Великие педагоги прошлого о деятельности учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великие педагоги прошлого о деятельности учителя.



Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель.

Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654г. - одна из первых научно-педагогических книг.

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

И.Ф. Гербарт - крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте." В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям". В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего - изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.

Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.

Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "родное слово" издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: "сделать как можно более пользы моему отечеству". Он достиг цели.

 

8. Физическое воспитание как система, его задачи и функции.

Физическое воспитание как система, его задачи и функции

Система физ. воспитания- это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для школьных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.).

Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях.

Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Задачами физ. воспитания являются:

- оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

- укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

- совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических
функций;

- многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Принципы физ. воспитания- наиболее важные, наиболее существенные положения,
которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога и
занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил времени.

Принципы системы физ. воспитания представляет собой органическое единство, нарушение одного из них отражается осуществлении остальных, принципы: - принцип связи физ. воспитания с практикой жизни (принцип прикладное™).

Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры:

готовность человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной

деятельности.

1. Решая конкретные задачи физ. подготовки, следует при прочих равных условиях
отдавать предпочтение тем средствам, которые формируют жизненно важные
двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить
приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и
навыков, а также разностороннее развитие физ. способностей.

3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с
формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания
трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека.

 

2. Методика применения средств восстановления в спортивной тренировке

Рост спортивной работоспособности в настоящее время нераз­рывно связан с совершенствованием всей системы подготовки ква­лифицированных спортсменов, в том числе и использованием вспо­могательных, нетрадиционных средств повышения работоспособ­ности и расширения функциональных возможностей организма. Среди таких средств важное место занимает ускорение восстанови­тельных процессов после тренировочных и соревновательных на­грузок. Сейчас хорошо известно, что от оптимальности протекания процессов восстановления во многом зависит эффективность трени­ровочного процесса. Чем быстрее восстановление, тем большую ра­боту и более эффективно может выполнить ее спортсмен без ущер­ба для здоровья.

В результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, фер­ментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, на­копление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению об­щего состояния спортсмена, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Постепенная ликвидация этих сдвигов до дос­тижения или превышения предрабочего уровня функционирования организма — основа процесса восстановления.

Процессы восстановления тренируемы. Ускорение восстановле­ния — один из основных показателей состояния тренированности. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (рационализация тренировки и режима, обеспечивающая прогрес­сивное нарастание тренированности), так и путем использования вспомогательных средств стимулирования восстановительных про­цессов.

Механизм действия этих средств можно представить как соче­тание неспецифических (действие на защитно-приспособительные свойства организма) и специфических влияний, направленных на быстрейшую ликвидацию общего и локального утомления. Через нейрогуморальные регуляторные механизмы эти средства воздейст­вуют на измененные вследствие предшествовавшей нагрузки ме­таболизм и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов.

Использование вспомогательных средств может быть эффек­тивным только в сочетании с естественным путем ускорения вос­становления, обусловленным нарастанием тренированности спорт­смена. В противном случае сдвиг восстановления во времени не бу­дет в должной мере обеспечен естественными ресурсами организ­ма, вследствие чего следующая нагрузка может вызвать неблаго­приятные последствия.

Направленное действие на течение восстановительных процес­сов можно рассматривать как один из рычагов управления трени­ровочным процессом. В настоящее время спортивная наука имеет в этом направлении определенные достижения: создано понятие о системе восстановления в спорте, показан комплексный ее харак­тер и взаимосвязь с тренировочным процессом, дана классифика­ция основных средств восстановления, разработана тактика при­менения некоторых из них.

При этом следует различать две основные формы воздействия на эти процессы — восстановление спортивной работоспособности в процессе тренировок с большими нагрузками и соревнований и восстановление спортсменов после перенесенных заболеваний, травм, физического перенапряжения. В последнем случае восста­новление правильнее обозначать термином реабилитация. Восстановление и реабилитация имеют как общие принципиальные черты, так и свойственные каждой из этих форм специфиче­ские особенности.

Способы и средства восстановления спортсменов после' трени­ровочных и соревновательных нагрузок обусловлены главным об­разом видом спорта, периодом и задачей тренировки, характером к продолжительностью соревнований, возрастом и уровнем подго­товленности тренирующегося. Режим реабилитации целиком обус­ловлен состоянием здоровья спортсмена, характером и тяжестью заболевания, степенью потери тренированности.

Использование восстановительных средств должно носить системный характер. Под системой восстановления в спорте сле­дует понимать комплексное использование средств различного действия, направленных на ускорение восстановительных про­цессов.

Основные средства восстановления делятся на три большие группы, которые условно можно назвать педагогическими, психо­логическими и медицинскими.

Педагогические средства — наиболее естественные и основные, ибо, какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они могут быть эффективными только при условии рационального построения тренировки и режима спортсмена.

К педагогическим средствам относятся: рациональное сочета­ние средств общей и специальной подготовки, нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах тренировки; варьирование и волнообразность нагрузок; использование переключений, неспе­цифических упражнений, упражнений для расслабления мышц и дыхательных упражнений в ходе занятия и в виде отдельных заня­тий; введение дней и периодов профилактического активного отды­ха; полноценная разминка и заключительная часть занятия, созда­ние должного эмоционального фонда, индивидуализация трениров­ки и др. При этом должно учитываться соответствие используемых нагрузок состоянию здоровья, возрасту, уровню подготовленности спортсмена.

Под психологическими средствами понимаются ге из них, действие которых направлено главным образом на вос­становление нервного равновесия и устойчивости психики спорт­смена в связи с большими нагрузками и соревнованиями. Эти сред­ства особенно важны в настоящее время, учитывая высокий пси­хологический накал и нервное напряжение, которое испытывает спортсмен на соревнованиях. К этой группе относится как все то, что связано с правильным педагогическим подходом тренера и вра- 1г. к спортсмену как личности (щажение психики, обеспечение должного морального климата в спортивном коллективе, организа­ция интересного отдыха, учет индивидуальных особенностей спорт­смена и совместимости при комплектовании команд, расселении спортсменов на соревнованиях и т. п.), так и специальные приемы регуляции психических состояний: полноценный сон, психорегулирующая, аутогенная тренировка, приемы мышечной релаксации,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.019 с.)