Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гараджа, соц рел. Лат религио - благочестие, набожность. В древности сложилось 2 понимания слова: 1 Цицерон возводил религио к религере - возвращаться, собирать во едино 2 Христианский аппологет Лактаций - от религаре - связывать. Связь чел с Богом В науке нет общепринятого понятия. Располагаются между крайними точками: религия - порождена бессилием и страхом чел; религия - признание высшей истины о сущности бытия и чел. Дюркгейма по праву можно считать 1 из основоположников соц религии - главная работа в этой области - "Элементарные формы рел жизни. Тотемическая система в Австралии" 1912. Стремился открыть общую для всех религий структуру. Преследуя эту цель, абстрагировался от высших форм религии, видел в рел не иллюзию, некий институт, связанный с чел существованием в его соц аспекте, ему важно найти простейшие структуры, "первокирпичики", из которых строится религия в ее историч вариантах. Плодотворной для социологич теории - разработан попыт определения содержания и функций религии в обществе, тезис о религии как факторе соц интеграции. Дюркгейм исходил из того, что религия встречается во всех известных обществах и в этом смысле - универсальный социальный феномен. Это обстоятельство позволяло предположить, что религия выполняет в обществе необходимую для его сущ функцию. Социологич анализ религии необходим для понимания общества. Если содержание рел верований меняется от эпохи к эпохе, то функции религии сохраняются. Дюркгеймово определение религии включает субстанциальный элемент: религия - система верований и действий, относящих к священным вещам, разделяемая группой тех, кто их принимает. С этой точки зрения религия существует как институт - соц феномен, который не существует вне группы, религия - сумма верований, которые подлежат оценке не с точки зрения их истинности или ложности, но соц пользы. Каждое общество нуждается в поддержание целостности и процессы, с помощью которых это достигается, - религия. В этой ее соц функции религию ничем нельзя заменить. Религия, так же, как право и мораль, является институтом, оказывающим возд на поведение людей, является институтом, силой, определяющей состояние общества. Элементарные формы религиозной жизни - универсальные факты. Рассматривал религию как " социальный факт ". Религия - "коллективные представление" (верования, миф), коллективное действие (практика, ритуал, культ) и объединение людей в "моральную общность" (Церковь), связанные со священным вещами. - единая система, относящаяся к священным, обособленным, запрещенным вещам верований и практик, которые объединяют всех, кто их придерживается в 1 моральн общность - Церковь. Функции религии: • Дисциплинарная (принуждение и контроль) • Цементирующая (консолидация общества (если это монотеистическая религия)) • Репродуктивная (инициация + вовлечение новых членов (сюда же гендерные переходы) • Эйфорическая Маркс. Основой его социологич теории - постоянная антогонистическая борьба классов. Классы - любые антагонистические группы. Постепенно происходит захват собственности более сильными, формируется классовое общество. Функции религии: • Идеологическая - оправдание сущ политического и экономич строя, эксплуататоров, легитимация их прав • Компенсаторная - (отн скорее к угнетенным) - опиум народа. Религия прежде всего препятствует классовой борьбе, отвлекает от этой борьбы. Малиновский 1884-1942 "Магия, наука и религия", любой универсальный феномен культуры (социальный институт) не может сущ если в нем не будет потребности. Религия сущ в любом обществе, потому что есть потребность, вызывает сущ этого института. Если не будет - исчезнет. Базисные потребнос и стремления людей всегда уд в том направлении которое позволяет достичь обществен безопасности. Если стремления и желания людей будут входить в противоречии с обществен порядком, более высокий приоритет будет за общественной потребностью выживания. Чел инстинкты должны находится под контролем общества. Задача общества - найти способ контроля за чел инстинктами. Задачи магии и колдовства - сохранение конформности поведения индивида и стабильности группы, преодолеть беспокойство и страх. Приемлемое объяснение неудачи - ошибка в соверш магич ритуала, либо тем что магич действие противника сильнее. Практически в любом обществе религия выполняет 2 функции (с т.з антрополога): - В кризисных ситуация - восстанавливать единство группы, указывая каждому члену перспективу дальнейш существования - Посредством ритуала инициации индивид делается членом общества, обязанным соблюдать лежащие в его основе священные ценности и нормы. Вебер: религия придает смысл жизни чел. Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института -функционирует в обществе как самостоятельный социальный институт в тесной связи с др. Существенная черта религии - связь рел опыта и практики с конечными условиями чел сущ - фундаментальными событиями (рождение, смерть, смысл пребывания на земле, добро и зло). Роберт Белла 1927-2013 амер социолог (За пределами веры): религия дает ответы на вопросы. Функции: интегративная, легитимирующая, прагматическая, соц изменений. Функции религии в обществе: • Моральная (ценностная, аксиологическая). Р обладает набором моральных принципов, являющихся частью рел откровения. Через последователей распространяет моральные ценности на общество, в котором существует • Духовная. Религиозное учение жизнеспособно, если отвечает духовным запросам общ и ряду индивидов, его составляющих • Гносеологическая. Религия предлагает последователям разработанную систему знаний и представлений о мире - может быть дополнением к общеприн системе или ей противоречить • Политическая. Религия как социальный институт обладает определенным политическим весом • Экономическая. Как и политическая, зависит от числа последователей и историч значения. Как институт церковь - важным потребителем обществен продукта и в ряде случаев - производителем • Историческая. Религия - своеобразное хранилище своей истории, истории страны, в которой существует • Педагогическая. В основе христианства - изменение жизни через покаяние - постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до смерти • Психотерапевтическая - исцеление души. Самые распространенные формы рел верований: тотемизм (австралийские аборигены), шаманизм (Сибирь, Северная Америка, Африка), анимизм. Тотемизм - не универсальная форма. Отождествление себя, вера в свое происхождение от животного/ растения. Табу на охоту и еду; извинения/священные акты. Мифы - деятельность из них - в основе ритуалов. Была и в более поздние времена (др Египет, др Греция), и у современных примитивов - Шаманизм - религиозная практика. Шаман - значимая фигура, избирался духами/людьми. Путешествие между мирами - средний, верхний и нижний, общение с духами, лечение, воскрешение. Очень умные/ не от мира сего. Работа - как и у всех людей. Не хотели становиться шаманами - боль и страдания - Анимизм - похож на шаманизм и др формы, вера в одушевленность предметов. Кормление богов - С почитанием духов связан культ предков - захоронение около живых/хранение дома фото - Культ Богини-Матери - все из земли - жизнь/смерть; гениталии - вскормление Различие между церковью и сектой (Вебер, после Трельч): ц претендует на универсальность, ищет поддержку у государства и власть имущих, ею руководят профессионалы, церковным ритуалам присущ формализм, участие верующих в церковных делах регламентировано и сведено к пассивному слушанию проповедей. С: небольшое число верующих, но отношения внутри лишены формализма, носят доверительный, личностный характер, основателем является, как правило, харизматич личность. Помимо церкви и секты, выделяют культ и деноминацию. Культ - религиозная организация включает: небольшое число верующих во главе с харизматич лидером. Деноминация - религиозное объединение, находящееся на этапе становления; иногда - синоним слова конфессия - переходная форма от секты к церкви.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.008 с.) |