Этнос – в широком смысле народность или нация сочетает в себе и биологические и социальные свойства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнос – в широком смысле народность или нация сочетает в себе и биологические и социальные свойства.



К этносам причисляются только племена, народности и нации. Они имеют свою территорию, название, язык, культуру, психологию.

Н-р, русский - тот, кто идентифицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы в конеч­ном счете именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей. Т. Е. этнос, нация - явление историко-социально-культурное..

Социализация в том или ином этносе имеет особенности, ко­торые можно объединить в 2 группы - витальные (буквально - жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

Под витальными особенностями социализа­ции- способы вскармливания детей, особенности их физич. развития и т. д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия. (н-р, тесная связь физического развития с пищей видна на примере Японии, уровень жизни выше из-за морепродуктов или в тех странах, где он стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей.)

Ментальные особенности социализации..Менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определен­ных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса определяет свойственные его представите­лям способы видеть и воспринимать окружающий мир (Н-р, финны стали употреблять в пищу грибы лишь во 2 половине XIX в. Исследователи объясняют это следую­щим образом. В течение многих столетий финны, живя в суровых климатических условиях, считали, что чел. добывает все необ­ходимое для жизни тяжелым трудом в борьбе с природой. Грибы же - творение природы - можно было собирать легко и просто, а раз так, то финский менталитет не рассматривал их как нечто пригодное для жизни человека.

Влияние мент. этноса очень велико во всех аспектах социализации чел. Н-р, В процессе полоролевой социализации влия­ние менталитета осуществляется благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности».

Велико влияние менталитета этноса на семейную социализаци. В Узбекистане, н-р, родительская семья в значительно большей мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи - особенно в том, что касается воспитания детей. Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в сфе­ре межличностных отношений. В Японии, н-р, при общении людей разного возраста старший практиче­ски сразу присваивает себе форму общения в виде монолога, и младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая говорящему.

Большую роль менталитет играет и в формировании межэтни­ческих установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы.

Менталитет и воспитание.Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений как относительно социально контролируемую социализацию в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции лично­сти и воспитания.

Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но несформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть? и др. Ответы на эти вопросы образуютимплицит­ную концепцию личности (И.С. Кон).

 

22. Гендер: патриархат, матриархат, сексизм, феминизм, как факторы, определяющие вектор социализации.

 

Во второй половине ХХ века в таких науках, как социология, экономика, демография, антропология, культурология, появилось новое плодотворное направление, в центре внимания которого находится рассмотрение проблем социального равенства (неравенства) женщин и мужчин. В области социологии данное направление получило название гендерной социологии. гендерная социология - это “направление, которое предполагает анализ социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо- и макроуровнях.

Изучение мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но так же ко всему обществу в целом. ГЕНДЕР - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека.

Понятие гендера, наряду с понятиями сексизма (дискриминации по признаку пола), патриархата (системы господства мужчин над женщинами) и матриархата (господства женщин), влияют на социализацию человека.

Патриархат - термин, который непосредственно обозначает власть мужчины, его преобладающую роль в семье и обществе в целом. Согласно патриархальным воззрениям, мужчины и женщины находятся в разных отношениях к средствам производства: женщины выполняют большую часть труда в сфере воспроизводства (работа по уходу за детьми, домом), тогда как мужчины заняты в производственной сфере (работа вне дома) и создают прибавочную стоимость. Это явление влияет на самоутверждение, самореализации обоих полов. Социализаци. В данном случае необходимо рассматривать рассмотрев положение женщин и мужчин на производстве, в социальной, политической и духовной сферах.

Матриарха́т, - является такой формой общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества.

Гендерная социоло­гии рассматривает такое явления, как феминизм. Феминизм позиционируется как социальное движе­ние с более чем 150-летней историей, выступая за ликвидацию всех форм дис­криминации женщин.

Первая волна феминизма приходит­ся на XIX — первую половину XX в., характеризуется максимальным сосредо­точением усилий на достижении юри­дического равноправия полов. В сере­дине XX в. начинается 2 волна феминизма — борьба за фактическое ра­венство женщин и мужчин. В конце 1980-х годов активизируются такие на­правления в феминизме, как феминизм цветных, постколониальный феминизм, культурный феминизм. На 3 вол­не феминизма происходит усложнение и дробление современного феминист­ского движения.Сторон­ники феминизма, рассматривая личную жизнь мужчин и женщин, считают, что наши представления о себе (гендерная идентичность), наше поведение (гендер­ные роли) и социальное положение пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем.

Феминизм, выступающий за искоре­нение гендерной стратификации (неравенства), пред­полагает равные возможности женщин на получение образования, доходов и ра­боты. Прекращение сексуального насилия позволит преодолеть последствия патри­архата в семье и обществе, ибо он иска­жает отношения между мужчиной и жен­щиной, поощряет жестокое обращение, сексуальное преследование..

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу,это называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.

Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.

Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы.

В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.2.4 (0.01 с.)