Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура — системная целостность

Поиск

 

Среди определений, стремящихся к наибольшей полноте охвата своего предмета, можно выделить следующие.

Культура — особый образ жизни человечества, включающий в себя систему производства, связанные с ним способы деятельности, организации отношений в обществе, особенности менталитета, уровень знания, мораль, искусство, религию, право и другие.

В этом определении заложена попытка найти некое качество человеческого существования во Вселенной, присущее только человечеству и являющееся основой существования множества неповторимых культур, отличных друг от друга по формам жизнеобеспечения, организации, отношений к действительности, друг к другу и природе.

Достаточно распространенным является взгляд на культуру как на исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Надо заметить лишь одно: культура связывает человека с окружающим миром. Поддерживая наличный способ существования общества и развивая его, она одновременно содержит в себе весь опыт человечества, его прошлое, настоящее и будущее. Обладая той многоплановостью, о которой уже было сказано в начале раздела, культура живет как минимум в двух измерениях: она реализуется в материальных и духовных произведениях человеческой деятельности, она существует в объективном мире и одновременно в сознании человека и общества. В любое время и в любом пространстве культура содержит в себе не только настоящее, но также и прошлое, она раскрывает перспективы будущего и при этом остается единой сложной системой.

Мы только слегка приоткрыли дверь в бесконечный и многообразный мир культуры. Как пишут авторы одной из книг по культуре, чтобы разобраться во всем богатстве культуры, “необходимо перейти вброд реку времени” [53, с. 4], понять разные культуры мира, увидеть новым, свежим взглядом то, что окружает в мире культуры каждого из нас, обогатиться богатством всего человечества. Это богатство незачем искать в неизвестности по истлевшим картам: оно лежит рядом, нужно только протянуть руку и взять его.

Однако для более полного понимания культуры как системы необходимо иметь представление о ее структуре, видах и взаимоотношениях между ними.

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе, либо на процессе этой деятельности, либо на той форме, в которой культура обнаруживает себя. Каждое из таких определений рассматривает одну из ведущих сторон культуры. Известны предельно широкие и предельно узкие определения.

Результаты человеческой деятельности могут нести в себе самый различный уровень отношений человека с окружающим миром — от высокой до маргинальной культуры, поэтому в противопоставлении природы и культуры в качестве культуры принимаются не только любые явления, называемые “второй природой”, но и рассматриваются ценности, нормы и идеалы, относящие эти явления к какому-либо определенному уровню культуры.

Культура как особый процесс деятельности людей включает в себя трудовую деятельность по созданию материальных и духовных благ и собственно психическую, умственную деятельность человека (в более узком смысле — только его творчество).

Как система коммуникаций культура вырабатывает особые знаки, имеющие для человека не только внешнее выражение, но и смысловую сторону, доступную лишь человеку той или иной эпохи, страны, общества. Знаковая система культуры адаптирует человека в мире культуры.

5. Проблема определения культуры до сих пор не может считаться разрешенной, поэтому в настоящее время количество определений не только не сокращается, но и продолжает расти.

Противостояние “природа — культура”, “человек — культура”, “общество — культура” не является абсолютным. Ни один из элементов этих противостояний, кроме природы, нигде невозможен сам по себе. Даже то, что представляется наиболее явной противоположностью — “природа и культура”, относятся друг к другу не только как антагонисты, но и как взаимозависимые величины. Для человека культура является не только средой, в которой он формируется и живет, но и полем деятельности. Для общества же культура выступает и как цель его существования, и как средство. В отношении природы культура выступает способом человеческого воздействия на нее.

Глава IV

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

 

 

Для того, чтобы войти в мир культуры и не чувствовать себя там посторонним, недостаточно знать только ее определения. Необходимы и иные ориентиры. Мир культуры так же богат и разнообразен, как и мир, в котором мы живем, обладает множеством составляющих, и каждая из них представляет собой целую Вселенную.

