Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Месопотамия — колыбель древних цивилизаций

Поиск

 

“На всей земле был один язык и одно наречие.

Двинувшись с Востока, они нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там.

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.

Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле” (35, Быт., 11:1—9).

Так пишет Библия о стране, которая расположена в Междуречье — между реками Тигр и Евфрат, на месте современного Ирака. До сих пор остается неизвестным, откуда пришли на эту землю кочевые племена, которые и создали блестящую, но рано угасшую цивилизацию.

Долгое время считалось, что библейские легенды — порождение человеческой фантазии, поскольку в Междуречье не сохранилось никаких следов этой замечательной цивилизации: ни храмов, ни дворцов, ни статуй, ни башен, ни надгробий. Только сказки кочевых арабских племен, притчи о временах Гаруна аль-Рашида, о садах Семирамиды, да библейские истории о прекрасной стране Ниневии, Навуходоносоре и гневе Господнем, обрушившемся на “красу царств” (как называли Ассиро-Вавилонию).

Только в XIX веке археологам удалось найти остатки великой культуры древности, которые подтвердили многие легенды, в частности, легенду о смешении языков. Лингвистический анализ показал, что среди народов, населявших Междуречье и говоривших на разных наречиях, были шумеры, семиты (их язык назывался впоследствии аккадским), вавилоняне, амореи, кутии (гутии), хурриты, арамейские племена, халдеи, хетты, не считая других кочевых племен с Кавказа, Востока и Запада. Конечно, свои следы в языках Междуречья оставили и более позднее греческое завоевание этой территории, и приход персов, которые живут здесь до сих пор.

Месопотамия (название греческого происхождения) — территория древнейшей цивилизации, возникшей, по данным археологии, в VIII тысячелетии до н. э. Так называли равнину между Тигром и Евфратом. Ее северная часть, граничившая с Армянским и Иранским нагорьями, носила название Аккад, а южная, выходившая к Персидскому заливу,— Шумер. В северной степной части была расположена Ассирия, в центральной — Вавилон и Вавилония. Все это многообразие наименований и различие государств вполне объяснимо, если вспомнить, как много различных племен прошло через эти края. Одни вели кочевой образ жизни, другие нападали, захватывали поселения и города, насаждали среди населения свой язык и формы государственности, чтобы потом оказаться сметенными другими, не менее воинственными племенами. Поэтому на территории от северных гор до Сирийских степей, полупустынь Аравии и Персидского залива было несколько государств, последовательно сменявших друг друга.

Самые ранние очаги цивилизации появляются в южной части Двуречья с IV тысячелетия до н. э., когда сюда пришли спустившиеся с предгорий Ближнего Востока земледельцы, племена шумеров и семитов. Пользуясь благами, даруемыми природой, они основали первые поселения, положившие начало древнему Шумеру.

Сначала это были города-государства, в центре которых возводился храм божества, а правителями становились жрецы храма во главе с верховным жрецом. Они отправляли общественные, хозяйственные, а в особых случаях — и судейские функции. Необходимость регулировать снабжение водой аосевов в период разливов и засухи требовала налаженной системы ирригационного хозяйства, которым также руководили жрецы. Храм, “выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива... Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы” [52, т. 1, с. 85]. Должность верховного жреца храма была выборной, а затем превратилась в наследственную. Вначале эта должность называлась энси, затем — лугаль (“большой человек”). Лугаль имел войско, в котором были тяжеловооруженные воины, колесницы на сплошных колесах, запряженные ослами и приспособленные для метания дротиков [52, т. 1 ].

Двуречье не имело сколько-нибудь значительных запасов полезных ископаемых, поэтому как только появилась возможность производить излишки зерна, его стали обменивать на металлы, камень, лес, которые привозились издалека и даже по морю.

