Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как явление культуры

Поиск

 

Как и искусство, религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития.

В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины мира, с пониманием взаимоотношений природы и человека, космоса и общества. Немецкий социолог и историк Макс Вебер (1864—1920) считал, что основой религии становится поиск смысла многих явлений действительности, в большей мере таких, которые воспринимаются как экстремальные: смерть, страдания, нравственный выбор и др. По его мнению, всем этим сторонам человеческой жизни с древнейших времен придается сверхъестественный смысл. Одновременно появляется и идея спасения людей от бед и несчастий, идея воздаяния за страдания, которая пронизывает повседневную жизнь людей, придавая ей смысл и значение. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917) полагает, что идея сверхъестественного не характерна для первобытных народов, она возникает лишь при определенных условиях существования общества и на определенной стадии развития.

Современные теории религии связывают ее появление с необходимостью понять положение человека в мире, с возникновением отчуждения (превращения человеческого труда и его результатов в силу, господствующую над людьми), с особой формой отражения мира, в которой он удваивается (в виде естественного и сверхъестественного миров). Среди факторов возникновения религии выделяются:

— зависимость общества и отдельного человека от внешнего мира, наполненного случайностями и непредсказуемостью результатов деятельности на любом уровне развития;

— зависимость каждого человека от существующих общественных отношений, которые также становятся чуждой, вне индивида стоящей силой;

— психологические факторы, связанные как с отдельным человеком, так и с обществом в целом (например, страх, тревога за будущее, смена идеалов в обществе, личное страдание или горе) [231].

Понимание сущности религии оказывается различным в зависимости от того, дается это определение самой религией или религиоведением. Для любой религии она сама представляет собой откровение, воспринятое каким-либо пророком или праведником непосредственно от самого божества. Так, согласно Библии (Ветхому завету) основные положения религии были переданы Моисею; в исламе считается, что Аллах сообщил свою волю Мухаммеду. Для научного взгляда на религию характерно ее понимание как такой формы сознания, в которой мир удваивается, т. е. признается существование естественного и сверхъестественного, земного и потустороннего.

Однако для любого взгляда на религию важно то, что в ней признаются три взаимосвязаных между собой элемента: культ (основные объекты поклонения), вера (особое эмоциональное мировосприятие) и ритуалы (те действия, которые должен исполнять приверженец данной религии).

Культ (лат. cultus “почитание”), сложившийся в каждой религии, в той или иной мере определен традиционным для данного народа способом отношений с миром, представлением о его устройстве, поведением, системой ценностей, идеалами и многим другим. Ни одна религия не является чем-то внешним для данного народа и содержит не навязанную одной частью населения (например, жрецами или привилегированными классами) другой части (остальному населению) систему взглядов. Религия складывалась так же, как и другие типы мировоззрения, естественным ходом развития отношений человечества с окружающей действительностью. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам, конфуцианство), как и религии каждого этноса (например, индуизм, иудаизм и др.) связаны с происхождением и становлением всего человечества сложными и крепкими связями и в этом смысле имеют много общего. В культе как бы опредмечиваются представления человека о мироздании, о причинах и следствиях любого рода деятельности, о сущности окружающих человека естественных (природных) и искусственных вещей.

Русский религиозный философ П. А. Флоренский (1882—1943) считал культ главной стороной религии, относя к нему процесс богослужения. Каждый культ имеет свой предмет поклонения и в этой связи в различных религиях мира складывается политеизм или монотеизм. Политеизм вера в существование множества богов, связанных с различными явлениями окружающей природы или с особенностями человеческой деятельности. Например, египетские верования были политеистичны (см. гл. VIII). Монотеизм вера в единого бога, единобожие. Некоторые религии постепенно или сразу развиваются как монотеистические — иудаизм, христианство, ислам. Существуют религии, в которых практически нет какого-либо конкретного божества,— даосизм, буддизм, конфуцианство. Для них культ связан с определенными мировоззренческими установками.

Всякий культ имеет свои средства — “различные культовые предметы” [231, с. 56], символизирующие главные моменты культа. Например, в христианстве крест представляет собой довольно сложную знаковую систему: с одной стороны — это орудие казни, с другой — символ смерти и воскресения; верхняя короткая перекладина православного креста напоминает о надписи, сделанной над головой казненного (“Иисус Назорей, Царь Иудейский”), нижняя диагональная — о том, что один из тех, кого распяли одновременно с Христом, злословил и поэтому отправился прямо в преисподнюю, другой же, жалевший Христа,— к престолу Всевышнего.

