Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество как социокультурная система. Социологическое понимание культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие общества как социокультурной системы появилось у нас в последние годы. Исходный тезис: соц взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни. Элементы социальной системы: люди и их деятельность, которую осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с др, объединенными в соц общности в условиях соц среды. Индивид не может не подчиняться законам социальной среды, в которую включен, принимает ее нормы и ценности, социализируется. Включение чел в общество - через различные соц общности: соц группы, соц институты, соц организации и системы принятых в обществе норм и ценностей - через культуру. Общество - социокультурная система, в которой вычленяются 2 основные подсистемы - социальная (совокупность соц отношений и связей между людьми), и культурная (включающая фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей). Эти 2 подсистемы связаны. Культура -сложное динамич образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распростр предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных соц ситуациях. Социологи обычно фиксируют внимание на культуре как ценностно-нормативной системе, направляющей и регулирующей поведение людей. Вся повседневная жизнь (и деятельность) протекает в опред институализированных рамках и в соответствии с некоторыми нормативами. И те, и др существуют в виде устойчивых, разделяемых людьми представлений, обычаев, нравов, этикета. Представления - слабо расчлененные образования, сочетающие элементы образа, знания, отношения, оценки. Социокультурные образы - продукты опыта людей, вырабатывающиеся в процессе совместной деятельности, относящиеся к способам организации типичн социокультурн ситуаций или решений жизненных проблем. Социально они более обязательны, чем представления, множественны, и каждый имеет возможность выбрать для себя подходящий к своей жизненной проблеме или груп ситуации. Ценности складываются в ходе установления межличностных или групповых предпочтений по отношению к опред предметам и социокультурным образцам. Культурные ценности еще более социально обязательны. Они фиксируют индивидуал или групповые предпочтения, эталонные образцы, в соответствии с которыми люди оценивают значим собствен опыта, деятельности и поведения других. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они носят обязательный характер. Их нарушение вызывает соц, правовые санкции. + по соц культуре. Тенбрук: культура должна быть репрезентативной - тогда будет отражать культуру именно всего общество. Тайлор - культура - как совокупность ее элементов - ценностей, норм - этот подход не дает понять ее в целом. Клакхон и Кребер - культура - как внутренние действия и их внешние проявления. Психологический подход к культуре, структурный.
8. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ, КУЛЬТУРНЫЙ ЛАГ Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академич проект, 2001 ДК - описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К Д.К. относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество метаморфоз. Сорокин 1889-1968 «Социальная и культурная динамика» (труд об истории культуры с древнейш времен и о переходе от 1й культурной системы к др или от одного культурного стиля к другому). Широкое использование понятия Д.К. приходится на 2ю половину XX, когда в область научного исслед вторгаются проблемы развития, изменения и распростр культурных институтов, культурных конфликтов и инноваций, деградации, застоя и кризиса культуры. Специалисты говорят об интеграционной или дезинтеграцион, восходящей или нисходящей К.Д., об эволюцион или революцион характере ее изм. Динамические процессы в культуре различают по месту и длительности: крупномасштабными изменениями в культуре - интервалы времени в 100-1000 лет (цивилизац сдвиги), микромасштабными - от25-30 лет (время активной жизни в культуре 1го поколения) до 100 лет), быстропроходящими - от 1 месяца до нескольких лет (сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры) - не способны закрепиться в глубоких пластах культурной жизни. В качестве основы Д.К. выступают культурные открытия и изобретения. Открытие - получение новых знаний о мире - открытие новых островов и континентов. Изобретение - новая комбинация известных культурных элементов или комплексов - новый способ изготовления вещей. Изобретения и открытия распростр на др культуры 3я осн способами: посредством • культурных заимствований (целенаправленное подражание), понятие культурных заимствований указывает, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. 1 народ заимствует у др не все подряд, а то, что: а) является близким его культуре - что смогут понять, оценить и использ; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед др народами; в) отвечает внутренним потребн данного этноса - уд фундаментальные потребности, которые не могут уд культурные артефакты и комплексы, имеющиеся в распоряжении. Культурному заимствованию предшествует явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры • культурной диффузии (стихийное распространение) - взаимное проникновение культурных черт и комплексов из 1го общ в др при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом, может не оставить следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX оказалось столь мощным, что породило феномен вестернизации. И американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправлен заимствованиям, стихийным проникновениям. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, науч конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но и между группами и классами. Стратификационная диффузия выражается в 2стороннем процессе: 1 средний и низший классы перенимают у высшего элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.; 2 высший - у нижестоящих страт формы более раскрепощен поведения, упрощенной манеры одеваться • независимых открытий (открытие 1х и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия 1х и тех же потребностей или объективных условий) История свидетельствует, что ни одно общ не стоит на месте: прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштаб изменений в обществе превышает сумму негативных, говорят о прогрессе. В противном случае - регресс Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения чел обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации - соц прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества в короткие промежутки времени. Различают постепенный и скачкообразный виды соц прогресса. 1й называется реформистским, 2й - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего соц строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон обществен жизни, затрагивающее основы строя, носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из 1го качествен состояния в др. Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение, делает возможным преемственность культуры, непрерывность во времени Культурная аккумуляция - процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурн учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его след поколениям - музеи, библиотеки Под культурной интеграцией - взаимосвязь частей или элементов культуры, когда объединяются в некую целостность. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству осн элементов культуры и различию неосновных Культурная дифференциация - живые носители культуры принадлежат к разным соц группам, занимают неодинаковое общественное положение - имеют неравные соц статусы, создают разные виды культуры. В таком случае отражает социальную, либо половозрастную дифференциацию. Как правило, каждая соц или демографич группа формирует свою субкультуру Культурная экспансия (от лат распространение) - расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или гос границы. Человечество во 2й половине XX явилось свидетелем культурной экспансии США, происходила во многих странах. После 2 мировой коснулась стран Зап Европы, 60-е - Японии, 70-е - стран Латинской Америки, 90-е - России Вестернизация - часть более общего процесса - модернизации (всемирное распростр ценностей и достижений именно этой формации: рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация). Модернизация - революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, путем комплексных реформ, растянутых во времени, подразумевает кардинальное изменение соц институтов и образа жизни, охватывающее все сферы общества Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение - глобализация -описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современ транспортных средств и экономич связей, благодаря воздействию на людей СМИ, способ расширению культурных контактов между народами и миграции Культурогенез - 1 из видов соц и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурн системы, в формировании новых культурных систем и конфигураций Культурный лаг - одни части культуры изменяются быстрее, др медленнее (понятие ввел У. Огборн). Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к быстрым изменениям в материальной сфере. Иногда между культурной и соц динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло Культурное запаздывание - нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной, например, научно-технического прогресса Энциклопедия социологии: Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем. Термин используется для обозначения как этого процесса, так и его результатов. Линтон (амер. антрополог): 2 типа условий, при которых может происходить: 1 свободное заимствование контактирующими культурами элементов др др, протекающее при отсутствии военно-политич господства 1 группы над другой 2 направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политич отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы Ассимиляция - члены 1й этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру др, с которой они находятся в непосред контакте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.012 с.) |