Религия как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религии



Гараджа, соц рел. Лат религио - благочестие, набожность. В древности сложилось 2 понимания слова:

1 Цицерон возводил религио к религере - возвращаться, собирать во едино

2 Христианский аппологет Лактаций - от религаре - связывать. Связь чел с Богом

В науке нет общепринятого понятия. Располагаются между крайними точками: религия - порождена бессилием и страхом чел; религия - признание высшей истины о сущности бытия и чел.

Дюркгейма по праву можно считать 1 из основоположников соц религии - главная работа в этой области - "Элементарные формы рел жизни. Тотемическая система в Австралии" 1912. Стремился открыть общую для всех религий структуру. Преследуя эту цель, абстрагировался от высших форм религии, видел в рел не иллюзию, некий институт, связанный с чел существованием в его соц аспекте, ему важно найти простейшие структуры, "первокирпичики", из которых строится религия в ее историч вариантах. Плодотворной для социологич теории - разработан попыт определения содержания и функций религии в обществе, тезис о религии как факторе соц интеграции. Дюркгейм исходил из того, что религия встречается во всех известных обществах и в этом смысле - универсальный социальный феномен. Это обстоятельство позволяло предположить, что религия выполняет в обществе необходимую для его сущ функцию. Социологич анализ религии необходим для понимания общества. Если содержание рел верований меняется от эпохи к эпохе, то функции религии сохраняются.

Дюркгеймово определение религии включает субстанциальный элемент: религия - система верований и действий, относящих к священным вещам, разделяемая группой тех, кто их принимает. С этой точки зрения религия существует как институт - соц феномен, который не существует вне группы, религия - сумма верований, которые подлежат оценке не с точки зрения их истинности или ложности, но соц пользы. Каждое общество нуждается в поддержание целостности и процессы, с помощью которых это достигается, - религия. В этой ее соц функции религию ничем нельзя заменить. Религия, так же, как право и мораль, является институтом, оказывающим возд на поведение людей, является институтом, силой, определяющей состояние общества.

Элементарные формы религиозной жизни - универсальные факты. Рассматривал религию как " социальный факт ". Религия - "коллективные представление" (верования, миф), коллективное действие (практика, ритуал, культ) и объединение людей в "моральную общность" (Церковь), связанные со священным вещами.

- единая система, относящаяся к священным, обособленным, запрещенным вещам верований и практик, которые объединяют всех, кто их придерживается в 1 моральн общность - Церковь. Функции религии:

Дисциплинарная (принуждение и контроль)

Цементирующая (консолидация общества (если это монотеистическая религия))

Репродуктивная (инициация + вовлечение новых членов (сюда же гендерные переходы)

Эйфорическая

Маркс. Основой его социологич теории - постоянная антогонистическая борьба классов. Классы - любые антагонистические группы. Постепенно происходит захват собственности более сильными, формируется классовое общество. Функции религии:

Идеологическая - оправдание сущ политического и экономич строя, эксплуататоров, легитимация их прав

Компенсаторная - (отн скорее к угнетенным) - опиум народа. Религия прежде всего препятствует классовой борьбе, отвлекает от этой борьбы.

Малиновский 1884-1942 "Магия, наука и религия", любой универсальный феномен культуры (социальный институт) не может сущ если в нем не будет потребности. Религия сущ в любом обществе, потому что есть потребность, вызывает сущ этого института. Если не будет - исчезнет.

Базисные потребнос и стремления людей всегда уд в том направлении которое позволяет достичь обществен безопасности. Если стремления и желания людей будут входить в противоречии с обществен порядком, более высокий приоритет будет за общественной потребностью выживания. Чел инстинкты должны находится под контролем общества. Задача общества - найти способ контроля за чел инстинктами.

Задачи магии и колдовства - сохранение конформности поведения индивида и стабильности группы, преодолеть беспокойство и страх. Приемлемое объяснение неудачи - ошибка в соверш магич ритуала, либо тем что магич действие противника сильнее. Практически в любом обществе религия выполняет 2 функции (с т.з антрополога):

- В кризисных ситуация - восстанавливать единство группы, указывая каждому члену перспективу дальнейш существования

- Посредством ритуала инициации индивид делается членом общества, обязанным соблюдать лежащие в его основе священные ценности и нормы.

Вебер: религия придает смысл жизни чел.

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института -функционирует в обществе как самостоятельный социальный институт в тесной связи с др. Существенная черта религии - связь рел опыта и практики с конечными условиями чел сущ - фундаментальными событиями (рождение, смерть, смысл пребывания на земле, добро и зло).

Роберт Белла 1927-2013 амер социолог (За пределами веры): религия дает ответы на вопросы. Функции: интегративная, легитимирующая, прагматическая, соц изменений.

Функции религии в обществе:

Моральная (ценностная, аксиологическая). Р обла­дает набором моральных принципов, являющих­ся частью рел откровения. Через последова­телей распространяет моральные ценности на об­щество, в котором существует

Духовная. Религиозное учение жизнеспособно, если отвечает духовным запросам общ и ряду индивидов, его составляющих

Гносеологическая. Религия предлагает последователям разрабо­танную систему знаний и представлений о мире - может быть дополнением к об­щеприн системе или ей противоречить

Политическая. Религия как социальный институт облада­ет определенным политическим весом

Экономическая. Как и политическая, зависит от числа последователей и историч значения. Как институт церковь - важным потребителем обществен продукта и в ряде случаев - производите­лем

Историческая. Религия - своеобразное хранили­ще своей истории, истории страны, в которой существует

Педагогическая. В основе христианства - изменение жиз­ни через покаяние - постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начи­нающийся с детства и не заканчивающийся до смерти

Психотерапевтическая - исцеление души.

Самые распространенные формы рел верований: тотемизм (австралийские аборигены), шаманизм (Сибирь, Северная Америка, Африка), анимизм.

Тотемизм - не универсальная форма. Отождествление себя, вера в свое происхождение от животного/ растения. Табу на охоту и еду; извинения/священные акты. Мифы - деятельность из них - в основе ритуалов. Была и в более поздние времена (др Египет, др Греция), и у современных примитивов

- Шаманизм - религиозная практика. Шаман - значимая фигура, избирался духами/людьми. Путешествие между мирами - средний, верхний и нижний, общение с духами, лечение, воскрешение. Очень умные/ не от мира сего. Работа - как и у всех людей. Не хотели становиться шаманами - боль и страдания

- Анимизм - похож на шаманизм и др формы, вера в одушевленность предметов. Кормление богов

- С почитанием духов связан культ предков - захоронение около живых/хранение дома фото

- Культ Богини-Матери - все из земли - жизнь/смерть; гениталии - вскормление

Различие между церковью и сектой (Вебер, после Трельч): ц претендует на универсальность, ищет поддержку у государства и власть имущих, ею руководят профессионалы, церковным ритуалам присущ формализм, участие верующих в церковных делах регламентировано и сведено к пассивному слушанию проповедей. С: небольшое число верующих, но отношения внутри лишены формализма, носят доверительный, личностный характер, основателем является, как правило, харизматич личность. Помимо церкви и секты, выделяют культ и деноминацию. Культ - религиозная организация включает: небольшое число верующих во главе с харизматич лидером. Деноминация - религиозное объединение, находящееся на этапе становления; иногда - синоним слова конфессия - переходная форма от секты к церкви.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.006 с.)