Озиз как наука и предмет преподавания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Озиз как наука и предмет преподавания.



ОЗиЗ как наука и предмет преподавания.

ОЗиЗ как самост. мед. наука изучает закономерности общ. здоровья, его обусловленность с целью разработки научно обоснованных медико-проф. мер-ий стратег. и тактич. хар-ра по сохр. и укреп. зд.и соверш.-ию мед. помощи населению.

Эта дисциплина изучает здоровье сообществ, групп людей, населения в связи с окр. соц. условиями и процессами и тем самым связывает медицину с обществ. дисциплинами, в том числе социологией. К основным методам изучения показателей ОЗ относятся исторический, экспертный, бюджетый, статистический.К числу специф. методов, которые широко применяются следует отнести метод организ-го эксперимента, эконом. методы, методы планирования.

В нашей стране к настоящему времени сложилась следующая структура предмета:

-история предмета

-история здравоохр

-общие теории и концепции медицины и здравоохр

-Состояние здоровья населения и методы его изучения

-Орг-ция мед. помощи населению

-соц. обеспеч. и страхование здоровья

-экономика, планирование,финанс-ие здравоохр.

-управ. здравоохр. АСУ в здравоохр

-деятельнось ВОЗ и др.межд.мед. организаций

Т.о., ОЗиЗ имеет свой предмет, объект иссл-ия и изучения и сов-сть методов, подходов, что отвечает соврем. требов. опр-ия их как самостоятельной науки и предмета преподавания.

История,задачи, основные разделы ОЗиЗ

Предпосылки возник-ия ОЗиЗ заклв появл потреб-ти научно обоснованного объяснения природы, хар-ра зд.населения, др. фактор возник-ия –обществ. движения трудящихся за соц-ые политич-е права, среди кот. на одно из первых мест всегда выдвигалось право на охрану здоровья. Правящий класс, прав-тво, идя на уступки этим треб., должны были знать как управ. мед помощью, как наиболее экономно и эффективно воздействовать на ОЗ.В середине XIXв.пр-во ряда евр. стран вынуждены были осущ. реформы принять закон о соц. пом. работающим.Сыграла роль также развитие социологии. Возникает интерес к изуч. соц.условий,факторов,процессов, возд. на здоровье чел. и его воспроизвод-во. Созд. предпосылка для форм-ия и иссл. общ. строны гигиены, кот. в конце 19 в и начале 20 в.обозн. как наука об общ. Здоровье и управлении им. Это произошло в Германии,когда молодой врач Гротьян стал издавать журнал по соц. гигиене в 1903 г, а в 1920-основал первые кафедру соц.гигиены в Берлинском универ-е

Эта дисциплина изучает зд. сообществ, групп людей, населения в связи с окр. соц. условиями и процессами и тем самым связывает медицину с обществ. дисциплинами, в том числе социологией.

Одной из задач явл-ся вскрытие та­ких противоречий и разработка рекомендаций по профилактике нега­тивных явлений, которые отриц. влияют на здор.общества. Выявляет закономерности развития наро­донаселения, исследует дем.проц, прогнозирует пер­спективу, разрабатывает рекомендации по гос. регули­рованию численности населения.

Состоит условно из 2разделов:1)В одном рассм. проблемы охраны и улучш. зд различных возрастно-половых,соц. и проф. групп и общ-ва в целом,2)в другом –рассм. обоснованные, оптим. метдоы раб мед учережд, пути улучш кач-ва мед пом

История здравоохранения нашей страны. Виднейшие деятели отечественной соц.гигиены

