Русская православная церковь: роль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская православная церковь: роль



В развитии общества, нравственные

Заповеди и наша жизнь

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Ник. Гумилев

На двух первых разделах можно было бы и закончить краткий обзор географии религий мира. Однако именно для нас с вами, как для педагогов, наиболее актуально изучение


вопросов религии, поскольку в школах вновь появляется За­кон Божий (хотя пока лишь в некоторых школах и в виде факультативных воскресных занятий). Нам надо быть гото­выми отвечать на вопросы детей. Поэтому, наверное, необхо­димо самим глубже разобраться в содержании, структуре православного христианства (хотя богословы, надо это при­знать, правы — полностью раскрыть внутреннюю суть конк­ретной религии может только душа, живущая этой верой). И в самом деле, как много пищи для размышлений можно най­ти в осмыслении вечных религиозных истин и путей религи­озного развития. Это не значит, конечно, что все должны непременно "кинуться" в религию. Все не так просто. Можем ли мы вернуться к Богу? И единственный ли это путь? Есть ли другие пути нравственного очищения и обретения соб­ственной души?

Но, прежде всего, что же мы знаем о христианстве?

— "Бог, конечно, есть, но мы в него не верим".

— "Мифический Христос и "христосики... ".

— "Мир создан за 6 дней (ха-ха!)" и т. д., и т. п.

Возможный диалог в школе учительницы географии Ма­рии Ивановны (МИ) и учителя Закона Божьего Отца Сера­фима (ОС):

МИ: — Бога нет! В век космических полетов это нонсенс.

ОС: — Бог — не старичок на облаке. Бог это то, что Вы называете Законами Природы /и даже — Всемирный Ра­зум, Мировой Логос/, и Бог — это Любовь, и Бог — в душе каждого человека, это его Совесть.

МИ: — Как же, разум, а бог — Христос якобы даже жил на Земле. Миф, конечно.

ОС: — Иисус Христос не миф. Это реальная личность. Точно известно, когда (поскольку современное летосчисле­ние ведется от Рождества Христова) и где он родился, жил, проповедовал. А, во-вторых, он Сын Божий, Бог же — един в трех лицах.

МИ: — Ну, скажите, как можно поверить, что Бог со­здал мир за 6 дней?

ОС: — Можно, если знаешь, как учит Церковь, что мы с вами живем в 7-й день.

МИ: — Как же можно любить врагов своих? А если это убийца, насильник?

ОС: — Человек несовершенен и грешен: замаливайте свой грех, если не можете Вы этого сделать. И, кстати, как Вы думаете, почему Ромен Роллан сказал: "Лучше быть жерт­вой, чем палачом"?

МИ: Если есть Бог, почему же он допускает такие дикие
вещи — геноцид, убийства? Где логика? ',!

ОС: Зло необходимо для понимания Добра, как тьма для ] отличения света. Уничтожить зло — значит, лишить челове- i ка свободы воли. Зло не вечно и обязательно наказуемо, хотя бы в день Страшного суда. А логика в том, что за стра­дания в этой краткой земной жизни Бог вознаграждает веч­ным блаженством в раю.

МИ: -— Но ведь известно, что ни один серьезный и доста­точно крупный ученый не верит в Бога.

ОС: — Напротив, практически все крупнейшие ученые верили в Бога (за исключением ученых советского периода, когда нельзя было): М. Ломоносов, Ч. Дарвин, А. Эйнштейн, К. Циолковский. Да иначе и невозможно: уважающий себя ученый, открывая законы природы, величественные фраг­менты сияющего Храма Жизни как бы приобщается к Миро­вому Разуму. И совсем другое, когда он кое-что "накопает" в нагромождении фактов тупой материи, у которой только и достоинств, что миллиарды лет развития методом "тыка".

Вывод из такого диалога можно сделать лишь один •— в религии, вере все не так просто и не так плохо, как нас учили. "Душа человеческая по природе христианка", — го­ворил Тертуллиан (теолог, писатель, 220-180 гг. до н. э.). Как же оценивают значение Церкви современные ее иерархи и что говорили по этому поводу крупные русские ученые?

Прежде всего, они высоко ставят роль Церкви в ста­новлении и развитии личности и общества. Православ­ная Церковь России —- явление тысячелетней культуры. Она


начала свою нравственно-воспитательную миссию с пер­вобытной языческой религии, не имевшей начал нравствен­ности. В основе взаимоотношений в том обществе лежали корысть и право сильного. Историк А. В. Карташев: "В отно­шении человека к своему природному началу здесь царила такая необузданная чувственность, такое феноменальное •'нестыдение", о которых, по выражению летописца, "не леть есть и глаголати".