Культуру можно структурировать по различным принципам. Один из них был уже найден в XVIII—XIX веках Гердером и братьями Якобом (1785—1863) и Вильгельмом (1786—1859) Гримм. Собирая народные песни и сказки, они обратили внимание на характерные отличия, которые каждый из европейских народов вносит в свое творчество, и сделали заключение, что по этим отличительным чертам можно выделять культуру Греции или Рима, немецкую или французскую культуру. В XIX веке Данилевский ввел в науку понятие “культурно-исторический тип”, выделив в мировой истории 10 типов культуры, базирующихся на религиозной, художественной, политической и социально-экономической основах. Данилевский рассмотрел такие типы культуры, как египетский, иранский, индийский, китайский, древнегреческий и другие, описал особенности каждого типа и наметил основные тенденции его развития. Однако он не ставил целью рассмотрение многочисленных связей и отношений между различными элементами культуры внутри всей системы, выяснение ее структуры, нахождение общих элементов, входящих в любую культуру. В этой главе мы и рассмотрим основные составляющие культуры.

Традиционно принято делить системную целостность культуры на два вида — материальную и духовную культуры, при этом каждый из них также делится на определенные подвиды, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе все качественные характеристики целого.

 

Материальная культура

Материальная культураэто мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам человек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание новых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.

Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные последствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением орудий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно развивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему оказалось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в таком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятельность сознания, мышление. Великий немецкий философ Людвиг Фейербах (1804—1872) говорил, что животные отражают только непосредственно для жизни необходимый свет солнца, человек — сияние отдаленных звезд; только человеческие глаза знают бескорыстные радости, только человеку знакомы духовные пиршества. Но прийти к духовным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и совершенствовался сам.

С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложнялись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, составляя системную целостность. Чтобы полнее понять структуру культуры, необходимо расчленить эту целостность и рассмотреть отдельно ее основные элементы.

Культура производства

 

Культура производства — наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является основой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и другие предметы, без которых жизнь подобна животному существованию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего в процессе человеческой деятельности создаются различные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития.

Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей общества того времени — задачей выживания. По орудиям труда, которыми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем развитии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связанные с трудовой деятельностью, — утварь и украшения, скульптурные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего создания и особых приспособлений, и определенных знаний об используемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фигурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной задачей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение носящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели — добыче средств существования. Можно сказать, что производственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во всяком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире человека деятельного (homo agens).

Уже на самых ранних этапах материального производства сложились и утвердились три главных его составляющих, ставших определенными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и результат труда.

Степень развития техники и всех ее элементов в конкретном обществе демонстрирует уровень накопленных им знаний о мире, связанных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями самих потребностей. Каждое орудие труда — не только опредмеченное знание (воплощенное в вещи знание о мире), но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навыков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой техники и новых технологий поднимает общество на новую ступень развития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с производством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изменяет и до определенной степени совершенствует человека.

Однако взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяет сферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в роли манипулятора там, где среда представляет собой опасность для человека, берет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает проявление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это повышает производительность труда, совершенствует отдельные способности и навыки работника, но все остальные человеческие данные притупляет, “отменяет” как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится “частичным” человеком, его универсальные возможности не находят применения. Он специализируется, развивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С развитием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необходимости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти “требования” техники к человеку положили начало процессу отчуждения, при котором и техника, и результаты труда начинают противостоять человеку как некая внешняя сила.

Создание автоматизированного производства усилило процессы отчуждения и вызвало к жизни множество новых проблем. В центре них — проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли преодолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстрактный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходимых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жесткой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. Узкая специализация враждебна универсальности и цельности человека, и культура общества, базирующегося на высокоразвитом производстве, высоких технологиях, заставляет индивида “расплачиваться” за этот прогресс. Занятые в таком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу, которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способы разрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества и собственно производства становится в полной мере культурой лишь при условии компенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производства разрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всеми сторонами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.

Культура производства начинается с взаимных отношений человека и техники (технические отношения), заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но, помимо названного, между человеком и техникой складывается еще одно противоречие: технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. Поэтому развитие культуры технических отношений требует гуманизации и гуманитаризации техники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физические и психические особенности самого человека. Разработкой и проектированием орудий труда, техники и технических систем, максимально отвечающих потребностям человека, занимается эргономика [10].