Основным занятием населения было ирригационное земледелие, и вскоре потребовалось объединить усилия мелких государств для поддержания в порядке сложной оросительной системы. Впервые политическими средствами это попытался сделать Лугальзагеси (ок. 2400 до н. э.). Появление публичной власти привело к увеличению налогов с населения, а на этой почве и к восстаниям, в результате чего Шумерское государство просуществовало недолго. Около 2350 года до н. э. в результате усиления семитских племен аккадский царь Саргон, создавший первую в истории человечества армию, в которой было более 5000 профессионально подготовленных воинов, объединил под своей властью всю Месопотамию, крупное государство с десятками городов и поселений.

Именно с ним связана легенда, вошедшая в более поздние мифы, а также и в Библию, о том, что его, незаконнорожденного младенца, бросили в корзинке в реку и пустили плыть по течению. Чужие люди вытащили его из воды и воспитали в своем доме.

В Месопотамии не было сколько-нибудь значительного фактора (природного, экономического или религиозного), который мог бы стать основой государственного объединения. Поэтому, как только власть ослабевала, начинались распри между правителями разных городов, стремившихся к обособлению.

Еще раз, примерно в 2112—1204 годы до н.э., краткий расцвет “царства Шумера и Аккада” при царях III династии Ура, объявивших себя божествами, принес миру новые элементы цивилизации: появилась денежная единица из серебра — сикль (примерно 8 г), следом явились долговое рабство и первые законы. Этими законами пытались поддерживать в обществе определенное равновесие: не только охранять права собственников, но и “не дать в обиду разорившихся, строго определить цену наемного труда, размер ростовщического процента, условия содержания частного раба” [52, т. 16, с. 90]. Возникает суд, вырабатываются правила его ведения. Государство с явно выраженными чертами военной деспотии было строго централизовано, хозяйства храмов и царей обрабатывались отрядами земледельцев и рабов.

За кратким расцветом Шумеро-Аккадского государства последовал процесс его распада в результате экономического, политического и социального кризиса. На примере древних цивилизаций особенно заметно, как недолговечны эпохи расцвета и как долговременны периоды кризиса. Только через два века борьбы властителей и государств друг с другом во II тысячелетии до н. э. при царе Хаммурапи начал возвеличиваться Вавилон, ставший впоследствии центром могучего процветающего государства — Вавилонии.

Самым большим достижением вавилонской культуры стали знаменитые законы Хаммурапи: первая в истории человечества система государственных норм, изложенных письменно на каменном обелиске. Законы, отличавшиеся также литературными достоинствами, включали в себя 282 статьи, которые касались имущественных вопросов, семейного права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Каждая группа статей содержала как можно более полный перечень различного рода ситуаций и правил поведения для всех подданных.

Законы об имущественных отношениях строго карали за кражу, скупку и укрывательство краденого (как видим, в этом смысле законодательство опередило будущие религиозные заповеди). В законах отражались отношения между кредиторами и должниками, причем во всех возможных случаях закон был на стороне последних: если случался неурожай, то долг откладывался; срок долгового рабства ограничивался тремя годами; если кредитор наносил ущерб здоровью попавшего в рабство должника, то он нес суровое наказание.

Развитыми и довольно подробными для того времени были законы о семье, в которых предусматривались составление брачного контракта, наказания за супружескую измену (причем женщины наказывались более жестоко), право на развод, право наследования. Даже раб имел право на семью, хозяйство и имущество [52, т. 1].

Главным принципом наказаний был талион [лат. talio (talionis) “возмездие” (по силе равно преступлению)] — “око за око”, “руку за руку”, “сына за сына”, "раба за раба”. Однако степень наказания зависела от принадлежности к какому-либо из трех слоев общества: полноправным, мушкенумам (юридически свободный, но неполноправный человек, работающий в дворцовом хозяйстве) и рабам. За одно и то же преступление самое тяжкое наказание налагалось на раба, самое легкое — на полноправного.

