис­ходит как бы суммирование направленных воздействий на разви­ваемую физическую способность, развитие ее отдельных компо­нентов. Расширяются возможности соответствующих органов и структур, совершенствуется их взаимосогласованность, повышает­ся экономичность работы.

Этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма характеризуется снижением или почти отсутствием развивающего эффекта. Для того чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменить содержание нагрузки (увеличить мощность работы, ее продолжительность или условия выполнения упражнения), как бы перевести развитие способно­сти на предыдущие этапы.

Фазность развития устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспо­собности организма. Во время выполнения двигательного дейст­вия выделяются четыре фазы физической работоспособности



исх

 


Рис, 7. Работоспособность школьников V класса по показателям биоэлектриче­ской активности четырехглавой мышцы бедра (по Д. П. Бунрееаой, А. П. Мат­вееву):

[ — фаза нарастающей работоспособности {«врабатывания»)!

Чфаза относительной стабилизации;

III— фаза временного снижения работоспособности;

IV — фазе нарастания работоспособности;

СК — суперкомпенсаторная фаза; Исх — исходный уровень работоспособности

организма: нарастающей работоспособности (врабатывания),отно­сительной стабилизации, временного снижения и повышенной ра­ботоспособности (эффект последействия) (рис. 7).

Фаза нарастающей работоспособности (врабатывайся) наблю­дается в начале выполнения любого двигательного действия и ха­рактеризуется тем, что не все органы л структуры организма, включенные в данное действие, достигают своего необходимого функционального уровня одновременно. Это изменяет направлен­ность педагогического воздействия, не позволяет акцеятированно влиять на развиваемую способность.

Фаза относительной стабилизации определяет готовность ор­ганов и структур организма к адекватному восприятию на­грузки. Содержание выполняемого двигательного действия позво­ляет направленно развивать соответствующие физические спо­собности.

Фаза временного снижения связана с прогрессивно наступаю­щим утомлением и проявляется как во время работы, так и после ее окончания. Она характеризуется тем, что под влиянием нара­стающего утомления органы н структуры организма снижают свою активность неодновременно, что позволяет направленно воздейст­вовать ва некоторые из них. Вместе с тем, и это очень важно для практики, развитие отдельных физических способностей (силовых,


РФЗ

РФ1

ИСХ1


Рис, 8. Прирост работоспособности в цикле занятий, приходящихся на фазу повышенной работоспособности:

— нагрузка;

РФ — рабочая фазз;

СК—суперкомпенсаторная фаза;

Исх — исходный уровень работоспособности

Выносливости) наиболее эффективно осуществляется именно на этой фазе работоспособности организма (развитие через утом­ление).

Фаза повышенной работоспособности наблюдается после вы­полнения физической нагрузки, когда, организм не только восста­навливает свой израсходованный потенциал, но и существенно увеличивает его, превышая дорабочие величины. Если в фазе повышенной работоспособности оказать повторное воздействие, то происходит поступательное развитие органов и структур орга­низма, а следовательно, развитие соответствующих физических способностей (рис. 8).

Перенос развития устанавливает наличие связи между уровнями развития нескольких физических способностей. Если при развитии какой-либо физической способности один или не­сколько ее компонентов представлены в структуре другой способ­ности, то последняя будет развиваться, хотя и не столь интенсив­но. Перенос в развитии физических способностей может осуществ­ляться как внутри какого-либо качества, так и между отдельными физическими качествами. Если человек в подпиши тяжести повы­сил уровень силовых способностей, то это отразится на росте ско-ростно-силовых способностей, например в метании гранаты или толкании ядра. Если же человек развил способность выдерживать высокие нервно-эмоциональные нагрузки, то эта способность будет проявляться при реализации нескольких физических качеств.

В практике физического воспитания рассмотренные закономер­ности реализуются через принципы, регламентирующие методику_ воспитания физических качеств.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.012 с.)