Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное мнение: природа и функции. Основные подходыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Горшков - ОМ - состояние и проявление мас сознания, поср которого происх процесс и отражение духовного либо духовно-практич народн большинства по актуал для него фактам событиям, проц, явл Тощенко Социология. Древнегреч фил Протагор (ок.480-ок.410) отдавал ему решение вопросов о том, что истинно и ложно, ом сливается с государством Школа Сократа: противопоставляла народному самоуправлению аристократич правление мудрых и знающих. Эта идея получила развитие в трудах Платона Аристотеля занимал вопр, как верховная власть должна взаимод с массой свободных граждан. С одной стороны, допускать к занятию высших должностей небезопасно. С др, опасно устранять от участия: когда в гос много людей лишено политич прав. Остается предост участ в совещательной и судебной власти Во времена классич феодализма появился термин ом (public opinion). Считается, впервые употреблен англ писателем и гос деятелем XII Солсбери - моральн поддержка парламента со стороны насел В эпоху капитализма - складываться предпосылки для теоретич осмысления ом и роли в гос жизни. Итал мыслитель Макиавелли «Государь» - в народе большую силу: лучшая из всех крепостей - не быть ненавистн народу. Рекоменд государю - обо всем спраш, выслушивать ответы и проявлять беспокойство В нов время осмысл феномена ом способст - творч англ филос-материалистов Бэкона, Гоббса и Локка. Гоббс - мнения - отражение опред соц потребностей Важное место в эволюц взглядов на роль ом в гос упр - фр Просвещ XVIII. 1 из его видных представителей - Руссо, в трактате «Об обществен договоре» деятельность правительства ставил в завис от суждений народа. Гегель в «Философии права» - ом - всеобщее, истинное, отражает тенденции действительности. В ом входят принципы справедливости, подлинное содержание и результат гос строя, законодательства и состояния дел в форме чел здравого смысла. Сумел разглядеть нравствен основы мнения и увидел в нем не только «предрассудки» и заблуждения», но и истину - во все времена - большой силой, ибо считал субъектом ом народ, а не монарха Среди исследователей кXIX-нXX, занимавшихся проблематикой ом, выделяются фр социолог Тард, нем юрист Гольцендорф и проф Мос унив Хвостов Согласно Тарду, творцом ом - некая публика с подвижными границами, уходящими корнями в особенности мас духовно-психологич процессов. Для Хвостова «Общественное мнение и политич партии» (1906) связывал процесс зарождения обществен суждений с интересами классов и групп, активной ролью политич партий в жизни общества. Возможности соц-классовых, политич общностей воздействовать на формирование ом выводил из их соц веса. Выделял роль широких слоев народа в создании ом, выступал против попыток ограничить воздействие ом на политич процессы и власть Объекты ом по степени сложности - объекты-факты, -события, -явления. Наиболее простой объект - факт действительности. Сам сложн - явление (процесс). Сложность, противоречивость, отсутствие четких границ содержания явления - нередко неадекватно отражается ом, которое охватывает не все многообразие, а отдельные стороны и элементы. Среди объектов ом - факты, события, явления, процессы объективн действит, обществен бытия (экономич процессы, условия матер жизни) и субъективной действит, обществен сознания (политич представления, соц-психологич процессы, сист ценностей). Сущностн структура ом представлена образованиями, которые принято обознач понятиями рационального, эмоционального и волевого. Определяющим является рац (познавательный, интеллектуальный) компонент - образуется из конкретных сведений, относящихся к области рац знания, которые имеются у людей о фактах и событиях, явл и проц, ставших объектом пристальн обществен вним. Ом, будучи духовным отношением (оценочным суждением), обладает способностью стимулировать практич деятельность людей и выступать как духовно-практич отношение Под динамикой ом - процесс последовательной смены присущих стадий зарождения, формирования и функционирования. Ом - своеобразный способ сущ и проявления мас сознания, посредством которого выражается дух или духовно-практическое отношение народного большинства к актуальным для него фактам, событиям, явлениям и проц действительности. Способы и формы воздействия ом на властные инстит многообразны: от обычного вербального одобрения или неодобрения до прямого давления, способного приводить к глубокой перестройке внутривластн отнош. В сфере власти и политики ом проявляет себя наиболее часто. В особенности, характерно для переходного, трансформац общества с неустоявшимися структ гос власти и демократич институтами, проявлениями политич и экономич нестабильности. Мамедов. Условия формир ОМ осн на предпосылках: 1 ОМ - вывод определен общности людей по проблемам, итог мыслит деятельности 2 критерий отбора - обществен интерес и потребности 3 массовые суждения обладают различн степенью объективности 4 ОМ выступает в качестве установки на практич деятельность людей 5 ОМ - продукт взаимод людей, коммуникативное поле мнений, образовавших нов качества 6 развитие ОМ следует процессу нелинейного развития Известная лат поговорка «Голос Народа - Голос Бога». Авторство зачастую неверно приписывается английскому историку XII в. Вильяму Мальмсберийскому. Другое употребление выражения находим в послании известного учёного VIII в. Алкуина к будущему императору Карлу Великому. Письмо датируется 798 г. и содержит цитату по-латыни: В переводе на русский: «И людям не должно прислушиваться к тем, кто говорит, что глас народа является гласом Божиим, ибо необузданность толпы всегда граничит с безумием». Что нужно сделать, чтобы идея стала достоянием ОМ - должна быть дискуссионной, актуальной, делить общество на группы Принцип имерджентности (холизма): ом не сводится к сумме составных элементов; мнение отдельных людей не явл ОМ. Целое не равно сумме сост элементов. Ом - не совокупность мнений отдельных индивидов, а эффект синергетики Функций ом: информационная, регулятивная, управленческая, эксперссивная, консультативная, дерективная, побудительная. Общественное мнение - совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового группового сознания, оказывающего влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов. Общ-ое мнение выступает элементом представления структуры власти в интересы населения, наиболее значимых для граждан проблем. В.Н. Лавриненко: «общественное мнение - отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях». Елсуков: «общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (в вербальной и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом». Общественное мнение- специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. Выразители: классы, социальные слои, содружество классов, народ. Мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное. Этапы общественного мнения: 1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей. 2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности. 3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми. 4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей. 5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя. 6. Возникновение общенародного мнения. Функции общественного мнения: (различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь, от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы): 1 Обеспечение обратной связи в системе государственного управления. 3 разновидности: 1. экспрессивная - через общественное мнение выражаются интересы и требования социальной общности. 2. консультативная - корректируется проводимая политика. 3. директивная - общественное мнение выступает навязыванием воли политическим субъектам. 2 Легитимность правящего режима. 3 Политическая социализация - обеспечение обратной связи в системе гос управления. Выделяют три ее разновидности: - выражение интересов и требований соц общности - экспрессивная - Консультатирование - Директирование В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.007 с.) |