Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Месопотамия — колыбель древних цивилизацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
“На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле” (35, Быт., 11:1—9). Так пишет Библия о стране, которая расположена в Междуречье — между реками Тигр и Евфрат, на месте современного Ирака. До сих пор остается неизвестным, откуда пришли на эту землю кочевые племена, которые и создали блестящую, но рано угасшую цивилизацию. Долгое время считалось, что библейские легенды — порождение человеческой фантазии, поскольку в Междуречье не сохранилось никаких следов этой замечательной цивилизации: ни храмов, ни дворцов, ни статуй, ни башен, ни надгробий. Только сказки кочевых арабских племен, притчи о временах Гаруна аль-Рашида, о садах Семирамиды, да библейские истории о прекрасной стране Ниневии, Навуходоносоре и гневе Господнем, обрушившемся на “красу царств” (как называли Ассиро-Вавилонию). Только в XIX веке археологам удалось найти остатки великой культуры древности, которые подтвердили многие легенды, в частности, легенду о смешении языков. Лингвистический анализ показал, что среди народов, населявших Междуречье и говоривших на разных наречиях, были шумеры, семиты (их язык назывался впоследствии аккадским), вавилоняне, амореи, кутии (гутии), хурриты, арамейские племена, халдеи, хетты, не считая других кочевых племен с Кавказа, Востока и Запада. Конечно, свои следы в языках Междуречья оставили и более позднее греческое завоевание этой территории, и приход персов, которые живут здесь до сих пор. Месопотамия (название греческого происхождения) — территория древнейшей цивилизации, возникшей, по данным археологии, в VIII тысячелетии до н. э. Так называли равнину между Тигром и Евфратом. Ее северная часть, граничившая с Армянским и Иранским нагорьями, носила название Аккад, а южная, выходившая к Персидскому заливу,— Шумер. В северной степной части была расположена Ассирия, в центральной — Вавилон и Вавилония. Все это многообразие наименований и различие государств вполне объяснимо, если вспомнить, как много различных племен прошло через эти края. Одни вели кочевой образ жизни, другие нападали, захватывали поселения и города, насаждали среди населения свой язык и формы государственности, чтобы потом оказаться сметенными другими, не менее воинственными племенами. Поэтому на территории от северных гор до Сирийских степей, полупустынь Аравии и Персидского залива было несколько государств, последовательно сменявших друг друга. Самые ранние очаги цивилизации появляются в южной части Двуречья с IV тысячелетия до н. э., когда сюда пришли спустившиеся с предгорий Ближнего Востока земледельцы, племена шумеров и семитов. Пользуясь благами, даруемыми природой, они основали первые поселения, положившие начало древнему Шумеру. Сначала это были города-государства, в центре которых возводился храм божества, а правителями становились жрецы храма во главе с верховным жрецом. Они отправляли общественные, хозяйственные, а в особых случаях — и судейские функции. Необходимость регулировать снабжение водой аосевов в период разливов и засухи требовала налаженной системы ирригационного хозяйства, которым также руководили жрецы. Храм, “выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива... Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы” [52, т. 1, с. 85]. Должность верховного жреца храма была выборной, а затем превратилась в наследственную. Вначале эта должность называлась энси, затем — лугаль (“большой человек”). Лугаль имел войско, в котором были тяжеловооруженные воины, колесницы на сплошных колесах, запряженные ослами и приспособленные для метания дротиков [52, т. 1 ]. Двуречье не имело сколько-нибудь значительных запасов полезных ископаемых, поэтому как только появилась возможность производить излишки зерна, его стали обменивать на металлы, камень, лес, которые привозились издалека и даже по морю. Основным занятием населения было ирригационное земледелие, и вскоре потребовалось объединить усилия мелких государств для поддержания в порядке сложной оросительной системы. Впервые политическими средствами это попытался сделать Лугальзагеси (ок. 2400 до н. э.). Появление публичной власти привело к увеличению налогов с населения, а на этой почве и к восстаниям, в результате чего Шумерское государство просуществовало недолго. Около 2350 года до н. э. в результате усиления семитских племен аккадский царь Саргон, создавший первую в истории человечества армию, в которой было более 5000 профессионально подготовленных воинов, объединил под своей властью всю Месопотамию, крупное государство с десятками городов и поселений. Именно с ним связана легенда, вошедшая в более поздние мифы, а также и в Библию, о том, что его, незаконнорожденного младенца, бросили в корзинке в реку и пустили плыть по течению. Чужие люди вытащили его из воды и воспитали в своем доме. В Месопотамии не было сколько-нибудь значительного фактора (природного, экономического или религиозного), который мог бы стать основой государственного объединения. Поэтому, как только власть ослабевала, начинались распри между правителями разных городов, стремившихся к обособлению. Еще раз, примерно в 2112—1204 годы до н.