Гипотеза Л. Н. Гумилева о жизни этносов — этногенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотеза Л. Н. Гумилева о жизни этносов — этногенезе



Русский ученый — географ, историк, философ — Лев Николаевич Гумилев, сын поэтов Николая Степановича Гу­милева и Анны Андреевны Ахматовой, в своих трудах раз­работал биологическую теорию образования и жизни этносов. Процесс от возникновения до распада этноса называется этногенезом и продолжается 1200-1500 лет: этнос рождает­ся, мужает, стареет и умирает. Этногенез — явление био-


сферное и "толчком" в нем выступает мутация — появление наследственного признака пассионарности. Пассионарностъ человека — это его органическая способность к сверхнапря­жению, к жертвенной деятельности ради высокой цели, хотя эта цель может быть и иллюзорной. Изменяются поведение человека, мотивация его поступков на новый, непривычный, но жизнеспособный стереотип. В результате передачи этих свойств по наследству количество пассионариев в последую­щих поколениях резко увеличивается. Вследствие этой му­тации и возникает новый этнос, спаянный энергией, подчи­няющей территориально близкие народы.

А сам пассионарный толчок — явно не земного проис­хождения. Энергетические удары по Земле идут не от Сол­нца, а из рассеянной Галаксии — все датированные пассио­нарные толчки лежат на низких точках солнечной активнос­ти. В этот период защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты, или пучки энергии могут пролетать не­высоко над земной поверхностью, производя при этом жест­кое излучение на своем пути, а оно вызывает мутации. По­лосы пассионарных толчков шириной около 300 км, проходя­щие как в широтном, так и в меридиональном направлениях, возникают достаточно редко — два или три раза за тысячу лет и почти никогда не проходят по одному и тому же месту. В результате такого толчка может появиться несколько оча­гов повышенной пассионарности и как следствие — несколь­ко этносов.

Возникший этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада, после чего рассыпается, либо сохраняется как реликт — состояние, в котором саморазви­тие уже не ощутимо. При таком подходе сама идея "отста­лости" или "дикости" отдельных этносов не применима — нельзя применять шкалу линейного времени в этнической истории, которая представляет собой не спираль в разви­тии, а колебательные движения струны. Так, цивилизован­ные ныне европейцы стары и потому чванливы. Они гордят­ся накопленной культурой, как все этносы в старости. А ведь всего тысячу лет назад "франки" и "норманны" только нача­
ли учиться у византийцев и арабов богословию и мытью в
бане. Какими они станут еще через тысячу лет, можно пред­
положить путем сравнения их с древними эллинами иримля-,
нами, уже исчезнувшими, но оставившими следы своей ве- ]
ликой культуры. '

В фазе надлома появляются субпассионарии: люди без чести, совести, корыстолюбцы и себялюбцы, палачи и до­носчики, всегда готовые к услугам предводителей. Цивили­зация как инерционная фаза развития благоприятна для на­копления материальной культуры. Самобытность уступает место посредственности. Для людей, не желающих отказаться от своей оригинальности, существуют искусство и науки. Появляется полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. Происходит рост техносферы, уси­ливается воздействие на ландшафты. Наступает упадок, но облик его обманчив — на него надета маска благополучия и процветания, которые современникам кажутся вечными, потому что они тешат себя иллюзией о неисчерпаемости при­родных богатств. Но это — всего лишь утешительный само­обман.

Толчок микромутации в России совпадает с эпохой так называемого "татаро-монгольского нашествия" в XIII в. В результате этого толчка, прошедшего почти в меридиональ­ном направлении от Европы до Африки, появляются пассио­нарии, в XIV в. их дети и внуки составляли уже весомую часть общества. Это была затравка нового этноса — "велико­россов". Более конкретной датой является 1380 г. — год Ку­ликовской битвы. Толчок, кроме того, вызвал появление ДРУ~ гих этносов: литовцев, турков-османов и эфиопов.

А что касается тысячелетия крещения Руси, то крести­лись не великороссы, не русские, а русичи. Это — разные этносы. Русичи, как и вообще славяне, появились на истори­ческой сцене в результате пассионарного толчка 1-11 вв. н. э.

ТЕМА 5 ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ

Блажен, кто верует, тепло ему на свете.

А. С. Грибоедов

Те, кто верует слепо, — пути не найдут.

Тех, кто мыслит,сомнения вечно гнетут.

Опасаюсь, что голос раздастся однажды:

"О, невежды! Дорога не там и не тут!"

Омар Хайям

Актуальность религии

И необходимость ее изучения

В географии населения

Религия (от лат. religio — "благочестие", "набожность", "святыня", "предмет культа") — одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.

Религия играла и продолжает играть важную роль как в личной и социальной жизни людей, так и в международных отношениях. Значительно участие религии в формировании этносов, в развитии их культуры и государственности (позже рассмотрим это на примере Русской православной церкви).

Изучению географией населения конфессиональных осо­бенностей народов мира не придавалось должного значения в нашей стране. Сейчас это отношение начинает меняться, что связано с возрастанием актуальности религиозных про­блем в стране и мире.


