Этнос и совокупность его признаков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнос и совокупность его признаков



Прошлым и настоящим народов (этносов) занимаются мно­гие науки: археология, история, география, философия. Но есть и специальная дисциплина, главная задача которой — изучение характерных черт народов мира. В разных странах она именуется не одинаково. Ее называют иногда этнологи­ей, иногда народоведением. У нас эта дисциплина больше известна как этнография, что в буквальном переводе с древ­негреческого означает "описание народов" (от греч. ethnos — "племя", "народ" и grapho — "пишу").

Этнос — исторически возникший вид социальной группировки людей, обладающий совокупностью при­знаков: единством территории, культуры на базе об­щего языка, хозяйственно-бытовых особенностей, а также сознанием своего единства и отличия от дру­гих таких же образований, т. е. самосознанием и само­названием.

Сразу следует сказать, что ни один из компонентов опре­деления не является непременным признаком, отличающим данный народ от любого другого. В одних случаях главная роль принадлежит языку, в других — территории, в треть­их — религии и т. д. Не случайно все попытки выделить хотя бы один, непременный для всех случаев, этнодифференци-рующий признак оказывается обреченным на неудачу.


Этносыисторически возникшие социальные груп­пировки людей. В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этносов (стадиальные, временные типы).

Племя — появилось одновременно с возникновением вида Homo sapiens. В основе — кровнородственные связи. Затем они заменяются территориальными, появляются союзы пле­мен, на базе которых и возникают неустойчивые этносы. Категория это историческая и примерами всегда приводят часть населения ряда бывших колониальных стран находя­щихся, якобы, на стадии племенной общности. Но, напри­мер, у австралийских аборигенов еще перед приходом евро­пейцев насчитывалось около 500 племен со своим языком (диалектом), бушмены — жители пустыни Калахари — на­считывают более 20 племен, да плюс готтентоты, образую­щие с бушменами малую расу. Конечно нее, они образуют союзы племен (готтентотов — 130 тыс.). По Л. Н. Гумилеву, все это — этносы, находящиеся на разных стадиях этноге­неза.

Народность — следующая историческая фаза этноса. Этническая общность, характерная для докапиталистичес­ких этапов развития человечества, ныне сохраняющаяся в большинстве стран Африки и ряде государств Азии и Ла­тинской Америки. Нечто промежуточное между племенем и нацией.

Нация — наиболее развитая этническая общность с разви­той системой экономических отношений, наличием литера­турного языка, национального самосознания, психологии и ряда других признаков, отличающих народы большинства государств мира. Считается, что английская нация, напри­мер, сложилась в XVI в., русская — в XVII-XVIII вв., не­мецкая — к XIX в.

Чаще всего выражения "нация", "национальность", "на­родность" используются как синонимы слов "этнос", "народ".

Таких народов насчитывается на Земле до четырех ты­сяч. В большинстве своем это малочисленные народы — ме ее одной тысячи человек каждый. В то лее время, по под-четам ученых-этнографов, десять народов, каждый из ко-орых насчитывает более 100 млн человек, составляют око-:о 50% всего населения Земли.

В порядке убывания: китайцы-ханъ (население Китая остоит более чем из 50-ти народов, хань составляют 94%:аселения, остальные — чжуаны, уйгуры, тибетцы, мяо,:уэй и т. д.); хиндустанцы (на языке хинди это — название 1ндии, всего в Индии насчитывается около 1500 народов);.мериканцы США; бенгальцы (основное население Банг-[адеш и индийского штата Западная Бенгалия); русские; 'разилъцы; японцы (самоназвание — нихондзин); пенджаб­цы, или панджабцы (в основном — жители индийского шта-'а Пенджаб); бихарцы (Индия — штат Бихар, Бангладеш, 1епал); мексиканцы.

В ходе поступательного развития человечества процессы 'тнического разъединения сменялись процессами этническо-о объединения. Наиболее интенсивно процессы объедине-шя развивались с появлением государств. Специалистами ъщеляются два вида этнического объединения — консоли-щция и ассимиляция.

Консолидацияпроцесс объединения родственных птносов и образование более крупных. Так, из родствен-[ых славянских племен сформировались русская, украинс-;ая и белорусская нации.

Ассимиляция — поглощение более крупным и разви-пым этносом менее крупного. Ассимиляция бывает на-:ильственной и ненасильственной. В качестве примера мож-го привести Россию до революции, где царизм насильствен-ю русифицировал другие народности, что проявлялось в гасаждении русского языка, православия, русской письмен-юсти.