э., краткий расцвет “царства Шумера и Аккада” при царях III династии Ура, объявивших себя божествами, принес миру новые элементы цивилизации: появилась денежная единица из серебра — сикль (примерно 8 г), следом явились долговое рабство и первые законы. Этими законами пытались поддерживать в обществе определенное равновесие: не только охранять права собственников, но и “не дать в обиду разорившихся, строго определить цену наемного труда, размер ростовщического процента, условия содержания частного раба” [52, т. 16, с. 90]. Возникает суд, вырабатываются правила его ведения. Государство с явно выраженными чертами военной деспотии было строго централизовано, хозяйства храмов и царей обрабатывались отрядами земледельцев и рабов. За кратким расцветом Шумеро-Аккадского государства последовал процесс его распада в результате экономического, политического и социального кризиса. На примере древних цивилизаций особенно заметно, как недолговечны эпохи расцвета и как долговременны периоды кризиса. Только через два века борьбы властителей и государств друг с другом во II тысячелетии до н. э. при царе Хаммурапи начал возвеличиваться Вавилон, ставший впоследствии центром могучего процветающего государства — Вавилонии. Самым большим достижением вавилонской культуры стали знаменитые законы Хаммурапи: первая в истории человечества система государственных норм, изложенных письменно на каменном обелиске. Законы, отличавшиеся также литературными достоинствами, включали в себя 282 статьи, которые касались имущественных вопросов, семейного права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Каждая группа статей содержала как можно более полный перечень различного рода ситуаций и правил поведения для всех подданных. Законы об имущественных отношениях строго карали за кражу, скупку и укрывательство краденого (как видим, в этом смысле законодательство опередило будущие религиозные заповеди). В законах отражались отношения между кредиторами и должниками, причем во всех возможных случаях закон был на стороне последних: если случался неурожай, то долг откладывался; срок долгового рабства ограничивался тремя годами; если кредитор наносил ущерб здоровью попавшего в рабство должника, то он нес суровое наказание. Развитыми и довольно подробными для того времени были законы о семье, в которых предусматривались составление брачного контракта, наказания за супружескую измену (причем женщины наказывались более жестоко), право на развод, право наследования. Даже раб имел право на семью, хозяйство и имущество [52, т. 1]. Главным принципом наказаний был талион [лат. talio (talionis) “возмездие” (по силе равно преступлению)] — “око за око”, “руку за руку”, “сына за сына”, "раба за раба”. Однако степень наказания зависела от принадлежности к какому-либо из трех слоев общества: полноправным, мушкенумам (юридически свободный, но неполноправный человек, работающий в дворцовом хозяйстве) и рабам. За одно и то же преступление самое тяжкое наказание налагалось на раба, самое легкое — на полноправного. Законы Хаммурапи — выдающееся достижение древности Двуречья. Они демонстрировали высокий уровень понимания места человека в государстве, степени и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества. Можно сказать, что особенностью законов не только во времена Хаммурапи, но и во все времена и во всех государствах Месопотамии было то, что они, являясь демонстрацией государственной власти, все-таки выражали и основы морали, господствующей в обществе. Второго расцвета Вавилон достиг при Навуходоносоре II (605—562 до н.э.), который подчинил себе Сирию и Палестину, расширив границы Вавилона. Именно при нем увели в плен большую часть населения Иудеи (вавилонское пленение), разгромили Иерусалим, о чем с горечью и проклятиями говорится в Библии. При нем же город Вавилон стал прекраснейшей столицей древнего мира, с удивительными дворцами и храмами. Была сооружена крепостная стена, по своей мощи не уступавшая Великой китайской стене, построенной гораздо позже. В это время возвели знаменитую Вавилонскую башню — ступенчатое сооружение, достигавшее 91 метра в высоту и имевшее квадратное основание со стороной 90 метров, и создали знаменитые “висячие сады” (и башня, и сады входили в семь “чудес света”). Самой же большой державой древности в Двуречье стала Ассирия, сформировавшаяся во II тысячелетии до н. э. в средней части Междуречья. Через ее торговый и культурный центр Ашшур проходили многочисленные торговые пути, что усилило экономическое положение и политическое влияние Ассирии, а затем во времена властного и удачливого правителя Тиглатпаласара I (ок. 1114 —ок. 1076 до н.э.) позволило расширить свои владения от Вавилона до Египта. Этими достижениями государство обязано своей военной мощи. “Была создана крепкая регулярная армия, включавшая в себя конницу и саперные части, а также систему арсеналов с искусными мастерами-оружейниками. Хорошо организованная рекрутская армия с подразделениями в 10, 50, 100 и 1000 человек, с разведкой и переводчиками, жрецами и музыкантами насчитывала, по некоторым данным, до 120 тыс. воинов” [52, т. 1, с. 123]. Эта огромная держава за сравнительно короткий период времени прошла путь от примитивного общества с общинной организацией жизни до “мировой” (по представлениям о мире в то время) империи. В VII веке до н.э. при царе Ашшурбанипале (669—633 до н. э.) ее пределы простираются от Персидского залива до Средиземноморья на западе и Египта на юге. В этот период появляется блестящая культура градостроительства, и новая столица — Ниневия поражала своими красотами, что отмечено даже в Библии. Именно здесь, в Ниневии, находилась самая большая библиотека древности (она была найдена в результате раскопок в 1849—1854 годах). В ней хранилось почти 20 тысяч глиняных табличек стекстами, содержавшими в себе самые различные сведения о всех сторонах жизни древних царств Месопотамии. На этих таблицах записаны древнейшие мифы мира, прочитанные лишь в нашем столетии. У истоков древней мифологии