Социальная гигиена в бывшем СССР свою историю начинает с организации музея «Соц.гигиены»Народного комиссариата здравоохранения РСФСР,директором которого был известный гигиенист проф.А.В.Мольков.Музей9с 1920г-институт соц.гигиены)стал центром формирования дисциплины. В числе первых социал - гигиенистов, теоретиков и ученых были такие организаторы дела охраны здоровья народа как Н.А.Семашко- первый нарком здравоохранения, врач-организатор здравоохр и его зам. З. П, Соловьев- врач, известный деятель общественной медицины. В 1992 г Н.А.Семашко при поддержке З.П.Соловьева, А.В. Молькова,Н.А. Сысина, С.И. Каплуна и др. авторитетных ученых и деятелей обществ. гигиены организовал при I Мос.Универ.кафедру соц. гигиены.В 1923г З.П.Соловьев и его сотрудники создали кафедру соц.гигиены на мед. фак. II Мос. универ. В 1941 г.кафедры соц. гигиены были переименованы в кафедры орг-ции здравоохр., Эта ситуация самым погубным образом сказалась на развитии науки ОЗиЗ. В 1966г. назначенный министр здравоохр. СССР Б.В.Петровский подписал приказ о преобразовании кафедр в кафедры соц. гигиены и орг-ции здравоохр.В октябре 1999г. на совещании профильных кафедр с участием МинЗдрава РФ было принято решение о переименовании дисциплины в «Общественное зд и здравоохр»в соотв.приказом министра здравоохр РФ.

Вопросы охр.зд. в законах РФ. Основы законодательства российской федерации об охране здоровья граждан.З-н «о Мед страх граждан”в РФ

(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ)

1. конституция – основной з-н страны, где записано, что гражданам гарантировано мед.обслуживание+ статьи по вопросам управления ЗОХ. 2. Основы законодат-ва РФ об охране зд.граждан. Он состоит из 12 разделов. Эти з-ны касаются системы мед.обслуж-я, управления ЗОХ, международ-го сотрудничества, права пациента, выбор уч-я, выбор леч.врача, право на информацию зд, право на различные хир-е вм-ва или отказ. Права врача в этом документе: на занятие мед.деятельностью, на занятие комерч.мед, ответственность врача если он причинил вред зд-ю пациента. В 1 разделе общие положения. Дается формулировка что такое охрана зд-я: это совокупность мер политич-го, экономич-го, правового, соц-го, культурно-научного, мед.сан.гиг-го хар-ра, направленные на сохранение и укрепление психического и физического зд-я, поддержания активной жизни и предоставление мед.пом. Гос-во гарантирует охрану зд-я в соответ-и с контитуцией общепринятыми принципами и междунарожными нормами. 3. Законодат-во РФ мед.страх.граждан. Этим з-ном установлена бюджетно-страховая сист-ма ЗОХ+объязат-е и добров-е страх-е. 4. Подзаконные акты (дополнение расширение действие законов), приказы минздррава по страх-ю, распоряжение федерального фонда ОМС. Мед.страх-е: 1. Организует и проводит научно-обоснова-е мероприятия по перичной и вторичной проф-ке неинф-х заб-й, гиг.обучение и вос

2. воспитание нас-я по пропаганде медиц-х и гиг-х знаний с учетом показателей заб-ти нас-я. 2. Анализ причинно-следственных связей между зд.нас-я, его образом жизни и сан.культурой, уровнем мед.пом, эколог.ситуацией в регионе. 3. Осущ. инфор-го обеспечения специалистов и различных гр.нас-я по вопросам охраны зд. 4. Орган-я, контроль и анализ десяти отделений кабинетов мед.проф-ки и каб-в здорового ребенка. 5. Обеспечение консультативно-оздоровит-й и реалибит-ой деятельности по вопросам сохранения и укрепления зд.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико - социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья

12.Демография, ее предмет, содержание, разделы

Демография-наука о населении, закономерностях воспроизводства нас-ия и их соц- кономической обусловленности.

В задачи демографии входят изучение террит-го размещения нас-ия,анализ тенденций и процессов, происходящих среди нас-ия в связи с их соц-эконом усл. жизни,эколог, мед, правовыми и др факторами. Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направ- статика и динамика населения.

Статика нас-ия- хар. численным сосотавом на опр. момент времени. Состав изучается по сл признакам: по полу, возрасту, соц. и проф. принадлежности, уровню образ-ия, сем. положению,месту жит-ва и др.