Церковь раскрыла значение греха, а над всем внутрен­ним миром человека и внешним его поведением поставила Бога как бдительного Судью. Церковь открыла для человека понятие правды и Божественного Закона, заместив принцип безжалостного эгоизма христианскими принципами Справед­ливости и Любви. Она формировала этику, духовную культу­ру, мировоззрение.

Церковь подчеркивала равенство всех людей перед Бо­гом, без формального уничтожения рабства, одним только признанием рабов равноправными членами Церкви. По заме­чанию В. О. Ключевского: "Церковь произвела в положении русского холопства такой решительный перелом, которого одного было достаточно, чтобы причислить ее к главным силам, созидавшим древнерусское общество".

Церковь возвысила достоинство женщины, устроив ее положение как жены и матери.

Общество под руководством Церкви, отмечал В. О. Клю­чевский, "в продолжение веков, прилежно училось пони­мать и исполнять вторую из двух основных заповедей, в ко­торых заключается весь закон и пророки, — заповедь о любви к ближнему".

Церковь не только провозглашала жизнь праведную, но и давала образцы такой жизни житиями великих русских святых. В качестве примера можно привести житие Сергия Радонежского — основателя и игумена Троице-Сергиева мо­настыря, благословившего Дмитрия Донского на Куликовс­кую битву. Его иноки — Пересвет и Ослябя — сражались впереди русского воинства. Великие святые земли русской изображены на первом плане известной картины Ильи Глазунова "Вечная Россия": князья Борис и Глеб, Серафим Саровский, Иосиф Волоцкий, > Патриарх Гермоген и др.

Важна роль Церкви по государственному объединению \
разрозненных славянских племен, содействию централиза-]
ции их сначала около Киева, а затем около Владимира и
Москвы. I

Заслуга Церкви в расцвете просвещения на Руси.]
В. О. Ключевский: "Произведениями нашей своеобразной и'
весьма необширной письменности домонгольского периода мы i
обязаны исключительно монахам". Затем была деятельность
Духовных Академий, епархиальных школ, Духовных Семи- |
нарий, церковно-приходских школ. ]

Русское церковное искусство, развиваясь с конца X в., j быстро приобретает свои национальные черты. Иконы и фрес- ] ки восхищают современного человека потому, что их созда­тели не только превосходно владели композицией и колори­том, но и умели передать сложную гамму человеческих чувств: кротость, умиление, скорбь, невинность, молитву.

Думаю, не все вы полностью разделяете такое восприя­тие церковной живописи. Она все-таки специфична и, читая восторженные отзывы специалистов, с сомнением вглядыва­ешься в эти условные лики, неестественно вытянутые фи- ] гуры, непонятные сюжеты и композиции. Многим из вас зна- I комо имя писателя Владимира Солоухина. Тем же, кто еще j не читал его книги, рекомендую "Черные доски" и "Письма 1 из Русского музея", где в увлекательной художественно-публицистической форме автор введет вас в мир древнерус- ] ской живописи и вы, уверен, специально поедете в Третья- j ковку, чтобы посмотреть на иконы как бы новыми глазами, j На фоне русской церковной культуры возник необы- | чайной силы творческий синтез блестящего XIX в. русской j литературы, живописи, архитектуры, музыки, науки. Умеет- «но здесь привести слова историка и писателя М. П. Погодина: 1 "Все представители русской словесности, все наши замечательные умы, наши передовые люди, мыслящие, образован­ные, честные, благородные, даровитые — некоторых можно признать даже гениальными, — все отличались религиознос­тью, и если некоторым случалось отдать дань молодости, под­вергнуться искушениям, то в зрелых годах, в лучшие свои минуты, вследствие размышлений, опытов знакомства с жиз­нью, они обратились на прямой путь с тем большей твердо­стью и заявили свои искренние и глубокие убеждения".

Несколько подробнее рассмотрим нравственные запове­ди, поскольку именно они "освящают нормы морали". Внача­ле надо кратко сказать о структуре Библии (от греч. ЫЫга — "книга"), включающей 39 книг Старого (Ветхого) и 27 книг Нового Завета.