Вера как способ поклонения представляет собой неоднозначное явление. “Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи...” [там же, с. 50], т.е. вера представляет собой эмоциональное состояние приятия какого-либо положения без доказательств, без логической аргументации или подтверждения на практике. (Невозможно логически или иным способом доказать существование Бога, равно как и противоположное утверждение). В вере всегда содержится ожидание желаемого, причем важно и то, насколько значимо это желаемое для человека и общества. Религиозная же вера непременно предполагает возможность общения с сверхъестественными силами, с богами или демонами, возможность существования каких-то свойств, качеств, связей, которые воспринимаются как необходимые, значимые или желаемые, как, например, чудодейственные силы и способности.

Кант различал три типа веры: прагматическую, доктринальную и моральную. Прагматическая (лат. pragma “дело, действие”) — вера из выгоды. Например, когда в языческом Риме император Константин I (ок. 285—337) сделал христианство государственной религией (впрочем, сохранив языческие культы), многие перешли в эту веру. Но часто это были люди неверующие, ищущие выгод, мест в государственной службе и других благ, которые предоставлялись только тем, кто принял новую обязательную религию. Такая вера может сопровождать не только религию, но и стать основой другой идеи, даже связанной с наукой (вспомним “теоретические” изыскания Т. Г. Лысенко в биологии, отношение к философии марксизма и пр.). Прагматическая вера становится основой ханжества в религии.

Доктринальная (лат. doctrina “руководящий принцип”) вера требует закрепления не столько смысла, сколько буквы религии. Каждое ее положение должно быть установлено раз и навсегда, никакие разночтения или трактовки невозможны. Это чаще всего ведет к фанатизму и следующему за ним уничтожению инакомыслящих и инаковерующих.

Моральная вера представляет собой образ жизни данного, конкретного человека. Она не претендует на окончательность и законодательность веры, спокойно относится к другим проявлениям веры и вообще к другим религиям. Здесь религия смыкается с морально-нравственным аспектом культуры, поскольку выступает как свобода совести.

Каждая религия включает в себя и соответствующие обряды — ритуалы (лат, ritualis “обрядовый”), которые предписаны для отправления культа. Это действия, совершаемые верующими в процессе реализации своей веры. Например, верующий мусульманин должен пять раз в день становиться на молитву непременно лицом к востоку и предварительно совершив омовение. Коран специально обращает внимание на то, что если путешествующий в пустыне не имеет воды для омовения, он может использовать песок. Важно, чтобы ритуал был исполнен. Знание ритуалов каждой религии освобождает от многих неловкостей, а иногда и конфликтов, которые возникают на почве взаимонепонимания.

 

В средневековой Испании даже военные действия прекращались на три дня в неделю: в пятницу не воюют мусульмане, в субботу — евреи, в воскресенье — христиане. До сих пор деловые люди Судана хвалятся тем, что у них возможно решить любое дело в любой день недели, поскольку в каждый из названных дней не работает только часть учреждений.

 

Кроме того, в каждой из религий непременно есть священные книги, в которых излагаются предания, молитвы, даются предписания, касающиеся жизни верующих. Во многих текстах мы встретимся с описанием истории верующего народа, как, например, в Ветхом завете; в них можно найти советы на все случаи жизни, вплоть до способов приготовления пищи или правил гигиены (например, в Торе — священной книге иудаизма[16]). В большинстве священных текстов заложены общечеловеческие моральные принципы. Многие из них совпадают, несмотря на различие религий. Так, заповеди, предписывающие не убивать, не красть, не лгать, почитать родителей, можно встретить практически в любой религиозной системе.

Еще одним элементом каждой религии являются различные организации, упорядочивающие саму религиозную деятельность. К ним относятся монастыри, церкви или другие учреждения, сосредоточивающие административную часть религиозных сообществ. Не следует смешивать религию как способ отношения человека с миром и религиозные организации. Цели и задачи последних не всегда находятся в соответствии друг с другом, а иногда — и с основными принципами религии. Так, всему миру известна деятельность инквизиции (лат. inquisitio “розыск”), взявшей на себя функции судейства и казни инакомыслящих.