Очень важно то, что количество верующих в мире ог­ромно —• около половины всего населения, 3 млрд человек. Уж£ из этого вытекает необходимость больше знать о рели-1 пи, о сути религиозных учений. Ведь религия, как видно из определения, это не только определенное мировоззрение, по и духовное развитие, "освящение норм морали". Религия шюлогична, поскольку необходимость сохранения вида тре-Гювала создания морали, сохраняющей вид.

Церковь ведет духовную работу, призывает верующих к жизни по совести, в том числе и к добросовестному труду при отсутствии внешнего принуждения, что может основы­ваться только на непреходящих духовных ценностях.

Почти во всех "горячих точках" планеты, где происходят пли происходили в недавнем прошлом жесткие кровавые столкновения, замешаны религиозные различия между людь­ми. В бывшей уже СФРЮ проживают сербы — православ­ные, хорваты — католики, боснийцы — мусульмане; в Гру-:ши абхазы и аджарцы являются мусульманами при право­славном большинстве; азербайджанцы-мусульмане и армяне-православные воевали в Нагорном Карабахе. Этими различиями в значительной степени объясняется и особая же­стокость войны в мусульманской Чечне. К перечню можно добавить недавнюю войну между Ираном (шииты) и Ираком (сунниты), войну между правохристианами и левомусульма-иам1/1 в Ливане, борьбу сигхов в Пенджабе за создание неза­висимого государства Халистан.

Принадлежность к той или иной религии часто определя­ет социальное положение отдельных групп населения и вы-,ш1в£ет жесткое противостояние: католическое меньшинство н Ольстере среди протестантов Великобритании, христиан и мусульман в Судане, Нигерии и т. д.

ряд общественных организаций и политических партий по многих странах мира имеют религиозную окраску: хрис-гиакско-демократические, христианско-социальные партии (ХДС и ХСС), христианские профсоюзыОсобенно актуальны эти вопросы в нашей стране. Теперь уже известно, что материально догонять Запад мы будем, двигаясь по пройденному им пути. Отстали же мы от него не только в плане материальном (говорят, что по компьютери­зации мы отстали навсегда), но и в плане духовном. Возмо­жен ли настоящий рынок в безнравственном обществе, где процветают обман и воровство?

На Западе люди, как правило, верующие. Об этом хоро­шо сказал как-то телеведущий Владимир Познер, что ког­да вы говорите на Западе, что вы неверующий, собеседник буквально отшатывается и сразу отходит. И ему советовали говорить, хотя бы, что он верит в агностицизм, что он агно­стик. (Агностицизм — от греч. agnostos — "недоступный по­знанию" — философское учение, отрицающее возможности познания объективного мира, его сущности и закономернос­тей. В процессе познания правомочно сомнение — это пер­вопричина агностицизма.) То есть, лишь бы верил. Именно об этом сказал англо-американский поэт, лауреат Нобелевс­кой премии Томас Стернз Элиот: "Если у человека нет веры в какого-нибудь Бога, он далее не интересен".

Морально-этическое значение веры на Западе отмечают и такие известные атеисты, каким является Виталий Гинз­бург (академик, лауреат Нобелевской премии): "... если бы я был Робинзоном Крузо и мне предложили на выбор двух Пятниц, один был бы атеист, а другой верующий, я выбрал бы верующего, потому что вероятность того, что он ночью убьет меня топором, была бы меньше... ".

Мы же, строго говоря, даже не атеисты, ибо атеизм предусматривает активную богоборческую позицию и, по крайней мере, знание предмета. Просто не верим в Бога, можно сказать, что не верим ни во что.

Ряд авторов основной ошибкой теории Маркса считают ее бездуховность, уход от вопроса смысла жизни. Если, скажем, в православии цель земной жизни — обожение, построение царства Божия в душе, а производство материальных благ — лишь средство для её достижения, то марксизм-ленинизм, ставящий в начало всего учения сугубо материальные, эко-


номические отношения, помимо прочих бед, привел наше общество к безнравственности, бездуховности.

Считалось, что изменяя условия среды ("бытие опреде­ляет сознание"), можно вести в нужном направлении фор­мирование человека. Внутренний духовный фактор, форми­рующий личность, недооценивался. Это привело к отрыву от нравственных общечеловеческих ценностей таких, как почи­тание родителей, понятие о чести, совести, сострадании, благотворительности, бескорыстном служении ближнему.

Поскольку в атеизме человек — сугубо земное существо и жизнь его временная, без надежды на вечность, поэтому и жизнепонимание его может быть ограничено преуспеванием в этом непродолжительном пребывании на земле. И ход рас­суждений примерно такой: "Сегодня я жив, а завтра умру; то, что я останусь в памяти близких мне людей, утешение слабое (кто из нас знает, например, своих предков хотя бы до третьего колена?); а раз вечности нет, что же остается делать? Зачем сдерживать свои инстинкты, следовать уста­новлениям морали? Да и что такое мораль при отсутствии вечных ценностей? Это, в лучшем случае, свод условных правил, о которых договорились люди для облегчения своего сосуществования; но те, кто договаривался, вправе его на­рушить, если обстоятельства изменятся". Таким образом, многие неверующие придерживаются правила: живи как хо­чешь, ибо в мире без вечных ценностей все позволено. Homo homini lupus est — "человек человеку волк". Считается, что аморализм в атеистическом обществе объективно неизбежен, и удивляться надо не его существованию, а тому, что он еще не стал всеобщим законом жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.012 с.)