Древнейшие мифы Двуречья — это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычаи античности, с ними во многом связаны или перекликаются библейские истории. Отголоски миропонимания, характерного для государств Двуречья, можно найти в древнееврейских, египетских и арабских мифологических и религиозных системах. Жители поклонялись множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: это боги неба и земли, воды и различных стихий, божества луны, солнца и других небесных светил. Представление о мироустройстве у шумеров исходит из того, что первоначально все то, что составило самые различные явления природы, было слито в единую огромную гору, которая плавала в Мировом океане. Он имел персонифицированное начало и представлялся в виде праматери всего сущего — Намму, которая произвела из самой себя Ана (“небо”) и Ки (“земля, низ”) и “поселила их раздельно: Ана — на вершине горы, а Ки — внизу, у подножья” [212, с. 33]. Когда они стали мужем и женой, у них появились дети: Энлиль — бог воздуха и еще “семь могучих стихий, без которых не было бы света, тепла, влаги и процветания” [там же]. Когда же стало на горе тесно от детей, внуков и правнуков Ана, он решил расширить жизненное пространство для своих потомков. Для этого он вместе с Энлилем разделили гору на две части и разорвали ее. Ан поднял вершину горы вверх, и стало небо в виде твердого свода, а Энлиль опустил плоское подножье вниз, и появилась земля — “плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана” [там же]. Затем Энлиль соорудил в центре земного диска город Ниппур (древнейший культовый центр и, вероятно, центр шумерского племенного союза), где он повстречал свою невесту Нинлиль, от их брака родился бог луны — Наина (аккадское — Син). Поклонялись шумеры и сыну. Наины — Уту, богу солнца (впоследствии его называли Шамаш), богине Инанне (в аккадской мифологии — Иштар, имя восходящее к древним формам семитских наречий “астар”, “астарт”, “Астарта” — т. е. богиня) — богине плодородия, плотской любви и распри, покровительнице войны, с которой связывали приход весны и возрождение природы (праздновавшиеся как начало нового года). Под именем Нинсианы почиталась также как астральное божество — “звезда утреннего восхода” (планета Венера). Цикл мифов посвящен любви Иннаны и Думузи, божества цветущей степи и одновременно пастуха со свирелью. В Двуречье каждая община имела свое главное божество, покровителя общины. Чаще всего это были божества плодородия: Адад — бог грома, ветра, бури, олицетворяющий как губительные, так и плодоносные силы природы, который часто изображался в образе быка — символа неукротимости и плодородия; Бау — покровительница города Лагаш, божество плодородия и врачевательница; Думузи, который должен был проводить в подземном царстве полгода, что связывалось с засухой (он стал впоследствии всеобщим богом плодородия в Междуречье); Энки — владыка пресноводного подземного океана (естественно, что пресная вода была особой ценностью для земледельцев Междуречья), ему приписывается начало земледелия. Миф об Энки говорит: “До него земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами — не пройти через нее, не проскакать. Не было никакого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры. Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провел по земле первые борозды и засеял их зернами. Для хранения урожая он соорудил закрома. Он наполнил Тигр и Евфрат животворной силой и сделал все, чтобы они служили плодородию. Берега он засадил тростником, воды заполнил рыбой... Скот пасти поручил богу-пастуху Думузи, показав ему, как надо надаивать молоко и отстаивать сливки, как строить овчарни и хлевы” [212, с. 37]. С развитием городов и появлением новых государств древние боги Двуречья обретали новые имена, им возводили новые храмы, но сохранялась сущность этих богов — покровительство городам и ремеслам, человекоподобие, способность принимать облик и человека, и зверя. С возникновением Вавилонского государства центральным божеством, господствующим над всеми древними богами и над Вселенной, становится бог Мардук, культ которого распространяется в Ассирии и иногда совпадает с местным ассирийским божеством Ашшуром. В честь богов в каждом городе возводились зиккураты — культовые ступенчатые башни, прямоугольные в плане, стоящие на высокой платформе, предохраняющей от наводнений. Вокруг башни сооружались длинные лестницы и пандусы, по которым к ее вершине, где располагалось святилище, поднималась процессия, состоявшая из жрецов и жителей города. Такого рода процессии нашли свое отражение в библейских текстах. Отголоском шумерских легенд стала и легенда о всемирном потопе. Это самый древний вариант мифа о потопе, в котором ситуация удивительно узнаваема. Бог Энлиль, возмущенный людской мелочностью, суетой и шумом, решает их уничтожить. Он посылает на людей разные беды и болезни, но с помощью бога Энки люди избавляются от них, и человечество множится вновь. Поэтому Энлиль насылает потоп, который продолжается семь дней и ночей. Гибнут все, кроме одного человека — Атрахасиса, предупрежденного Энки. Он строит “ладью, сохраняющую жизнь”, на которую погружает свою семью, зерно, имущество, а также ремесленников и животных, “тех, кто ест траву”.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.014 с.) |