Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет социологии. Социология в системе научного знания

Поиск

Часть 1. Общая социология

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Объект социологии - социальная жизнь общества, структуры взаимодействия соц. субъектов, групп, институтов, общностей, имеющие соц. различия м/д собой.

Предмет - закономерности функц-я соц. общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.

(Рысь, Степанов Социология)

Предмет науки обычно рассматривается в терминах идеализированных, которые представляют фрагмент реальности. Идеализированным объектом в социологии - любая переменная: не реально существующий объект, а понятие. Объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями. Любой из объектов многообразен, социолог каждый раз выбирает только один аспект реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет предметом исследования. Это также объясняется тем, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. РАЗЛИЧАТЬ 2 явления - предмет социологического исследования и предмет социологии как науки. Предмет науки - модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой - условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами; отражает специфику науки. Предмет социологии - совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований (с помощью понятий мы описываем социальную реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований).

Предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном. 1. На всеобщем - социология - наука об обществе. 2. На частном - социология - наука о поведении людей как представителей больших соц групп и функционировании соц институтов. С понятием «большие соц группы связаны категории: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация. На частном уровне предмет - взаимосвязанная система основных понятий. 3. На единичном - социология - совокупность всех тем эмпирических исследований.

Связь с др дисциплинами. Междисциплинарная матрица социологич знания - вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи (психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политич науками и этнографией), с которыми социология образует подсистему системы научного знания - социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретичвыводами. Еще не сложилось окончательного мнения, куда именно отнести социологию - в разряд соц или гуманитарных наук. Гуманитарные оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качеств методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количе знание. Др критерий разграничения 2х родов наук - предметом социальных наук выступает общество, гуманитарных - культура. Сегодня социологию именуют социокультурной дисциплиной.

Психология изучает индивида и его внутренний мир; социальная психология - малую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социология - большие группы, миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий. Имеет дело с большими массами людей, данные, которые получает, - статистические и годятся только для всевозможных усреднений - в отличие от психолога, социолог имеет дело не с конкретн, а с усредненным.

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. Как и социология, имеет дело с большими массами.

Политология, в отличие от социологии, которая описывает реальность, касающуюся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга - кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует ом, участвует в переделе обществен собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политич партии. Социология тесно связана со всем блоком соц наук, основным предметом которых выступает поведение людей.

Антропология изучает происхождение (и тогда она именуется физич антропологией), либо историч эволюцию человека (антропогенез), Антропологов интересует историческое прошлое человечества, а социологов - его настоящее. Социология и антропология исследуют разные типы общества. Изначально социологи исследовали западное индустриальное общество, а антропологи - доиндустр. Но сегодня социология расширяет сферу своей компетенции и вторгается в страны 3го мира - где до сих пор царствовали антропологи. Антропологи изучают не только традиционные, но и процессы индустриализации и урбанизации, которыми сегодня охвачены отставшие в развитии страны. Социологи и антропологи сблизились и в методах, и в объектах исследования.

Социология культуры (на стыке социологии и антропологии)изучает весь спектр культурных явлений, отрасль социологич знания, изучающая закономерности развития культуры, формы их проявления, человек рассматривается как субъект (творец) и как объект.

+ по Осипову, объект для всех соц наук, предмет - отличает - соц отношениея, взаимод инд, соц гр, общностей. Социум - как общество и как соц отношения в нем.

 

Теории социального взаимодействия

Концепция Автор Основная идея, характеризующая соц взаимодействие как:
Социального обмена Дж.Хоманс 1910-1989 амер социолог и соц психолог -необихевиорист Обмен материальными и нематериальными ценностями. - В поведении чел преобладает рац начало, которое побуждает его стремиться к определенным выгодам - Соц взаимодействие - постоян обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты обществен жизни (схема стимул - реакция)
Символический интеракционизм Дж.Мид 1863-1931 амерфилософ, психолог, социолог, предст Чикагской с шк, Г. Блумер 1900-1987 амерсоциолог и социальный психолог Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия др. Человеческое общество сост из индивидов, обладающих личностным я, они сами формируют значения; индивидуальное действие - конструирование, а не просто совершение, осуществляется индивидом. Личностное я - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений действий. Объект - не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения
Управление впечатлениями (социодраматический подход) Э. Гоффман1922 -1982 амер социолог канад происхождения Спектакль, где люди исполняют свои партии, создают образ. Чел предстает как художник, творец образов, его жизнь - производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - уметь управлять др людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения - создание имиджа, реклама.

+ по Осипову - соц дейсвтие - на осн эк, пол, култ ресурсов, преобразуют и индивида, и общества. Личность - сущность индивида, возд на него общ как соц системы.

Смешанная (конгламеративная): состоит из элементов, характерных для тех или иных предыдущих структур. Особенно часто скрещивают линейно-функциональную и дивизиональную.

+по Осипову, основана на соц группе

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Добреньков-Кравченко

Соц институт образования - система, охватывающая сов статусов и ролей, соц норм, организаций, которые опираются на персонал, аппарат упр и особые процедуры.

Закон РФ об образовании 2012: образование - целенаправлен процесс воспитания и обучения в интересах чел, общ, гос, сопровождающийся констатацией достиж обучающимся установлен гос образоват уровней (цензов).

