Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные вредности и профессиональные заболевания

Поиск

Производственными (профессиональными) вредностями называют факторы производственной среды, организации труда и производства, которые могут прямо или косвенно явиться причиной нарушения работоспособности или здо­ровья.

Профессиональные заболевания - это заболевания, воз­никающие исключительно или преимущественно в результа­те воздействия на организм производственно-профессиональ­ных факторов. Профессиональное заболевание имеет страхо­вое и законодательное значение. Страховое значение связано с порядком назначения оплаты больничного листка, назначе­ния и размера пенсии. Законодательное значение определено специальным документом - «Списком профессиональных за­болеваний», которым следует руководствоваться при устано­влении этих заболеваний.

Классификация профессиональных вредностей:

1. Производственная пыль (физико-химический фактор).

2. Химические факторы: а) промышленные яды; б) пе­стициды (ядохимикаты, применяемые в сельском хо­зяйстве).

3. Физические факторы: а) производственный шум; б) ви­брация; в) излучения (ультрафиолетовое, ионизирую­щее, тепловое, электромагнитное); г) неблагоприятные метеорологические условия.

4. Биологические факторы: вирусы, микробы, гельминты.

5. Факторы особых условий труда: вынужденное поло­жение тела, напряжение отдельных органов и систем.

Изучением профессиональных факторов и разработкой мероприятий по профилактике профессиональных заболева­ний занимается специальная профилактическая дисципли­на - гигиена труда (наука, изучающая воздействие трудо­вого процесса и окружающей производственной обстанов­ки на организм работающего с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий).

Система мероприятий по охране труда:

- Законодательные (законы, санитарные нормы и пра­вила).

- Социально-экономические (оплата труда, доплаты).

- Организационные (режим труда).

- Технические (изменения технологии).

- Гигиенические (микроклимат, освещение, загазован­ность и другие).

- Лечебно-профилактические (медицинские осмотры, диспансерные наблюдения).

Гигиеническая характеристика промышленной пыли

Пыль - это аэродинамическая система, в которой дис­персной средой является воздух, а дисперсной фазой - пыле­вые частицы. Существует большое количество классифика­ций пыли. По способу образования: аэрозоли дезинтеграции (дробления) и аэрозоли конденсации (пар => вода => твердая пылевая частица); по химическому составу: органическая, минеральная, смешанная; по дисперсности: видимая (более 10 мкм), микроскопическая (10 - 0,25 мкм), ультрамикроско­пическая (0,25 мкм и меньше); по растворимости; по формам пылинок и другие.

Исследования запыленности воздуха рабочей зоны могут быть сведены к двум группам: 1) прямые методы с выделе­нием дисперсной фазы (фильтрация, электро- или термопре-

ципитация, инертное осаждение в пылеотборниках, с после­дующим взвешиванием массы пыли;

2) косвенные методы без выделения дисперсной фазы или выделением ее на под­ложку (радиационно-оптический, радиоизотопный, электри­ческий, электронный).

В условиях запыленности могут возникнуть заболевания: риниты, синуситы, фарингиты, пылевые бронхиты, пневмо-канитозы (силикоз, силикатозы и другие), пневмонии, забо­левания глаз (конъюнктивиты), кожи (дерматиты).

Мероприятия по профилактике пылевой патологии:

- Инженерно-технические (изменения технологии, гер­метизация оборудования, использование мокрого бурения, рациональная вентиляция).

- Индивидуальные средства защиты (респираторы, очки, спецодежда).

- Разработка препаратов антифиброзного действия.

- Общеукрепляющие мероприятия.

- Предварительные и периодические медицинские осмо­тры.

- Уменьшение влияния сопутствующих факторов (норма­лизация микроклимата, борьба с вредными привычками).

7.3. Технический прогресс и профилактика заболеваний, связанных с высоким нервно-психическим напряжением и интенсификацией производственных процессов

В современных условиях происходит усложнение про­фессиональной деятельности людей многих специальностей, к их психоэмоциональным возможностям предъявляются по­вышенные требования (одншремеще наблюдение за не­сколькими изменяющимися во времени производственными процессами, изучение нескольких параметров за короткий срок, восприятие и переработка разнообразной информации,частое и быстрое переключение внимания, острый дефицит времени, повышенная ответственность, возникновение про­блемных ситуаций, гиподинамия). Наряду с этим труд часто связан с эмоциональным напряжением, с социально-произ­водственными факторами риска.

Результатом постоянного нервно-психического напря­жения могут являться хроническое утомление, хронический эмоциональный стресс, повышение сердечно-сосудистых за­болеваний, нервно-психических расстройств, рост общей за­болеваемости.

Психоэмоциональное напряжение не является фаталь­ной неизбежностью. Кратковременные эмоциональные ре­акции, даже отрицательные, оказывают положительное влия­ние. Важно исключить производственные и учебные стресс-факторы, приводящие к развитию хронического перенапря­жения, и выполнять рекомендации физиологии труда:

1. Умственная тренировка и повышение общей квали­фикации придают силы и уверенность, создают оптимальные условия для преодоления стресса, создают чувство удовлет­ворения работой.

2. Умеренная и постоянная производственная нагрузка. Учиться избегать неоправданных стрессовых волнений, тре­нировать и закаливать нервную систему, учиться реально оценивать обстановку, создавать высокую культуру труда, быта.

3. Правильное трудовое, психогигиеническое, эстетиче­ское и этическое воспитание.

4. При стрессовой ситуации уметь переключиться на то, что больше всего интересует и увлекает (литература, искусст­во, общение с природой).

5. Поддержание интереса к работе, чувство новизны, чередование разных видов деятельности.

6. Рациональный отдых, своевременное проведение реабилитационных мероприятий (предупреждение нарушения сна, аутогенная тренировка и другие).

7. Физическое воспитание и ежедневная физическая ак­тивность.

Гигиена умственного труда

К умственному труду относят те виды деятельности, ко­торые характеризуются приемом и переработкой информа­ции, напряжением сенсорного аппарата (чувства, ощуния), напряжением внимания и памяти, активизацией процессов памяти и внимания, эмоциональной сферы.

Классификация:

- Операторский труд (управление машинами, оборудова­нием).

- Управленческий труд (руководители, учителя, препода­ватели).

- Творческий труд (научные работники, писатели, компо­зиторы, конструкторы).

- Труд медицинских работников.

- Труд учащихся и студентов.

Кроме нервно-эмоционального напряжения сопутству­ющим фактором являются гипокинезия, наследственная предрасположенность к болезням, курение, избыток веса. У человека при умственном труде образуется стойкая «рабо­чая доминанта», которая не угасает сразу после работы.

Профилактика:

1. Разработка и соблюдение рациональных режимов труда и отдыха на основании анализа работоспособности и пси­хофизиологического состояния

2. Чередование умственного и физического труда (исполь­зование производственной гимнастики).

3. Психоэмоциональная разгрузка - аутогенная тренировка.

4. Создание благоприятного психологического климата.

5. Создание благоприятных условий микроклимата, отсут­ствие шума, рациональное освещение, рациональное обо­рудование рабочего места (с позиций эргономики).

6. Контроль за развитием утомления осуществляется по груп­пам признаков: технико-экономические (рост брака, сни­жение выработки), физиологические (уменьшение вынос­ливости, наличие лишних движений, тремор), психологи­ческие (чувство усталости, замедление психических про­цессов, ошибочные действия), медицинские заболевания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.007 с.)