Классификация и многообразие социальных групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и многообразие социальных групп



Многообразие соц групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы.

3 вида групп:

- Соц группы, образованы по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: расовые, этнические группы, территориальные, на основании родства, социально-демографические

- Статусные (и проф) - возникшие в результате соц разделения труда, институализации социальных связей - на основании сходства соц положения, позиций в обществе: рабочий класс, крестьянство, учительство

- Целевые - организованные для решения задач - хозяйственных, научно-исследовательских, политических

Эта классификация гр основана на содержательных аспектах соц процессов.

Существует и др классификация, в которой социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники - непосредственно или опосредованно.

Для некоторых соц групп характерно наличие непосред личных солидарных взаимодействий, которые могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Они называются малыми группами.

Большие группы - многотысячные гр людей, разбросанные на обширных пространствах, характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая (классовые, территориальные, национальные общности) включает малые (национально-культурная община).

Среди малых принято выделять первичные и вторичные:

1 два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом.

2 объединяет 2 или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения практической цели.

Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп.

 

20. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА: ЛИДЕРСТВО, КОНФОРМИЗМ Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 172.

Групповая динамика - совокупность внутригр социально-психологич процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Процессы групповой динамики: руководство и лидерство, принятие групповых решений; нормообразование (выработка гр мнений, правил и ценностей); формирование функционально-ролевой структуры; сплочение; конфликты; групповое давление и др способы регуляции индивид поведения - процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения в группе за время существования

Термин групповая динамика ввел Курт Левин (40-е).

АНДРЕЕВА «СОЦ ПСИХОЛОГИЯ»

Лидерство и руководство в малых группах. Проблема лидерства и руководства - 1 из кардинальных проблем соц психологии, тк эти процессы не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи - демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении задачи, выдвигается в конкретной ситуации, принимая опред функции. Остальные члены группы принимают лидерство - строят с лидером отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они - ведомыми. Лидерство - групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, лидерство - система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Стиль лидерства. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения: <авторитарный>, <демократический> и <попустительский> (достаточно вольный перевод термина, предложенного Левиным).

ВИХАНСКИЙ. Конформизм (от лат подобный) морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений.

Сила и конформизм во взаимоотнош между членами группы - в виде общественного влияния на чел. Группа оказывает давление, требуя от него следования групповым нормам, правилам, подчинения интересам группы. Чел может сопротивляться этому давлению - проявлять нонконформизм, а может уступить группе - подчиниться - выступить конформистом.

Конформизм может превратить человека в бессловесный придаток группы, с др стороны, без конформизма не может быть создано сплоченной группы, установлено баланса во взаимоотнош между человеком и гр. Если чел стоит на жестких нонконформис позициях, не сможет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден будет покинуть гр.

На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы: если в группе 5 членов, единодушие начинает оказывать сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния гр на чел. Степень конформизма в поведении человека в группе зависит также от близости руководства в групповых действиях и частоты контактов с руководством: если начальник часто присутствует и участвует в принятии решений членом группы, то это приводит к повышению конформизма в поведении подчиненного. Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, от их симпатий и антипатий, дружбы. Чем лучше личные отношения между членами группы, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

 

21. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. СТРОЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Барков «Социология организации»

Организация как явление общественной жизни может быть рассмотрена с неск точек зрения: 1 следует различать организацию как процесс и как результат процесса; 2 социальный институт 3 система связей и отношений между людьми, 4 опред часть соц окружения человека. Организации отличаются по задачам.