В результате сложных объединительно-разъединительных фоцессов появились разные типы этносов по величине (так-юномические уровни): суперэтносы (метаэтносы), этносы, губэтносы. Например: суперэтнос — славяне, этнос — рус-


ские, субэтнос — казаки, поморы, вятичи, ярославцы и т. д. Казалось бы — очень четкое деление, но, к примеру, рУс-ские, украинцы, белорусы значительно ближе между с°-бой, чем, скажем, те же славяне — поляки, словаки, бол­гары.

Единство территории. Обязательно ли оно для этно­са? Ведь в этнос входят и диаспоры (от греч. diaspora — "рассеяние") — часть этноса, живущая в других странах, вне страны своего происхождения. Следовательно, надо раз­граничивать территориальную целостность как условие воз­никновения этноса, важнейшее условие его формирования, и как фактор существования. Сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет территорию и на протяжении своей истории может ее менять: калмыки (самоназвание — хальмг) всего четыре века назад жили в Центральной Азии; венгры (самоназвание — мадьяр) за последние полторы тысячи лет сменили четыре, а возможно и пять территорий поселения (одно из них — на Урале, что сказывается на сходстве язы­ка с башкирским, ханты и манси).

По территориальному (или географическому) признаку группируются народы, живущие на сопредельных террито­риях и имеющие сходные отдельные этнические признаки. Такие территории называются историка-этническими областями. К ним относятся, например, Западная Европа, Северная Европа, Восточная Европа, Северная Африка, По­линезия и т. д.

Культура на базе общего языка. Язык — важнейший отличительный признак этноса. Это как будто бы не нужда­ется в особых доказательствах, однако англичане и австра­лийцы, например, говорят на одном языке. На нем же гово­рят жители США и большая часть канадцев, и население Ямайки, и новозеландцы, и ирландцы. И все это разные эт­носы.

Другие примеры: одна часть швейцарцев говорит на не­мецком языке, другая — на французском, третья — на ита­льянском, а четвертая даже на рето-романском, на которомговорили древние ретийцы — племя, родственное вымер­шим этрускам. Мордовский народ сейчас говорит, по суще­ству, на трех языках: мокша, эрзя (лесной и луговой), а так лее на русском, который стал для трети населения родным. То есть, общность языка не является обязательным призна­ком этноса.

По языку проводится классификация народов, называе­мая лингвистической. Учитывается генеалогия языка (т. е. его происхождение, общность праязыка), устанавливаемая при сравнении словарного состава и грамматического строя. Например, латынь Древнего Рима послужила основой груп­пы романских языков (от лат. — romanus — "римский"): ис­панского, румынского, французского, итальянского, порту­гальского, молдавского. Связано это с тем, что именно на эти земли распространялась власть Римской империи. Эту группу языков также называют латинской — от названия италийских племен (латины), заселявших современный Ла-цио — область в центральной Италии.

Русский, белорусский и украинские языки имеют много однокоренных слов, что позволяет этим народам свободно понимать друг друга. Следовательно, выделение этносов в самостоятельные произошло сравнительно недавно. Есть сход­ство между русским, польским, чешским языками, однако, оно значительно меньше, следовательно, и родство являет­ся более отдаленным.

По степени родства языки объединяют в семьи, группы, ветви. В названии семей отражается название предполагае­мого района возникновения древнейшей основы языка. Всего в мире насчитывается свыше 2000 языков, входящих в 35 семей. Почти половина человечества говорит на языках индоевропейской семьи.

Пример структуры индоевропейской семьи.

Славянская группа:

западнославянская ветвь (или подгруппа) — поляки, чехи, словаки;

восточнославянская ветвь — русские, украинцы, белорусы;


южнославянская ветвь — болгары, сербы, хорваты и др.

Балтийская группа: литовцы, латыши.

Германская группа: американцы, англичане, немцы, шведы и др.

Романская группа: валлоны, итальянцы, испанцы, ру­мыны и др.

Всего в состав семьи входят 11 групп.

На втором месте по численности населения находится китайско-тибетская семья, включающая более 20% на­селения Земли. Еще 5-7% населения, живущего в странах Африки и Азии, разговаривает на языках семито-хамитс­кой семьи. Следовательно, на языках этих трех семей разго­варивает 4/5 всего населения Земли.

По языковой принадлежности народы России группиру­ются в 9 языковых семей, но подавляющая часть населения относится к четырем из них: индоевропейской (87% населе­ния), алтайской (8), северокавказской (2), уральско-юкагир­ской (2%).

В индоевропейской семье самая большая группа — сла­вянская (наиболее многочисленны русские, украинцы, бело­русы), в алтайской — тюркская (татары, чуваши, башкиры, карачаевцы, балкарцы, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы), is северокавказской — нахско-дагестанская (чеченцы, авар­цы, даргинцы, лезгины), в уральско-юкагирской — финская (мордва, удмурты, марийцы, коми).