Процесс труда — центральное звено культуры производства. Он связывает воедино все этапы создания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовой деятельности — от умений, навыков, мастерства исполнителей до управленческих проблем. Современный американский специалист по проблемам руководства Стивен Р. Кови считает, что эффективность любой деятельности (он называет ее навыком, который вырабатывается человеком в процессе деятельности) находится на пересечении знания, умения и желания (см. схему 4). Можно сказать, что те же качества лежат в основе культуры процесса труда. Если же все названные нами элементы процесса труда находятся на разных уровнях развития и совершенства (например: знания выше умений; есть знания и умения, нет желания; есть желание и знания, но нет умений, и так далее), невозможно говорить и о культуре производства в целом.

Если в сфере техники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса труда более существенными являются отношения между техникой и техникой (технологические отношения) и между человеком и человеком (производственные отношения). Высокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практических и теоретических, и более высокий уровень подготовки специалистов. А так как такие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, и экологические, и нравственные отношения, существующие в обществе, то и подготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие у них не только производственных навыков, но и личностных качеств, связанных с ответственностью, умением видеть, формулировать и решать задачи различной степени трудности, обладать творческим потенциалом.

Система производства и все отношения, которые в ней складываются, противоречивы. Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаются в обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, но люди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и о культуре производства. Другой пример: работники обладают необходимым уровнем развития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говорить о культуре производства. Культура производства в полном смысле этого слова возможна лишь при гармонизации взаимодействия человека и техники. Совершенствование техники должно вызывать к жизни повышение уровня профессиональной подготовки людей, а возросший уровень профессионализма является условием дальнейшего совершенствования техники.

Поскольку часть культуры производства связана с отношениями между людьми, большое место в ней уделяется управленческой культуре. В древних цивилизациях управление производством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению как форме отношений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежедневно и ежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания. Современное высокоразвитое производство не может использовать прямое принуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, и профессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины, ответственности, энергии и инициативы работника. С усложнением труда становится все меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения: “лошадь можно привести на водопой, но пить ее силком не заставишь”. Поэтому управленческая деятельность заключается в упорядочении различных сложных связей в обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все больше заменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана с экономической, политической и правовой культурой, с другой, включает в себя производственную этику, мораль, нравственность, знание этикета, умение расставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы (в идеале) учесть их индивидуальные особенности и производственные потребности. Иначе процесс труда неизбежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, о чем мы говорили выше, каждый раз приводит нас к особому уровню культуры человека, который называют профессиональной культурой.

Профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области конкретной деятельности, владение необходимой в данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе производства. Профессиональная культура находится на стыке общей культуры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе производства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что производимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетическим видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем отражается технология его исполнения, о многом говорят использованные материалы: все это — показатели культуры данного производства. Конечно, можно производить уникальные предметы при помощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового применения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия [302]. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта.

Культура быта

Культура бытаэто вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества.

На протяжении истории вещественный мир “вбирал” в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства человек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рассчитанные на долгое использование. “Дом, орудия труда, посуда и даже одежда (праздничная) служили не одному поколению” [129, с. 14]. Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его представление об их утилитарном применении, а также особенности художественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны.

 

 

Готический стиль (слева) и стиль рококо (справа)

Когда вещи начали изготавливаться профессионалами-ремесленниками, они стали более искусными и декоративно-украшенными, некоторые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сферы. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Вещественная среда “воспроизводит” всю систему культурных норм, эстетических взглядов и всей специфики определенной эпохи. Сравните основные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век). Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одежда людей каждого периода.

Возникновение индустриального производства создало мир стандартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, разновидности, они обеднили и обезличили окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к более частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску индивидуального стиля в решении вещественной среды.

Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность — дизайн (англ, design “замысел, проект, чертеж, рисунок”) и экономичность вещественной среды. Деятельность современных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, устранения в ней “предметного хаоса”. На конгрессе дизайнеров в Лондоне (1966) говорилось, что главное в организации окружающего мира — соотнесение каждого элемента с целым, организация целостной жизненной среды.

Вряд ли можно сказать, что количество или меркантильная стоимость вещей как-либо обуславливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстрируют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприятия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посетителям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863—1938) о том, что театр начинается с вешалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.

Другой стороной культуры быта является отношение к окружающей среде. Там, где люди позволяют себе, как бурсаки в книге Н.Г.Помяловского (1835—1863) “Очерки бурсы”, портить все, что их окружает, вряд ли можно говорить о какой-либо культуре. Даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать негативную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, неопрятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме “Репетиция оркестра” великий кинорежиссер Федерико Феллини (1920—1993) такой вандализм людей связывает с символической картиной конца света, полагая, что его главным симптомом является утрата культуры в отношении всего, что окружает человека.

Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрезмерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено словечко “вещизм”, характеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслуживают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более “человечной”, вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.

Физическая культура

Физическая культураэто культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом.

Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с успехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье составляет физическую культуру. Исследования специалистов показали, что занятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популярным, развивает человека слишком односторонне. Кроме того, профессиональные спортсмены подвержены также и профессиональным заболеваниям. И последнее: спорт требует постоянного увеличения нагрузок, а человек при всей универсальности своих возможностей все же конечен. Так что же, отказаться от спорта? Ни в коем случае. Мы знаем, как ценят редкие, но насыщенные минуты спортивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека — это овладение (по возможности) особенностями своего организма, умение им пользоваться, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адекватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда.

В 60-е годы прошлого века у нас в стране было расхожим представление о слиянии умственного и физического труда. Очень часто это понималось по аналогии с известными строками В. В. Маяковского (1893-1930):

 

Сидят

папаши.

Каждый

хитр.

Землю попашет,

попишет

стихи.

(Поэма “Хорошо!”, гл. 19)

 

Многие не замечали скрытой иронии в этих стихах, поэтому в обыденном сознании и укрепилось такое примитивное представление. Настоящее единство умственного и физического труда возможно лишь тогда, когда физическое здоровье, выносливость, умение владеть собой позволяют сохранить высокую работоспособность в умственной деятельности независимо от внешних факторов, а умственная деятельность определяет эффективность физического труда.

Физическое здоровье не всегда выступает показателем физической и общей культуры. Миру известны люди, не только не обладавшие здоровьем Геркулеса, но и просто бывшие инвалидами, которые достигли высоких ступеней совершенства в интеллектуальной и культурной деятельности. Например, президент США Франклин Делано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу, но тем не менее он мог руководить страной даже в самые трудные для всего мира годы — во время второй мировой войны. Глухонемой, парализованный с детства англичанин Стивен Хокинг — один из выдающихся физиков-теоретиков нашего века. Только умение концентрировать возможности своего организма, полное владение им позволили этим людям действовать, а это и составляет сущность физической культуры. Среди таких людей не только те, кто потерял одно какое-либо чувство — слух или зрение, но и слепоглухонемая Ольга Скороходова, ставшая кандидатом наук, поэтом, автором книг. В. Титов, написавший повесть “Всем смертям назло”, молодой шахтер, чтобы избежать аварии и спасти жизни своих товарищей, руками замкнул электрический провод под напряжением 6000 вольт. Он перенес множество сложнейших операций, потерял руки, хождение для него было затруднительным. Чтобы не стать никому обузой, он, никогда до этого не занимавшийся литературным трудом, превозмог все и писал, держа карандаш в зубах. Н. Хилл говорит: “Бетховен был глухим, Мильтон был слепым, но их имена умрут вместе со Вселенной, потому что они умели не только мечтать, но и преобразовывать, организовывать свои мечты” [307, с. 30].

Такого рода примеры можно множить, и каждый раз мы будем видеть, как организует культура физические возможности человека. Но нам одновременно будет ясно, что каждое такое преодоление — торжество не только тела, но и духа, ибо только человек существует в единстве материального и духовного, он — носитель культуры как целого.