1 ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА. XIX-начало ХХ (Вебер, Тейлор, Файоль, Урвик, Муни, Рейли). Группа людей, объединенных единой целью - выпускать продукцию, оказывать услуги, выполнять функции в обществе - образуют организацию. Организация - средство для достижения цели. Абсолютный приоритет формальных отношений, кот создают структуру достижения цели

2 ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ЭКОСИСТЕМА (естествен модель организации) (школа чел отношений, Селзник, Барнард) создает вокруг человека особый мир, состоящий из потребностей и ценностей, образцов поведения и скрытых смыслов. Орг - община, особое внимание неформальным сторонам организационной реальности. Цель - просто существование или выживание

3 ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРАВИЛ

3.1 Неоинституциональное определение организаций (18 в). Организация - совокупность правил поведения, противоположная по принципам рынку как иному регулятору социально-эк процессов: 1 неравенство элементов, составляющих систему, иерархия. 2 приоритет внемонетарных оценок над монетарными. 3 необходимость ограничения конкуренции, ориентация на кооперацию

Типология организаций: добровольные ассоциации; производственно-хозяйственные объединения; кредитно-финансовые организации; научно-исследовательские и учебные заведения; учреждения здравоохранения; организации социального обеспечения; учреждения культуры; организации физкультуры и спорта; правоохранительные органы; организации вооруженных сил; административно-управленческие организации; акционерные общества; холдинговые компании; тотальные организации.

Типология организац структур:

1 Линейная структура: руководитель для своих подчиненных - начальник по всем вопросам, связанным с их деятельностью.

Достоинства: единство и четкость распорядительства; быстрота реакции в ответ на прямые указания сверху; личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности подчиненных. Недостатки: высокие требования к руководителю, который должен знать все аспекты деятельности подчиненных; перегрузка менеджеров высшего звена; тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений

2 Функциональная: подчиненный получает приказы сразу от нескольких руководителей, каждый будет специализироваться только в 1й функции управления - планирование, распорядительство, хронометраж, контроль. Достоинство: возможность профессионализации и привлечения высококлас узких специалистов к упр. Недостаток: отсутствие единоначалия

3 Линейно-функциональная (19в США на железных дорогах): линейные менеджеры несут ответственность за руководство работниками, выполнявшими базовые для данного предприятия операции, а функциональные - устанавливают производственные стандарты. Достоинства: сохранение принципа единоначалия и личной ответственности линейных руководителей; проф подготовку управленческих решений; экономичность, достигается за счет централизации; простоту построения и прозрачность для персонала. Недостатки: коммуникативные проблемы: коммуникации плохо осуществляются между функц подразделениями в силу различия в целях, критериях истины; большие трудности при осуществлении обратной связи, прохождении информации от исполнителя к руководителю

4 Дивизиональная (1920-60е, Дженерал Моторс):принцип децентрализации, крупные подразделения выделяются по любому, но не функциональному признаку. 3 признака: продуктовый (товарный); региональный (территориальный); клиентский (рыночный). Достоинства: более высокая адаптивность по сравнению с существовавшими ранее структурами; улучшение координации деятельности функциональных отделов внутри подразделений; возможности дальнейшего развития самостоятельности подразделений, децентрализованной организации финансовых потоков. Недостатки: дублирование функций управления в подразделениях; меньшая экономичность в сравнении с линейно-функциональной; сложность распределения полномочий между центральной штаб-квартирой и подразделениями

5 Проектная (к 20в) Достоинства: наивысшая адаптивность; возможность воспитания универс работн внутри компании. Недостаток: узкая сфера примен.

6 Матричная: развитие проектной структуры; 1 Организация характеризуется 2я или более пересекающимися линиями власти 2 достигает целей посредством проектных групп 3 Проектные группы межфункциональны - их члены привлечены из разл функц подразделений 4 Проектные группы создаются временно 5 Функцион подразделения продолжают существовать внутри организации как механизмы осуществления рутинных функций и проф развития.

Достоинства: высокая адаптивность; оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких проектов в 1й фирме; малое количество уровней и более эффективн осущ коммуникаций; пост внимание не только к прибыльным и крупным, но и небольшим проектам или сферам деятельности фирмы. Недостатки: отсутствие единоначалия; сложность в построении и дальнейшем функционировании; конфликтогенность; возможная тенденция к анархии; является самой сложной и малопонятной для работников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.12.0 (0.012 с.)