Законы Хаммурапи — выдающееся достижение древности Двуречья. Они демонстрировали высокий уровень понимания места человека в государстве, степени и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества. Можно сказать, что особенностью законов не только во времена Хаммурапи, но и во все времена и во всех государствах Месопотамии было то, что они, являясь демонстрацией государственной власти, все-таки выражали и основы морали, господствующей в обществе.

Второго расцвета Вавилон достиг при Навуходоносоре II (605—562 до н.э.), который подчинил себе Сирию и Палестину, расширив границы Вавилона. Именно при нем увели в плен большую часть населения Иудеи (вавилонское пленение), разгромили Иерусалим, о чем с горечью и проклятиями говорится в Библии. При нем же город Вавилон стал прекраснейшей столицей древнего мира, с удивительными дворцами и храмами. Была сооружена крепостная стена, по своей мощи не уступавшая Великой китайской стене, построенной гораздо позже. В это время возвели знаменитую Вавилонскую башню — ступенчатое сооружение, достигавшее 91 метра в высоту и имевшее квадратное основание со стороной 90 метров, и создали знаменитые “висячие сады” (и башня, и сады входили в семь “чудес света”).

Самой же большой державой древности в Двуречье стала Ассирия, сформировавшаяся во II тысячелетии до н. э. в средней части Междуречья. Через ее торговый и культурный центр Ашшур проходили многочисленные торговые пути, что усилило экономическое положение и политическое влияние Ассирии, а затем во времена властного и удачливого правителя Тиглатпаласара I (ок. 1114 —ок. 1076 до н.э.) позволило расширить свои владения от Вавилона до Египта. Этими достижениями государство обязано своей военной мощи. “Была создана крепкая регулярная армия, включавшая в себя конницу и саперные части, а также систему арсеналов с искусными мастерами-оружейниками. Хорошо организованная рекрутская армия с подразделениями в 10, 50, 100 и 1000 человек, с разведкой и переводчиками, жрецами и музыкантами насчитывала, по некоторым данным, до 120 тыс. воинов” [52, т. 1, с. 123].

Эта огромная держава за сравнительно короткий период времени прошла путь от примитивного общества с общинной организацией жизни до “мировой” (по представлениям о мире в то время) империи. В VII веке до н.э. при царе Ашшурбанипале (669—633 до н. э.) ее пределы простираются от Персидского залива до Средиземноморья на западе и Египта на юге. В этот период появляется блестящая культура градостроительства, и новая столица — Ниневия поражала своими красотами, что отмечено даже в Библии. Именно здесь, в Ниневии, находилась самая большая библиотека древности (она была найдена в результате раскопок в 1849—1854 годах). В ней хранилось почти 20 тысяч глиняных табличек стекстами, содержавшими в себе самые различные сведения о всех сторонах жизни древних царств Месопотамии. На этих таблицах записаны древнейшие мифы мира, прочитанные лишь в нашем столетии.

У истоков древней мифологии

 

 

Древнейшие мифы Двуречья — это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычаи античности, с ними во многом связаны или перекликаются библейские истории. Отголоски миропонимания, характерного для государств Двуречья, можно найти в древнееврейских, египетских и арабских мифологических и религиозных системах.

Жители поклонялись множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: это боги неба и земли, воды и различных стихий, божества луны, солнца и других небесных светил.