Хозяйственно-бытовые особенности, этнические чер­ты образа жизни. Между этносами существует ряд разли­чий в орудиях труда, жилищах, одежде, пище и т. д. и т. п.

Пища. Знакомство с каким-либо народом этнографы ре­комендуют начинать с типичных для него трапез как в буд­ни, так и в праздники, поскольку национальные особенности обязательно проявляются в кухне. У земледельческих наро­дов (например, славян) основу пищевого рациона составляют продукты земледелия; у скотоводов и охотников (например, народов Севера) — мясо; у занимающихся рыболовством (например, нанайцев, нивхов, ульчей на Амуре) — рыба. В Вос точном Китае и Японии рыба также является одним из важ­нейших продуктов питания, однако в Японии много блюд готовят из сырой рыбы, а китайцы даже хорошо просолен­ную рыбу не станут есть сырой. Напротив, монголы и тибет­цы в Азии, зулусы в Африке не едят рыбу. Коренные наро­ды Сибири, леса которой богаты грибами, не собирают их, а используют только мухоморы, и то в качестве наркотика. Индийцы не употребляют в пищу говядину, а мусульмане — свинину.

Вразумительного объяснения неприятию мусульманами
свинины никто дать не может, в основном ссылаются на то,
что свинья — грязное животное, мало разборчивое в пище.
Но географы должны понимать, что на сухих безлесных тер­
риториях, исконно населяемых арабами-мусульманами, ос-!
новными домашними животными являются верблюд и осел, \
а вовсе не свинья — животное влажных лесистых природ- ;
ных зон. Она для них — "чужая". I

Для населения всей Средней Азии плов является нацио­нальным видом пищи, а для населения Кавказа — шашлык. ] Хлеб армяне и азербайджанцы выпекают в виде больших тол- } стых блинов (лаваш), а в Средней Азии — в виде лепешек.

Быт. Болгары, например, совершенно иначе, чем боль-шинство других народов, кивают при произношении "да" и | "нет"; американцы по-иному кладут ногу на ногу (щиколот- } кой); англичане — не умываются под текущей струей воды 1 (как, скажем, русские).

По особенностям быта донские казаки близки к украин- | цам, но говорят на русском языке и считают себя русскими. 3

Похожесть людей одного этноса также не всегда обяза- | те льна. Например, большинство латиноамериканских наро- j дов состоят из представителей трех разных рас. При разви- 1 тии этносов резкие расовые различия облика людей посте- J пенно исчезают в результате эндогамии — заключения ] браков внутри своего этноса.

Этническое самосознание — один из наиболее надеж­ных показателей этноса, поскольку в нем как бы аккумули- |


руются и ощущение человеком своего происхождения, и бли­зость к соплеменникам, и связь с родным языком и родной территорией.

Внешним признаком этноса является самоназвание — соб­ственное имя, этноним. Именно самоназвание, поскольку имена, даваемые этносу другими народами, нередко суще­ственно отличаются не только от этнонима, но и друг от друга. Например, этнос, называющий себя "дойч", по-рус­ски именуется "немцы", по-французски — "алеман", по-ан­глийски — "джемен", по-итальянски — "тедеско", по-финс­ки — "саксаляйнен", по-сербски — "шваб" и т. д.

Даже в том случае, если диаспоры, к примеру, русских, армян, поляков проживают в разных странах, любая из них осознает определенную общность со всеми группами, нося­щими то же самоназвание. И мы, русские, всегда знаем, что отличаемся от немцев, японцев, от любого другого на-

! рода.

! Каждый человек на вопрос: "Кто ты?" ответит, не заду-

мываясь: "русский", "француз", "перс", "масаи". Однако и лдесь бывают исключения, например, когда человек, роди­тели которого имеют разную национальность, относит себя то к одному, то к другому этносу. Действительно, как, на­пример, определить этническую принадлежность человека, отец которого — кумык из Дагестана, мать — из обрусевшей украинской семьи, а сам он родился и всю жизнь живет в Москве? По существовавшему в советское время и отменен­ному сейчас законодательству в паспорте он мог указать на­циональность или отца, или матери.

