Этнос и этнические процессы. Различия в понятиях «этнос», «народ», «нация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнос и этнические процессы. Различия в понятиях «этнос», «народ», «нация»



Этносоциол. Этнос - группа людей, объединенных общим происхожд, яз, внеш видом, единством биологич типа (цвет глаз, волос, харак физич черты.) - биокультурная общность. Этносы в ист возн по-разному - чаще всего через разделение прежних этносов на отдельные составляющие или через смешение этносов. Большое влияние на формир этносов - природные условия, ландшафт, особенности быта и хоз деятельности.

Многие сохранили отпечаток ранних фаз становления и в более поздние эпохи - коллективная психология - устойчивое явление, и память о древ этапах развития этноса передается через культурные коды, ценнос системы и психо-биологич особенности.

Народ - этнос, осознавший себя исторически, складывается на осн этноса, но становится самим собой, когда этнос начинает осознавать свое историч предназнач и воплощает свое бытие в политич формы. - этнос, пробудившийся для осознания своей роли в мир истории и сознательно выстраивающий систему отношений с др народами. Народ отличается от этноса тем, что имеет рац или интуитив историческую цель, миссию.

Обратимость процесса становления этноса народом показывает, что не все этносы движутся по пути обретения историч и политич самовыражения, не все становятся народом. А те, кто являются народом сегодня, не обязательно останутся им. Любой народ может прекратить сущ, не подвергаясь даже физич уничт, а оставшаяся от него масса индивидуумов, родов и этносов будет продолж жить в ином качестве - вне общего историч бытия.

В рамках европ науч традиции объектом и пред этносоциологии - этнос, изучаемый социологич методами. В рамках отеч научной методологии - объектом - общество, а предметом - форма общества, как этнос. Этнос - не просто 1 из форм общества, эта такая форма, которая лежит в его основании, койнема. Этот тезис в этносоциологии является главным.

Базовые понятия этносоциол: цепочка этнос - народ - нация - гражд общество - глобальное общество - постобщество

Этносоциологическая категория «народ», появляясь как историч феномен, обязательно производит формы: государство, религию, цивилизацию

Народность не является этносоциологич категорией. Если «народ» - ключевая этносоциологич категория, то производное от этого слова «народность» (в см «небольшого» или «малого народа») не имеет спец значения

Нация сост из граждан, совок которых является населением (демосом). Нация ставит своей целью вырабатывать стереотипы искусственно и рационально. Создание стереотипов и их внедрение в обществе составляет сферу идеологии, политики и пропаганды.

Все особенности и отличительные черты нации имеют смысл только в контексте «современного государства» и связаны с ним непосредственным образом. Вне современ государства нет и не может быть нации. Нация чаще всего возникает вместе с современным (национальным) государством.

В этносоциологич дисциплине принято выделять 3 подхода к пониманию сущности этноса: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Примордиализм - «изначальный», «первичный». Конструктивизм - «нечто искусственно созданное». Инструментализм - использование чего-то в инструментальных целях.

Наиболее продуктивн - метод культурного примордиализма - этнос - органическое, изначальное, фундаментальное понятие. Примордиалистский подход в широком толковании - этнос признается изначальным свойством чел общества и культуры, лежит в основе общественных структур, которые представляют его вариации. Термин ввел в 1957 году амер социолог Эдвард Шилз (1910-1995) - заметил, что в архаических общ этнич родство осознается как близость и тяга к родственнику не как к личности, но как к носителю особого «значимого отношения», которое может быть описано как «примордиальное» отношение. Различные направления примордиализма суммировал в работе «Мифы и воспоминании о нации» современный английский этносоциолог Энтони Смит

2 направления примордиализма: 1 этнос - только общество, социальный и культурный феномен (нем этносоциология Турнвальда и Мюльмана, амер культурная антропология Боаса и его послед, англ функционализм Малиновского и Рэдклифф-Брауна, фр структ антропология Леви-Стросса, «примордиализм Гиртца», «перпетуальный перенниализм»), а др добавляет в этнос биологич, родовые и расовые факторы.