Динамика населения- включает в себя изучение движения населения, изменение его кол-ва, что может происходить в результате мех-го, соц.,естеств. движения. К методам изучению дем. событий относят: переписи, выборочные исследования(включающих. изучение некоторых дем. аспектов),текущий учет ряда дем. явлений(регистр рожд, смерти, развода).

Заболеваемость, определение, источники информации,виды заболеваемости, методика изучения.Возрастно-половые особенности заболеваемости.Роль врачей в изучении заб-сти и повышении достоверности данных.

Заболеваемость- это совокупность новых, нигде ранее не учтённых и впервые в данном году выявленных среди населения заб-ний.По терминологии МЗ - это общая впервые выявленная заб-сть (по статистическим талонам уточнённых диагнозов со знаком "+").

Источники информации: Основные: обращаемость и мед. осмотры.Дополнительные: по причинам смерти и по данным комплексных социально-гигиенических исслед-ний.

Виды заб-сти: Накопленная-это все случаи зарегестрированных заб-ний за ряд лет.Истинная - это обращаемость плюс заб-сть по мед.осмотрам минус не подтвердившиеся диагнозы на мед.осмотрах.Заб-сть по обращаемости отдельными заб-ниями; Заб-сть по данным мед.осмотров; По данным о причинах смертности; По рез-там комплексных социально-гигиенических исслед-ний.

Методика изучения: сплошной метод (основан на сводке отчётных данных текущего учёта по всем л/у).Выборочный метод (пзволяет получить важнейшие соц-гиг. хар-ки: изучается заб-сть различн. соц. групп нас- я по полу, возрасту, в зависимости от различн. ф-ров, условий и образа жизни.

Возрастно-половые особенности заб-сти: Возрастные: взрослые(1.б-ни органов дыхания;2.с-мы кр-щения;3.н/с-мы;4.органов пищеварения;5.травмы и отравления;6.б-ни костно-мышечнойс-мы)подростки(1.б-ни органов дыхания;2.н/с-мы;3.б-ни органов пищеварения;4.травмы,отравления;5.б-ни кожи и подкожной клетчатки;6.инф. и паразитарные б-ни). дети(б-ни органов дыхания;2.б-ни н/с-мы;3.инф. и паразитар.;4.б-ни органов пищ-ния:5.б-ни кожи и подкожной клетчатки;6.травмы,отравления).Половые: у рабочих М и Ж регистрируются более высокие ур-ни травм и отравлений;У служащих М и Ж выше ур-нь новообр-ний и б-ней МПС;у служащих М выше ур-ни патологии с-мы кр/щения,у Ж - ур-нь психич.расстр-в и б-ней органов дыхания;у Ж-рабочих чаще регистрируются осложнения беременности и родов.

Роль врачей: перед медиками стоит задача разработки и совершенствования надёжных, комплексных методов изучения распростр-сти заб-ний.В перспективе - создание "банка" данных на лицо на основе компьютеризации учреждений здравоохранения.

Стационарная мед помощь Ж.

Оказывается в ак гин отделениях род дома либо в крупной многопрофильн б-це.

Стр-ра стационара р/д: приемное отделение,1 физиологич, 2 обсервац -х,кот включ дородовые палаты,род блок, послеродовые отд, отд для н/р,отд патологии и гинекологии (оператив и консерватив).

Организация приёмного отд: 1) приём гинекол б-х и беременных раздельно,2) приём беременных в боксах

Отд для н/р орг-ся при физиологич (не более 4 коек) и обсервац (1-2 койки) род отделениях.Правильная организация работы приёмного отд и сан гиг режим позволяют избежать различн внутрибольнич инф в р/д.С этой целью - в р/д единовременно заполняют палаты,проводят сангиг подготовку.Для рацион исп-ния коечного фонда,сокращают необоснован пребывание Ж,все госпитализированные д.б. макс обмледованы в ЖК и при поступлении иметь подробную выписку из амбулатор карты.При выписке из стационара они должны иметь подробную рекомендацию по дальнейшему наблюдению за состоянием их здоровья в усл ЖК.

