Технология полного усвоения знаний и её использование в практике отечественной и зарубежной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология полного усвоения знаний и её использование в практике отечественной и зарубежной школы



Технология полного усвоения базируется на психолого-педагогических концепциях, выдвинутых в 60-е гг. XX в. американскими психологами Дж. Кэрролом и Б.C. Блумом.

Условия успеваемости:достаточно времени для восприятия материала, излагаемого преподавателем; достаточно времени для его реального освоения.
В основе концепции полного усвоения Дж. Кэррола лежит весьма несложная теоретическая конструкция: все ученики способны усваивать знания, если им создаются для этого необходимые условия.

(Это означает, что не существует двух учеников, которые могут усвоить один и тот же материал за одно и то же время)

Структура деятельности педагога в технологии полного усвоения Точное определение эталона (критерия) полного усвоения для всего курса (уточняет цели обучения для курса в целом; составляет перечень ожидаемых учебных результатов, которые он должен получить к концу курса;
составляет на этой основе диагностические тесты для проверки достижений, запланированных по всему материалу курса); Детальный анализ и дополнительная переработка учебного материала. Разбивка учебного материала на отдельные фрагменты (учебные единицы, модули); Подготовка альтернативных коррекционных учебных материалов по каждому из тестовых вопросов

Практика технологии полного усвоения Вводная часть — ориентация учащихся на работу в рамках системы полного усвоения; Обучение по каждой учебной единице в направлении полного усвоения; Оценка полноты усвоения всего учебного материала каждым из учащихся; Разъяснение смысла оценки (отметки) каждому учащемуся

Ограниченные возможности технологии полного усвоения. преимущественная ориентация на обучение репродуктивного (воспроизводящего) типа; значительные затраты учебного времени (при работе по этой системе они возрастают на 10—50 %), в результате перед общеобразовательной школой ставится проблема: либо сократить объём содержания обучения, сохранив временные рамки, либо расширить временные рамки с целью обеспечения полноценной проработки изучаемого материала (даже на ограниченном познавательном уровне); отведение центрального места в этой системе преподавателю (а не ученику) в том смысле, что именно он направляет ход учебного процесса; снижение (иногда утрачивание самостоятельности привыкших работать по данной системе школьников (эти учащиеся нуждаются в специальном «препарировании» обучения); ограниченность применения в условиях большой наполняемости класса

 

19) Методологические основы игровых технологий. Классификация и условия проведения игр в учебном процессе.

Как писал Л.С. Выготский: «Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет <...>, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений».

Компонент игровой технологии – КИТ; Структурные элементы игры – СЭИ;

Кит сэи
Мотивационный Игровая ситуация
Ориентационно-целевой Задачи игры
Содержательно-операционный Правила игры, игровое действие
Ценностно-волевой Игровое состояние
Оценочный Результат игры

 

Классификации обучающих игр

Игры с правилами: настольные;игры-состязания;подвижные игры на местности;

Творческие игры: ролевые; деловые;

Компьютерные игры

20) Инновационные методы обучения студентов: технологии дистанционного обучения и электронное интерактивное обучение в вузе.

Различают несколько моделей обучения:пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

интерактивная - взаимодействие.

Принципы интерактивного обучения: индивидуализация; гибкость; элективность; контекстный подход; развитие сотрудничества; использование методов активного обучения.

Усвоение материала. При лекционной подаче материала –

не более 20-30% информации, При самостоятельной работе с литературой — до 50%, При проговаривании — до 70%, При личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%.

Дистанционная технология обучения. Дистанционное обучение - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств,

которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Дистанционное образование - система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей деятельности.

Информационно-образовательная среда дистанционного обучения –системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентирующаяся на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Преимущества дистанционного обучения. Гибкость Модульность Параллельность Экономичность Охват Технологичность Социальное равноправие Интернациональность Новая роль преподавателя

Недостатки дистанционного обучения. Отсутствие живого контакта между преподавателем и студентом;Отсутствие живого общения между студентами;Высокая трудозатратность на первом этапе создания учебных курсов для дистанционного обучения;Студенты должны иметь обязательный доступ к техническим средствам обучения (как минимум – компьютер, модем, электронная почта и доступ в интернет);Может создавать значительную нагрузку на сеть; Невозможность 100% контроля над знаниями студентов.

Электронное интерактивное обучение. образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (Интернет и корпоративные сети). Средства и методы электронного интерактивного обучения. интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС, обучающие материалы и курсы, обсуждения в реальном режиме времени, чаты, видеочаты, электронная почта, видеоконференции, видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства). Инструменты электронного интерактивного обучения. Веб-конференции Онлайн-семинар Вебинар.

Преимущества электронных интерактивных форм обучения. Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения. Сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы; Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся оказываются вовлеченными в решение глобальных, а не региональных проблем – расширяется их кругозор; Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети; Использование таких форм, как календарь, электронные тесты (промежуточные и итоговые), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса; и т.д. Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов студентов с преподавателем. Они делают образование более индивидуальным.

