Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотеза Л. Н. Гумилева о жизни этносов — этногенезеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Русский ученый — географ, историк, философ — Лев Николаевич Гумилев, сын поэтов Николая Степановича Гумилева и Анны Андреевны Ахматовой, в своих трудах разработал биологическую теорию образования и жизни этносов. Процесс от возникновения до распада этноса называется этногенезом и продолжается 1200-1500 лет: этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Этногенез — явление био- сферное и "толчком" в нем выступает мутация — появление наследственного признака пассионарности. Пассионарностъ человека — это его органическая способность к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности ради высокой цели, хотя эта цель может быть и иллюзорной. Изменяются поведение человека, мотивация его поступков на новый, непривычный, но жизнеспособный стереотип. В результате передачи этих свойств по наследству количество пассионариев в последующих поколениях резко увеличивается. Вследствие этой мутации и возникает новый этнос, спаянный энергией, подчиняющей территориально близкие народы. А сам пассионарный толчок — явно не земного происхождения. Энергетические удары по Земле идут не от Солнца, а из рассеянной Галаксии — все датированные пассионарные толчки лежат на низких точках солнечной активности. В этот период защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты, или пучки энергии могут пролетать невысоко над земной поверхностью, производя при этом жесткое излучение на своем пути, а оно вызывает мутации. Полосы пассионарных толчков шириной около 300 км, проходящие как в широтном, так и в меридиональном направлениях, возникают достаточно редко — два или три раза за тысячу лет и почти никогда не проходят по одному и тому же месту. В результате такого толчка может появиться несколько очагов повышенной пассионарности и как следствие — несколько этносов. Возникший этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада, после чего рассыпается, либо сохраняется как реликт — состояние, в котором саморазвитие уже не ощутимо. При таком подходе сама идея "отсталости" или "дикости" отдельных этносов не применима — нельзя применять шкалу линейного времени в этнической истории, которая представляет собой не спираль в развитии, а колебательные движения струны. Так, цивилизованные ныне европейцы стары и потому чванливы. Они гордятся накопленной культурой, как все этносы в старости. А ведь всего тысячу лет назад "франки" и "норманны" только нача В фазе надлома появляются субпассионарии: люди без чести, совести, корыстолюбцы и себялюбцы, палачи и доносчики, всегда готовые к услугам предводителей. Цивилизация как инерционная фаза развития благоприятна для накопления материальной культуры. Самобытность уступает место посредственности. Для людей, не желающих отказаться от своей оригинальности, существуют искусство и науки. Появляется полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. Происходит рост техносферы, усиливается воздействие на ландшафты. Наступает упадок, но облик его обманчив — на него надета маска благополучия и процветания, которые современникам кажутся вечными, потому что они тешат себя иллюзией о неисчерпаемости природных богатств. Но это — всего лишь утешительный самообман. Толчок микромутации в России совпадает с эпохой так называемого "татаро-монгольского нашествия" в XIII в. В результате этого толчка, прошедшего почти в меридиональном направлении от Европы до Африки, появляются пассионарии, в XIV в. их дети и внуки составляли уже весомую часть общества. Это была затравка нового этноса — "великороссов". Более конкретной датой является 1380 г. — год Куликовской битвы. Толчок, кроме того, вызвал появление ДРУ~ гих этносов: литовцев, турков-османов и эфиопов. А что касается тысячелетия крещения Руси, то крестились не великороссы, не русские, а русичи. Это — разные этносы. Русичи, как и вообще славяне, появились на исторической сцене в результате пассионарного толчка 1-11 вв. н. э. ТЕМА 5 ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ Блажен, кто верует, тепло ему на свете. А. С. Грибоедов Те, кто верует слепо, — пути не найдут. Тех, кто мыслит, — сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О, невежды! Дорога не там и не тут!" Омар Хайям Актуальность религии И необходимость ее изучения В географии населения Религия (от лат. religio — "благочестие", "набожность", "святыня", "предмет культа") — одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали. Религия играла и продолжает играть важную роль как в личной и социальной жизни людей, так и в международных отношениях. Значительно участие религии в формировании этносов, в развитии их культуры и государственности (позже рассмотрим это на примере Русской православной церкви). Изучению географией населения конфессиональных особенностей народов мира не придавалось должного значения в нашей стране. Сейчас это отношение начинает меняться, что связано с возрастанием актуальности религиозных проблем в стране и мире. Очень важно то, что количество верующих в мире огромно —• около половины всего населения, 3 млрд человек. Уж£ из этого вытекает необходимость больше знать о рели-1 пи, о сути религиозных учений. Ведь