Род дом.Задачи.

Задачи: 1) оказание Квалиф мед стационар помощи Ж в период беременности,родов и послерод пер.2) обеспечение ухода и наблюд за н/р.3) оказ квалиф пом н/р.

Стр-ра: 1) приёмно-пропускной блок.2) род отделение.3) послерод - физиологич (1 отделение) и обсервац (2 отд).4)отд патологии берем-х.5) отд для н/р 1 и 2.6)гинекологич.

В приёмнике: одно отделение для прерывания берем-сти и гин б-х..,а второе отделение для приёма.

Документация: история родов,обменная карта,журнал приёма беременных,история развития ребенка.Выписка на 5-7 день

Организация амбулаторно-поликлинич помощи детям (Д)

Основные виды учреждений: поликлинич отдел,дет гор бол-ца, дет гор пол-ка, дет отд пол-ки,амбулатория сельской участков б-цы, фельдшерско-акушер пункт

Стр-ра детской пол-ки: фильтр с приёмными боксами,регистратура, педиатрич отд, отд специал помощи,дошкольно-школьное отд, отд восстановит лечения,леч-диагн отд.,соц правовой кабинет.

Основные пок-ли дея-сти детс пол-ки: нагрузка на врачеб должность, пок-ли участковости,охват берем-х дородовым патронажем,ранний охват н/р наблюдением,непрерывное наблюдение на первом году жизни, полнота и своевремен взятие под диспансер наблюд б-х детей, своевременность и полнота проведения проф прививок, доля детей с гипотрофией,доля детей с рахитом,индекс здоровья, заб-сть детей, смерттность детей.

Документация: история развития ребёнка,стат-талон, экстрен извещение,катра проф прививок, карта диспансер б-го.

Особенностью организации явл работа врача по системе "единого педиатра" - состоит в том,что ребенок от рождения до 14 лет наблюд-ся участ педиатром детск пол-ки.Это позволяет вести динамич наблюдение за состоянием здоровья Д на протяжении всей жизни,но введение этой системы увеличило число контактов детей различн возрастов,след-но способ-ет росту заб-сти,след-но дети должны проходить через фильтр.

Детская гор пол-ка.

Которая м.б. самостоят или входить в кач-ве стр-рного подразделения в детскую б-цу. В районе прикрепления детская пол-ка обеспечивает ЛПП Д от 0 до 14 лет.

Структура: фильтр,регистратура, каб-ты участковых педиатров,врачей-специалистов,лаб д-ка, отделение школьно-дошкольное, здорового ребёнка,каб-ты соц правовой и администр-хоз.

Организация строится в соотве-вии с общ принципами организации ЛПП (участковый принцип обслуживания нас-я,диспансерный метод работы).и спец для детской пол-ки.

Размер педиатрич частка не превышает 700-800 детей.Учитывая,что все заболевшие дети должны получать мед пом только на дому,в дет пол-ку обращ-ся лишь здоровые дети или дети, имеющ хр заб-ния вне стадии обострения.Свыше 90 % всех посещений ребёнка на дому приходится на долю участкового педиатра.Особенностью детской пол-ки явл наличие школьно-дошеольного отд,штата кот устанав-ся из расчёта 1 педиатр: - на 150-200 детей ясельного возраста; - 600 дошкольного; - 2000 школьного.

Задачи детской пол-ки: 1) орг и провед комплексно0проф мероприятий (динамич наблюд за здоровыми детьми),2) ЛП-консультатив помощь на дому и в пол-ке.3) ЛП в дошкольных учр-х и школах.4) противоэпид мероприятия.

Детская гор больница.

Различают по профилю (многопрофильн,специализ),системе организации (объединён и необъединен) и объёму деят-сти(различн коечная мощность)

Стр-ра: детские отделения: педиатрич,хир, инф.Эти в свою очередь по возрасту до трёх лет и по полу среди детей старше трёх лет.