Духовная культура

 

Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончая гениальными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя их цели, идеи, знания. Другими словами, духовная культура, входя в системную целостность культуры вообще, сама представляет собой особый мир и особую систему. Духовная культураэтомир идей, связанных с существованием человека в мире. Наличие духовной культуры — специфика человеческого образа жизни. Она проявляется не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем его богатстве:

 

Поэзия везде. Вокруг, во всей природе,

Ее дыхание пойми и улови

В житейских мелочах, как в таинстве любви,

В мерцанье фонаря, как в солнечном восходе.

Пускай твоя душа хранит на все ответ.

Пусть отразит весь мир природы бесконечной...

[47, т. 1, с. 443]

 

Наиболее значимыми видами духовной культуры являются интеллектуальная, нравственная, художественная культура, наука и религия.

Интеллектуальная культура

 

Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект.

Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок, понятий, суждений, умозаключений, образов, возникших на основании ощущений. В нем всегда выделяют два уровня — конкретно-чувственный и абстрактно-логический. Сознание является предметом изучения многих наук, культурологию же оно интересует как особый вид деятельности человека, отличающий человека от животного, и как способность человека к целенаправленной деятельности, выражающейся в формировании целей, поиске способов их достижения, в выработке отношения к действительности — рефлексии [11]и отношений в самой действительности (своего бытия); частью сознания является интеллект.

Интеллектуальная культура выступает как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное (соответствующее действительности) воспроизведение различных сторон и отношений мира.

Животное отражает в окружающем мире только то, что необходимо для жизни. Для этого ему вполне достаточно органов чувств. Но человеку приходится отражать значительно больше: то, что нужно для выживания, и то, чем это можно добыть. Кроме того, ему приходится отражать и качественно иначе: ему важно знать свойства, особенности того или иного предмета, а для этого уже мало одних органов чувств. Человеку приходится отвлекать от разных вещей и предметов их сходство (а видя сходство, замечать и отличие) и создавать понятия. Этот процесс растянулся для человечества на миллионы лет. Появление мышления и речи — процесс одновременный и по своей сути — культурный процесс. Общественный характер отношений ускорил развитие мышления и речи, появились новые способы хранения и передачи информации в обществе, новые способы общения, человечество вступило на новый уровень культурного состояния.

Интеллект (лат. intellects “познание, понимание, разум, ум, рассудок”), как явствует из перевода этого термина, обнаруживает разные уровни своего осуществления, выступая и как понимание, и как разум, и как рассудок, что не одно и то же. Кант определял рассудок как способность образовывать понятия, как более низкий, элементарный уровень абстрагирования, а разум — как способность вырабатывать идеи. До сих пор наличие рассудка связывают с умением решать повседневные простые задачи, ставить обыденные, вполне понятные цели, а в психологии — с нормальным, адекватным отражением действительности. Разум же стоит ближе к творческой, активной способности мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей, поиск неизвестных задач.

Мышление — высшая форма активного отражения мира, где происходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, вырабатываются цели и осуществляются поиск, формулировка и решение всевозможных задач.

Культура мышления предполагает умение сопоставлять друг с другом различные явления действительности, находить сходства и различия между ними, умение анализировать (мысленно расчленять явление, выясняя роль и место каждой из его частей в целом) и вскрывать сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи между различными сторонами и отношениями действительности и предвидеть тенденции их развития. Можно сказать, что культура мышления есть логика, которая организует и упорядочивает процесс мышления, вырабатывает метод, дающий возможность производить все перечисленные нами мысленные операции.

Культура мышления не сводится к многознанию и даже к процессу познания, хотя без знания невозможна. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (ок. 530—470 до н. э.) говорил: “Многознание не научает премудрости”. Знание само по себе представляет лишь фундамент, на котором и может развиться культура мышления — мудрость. И в ней главное место будет занимать знание о незнании, так как именно такое знание — залог развития мышления. Знаме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.248 (0.016 с.)