Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда под культурой понимают особый вид деятельности, непременно затрагиваются такие ее формы, как язык, искусство, религия, мораль, наука. Стремление найти общее основание для материальной и духовной деятельности, репродуктивной и творческой, орудийной и мыслительной привело к выделению особого способа ее существования. Все предыдущие определения культуры обращают свое главное внимание на те ее стороны, которые связаны с результатами специфически человеческой деятельности, а также с ее различными формами — мышлением, сознанием, оценкой и целеполаганием. Однако ни одно из них не делает предметом своего рассмотрения форму существования культуры. Между тем культура имеет свой язык, который также несет в себе надприродную сущность, создан искусственно. Это — особая сфера, занимающая собой все культурное пространство общества. Именно эту сферу рассматривает семиотическое [7]определение культуры как совокупности знаков и знаковых систем, которые являются своеобразными носителями человеческой деятельности (см. схему 3). Создание знаков — сугубо человеческая особенность. Существующие у животных знаки и сигналы связаны лишь с поведением и особенностями жизни того или иного вида. Эти знаки не создавались живыми существами специально, они сложились в процессе эволюции вида и передаются генетически. Только человек осознанно создает свои знаки, они не являются для него врожденными, что позволило немецкому философу Эрнсту Кассиреру (1874—1945) сказать, что человек — это “животное, создающее символы”.
Сначала выясним, что такое знак. Знак — это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие, событие или отсылающий к ним. Например, человек, впервые использовавший для счета предметов камешки, сделал эти камешки знаком, заменившим сами предметы. Одной из ранних знаковых систем стал язык жестов, а потом и речь, в которой каждое слово — знак, заменяющий тот предмет, который этим словом обозначен. В процессе развития своих отношений с действительностью человечество создало множество, знаков научных и художественных, знаков поведения и знаков, без которых невозможна ни одна деятельность, производственная и любая другая. В каждом знаке мы выделяем форму его существования и область смысла, значения. Для человека важно и то, и другое, так как именно владение знаками и знаковыми системами включает его в отношения с другими людьми в мире, включает в культуру. Одни и те же знаки могут иметь различное значение в разных культурах: например, кивок головы сверху вниз обозначает утверждение у многих народов мира, за исключением Болгарии, где этот же жест обозначает отрицание; выразительное верчение пальцем у виска для одних народов обозначает большого умника, а у других народов — совсем наоборот. Есть, однако, и такие знаки, которые для всех народов одинаковы, например, знаки, употребляемые наукой, или выразительные средства различных искусств. В обществе существуют знаки нескольких типов, наиболее известны: знаки-копии, которые воспроизводят то, что наличествует в действительности, сами этой действительностью не являясь (например, фотография); знаки-признаки, несущие некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ним (например, высокая температура у больного); знаки-сигналы, заключающие в себе информацию по договоренности и не связанные с предметами (явлениями), о которых они информируют (школьный звонок); знаки-символы, несущие информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности (государственный герб); языковые знаки. Однако сам по себе знак не имеет смысла (и не является знаком), если он не соотносится с другими знаками и не входит в определенную знаковую систему. Существует, например, простая знаковая система приветствий: разного рода поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу и т. п., сопровождаемые многообразными словесными формулами (“имею честь представиться”, “привет”, “здравствуйте”). Некоторые элементы ее — поклоны, поцелуи — наполняются другим значением при богослужении, потому что входят в другую знаковую систему, вступая в отношения с другими элементами. Многие знаковые системы нам хорошо известны: уличные знаки, азбука Морзе, где буквы заменяются точками и тире, и т. д. Совершенно особое место занимают в культуре знаки, принятые в научных системах. Многие из них несут в себе сложнейшие закономерности, для объяснения которых понадобились бы слишком сложные языковые построения. Лейбниц еще в XVII веке замечал, что знаки “должны быть кратки и сжатыми по форме и заключать максимум смысла в минимуме протяжения” [285, с. 72]. Кроме того, он полагал, что научные знаковые системы могут сделать процесс мышления более продуктивным. Сложной знаковой системой является язык. Ведь звуки речи или буквенное их написание в различных комбинациях представляют собой особую форму обозначения всего богатства мира, его предметной среды, области действий, состояний и прочего. Так же, как и любой знак, слово имеет не только внешнее выражение (акустическое или графическое), но и область значения и смысла. Однако в отличие от других знаков знаки языка в большинстве своем многозначны. Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в обществе, составляют собой культуру того или иного времени, того или иного социума. В каждом знаке заключено нечто главное, что было понято и зафиксировано предыдущими поколениями. К примеру, герб рода, города или государства несет в себе символическое изображение того, что характеризует его носителя, его заслуги и притязания. Здесь все весомо — форма герба, составляющие его образы, цвет и другое. Если часть герба как бы отломана, отрезана, отсечена, то это значит, что предки владельца, может быть, даже очень далекие, запятнаны неким неблаговидным поступком, нанесшим урон их чести: бежали с поля брани, совершили вероломство, солгали или предали. Можно себе представить, каково было наследникам такого герба. Вероятно, поэтому рыцари далекого прошлого заботились не только о своей чести, но и о чести своих потомков. Представления о чести содержались не только в гербах, но и в различных знаках поведения. Без понимания того, что значила честь и каковы были ее проявления, невозможно понять, что же толкало на дуэли таких людей, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, почему невозможно было избежать дуэли между Онегиным и Ленским, Печориным и Грушницким, другими персонажами литературных произведений. Можно сказать, что вся культура в целом передается из поколения в поколение через эти знаки и их системы, задача же каждого человека — понять смысл и значение как можно большего числа знаков, и мир культуры раскроет перед ним свои глубины. Таким образом, знак имеет не только материальную или идеальную форму, но и содержание, зачастую сложное, многоплановое, концентрирующее в себе самую различную информацию для тех, кто в состоянии ее прочитать. Естественно, что возникает стремление выделить эту содержательную сторону в качестве определяющей культуру сущности. Поэтому в культурологии постепенно сложилось информационное определение культуры, согласно которому культура — накопленная обществом информация, заключенная в деятельности людей и опредмеченная в результатах этой деятельности, система смыслов, созданных людьми. Обратившись к словарям, мы обнаружим, что понятие информации (лат. informatio “разъяснение, изложение”) многозначно: а) сообщение о чем-либо, передаваемое людьми; б) снижение неопределенности в результате получения каких-либо данных; в) сигналы в их значении, практическом использовании и др. Долгое время в научных трудах сохранялось представление об информации как о различного рода сведениях. Впервые измерить количество информации попытались в 20-х годах нашего века, а в 1948 году была создана теория информации, исследующая не только вопрос о ее количестве, но и способы, средства и формы ее передачи и сохранения. Современный французский исследователь форм существования культурной информации А. Моль говорит, что “культура... выступает как необходимый материал мысли, как нечто освоенное и наличное, как содержание. В качестве материала мысли культура — нечто данное, а мысль — то, что из него создают; мышление тем самым есть становление культуры” [202, с. 46]. Здесь мы впервые сталкиваемся с тем, что культура выступает как знание, уже созданные идеи, сведения о мире, “интеллектуальное “оснащение”, которым располагает каждый отдельный человек” [там же], как система знаний общества, группы. Известный швейцарский мыслитель Альберт Швейцер (1875—1965) говорил о том, что культура — итог достижений всех людей, человечества в целом во всех направлениях отношений с миром, а Э. В. Соколов пишет, что культура — социальная память человечества [279]. Культура в каждом обществе существует благодаря преемственности. На любом этапе существования общества мы найдем три ступени культуры. Первая включает в себя все, что было создано предыдущими поколениями, и каждое явление культуры — опредмеченное знание. Эта ступень и является фундаментом, на котором зиждется культура общества, это его богатство и источник дальнейшего развития. Вторая ступень — степень освоения культурного богатства живущим поколением. (Термин “освоение” предполагает не только осведомленность о наличии некоторых фактов культуры прошлого, но и распредмечивание заложенного в них знания и, главное, способность им воспользоваться.) Мера этого освоения — и есть мера культуры современного общества. Чем полнее осваивается культура прошлого, тем большими возможностями располагает общество в своем прогрессе. Третья ступень — и есть творческая деятельность живущего поколения. Эта деятельность зависит от степени освоения прошлого, и если оно было недостаточным, то возможен застой в развитии культуры, за которым может последовать ее разрушение. Примеры такого процесса можно найти в истории многих культур прошлого. Культурная память не может передаваться генетически. Все знания, умения, способы трудовой и другой деятельности, традиции и формы организации жизни в обществе живут исключительно в системе культуры. Поэтому сохранение культуры связано не только с тем, чтобы эта информация не исчезла, но и с тем, чтобы она была востребована каждым следующим поколением. Утрата культурной информации может привести к деградации общества. Об этом говорят не только исследования ученых, связанные с культурами исчезнувших цивилизаций, но и произведения писателей, которые звучат как предостережения человечеству. Итак, мы рассмотрели некоторые наиболее распространенные определения культуры. Однако то, что мы перечислили и объяснили, не исчерпывает ни онтологически[8] (по особенностям бытия), ни феноменологически[9] (в своих проявлениях) такого сложного явления, как культура. Каждое из уже названных определений выделяло какой-либо один принцип, лежащий в основании культуры. Между тем существуют и такие определения культуры, которые пытаются охватить культуру как систему, как можно в более полном ее выражении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.243 (0.01 с.) |