Ветхий Завет включает следующие разделы: сотворение Неба и Земли, Адам и Ева, потоп и Ноев ковчег, египетское рабство и Моисей, пророки. Новый Завет — Рождество Девы Марии, Рождество Христово, Иисус Христос и его учение, Нагорная проповедь и заповеди, чудеса и притчи, предска­зания, тайная вечеря и предательство Иуды, распятие, смерть и воскресение Иисуса Христа.

Различия двух заветов весьма значительны. Ветхий Завет — религия Закона, аскетизм, жесткий патриархат, справедливость ("око за око, зуб за зуб"). Новый Завет — религия благодати, любви и прощения, нравственности ("Ибо закон дан через Мои­сея, благодать же и истина произошли от Иисуса").

В десяти заповедях Закона Божия (Ветхий Завет, пророк Моисей) говорится о любви к Богу (основная заповедь, вклю­чающая первые четыре) и любви к ближнему (остальные за­поведи). Если перечислить их кратко и на современном язы­ке, то звучат заповеди примерно так:

1. Я — Господь Бог твой: и не должно быть у тебя других
богов, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (всуе).

Помни день субботний... (Это по Старому Завету. По Но­
вому Завету первым днем, посвященным Богу, является вое кресенье, в память воскресения Иисуса Христа. "5/ иудаистов
таким днем является суббота, а у мусульман — гтятница.) :
Ъ. Чти отца твоего и матерь твою, чтобы -пебе хорошо;
было и чтобы ты долго жил не земле. I

6. Не убивай. |

7. Не прелюбодействуй. ]

8. Не воруй.

9. Не лги. |

10. Не завидуй.

Иисус Христос в Нагорной проповеди, не противореча пророку Моисею, а как бы дополняя его заповеди, говорил: 1

— о промысле Божьем: "Не заботьтесь (излишне) о том,
что вам есть и что пить, или во что одеваться"; i

— о неосуждении ближнего: "Не судите и не- будете су-|
димы, не осуждайте и не будете осуждены"; ]

— о прощении ближнего: "Прощайте и прощены будете";]

— о любви к ближнему: "Я говорю вам: любите врагов]
ваших и благословляйте ненавидящих вас"; ]

— о силе молитвы: "Просите и дано будет вам... "; j

— о милостыне: "Когда творишь молитву, не труби перед]
собою"; I

— о необходимости добрых дел: "Не всякий, говорящий!
Мне: Господи! Господи! — войдет в Царство Небесное, hoi
только тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного". (Мало]
быть верующим, надо совершать добрые дела.) ]

Актуальным остается вопрос о взаимоотношениях жарк-]
сизма-ленинизма и религии.
Учение Церкви в значитель-1
ной мере отвечает целям социалистического устройства об-|
щества, поскольку в его основе — идея социальной справед-,1
ливости, опирающейся на догматические положения]
христианства о том, что все люди как носители образа и]
подобия Божьего рождаются в равном достоинстве и имеют ]
одинаковые права при честном отношении к труду, на обла-1
дание благами жизни: I

— "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" [2-е посла-!
ние к Фессалоникийцам Св. Апостола Павла, глава 3, стих 10]; — "Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни расхитители Царства Божия не наследуют" [1-е посла­ние к Коринфянам, 5, 10].

Интересно знакомиться с этим вопросом по диспутам 1920-х годов [см. например: На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексе­ев. — М.: Политиздат, 1990], хотя, конечно же, есть масса весьма серьезной аналитической литературы по этой тема-гике. Особенно — по диспутам Анатолия Васильевича Луна­чарского (ученого, эрудита, наркома просвещения) и Алек­сандра Ивановича Введенского (видного представителя пра­вославной церкви, митрополита). Оба прекрасно знали предмет, были талантливы, остроумны. Прежде чем перей­ти к сути, несколько примеров острых ответов, тез и анти­тез (близко к тексту).

Луначарский: Вскройте гражданина Введенского. Вы най­дете у него сердце, печень, почки, но души вы у него не найдете — душе нет места в человеческом теле.

Введенский: Вскройте гражданина Луначарского. Вы най­дете у него не только сердце и печень, но и головной мозг, однако ума вы у него не найдете.

(Отцы церкви определяют Душу и Совесть как некий внут­ренний очаг, излучающий свет на всю нравственную жизнь человека, полагая, что человек — это Совесть, ибо она есть центр внутренней жизни человека и даже бездна, в которой обитает Бог. Представление о Душе, дарованной Богом, о ее бессмертии, о том, что духовное совершенствование важ­нее мирских забот, — основная составляющая часть многих религий.)