религия, как видно из определения, это не только определенное мировоззрение, по и духовное развитие, "освящение норм морали". Религия шюлогична, поскольку необходимость сохранения вида тре-Гювала создания морали, сохраняющей вид. Церковь ведет духовную работу, призывает верующих к жизни по совести, в том числе и к добросовестному труду при отсутствии внешнего принуждения, что может основываться только на непреходящих духовных ценностях. Почти во всех "горячих точках" планеты, где происходят пли происходили в недавнем прошлом жесткие кровавые столкновения, замешаны религиозные различия между людьми. В бывшей уже СФРЮ проживают сербы — православные, хорваты — католики, боснийцы — мусульмане; в Гру-:ши абхазы и аджарцы являются мусульманами при православном большинстве; азербайджанцы-мусульмане и армяне-православные воевали в Нагорном Карабахе. Этими различиями в значительной степени объясняется и особая жестокость войны в мусульманской Чечне. К перечню можно добавить недавнюю войну между Ираном (шииты) и Ираком (сунниты), войну между правохристианами и левомусульма-иам1/1 в Ливане, борьбу сигхов в Пенджабе за создание независимого государства Халистан. Принадлежность к той или иной религии часто определяет социальное положение отдельных групп населения и вы-,ш1в£ет жесткое противостояние: католическое меньшинство н Ольстере среди протестантов Великобритании, христиан и мусульман в Судане, Нигерии и т. д. ряд общественных организаций и политических партий по многих странах мира имеют религиозную окраску: хрис-гиакско-демократические, христианско-социальные партии (ХДС и ХСС), христианские профсоюзыОсобенно актуальны эти вопросы в нашей стране. Теперь уже известно, что материально догонять Запад мы будем, двигаясь по пройденному им пути. Отстали же мы от него не только в плане материальном (говорят, что по компьютеризации мы отстали навсегда), но и в плане духовном. Возможен ли настоящий рынок в безнравственном обществе, где процветают обман и воровство? На Западе люди, как правило, верующие. Об этом хорошо сказал как-то телеведущий Владимир Познер, что когда вы говорите на Западе, что вы неверующий, собеседник буквально отшатывается и сразу отходит. И ему советовали говорить, хотя бы, что он верит в агностицизм, что он агностик. (Агностицизм — от греч. agnostos — "недоступный познанию" — философское учение, отрицающее возможности познания объективного мира, его сущности и закономерностей. В процессе познания правомочно сомнение — это первопричина агностицизма.) То есть, лишь бы верил. Именно об этом сказал англо-американский поэт, лауреат Нобелевской премии Томас Стернз Элиот: "Если у человека нет веры в какого-нибудь Бога, он далее не интересен". Морально-этическое значение веры на Западе отмечают и такие известные атеисты, каким является Виталий Гинзбург (академик, лауреат Нобелевской премии): "... если бы я был Робинзоном Крузо и мне предложили на выбор двух Пятниц, один был бы атеист, а другой верующий, я выбрал бы верующего, потому что вероятность того, что он ночью убьет меня топором, была бы меньше... ". Мы же, строго говоря, даже не атеисты, ибо атеизм предусматривает активную богоборческую позицию и, по крайней мере, знание предмета. Просто не верим в Бога, можно сказать, что не верим ни во что. Ряд авторов основной ошибкой теории Маркса считают ее бездуховность, уход от вопроса смысла жизни. Если, скажем, в православии цель земной жизни — обожение, построение царства Божия в душе, а производство материальных благ — лишь средство для её достижения, то марксизм-ленинизм, ставящий в начало всего учения сугубо материальные, эко- номические отношения, помимо прочих бед, привел наше общество к безнравственности, бездуховности. Считалось, что изменяя условия среды ("бытие определяет сознание"), можно вести в нужном направлении формирование человека. Внутренний духовный фактор, формирующий личность, недооценивался. Это привело к отрыву от нравственных общечеловеческих ценностей таких, как почитание родителей, понятие о чести, совести, сострадании, благотворительности, бескорыстном служении ближнему. Поскольку в атеизме человек — сугубо земное существо и жизнь его временная, без надежды на вечность, поэтому и жизнепонимание его может быть ограничено преуспеванием в этом непродолжительном пребывании на земле. И ход рассуждений примерно такой: "Сегодня я жив, а завтра умру; то, что я останусь в памяти близких мне людей, утешение слабое (кто из нас знает, например, своих предков хотя бы до третьего колена?); а раз вечности нет, что же остается делать? Зачем сдерживать свои инстинкты, следовать установлениям морали? Да и что такое мораль при отсутствии вечных ценностей? Это, в лучшем случае, свод условных правил, о которых договорились люди для облегчения своего сосуществования; но те, кто договаривался, вправе его нарушить, если обстоятельства изменятся". Таким образом, многие неверующие придерживаются правила: живи как хочешь, ибо в мире без вечных ценностей все позволено. Homo homini lupus est — "человек человеку волк". Считается, что аморализм в атеистическом обществе объективно неизбежен, и удивляться надо не его существованию, а тому, что он еще не стал всеобщим законом жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.33 (0.012 с.) |