Вот, что говорил по этому поводу Владимир Иванович Даль, который был русским писателем, этнографом, созда­телем "Толкового словаря живого великорусского языка": "Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народно­сти. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлеж­ность его к тому или другому народу. Чем же можно опреде­лить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа - мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и >
принадлежит. Я думаю по-русски". (Мать Даля была немка,;
отец — датчанин, принявший российское подданство.) [

Следует, однако, заметить, что и эта формула не явля- 1
ется абсолютной, и здесь могут быть исключения. j

Национальное самосознание нередко принимает уродли- j
вые формы национального превосходства и национальной |
исключительности — национализма, шовинизма. Шовинизм 1
(франц. shauvinisme — от имени Н. Шовена, солдата, по- I
клонника завоевательной политики Наполеона I) — крайняя 1
агрессивная форма национализма.
("А я — Шовен, фран- j
цуз, солдат, / Бью бедуинов всех подряд".) 1

Следует добавить, что этническое самосознание — явле- j
ние вторичное, производное от объективных факторов. Эт- 1
носы возникают не по воле людей, а в результате объектив- |
ных исторических процессов. 1

2. Прогнозы специалистов: тенденция |
к самоопределению этносов ]

I

В канун XX столетия существовало 60 государств. Сей- 1
час их более 200. XX век стал веком крушения великих им- |
перий: после первой мировой войны исчезли Оттоманская и 1
Австро-Венгерская, после второй — развалились колониаль- I
ные империи Великобритании и Франции, последними рас- 1
пались ЧССР, СФРЮ, СССР. I

Многие специалисты считают, что ныне существующие 1
государственные границы все более будут терять свое зна- 1
чение, если они не соответствуют языковому и территори- I
альному тождеству проживающих там народов. Ведь суще- ]
ствует "право наций на самоопределение, вплоть до отделе- I
ния", закрепленное в Уставе ООН. Пройдет 20-30 лет и число 1
государств может увеличиться процентов на пятьдесят — |
более 300 независимых стран будет на политической карте I
мира. На самом верху многоярусной системы управления будет находиться ООН, более могущественная, чем теперь, или подобное ей образование, ответственное за мир на планете, ла защиту окружающей среды и другие глобальные пробле­мы. Второй ярус составят региональные группировки, подоб­ные Европейскому Союзу. Сфера их деятельности — вопро­сы торговли, миграции, заключение договоров о коллектив­ной безопасности. Не исключено и существование общего парламента. Именно в этом направлении, считают ученые-специалисты, мы эволюционируем. Этнические общины все •юлыпе ищут альтернативы традиционному государству, стре­мятся создать национальные образования, которые им бо­лее приемлемы, понятны и учитывают их исторический опыт. Тенденция к самоопределению станет преобладающей, не­смотря на яростное противодействие сторонников "статус-кво".

Однако другие специалисты считают [см. например, ра­боты А. Е. Бовина], что реализация самоопределения "вплоть до отделения" может ввергнуть современное человечество в нескончаемый хаос войн, поскольку десятки государств име­ют крупные национальные меньшинства, стремящиеся к са­мостоятельности. Поэтому на современном этапе спаситель­ный компромисс должен заключаться в том, что каждый эт­нос имеет право самоопределиться в максимально широких рамках автономии, но при сохранении территориальной це­лостности того государственного образования, в которое этот этнос входит. Примером приводят нашу Чечню или югослав­ское Косово.

И те, и другие специалисты называют целый ряд воз­можных изменений, "горячих" точек на политической карте мира.

Европа. Официально могут выйти из Испании Каталония и Страна Басков. Из Великобритании — Шотландия и Уэльс, уже отвоевавшие право иметь собственные парламенты. Бретань может отколоться от Франции, активно действуют корсиканские сепаратисты. Бельгия может распасться на Фландрию и Валлонию. В Италии могут выделиться Ломбар­дия и Сицилия. Саами (лопари) могут создать свою страну в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии, Канады, России. В перспективе может появиться Конфедерация арк­тического Полярного круга.

Азия. Индия может потерять Пенджаб и часть Кашмира, Афганистан — распасться на несколько этнических государ­ственных образований. Филиппины могут лишиться Минда­нао, где большинство населения составляют мусульмане. Из Китая, сломив сопротивление китайцев-ханьцев, способны выделиться Тибет и район Хингана, а Внутренняя Монголия может стать частью независимой Монголии.

Африка. Возможно разделение Судана на две части, ЮАР — на три, причем одно из возможных образований — страна зулу.

Америка. Бразилия может распасться на автономные рай­оны. В Канаде рвется на свободу франкоязычный Квебек. Мексике грозит раскол на четыре части.

Австралия может распасться на четыре государства, одно из которых могут создать аборигены на севере матери­ка.

Россия. Новые государства могут возникнуть на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири. Также способны получить неза­висимость Татарстан, Дагестан, Тыва, Бурятия. Значитель­ная часть Казахстана может присоединиться к России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.041 с.)