Представление о мироустройстве у шумеров исходит из того, что первоначально все то, что составило самые различные явления природы, было слито в единую огромную гору, которая плавала в Мировом океане. Он имел персонифицированное начало и представлялся в виде праматери всего сущего — Намму, которая произвела из самой себя Ана (“небо”) и Ки (“земля, низ”) и “поселила их раздельно: Ана — на вершине горы, а Ки — внизу, у подножья” [212, с. 33]. Когда они стали мужем и женой, у них появились дети: Энлиль — бог воздуха и еще “семь могучих стихий, без которых не было бы света, тепла, влаги и процветания” [там же]. Когда же стало на горе тесно от детей, внуков и правнуков Ана, он решил расширить жизненное пространство для своих потомков. Для этого он вместе с Энлилем разделили гору на две части и разорвали ее. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо в виде твердого свода, а Энлиль опустил плоское подножье вниз, и появилась земля — “плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана” [там же]. Затем Энлиль соорудил в центре земного диска город Ниппур (древнейший культовый центр и, вероятно, центр шумерского племенного союза), где он повстречал свою невесту Нинлиль, от их брака родился бог луны — Наина (аккадское — Син). Поклонялись шумеры и сыну. Наины — Уту, богу солнца (впоследствии его называли Шамаш), богине Инанне (в аккадской мифологии — Иштар, имя восходящее к древним формам семитских наречий “астар”, “астарт”, “Астарта” — т. е. богиня) — богине плодородия, плотской любви и распри, покровительнице войны, с которой связывали приход весны и возрождение природы (праздновавшиеся как начало нового года). Под именем Нинсианы почиталась также как астральное божество — “звезда утреннего восхода” (планета Венера). Цикл мифов посвящен любви Иннаны и Думузи, божества цветущей степи и одновременно пастуха со свирелью.

В Двуречье каждая община имела свое главное божество, покровителя общины. Чаще всего это были божества плодородия: Адад — бог грома, ветра, бури, олицетворяющий как губительные, так и плодоносные силы природы, который часто изображался в образе быка — символа неукротимости и плодородия; Бау — покровительница города Лагаш, божество плодородия и врачевательница; Думузи, который должен был проводить в подземном царстве полгода, что связывалось с засухой (он стал впоследствии всеобщим богом плодородия в Междуречье); Энки — владыка пресноводного подземного океана (естественно, что пресная вода была особой ценностью для земледельцев Междуречья), ему приписывается начало земледелия.

Миф об Энки говорит: “До него земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами — не пройти через нее, не проскакать. Не было никакого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры. Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провел по земле первые борозды и засеял их зернами. Для хранения урожая он соорудил закрома. Он наполнил Тигр и Евфрат животворной силой и сделал все, чтобы они служили плодородию. Берега он засадил тростником, воды заполнил рыбой... Скот пасти поручил богу-пастуху Думузи, показав ему, как надо надаивать молоко и отстаивать сливки, как строить овчарни и хлевы” [212, с. 37].

С развитием городов и появлением новых государств древние боги Двуречья обретали новые имена, им возводили новые храмы, но сохранялась сущность этих богов — покровительство городам и ремеслам, человекоподобие, способность принимать облик и человека, и зверя. С возникновением Вавилонского государства центральным божеством, господствующим над всеми древними богами и над Вселенной, становится бог Мардук, культ которого распространяется в Ассирии и иногда совпадает с местным ассирийским божеством Ашшуром.

В честь богов в каждом городе возводились зиккураты — культовые ступенчатые башни, прямоугольные в плане, стоящие на высокой платформе, предохраняющей от наводнений. Вокруг башни сооружались длинные лестницы и пандусы, по которым к ее вершине, где располагалось святилище, поднималась процессия, состоявшая из жрецов и жителей города. Такого рода процессии нашли свое отражение в библейских текстах. Отголоском шумерских легенд стала и легенда о всемирном потопе. Это самый древний вариант мифа о потопе, в котором ситуация удивительно узнаваема. Бог Энлиль, возмущенный людской мелочностью, суетой и шумом, решает их уничтожить. Он посылает на людей разные беды и болезни, но с помощью бога Энки люди избавляются от них, и человечество множится вновь. Поэтому Энлиль насылает потоп, который продолжается семь дней и ночей. Гибнут все, кроме одного человека — Атрахасиса, предупрежденного Энки. Он строит “ладью, сохраняющую жизнь”, на которую погружает свою семью, зерно, имущество, а также ремесленников и животных, “тех, кто ест траву”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.014 с.)