 

21) Метод изучения ситуаций (case study). Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Метод конкретных ситуации предполагает:подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики бизнеса; самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами; совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения". Принципы формирования конкретной ситуации. Во-первых, учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения. Во-вторых, учебная ситуация должна соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается. В-третьих, работа с ними должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции в бизнес-процессах. Таким образом, идеальная конкретная ситуация - это:занимательная история конкретного бизнеса или имевшегося случая из истории данного бизнеса; головоломка, требующая решения; обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации; актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем; более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном — "теории" вопроса. Комплект материалов для работы с учебной конкретной ситуацией включает:собственно сама ситуация (текст с вопросами для обсуждения); приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст ситуации (копия финансовых документов, публикации, фото и др.); заключение по ситуации (возможное решение проблемы, последовавшие события); записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору ситуации. Письменное представление любой ситуации должно включать: титульный лист с кратким, запоминающимся названием ситуации (в примечании указываются автор и год написания); введение, где упоминается герой (герои) ситуации, рассказывается об истории фирмы, указывается время начала действия; основную часть, где содержатся главный массив информации, внутренняя интрига, проблема; заключение, где ситуация может "зависать" на том этапе своего развития, который требует соответствующего решения проблемы. Источники конкретных ситуаций. Первый вариант - за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта, или целенаправленного сбора информации. Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д. Третий, наименее распространенный, вариант — описание вымышленной ситуации.

Проблемное обучение. система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Этапы проблемного обучения: информационные, не требующие творческой активности личности, тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения. Формы проблемного обучения: проблемное изложение - преподаватель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение - преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно со студентами; творческое обучение - студенты и формулируют проблему и находят ее решение. Этапы познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация - проблема – поиск способов рещения – решение проблемы. Общие функции проблемного обучения: усвоение студентами системы знаний и способов умственной практической деятельности;развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов;формирование диалектико-материалистического мышления студентов (как основы). Специальные функции проблемного обучения: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности). Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов: Первый: студенты не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. Второй: столкновение студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Третий: имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. Четвертый: имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для теоретического обоснования.

22) Метод проектов. Цель метода - развитие самообразовательной активности у студентов. Проект определяется как организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности студентов под руководством преподавателя является новое знание. Причины использования метода проектов: необходимость не передавать студентам знания, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений; актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему; умение пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: Этапы проектирования учебной деятельности на основе метода проектов определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");выдвижение гипотезы их решения; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Область применения метода проектов сбор данных в разных странах, регионах, городах сопоставление наблюдений за природными и социальными явлениями;сравнительное изучение событий, фактов для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решений;совместная познавательная деятельность. Требования, предъявляемые преподавателю при реализации метода проектов:Готовность к самостоятельной разработке методов управления поисковой и исследовательской работой студентов. Владение методом «мозговой атаки», проведения «круглого стола», статистическими методами. Активное сотрудничество преподавателей, ведущих различные предметы.

Программированное обучение. Цель - повышение эффективности управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. Обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями.

Роль преподавателя - отслеживание психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны алгоритмы программированного обучения:прямолинейный, разветвленный, смешанный и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и др.

Принципы программированного обучения малых шагов — учебный материал делится на малые части (шаги), чтобы обучаемым было легче им овладеть, немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос студент может проверить правильность ответа и только при полном совпадении его ответа с правильным он может переходить к следующему шагу. индивидуализации темпа учения — студент работает в оптимальном для себя темпе, постепенного роста трудности — значительное на первых шагах число наводящих указаний постепенно уменьшается, тем самым повышая степень трудности заданий, дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами, единообразного хода инструментального учения — принцип программ с линейной структурой.

Исследовательский метод обучения. организация поисковой, познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Функции исследовательского метода обучения: организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Сущность исследовательского метода обучения - преподаватель формулирует студентам проблему, а они самостоятельно ищут её решение. В данном случае предполагается применить исследовательский метод не на отдельном занятии, а в целом по дисциплине (возможно факультативе).

Основные составляющие метода: выявление проблем – выработка и постановка гипотез – наблюдения, опыты, эксперименты – суждения и умозаключения, сделанные на их основе.

Организация комплексного применения исследовательского метода обучения. Выбор межпредметной темы:Должна позволять студентам пройти этапы научного исследования,быть достаточно объёмной. Подбор группы студентов, активно участвующих в изучении межпредметной темы: Группа посещает занятия в обязательном порядке,(другие студенты приглашаются пожеланию) Непосредственное руководство исследованием студента ведёт преподаватель – «посредник» он «находится» между студентом и процессом добывания новых знаний.

23) Модульные учебные программы и принципы их построения. Принципы модульного обучения и их связи с общедидактическими принципами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.014 с.)