Особенности организации: предупреждение распр-ния инф заб-ний.Для этого орг-ся приёмные отделения в виде приёмно-смотровых боксов,число кот д. б не меньше 3 % общего кол-ва коек в больнице.При приёме необходимы сведения из СЭС и наличие или отсут контактов с болеющими инф заб-ниями и от врача-педиатра о перенесён детск инф.В целях ограничения распр-ния внутрибольничн инф: палаты для детей 1 года - на 1-2 койки,для старших - не более 4 коек.Палатные секции не должны быть проходными, в стенах и перегородках,разделяющих палаты и койки между собой, рекомендуется делать стеклян проёмы.Создание лечебно-охранит режима - неотъемлемая часть организации работы стационара.Воспитат и педагогич работа явл составной частью всей ЛП работы детского стационара.Особое внимание на организацию прогулок,привлекая медсестёр и родителей.

Задачи: оказание высококвалиф лечеб помощи,применение для обслед б-го и установления диагнозов методов и средств недоступных в условиях полки,повышение кач-ва и культуры ЛП обслуживания детского населения, проведение сан просветит работы среди детей и родителей с целью повышения их санитар культуры.

127.Организация мед. помощи женщинам и детям в сельской местности.Основные учреждения,организация их работы.

Учитывая особенность сельск. жителей,условия их работы лечпроф помощь Ж и Д оказывается поэтапно

1 этап: профилактич,противоэпид,лечебная помощь Д в малом объёме.В стационары селск. участковых б-ц госп-ют с лёгкими формами б-ней.Фельдшерско-акушерская помощь - амбулаторно-поликлинич. помощь беременным и Д первых лет жизни.Фельдшер или патронажная м/с.

2 этап: ЦРБ - районный педиатр,зам главврача по детству и родовспоможению.Достаточно высока доля детей,нуждающихся в лечении - это приводит к большой затруднённости,поэтому невозможно обеспечить безотказную госпитализацию.Кроме обеспечения специализированной помощи возлагаются функции кураторов сельских районов в проведении организационно-методической и лечебно-консультативной помощт.В сельской местности амбулатор приём ведёт врач акушер-гинеколог ведёт в амбклатор. отделении участков больниц,в амбулаториях.Для оказания помощи так же эффективны выездные женские консультации.В стр-ре ЖК: административно-хоз. кабинеты,рагистратура, кабинеты участковых акушер-гинекологов,терапевта,стоматолога,офтальмолога,лаб-диагностич. поразделения,социально-правовой кабинет.

Экономика здравоохранения

Отраслевая экономическая наука изуч-я проблемы эфф-ти исполь-я ограниченных ресурсов здрав-я, упр-я или для мах удовлетворения потреб-й нас-я в здоровье, товарах и усл-х мед значения. Задачи: повышение эфф-ти здрав-я, поиск и исполь-я внутр резервов здрав-я, национ-е исполь-е ресурсов, эконм обосн-е планов здрав-я. Методы: эконм анализ, финанс анализ, изуч-е нормативов,экономико- матем методы, эконмич эксперимент. Категории: мед эфф-ть, соц эфф-ть, эконом эфф-ть

Планирования в здравоохранении

задачи: пропорциональное развитие служб здравоохранения, устранение диспропорций в обеспечении нас-я кадрами и койками, совершен-е форм и методов упр-я здрав-ем. Виды планов: территориальные, текущие, перспективные. Методы планирования: аналитический, балансовый, нормативный, соотношений, экспериментальный, экономико – математический.

Биоэтика

см выше

Теории порочного круга

исходят из того, что на состояние здор-я влияютмножество различных фак-ров (соц, эконм, биолог, медиц и др) и усл-ий их взаимодей-я.Обобщенной хар-кой негативного влияния на здор-е нас-я эконом идр фак-ров выступает понятие белности и нищеты. С другой стороны – болезни вызывают нищету и бедность. Склад-ся заколдованный круг, к-рый чтобы ликвид-ть или смягчить бед-ть и нищету нужно прорвать с помощью улучшения здоровья или устранения нищеты.

Теория болезней цив-ции.