Конструктивизм в этносоциологии - этнос не является органич общностью, а представляет искусственную соц конструкцию, создаваемой наряду с др для решения проблем при организации властных отношений и отношений собственности. Наиб выразит представ подхода - философ и социолог Эрнест Геллнер (1925-1995), соц Бенедикт Андерсон и историк-марксист Эрик Хобсбаум

Инструментализм в исслед этнич процессах сложился в 1960-70е в США. Определяя инструменталистский подход, социологи Стивен Корнел и Дуглас Хартман пишут: «Этничность и раса понимаются как инструментальные сущности, организованные как средства для достижения конкретной цели».

49. МОЛОДЕЖЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ Викторов. Социол молодежи - наука об обществе молодежи - выступает как элемент системы, от которого зависит целостность сисемы. Это проявляется в положении молодежи в обществе, которое реализуется в ее соц поведениях и жизненных стратегиях1 молодость как проблема. Чикагская социол шк - изучение криминального поведения молод. Доминировала до нач 20в2 молодость как развлечения. Молодежь - однородная группа, ее отличие от др групп3 изучение студенч молодежи 60-70, протестные студенч движения4 молодежные субкультуры 80-90 изучение поиска индивидуальности, идентичности5 социально-экономич проблемы молодежиПо Лисовскому - 3 похода в социол молодежи: (социолог молодежи)1 научный - изучение молодежи, ее становления, развития2 негативистский - критический3 восторженно-оптимистический - нет нис лучше молодежиС т зрения имеющихся парадигм, выделяются:1 макро-социальный подход к молодежи, теория Руткевича2 гуманистич концепция молодежи Ильинского3 концепция социализирующей нормы Ковалев4 концепция социального воспроизводства Чупрова, инст социологии5 рискологическая концепция молодежи Зубок6 эзаурсная концепция молодежи Лукова

1 из первых определений понятия молодежь дано в 1968 Лисовским: Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте усвоивших, образовательные, проф, культурные и др соц функции; в зависимости от конкретн историч условий возрастн критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30. Современ определение: - социально-демографич группа общества, выделяемая на осн совокупности характеристик, особен соц положения и обусловленных социально-психологич свойствами, которые определяются уровнем социально-экономич, культурного развития, особенностями социализац в рос обществе. Молодость - путь в будущее, который выбирает человек. Выбор будущего, его планирование - характерная черта молодого возраста; не был бы таким притягательным, если бы чел заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, год.

В России: Эмоциональность, легковерность и психологич неустойчивость мол людей умело используются политич элитами в борьбе за власть. В политич сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от политич событий. Большое возд на молодежь оказывают СМИ - ведет к пассивному формир мировоззр - формируют силы извне

Молодежная культура отл от культуры предыдущ поколения, в дальнейшем приведет к постепен замещению 1 культурного типа др. Во взаимоотношениях внутри собствен круга молодежь становится все более коммуникативн, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются. Вестернизация культурн интересов: груп и индивид поведения мол людей проявляются в чертах соц поведения - прагматизм, жестокость, стремление к материальн благополучию в ущерб проф самореализации. Также сегодня у мол поколения нередко выливается в полн отрицание всех ценностей, включая историю собствен государства. Всё большее количество мол людей в последнее время заменяет общение с реальными людьми общением с виртуальн - приводит к отчуждению от внешнего мира. Злоупотребление Инт и др средствами вирт общения ведёт к соц изоляции, увелич депрессии, неудачам в учёбе и работе.

Субкультура - система норм и ценностей, отл группу от большинства общества. Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующ культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся обычаями, нормами, комплексами ценностей и институтами. Хиппи -1 волна во 2 пол 60х-н 70х.; 2 волна - 80, затем спад. В сер 90х - 3 волна (ориентация на самосознание; атрибуты - фенечки, рюкзаки, колечки). Критерии субкультур: - наличие груп ценностей, норм; - численность (с 1000); - внешняя атрибутика: элементы сленга, пост общение внутри группы; правила, по которым опред прин к группе (свой или чужой), санкции; пр.: Идеалисты, Толкинисткие движ, Байкеры, Хакеры. Радикально-деструктивные субкул-ры: - Панки, Металлисты, Сатанисты, Анархисты, Скинхеды, Криминальная молодеж субкультура.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.136 (0.008 с.)