Как и любой другой вид культуры, религия — одновременно особый тип мировоззрения и особый вид человеческой деятельности, который отражает мир и его устройство и вместе с этим оказывает на него существенное воздействие. В теории культуры нередко всю мировую культуру подразделяют на определенные типы, связанные с какой-либо конкретной религией. Так, выделяют культуру ислама, христианскую культуру, конфуцианско-даосистский тип ее и так далее. В последнее время появляются новые вероучения, ставящие себе цель — избежать разногласий между различными религиями. Например, бахаизм гласит, что Бог един, различаются лишь представления о нем.

Понимание религии, ее основных принципов и особенностей, знание религиозной литературы, культов, особенностей веры, ритуалов и прочего составляет необходимый багаж современного человека. Это в настоящее время становится предпосылкой его развития, понимания сложностей и специфики жизни многих народов мира. С этим положением вплотную связан не только вопрос веротерпимости, но и проблемы национального, политического и нравственного характера.

Наука как явление культуры

 

В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт человечества по преобразованию природы, потребовавший обобщений, выводов и знания процессов, протекающих в окружающем мире.

Еще в древних культурах Востока и в Египте начали формироваться научные знания, появились сведения по астрономии, геометрии и медицине. Но чаще всего появление науки датируют VI веком до н. э., когда Греция пришла к такому уровню развития, при котором умственный и физический труд стали сферами деятельности разных социальных слоев. В этой связи у той части общества, которая занималась умственным трудом, появилась возможность для регулярных занятий. Кроме того, мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло познавательную активность общества.

Наука, как и другие формы духовной культуры, имеет двойственную природу: она представляет собой деятельность, связанную с получением знаний о мире, и одновременно всю совокупность этих знаний, результат познания. Наука с самого своего основания систематизировала, описывала, отыскивала причинно-следственные связи явлений, ставших предметом ее внимания. Таким предметом для нее был весь окружающий мир, его устройство, происходящие в нем процессы. Для науки характерны поиск закономерностей различных явлений действительности и выражение их в логической форме. Если для искусства формой выражения и отражения мира является художественный образ, то для науки — логический закон, отражающий объективные стороны и процессы природы, общества и др. Строго говоря, наука — сфера теоретического знания, хотя она выросла из практической необходимости и продолжает быть связана с производственной деятельностью людей. В целом ей, при наличии конкретных наук, свойственно устремление к обобщению и формализации знания.

В отличие от других видов духовной культуры наука требует специальной подготовленности, профессионализма от тех, кто ею занимается. Она не обладает свойством всеобщности. Если мораль, религия и искусство в различных своих формах тесно связаны практически с каждым человеком, то наука оказывает влияние на общество в целом лишь косвенно, в виде определенного уровня знаний, развития различных отраслей производства, реалий повседневной жизни.

Науке присущ постоянный прирост знания, в ней идут два встречных процесса: дифференциация по различным отраслям и интеграция, появление новых отраслей научного знания “на стыке” различных ее сфер и областей.

В процессе своего развития наука выработала различные методы научного познания, такие, как наблюдение и эксперимент, моделирование, идеализацию, формализацию и другие. За многие века своего существования она прошла сложный путь от неконцептуального знания до становления теории (см. схему 5). Наука оказывает воздействие на интеллектуальную культуру общества, развивая и углубляя логическое мышление, предлагая специфический путь поиска и построения аргументации, способов и форм постижения истины. В той или иной форме наука накладывает отпечаток на моральные нормы и всю систему нравственности общества, на искусство и даже, в определенной мере, на религию, которой время от времени приходится приводить свои основные принципы в соответствие с неопровержимыми научными данными. (Например, уже в конце XX века официальная католическая Церковь все больше отходит от идеи сотворения человека. Она признает сотворение мира, полагая, что дальнейшее его развитие представляет собой естественный процесс).

Именно наука демонстрирует, что материальная и духовная сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии и представляют собой единый сплав, из которого строится конгломерат единой культуры того или иного общества в каждую конкретную эпоху. Это обстоятельство лежит в основе существования смешанных, материально-духовных разновидностей культуры.

 

 

Схема 5. Развитие научного знания

(авторы В. Г. и Т. Ф. Пыхтины)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.01 с.)