В: Лозунг материалистов: "Религия — опиум для народа!" Но ведь известно, какую важную роль опиум играет в меди­цине: опиум исцеляет от многих болезней, вообще можно ска­зать, что опиум уменьшает боль в жизни, и с этой точки зре­ния опиум для нас сокровище, которое выдают по каплям.

Л: Конечно, опиум может быть лекарством, но ведь ле­карство нужно больному и не нужно здоровому: надо сохранить в аптеке немного религии, чтобы выдавать по ре­цептам остающимся еще больным людям.

В: Я не буду вступать в спор, произошел ли человек от обезьяны — каждому лучше известны его родственники... 1

Л: Я не знаю, кто лучше, тот ли, кто, произойдя от жи- < вотных, поднялся усилиями своего гения до нынешнего че- : ловечества, или тот, которого господь бог создал по образу и ; подобию своему и который опускается до того, что, как гово- ( рит митрополит Введенский, обидно за животных, когда их с человеком сравнивают.

Луначарский побеждал в этих диспутах, вызывая шум­ные рукоплескания, потому, прежде всего, что спорил с позиций сияющих вершин коммунизма. Он говорил: "Мы не обещаем даром никакого рая, но мы заявляем: царство спра­ведливости, царство счастья может быть основано людьми путем согласования их сил в труде и борьбе".

И еще: "Освобожденный от частной собственности че­ловек перестает чувствовать себя прежде всего "я", цент­ром его миросозерцания становится великое, ослепитель­ное "мы" и подъем от животного состояния к царству спра­ведливости".

Это прекрасно звучит, но, как нам теперь доподлинно известно, оказалось коммунистической утопией. Попытка вта­щить человечество силком в рай не удалась — помешали гены млекопитающего, хотя и высшего.

Первопричиной полного неприятия марксизмом-лениниз­мом религии было то же, за что два века римские импера­торы уничтожали первых христиан. Иисус Христос первым провозгласил "Богу — Богово, кесарю — кесарево" и тем поставил предел степени власти правителей над человеком. Правителям же всегда нужно беспредельное владение не только телом, но и душой человека. И именно за это Иисуса Христа распяли, а не за то, что он "рекомендовал" подста­вить правую щеку, если ударили по левой.

Религия, призывая к смирению, терпению в земной жиз­ни, — считали основоположники марксизма-ленинизма —


утешает, убаюкивает надеждой на небесную награду и тем отвлекает рабочий класс от борьбы с эксплуататорами, ме­шает созданию царства справедливости уже в этом мире. Поэтому никак не подходили такие нравственные заповеди как: "Не убий", "Возлюби ближнего своего как самого себя". А если это классовый враг? Первыми врагами были капита­листы ("буржуй!"). Потом (и даже одновременно) — интелли­генция ("барин!"). Потом крестьянство ("кулак!"). Потом ста­ли крошить своих, тех, кто умнее, совестливее. Искрошили, стерли в лагерную пыль миллионы людей.

Неизбежно встает и вопрос "Что делать?", как говорит­ся, "любимый вопрос русской интеллигенции".

Все сказанное о церкви и христианском учении, в значи­тельной степени — воспоминание о будущем. Церковь воз­рождается, и многие вновь придут в её лоно. Но все-таки далеко не все — вера впитывается с молоком матери, а у нас уже второе-третье поколение неверующих матерей. По­чему же? Ведь вторая заповедь (о любви к ближнему) понят­на всем, и если бы ее соблюдение приводило к Богу, бес­смертию души и вечному блаженству, пожалуй, многие из нас пошли бы дорогой к Храму. Но, увы, это невозможно, так как есть первая заповедь: "Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь". Далеко не все могут "всем разумением" принять и безоговорочно пове­рить во все эти чудеса, пророчества, таинства, воскресе­ния, рай, ад и т. д„ и т. п. То есть можно только приветство­вать нравственно-этические основы христианского учения, но как мировоззрение оно приемлемо далеко не для всех.

Что же нам делать для возврата к нравственным исто­кам, к пробуждению души, совести? Как сказал поэт Нико­лай Заболоцкий: "Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь". Прежде всего, один из путей показывает За­пад, в протестантизме которого (особенно в так называемом "новом протестантизме", например, баптизме) вера, религия в значительной степени упрощены, сведены в основном к эти ческим, морально-бытовым нормам, т. е. именно — ко вто­рой заповеди.