Причины изменения здоровья в экономически развитых странах заключается в бурном развитии современной цивилизации с ее негативными для здоровья явл-ми, - т е резким изменением усл-ий и образа жизни людей к к-рым они не успеваютприспособиться за короткий срок. Наступает и углуб-ся дезадаптация вызванная соц и технологическими ф-рами и вследствие этого возникают различные функ-ные и психосоматические расстр-ва и заб-я.

Теория социобиологии

теории соц-ии пытаются объяснить социальные процессы в том числе соц проблемы здра-я и медицины, используя биологич концепции. Были исслед-ны характерные черты соц орг-ии сообществ живых существ на основе биологич законов. Эти черты были перенесены на человека, его поведение, образ жизни, здоровье. Для опред-я приспособ-я чел-ка к современной к-ре и не устранимых кул-рой филогенетических св-в были созданы биограммы человека. Этот процесс адаптации к соврем к-ре с помощью филогенетическихследов природы чел-ка назван “генно-культурной коэволюцией” и отражал взаимовлияние генотипа – среды – цивилизации.

Теория стресса

Состояние здор-я обусловлено воздействием раздражителей в том числе ф-ров внутреннего мира чел-ка и окр среды, к-рые автор назвал – стрессорами. Стресс в нормал усл-ях обеспечивает здоровье; стресс дей-й в неблагопр усл-ях вызывает патологические р-ции. Стресс это не только болезнь, но и состояние борьбы с заболеванием, состояние преодоления “дисстресса” и формированием “эустресса”

В концепции общего адаптационного синдрома рассматривается механизм реализации стресса.

Целлюлярная теория

Была сформулирована Вирховым. Он говорил об орг-ме как “клеточном гос-ве”, сведя любую патологию к изменениям в клетках.Любое забол-е имеет патологоанатомический субстрат или морфологическое нарушение в клетках. Бол-ни это сумма изменения ячеек.

Благодаря успехам биохимиии, биофизики, цитогенетики установлено, что в основе любого патпроцесса на субклеточном уровне лежат только два явл-я – это разрушение микростр-р и механическое засорение.

Теория конвергенции

Исходит из явл-ия общности социально-экономических, политических, организационных, технологических и прочих факторов в разных общественных системах. Эта теория утверждает возможность и целесообразность ликвидации различий и слияния ряда полезных процессов и явлений разных общественных систем с целью создания более совершенной общественно- экономической и политической стр-ры в виде “технотронной цивилизации”.

Детерминационная теория представляет собой попытку интегративной методологтческой концепции, обощающей закономерности возникновения и развития патологических состояний и процессов и закономерностей формирования и сохранения здоровья – санологии.

 

 

ОЗиЗ как наука и предмет преподавания.

ОЗиЗ как самост. мед. наука изучает закономерности общ. здоровья, его обусловленность с целью разработки научно обоснованных медико-проф. мер-ий стратег. и тактич. хар-ра по сохр. и укреп. зд.и соверш.-ию мед. помощи населению.

Эта дисциплина изучает здоровье сообществ, групп людей, населения в связи с окр. соц. условиями и процессами и тем самым связывает медицину с обществ. дисциплинами, в том числе социологией. К основным методам изучения показателей ОЗ относятся исторический, экспертный, бюджетый, статистический.К числу специф. методов, которые широко применяются следует отнести метод организ-го эксперимента, эконом. методы, методы планирования.

В нашей стране к настоящему времени сложилась следующая структура предмета:

-история предмета

-история здравоохр

-общие теории и концепции медицины и здравоохр

-Состояние здоровья населения и методы его изучения

-Орг-ция мед. помощи населению

-соц. обеспеч. и страхование здоровья

-экономика, планирование,финанс-ие здравоохр.

-управ. здравоохр. АСУ в здравоохр

-деятельнось ВОЗ и др.межд.мед. организаций

Т.о., ОЗиЗ имеет свой предмет, объект иссл-ия и изучения и сов-сть методов, подходов, что отвечает соврем. требов. опр-ия их как самостоятельной науки и предмета преподавания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.054 с.)