Система образования как институт вкл компоненты: органы упр образованием и подведомственные им учреждения; сеть образовательных учреждений, включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей; творческие союзы, проф ассоциации, общества, научные и методические советы; учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производств, клинические, медико-профилактич, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии; образоват программы и гос образовательные стандарты \; учебники и учебно-методич пособия для препод и учащихся; периодические издания.

Функции образования: передача знаний от поколения к поколению и распростр культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализац личности; определение статуса личности; соц отбор, дифференц членов, индивидуальная мобильность; обеспеч проф ориентации и отбора молодежи; создание базы знаний для послед непрерывного образования; социокультурные инновации, разработка и созд нов идей и теорий, открытий и изобретений; соц контроль.

Структура системы образования - элементы: уч-воспитательные учр как соц организации, общности (педагоги и учащиеся), уч процесс как вид социокультур деятельности. Сист образования структурирована и по иным принципам, вкл ряд звеньев: систему дошк воспитания, общеобразоват школу, проф-техническое образование, ср спец, высшее, послевуз, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

В современ мире образование - важнейший фактор формир нового качества экономики и общества - увеличивается с ростом влияния чел капитала. Необходима широкая поддержка со стороны общественности проводимой образоват политики, восстановление ответственности и активной роли госа в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением ресурсов и созданием механизмов их эффективн использования. Образованию принадлежит важная роль в определении соц статуса личности, в воспроизводстве и развитии соц структуры общества, в поддержании соц порядка и стабильности, осуществлении соц контроля. Образование - фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества; канал соц перемещений и мобильности. Чем более демократическим и открытым является общество, тем в большей степени образование работает как эффективный соц лифт. Образование как особый соц институт существовало не всегда: не было в примитивном первобытном обществе, где овладение навыками и знаниями новыми поколениями вплетено в соц и производствен процессы, отсутствовали школы, учителя.

Политика РФ провозглашает область образования приоритетной. Главные документы, регламентирующие деятельность системы образования России: Закон РФ Об образовании.

 

Часть 1. Общая социология

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Объект социологии - социальная жизнь общества, структуры взаимодействия соц. субъектов, групп, институтов, общностей, имеющие соц. различия м/д собой.

Предмет - закономерности функц-я соц. общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.

(Рысь, Степанов Социология)

Предмет науки обычно рассматривается в терминах идеализированных, которые представляют фрагмент реальности. Идеализированным объектом в социологии - любая переменная: не реально существующий объект, а понятие. Объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями. Любой из объектов многообразен, социолог каждый раз выбирает только один аспект реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет предметом исследования. Это также объясняется тем, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. РАЗЛИЧАТЬ 2 явления - предмет социологического исследования и предмет социологии как науки. Предмет науки - модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой - условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами; отражает специфику науки. Предмет социологии - совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований (с помощью понятий мы описываем социальную реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований).

Предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном. 1. На всеобщем - социология - наука об обществе. 2. На частном - социология - наука о поведении людей как представителей больших соц групп и функционировании соц институтов. С понятием «большие соц группы связаны категории: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация. На частном уровне предмет - взаимосвязанная система основных понятий. 3. На единичном - социология - совокупность всех тем эмпирических исследований.

Связь с др дисциплинами. Междисциплинарная матрица социологич знания - вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи (психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политич науками и этнографией), с которыми социология образует подсистему системы научного знания - социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретичвыводами. Еще не сложилось окончательного мнения, куда именно отнести социологию - в разряд соц или гуманитарных наук. Гуманитарные оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качеств методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количе знание. Др критерий разграничения 2х родов наук - предметом социальных наук выступает общество, гуманитарных - культура. Сегодня социологию именуют социокультурной дисциплиной.

Психология изучает индивида и его внутренний мир; социальная психология - малую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социология - большие группы, миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий. Имеет дело с большими массами людей, данные, которые получает, - статистические и годятся только для всевозможных усреднений - в отличие от психолога, социолог имеет дело не с конкретн, а с усредненным.

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. Как и социология, имеет дело с большими массами.

Политология, в отличие от социологии, которая описывает реальность, касающуюся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга - кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует ом, участвует в переделе обществен собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политич партии. Социология тесно связана со всем блоком соц наук, основным предметом которых выступает поведение людей.

Антропология изучает происхождение (и тогда она именуется физич антропологией), либо историч эволюцию человека (антропогенез), Антропологов интересует историческое прошлое человечества, а социологов - его настоящее. Социология и антропология исследуют разные типы общества. Изначально социологи исследовали западное индустриальное общество, а антропологи - доиндустр. Но сегодня социология расширяет сферу своей компетенции и вторгается в страны 3го мира - где до сих пор царствовали антропологи. Антропологи изучают не только традиционные, но и процессы индустриализации и урбанизации, которыми сегодня охвачены отставшие в развитии страны. Социологи и антропологи сблизились и в методах, и в объектах исследования.

Социология культуры (на стыке социологии и антропологии)изучает весь спектр культурных явлений, отрасль социологич знания, изучающая закономерности развития культуры, формы их проявления, человек рассматривается как субъект (творец) и как объект.

+ по Осипову, объект для всех соц наук, предмет - отличает - соц отношениея, взаимод инд, соц гр, общностей. Социум - как общество и как соц отношения в нем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.009 с.)