Однако, Даниил Андреев в книге "Роза Мира" написал: "Вожди протестантизма свернули на путь не обогащения мира религиозных идей, прозрений и чувств, а его обеднения за счет извергаемых из него элементов мистериальных, маги­ческих, а также за счет ослабления роли элемента религиоз­но-эстетического".

После второй мировой войны распространилась на Запа­де так называемая радикальная или "новая" теология, "ате­истическое христианство". Одним из ее основателей был Бон-хёффер Дитрих (1906-1945 гг.) — немецкий протестант, теолог, участник движения Сопротивления, казненный гит­леровцами. Он считал, что мир стал "совершеннолетним" и не нуждается в идее бога, нужно безрелигиозное христиан­ство, сущность которого — в учении о любви к ближнему; это учение должно реализоваться практически в "делании справедливого для людей".

Нравственное учение Льва Николаевича Толстого оста­вило огромный след в духовной жизни русского общества. Пять постулатов, провозглашенных им, как нравственные максимы общечеловеческой морали: не гневисъ, не блуди, не клянись, не противься злому, не воюй. "Непротивление злу насилием" не совсем точно: активное сопротивление злу добром. "Зло никогда не уничтожается злом; но только доб­ром уничтожается зло" — из Евангелия, открыто Толстым. "Он (Иисус Христос)... учил тому, что не надо слушать лю­дей, называющих себя наставниками, потому что учения их затемняют то простое и ясное учение, которое открыто всем людям и заложено в сердце каждого человека. Учение это в том, чтобы любить Бога, как высшее добро и истину, и ближнего, как самого себя, и делать другим то, что хо­чешь, чтобы тебе делали. Вера не в том, чтобы знать то, что было, или то, что будет, ни даже то, что есть, а только в том одном, чтобы знать, что должно делать каждому чело­веку" [Толстой Л. Н. Путь жизни, с. 283-284].


Скорее всего, будущее — именно в таком развитии вто­рой заповеди. Но для этого нужно много труда и времени. Нужны личности.

Примером подобной работы является широкое распрост­ранение в наше время так называемых народных целитель-ских учений, типа Общества последователей Учителя — Пор-фирия Корнеевича Иванова. Учение Иванова включает, на­ряду с физическим совершенствованием, совершенствование духовное. Получает развитие в нашей стране и распростра­ненное в США и Германии тибетское целительское искусст­во "Рейки" с 5-ю принципами морально-нравственного со­вершенствования.

Однако надо быть очень осторожным в этом вопросе. Таят в себе опасность тоталитарные секты, проповедующие дес­труктивные культы. Комитет по спасению молодежи от псев­дорелигий, созданный теми, кто так или иначе пострадал от тоталитарных сект, считает, что из действующих на терри­тории России религиозных организаций наиболее опасны сле­дующие: "АУМ Сенрике", "Белое братство", "Церковь сай­ентологии", "Международное общество сознания Кришны", "Свидетели Иеговы" и др.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Васильев Л. С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. 4-е изд. — М.: Книж. дом "Университет", 1999.

Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М.: Центр, 1997.

Закон Божий. Для семьи и школы / Сост. протоиерей Се­рафим Слободской. Репринт, изд. — Свято-Троицкая Сергие-ва Лавра, 1997.

Колосов Е. Н. Религии народов мира: Учеб.-методич. посо­бие. 3-е изд., — М.: Изд-во РУДН, 2004.

Корзун В. А. "Кто мы? Откуда пришли? Зачем здесь? Куда идем?". Короб второй. Взгляд на мир горний (маргина­лии в помощь утверждающимся в сомнениях). — М.: Логос, 2001 Максаковский В. П. Историческая география мира: Учеб. пособие для вузов. — М.: Экопрос, 1997.

Менъ А. История религии. В 7 т. Т. 1. Истоки религии. — М.: Слово, 1991.

Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, исто­рия и современные религии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Центр, 1996.

СССР: Демографический диагноз / Сост. В. И. Мукомель. — М.: Прогресс, 1990.

Толстой Л. Н. Путь жизни. — М.: Высшая школа, 1993.

Энциклопедия для детей. Т. VI, ч. I и П. Религии мира. — М.: Аванта+, 1996.

Яхнин Е. Д. Размышления о разуме, Боге и будущем че­ловечества. — М.: Изд-во АО "X. Г. С. ", 1997.


ТЕМА 6

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.054 с.)