Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская православная церковь: роль↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В развитии общества, нравственные Заповеди и наша жизнь Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Ник. Гумилев На двух первых разделах можно было бы и закончить краткий обзор географии религий мира. Однако именно для нас с вами, как для педагогов, наиболее актуально изучение вопросов религии, поскольку в школах вновь появляется Закон Божий (хотя пока лишь в некоторых школах и в виде факультативных воскресных занятий). Нам надо быть готовыми отвечать на вопросы детей. Поэтому, наверное, необходимо самим глубже разобраться в содержании, структуре православного христианства (хотя богословы, надо это признать, правы — полностью раскрыть внутреннюю суть конкретной религии может только душа, живущая этой верой). И в самом деле, как много пищи для размышлений можно найти в осмыслении вечных религиозных истин и путей религиозного развития. Это не значит, конечно, что все должны непременно "кинуться" в религию. Все не так просто. Можем ли мы вернуться к Богу? И единственный ли это путь? Есть ли другие пути нравственного очищения и обретения собственной души? Но, прежде всего, что же мы знаем о христианстве? — "Бог, конечно, есть, но мы в него не верим". — "Мифический Христос и "христосики... ". — "Мир создан за 6 дней (ха-ха!)" и т. д., и т. п. Возможный диалог в школе учительницы географии Марии Ивановны (МИ) и учителя Закона Божьего Отца Серафима (ОС): МИ: — Бога нет! В век космических полетов это нонсенс. ОС: — Бог — не старичок на облаке. Бог это то, что Вы называете Законами Природы /и даже — Всемирный Разум, Мировой Логос/, и Бог — это Любовь, и Бог — в душе каждого человека, это его Совесть. МИ: — Как же, разум, а бог — Христос якобы даже жил на Земле. Миф, конечно. ОС: — Иисус Христос не миф. Это реальная личность. Точно известно, когда (поскольку современное летосчисление ведется от Рождества Христова) и где он родился, жил, проповедовал. А, во-вторых, он Сын Божий, Бог же — един в трех лицах. МИ: — Ну, скажите, как можно поверить, что Бог создал мир за 6 дней? ОС: — Можно, если знаешь, как учит Церковь, что мы с вами живем в 7-й день. МИ: — Как же можно любить врагов своих? А если это убийца, насильник? ОС: — Человек несовершенен и грешен: замаливайте свой грех, если не можете Вы этого сделать. И, кстати, как Вы думаете, почему Ромен Роллан сказал: "Лучше быть жертвой, чем палачом"? МИ: Если есть Бог, почему же он допускает такие дикие ОС: Зло необходимо для понимания Добра, как тьма для ] отличения света. Уничтожить зло — значит, лишить челове- i ка свободы воли. Зло не вечно и обязательно наказуемо, хотя бы в день Страшного суда. А логика в том, что за страдания в этой краткой земной жизни Бог вознаграждает вечным блаженством в раю. МИ: -— Но ведь известно, что ни один серьезный и достаточно крупный ученый не верит в Бога. ОС: — Напротив, практически все крупнейшие ученые верили в Бога (за исключением ученых советского периода, когда нельзя было): М. Ломоносов, Ч. Дарвин, А. Эйнштейн, К. Циолковский. Да иначе и невозможно: уважающий себя ученый, открывая законы природы, величественные фрагменты сияющего Храма Жизни как бы приобщается к Мировому Разуму. И совсем другое, когда он кое-что "накопает" в нагромождении фактов тупой материи, у которой только и достоинств, что миллиарды лет развития методом "тыка". Вывод из такого диалога можно сделать лишь один •— в религии, вере все не так просто и не так плохо, как нас учили. "Душа человеческая по природе христианка", — говорил Тертуллиан (теолог, писатель, 220-180 гг. до н. э.). Как же оценивают значение Церкви современные ее иерархи и что говорили по этому поводу крупные русские ученые? Прежде всего, они высоко ставят роль Церкви в становлении и развитии личности и общества. Православная Церковь России —- явление тысячелетней культуры. Она начала свою нравственно-воспитательную миссию с первобытной языческой религии, не имевшей начал нравственности. В основе взаимоотношений в том обществе лежали корысть и право сильного. Историк А. В. Карташев: "В отношении человека к своему природному началу здесь царила такая необузданная чувственность, такое феноменальное •'нестыдение", о которых, по выражению летописца, "не леть есть и глаголати". Церковь раскрыла значение греха, а над всем внутренним миром человека и внешним его поведением поставила Бога как бдительного Судью. Церковь открыла для человека понятие правды и Божественного Закона, заместив принцип безжалостного эгоизма христианскими принципами Справедливости и Любви. Она формировала этику, духовную культуру, мировоззрение. Церковь подчеркивала равенство всех людей перед Богом, без формального уничтожения рабства, одним только признанием рабов равноправными членами Церкви. По замечанию В. О. Ключевского: "Церковь произвела в положении русского холопства такой решительный перелом, которого одного было достаточно, чтобы причислить ее к главным силам, созидавшим древнерусское общество". Церковь возвысила достоинство женщины, устроив ее положение как жены и матери. Общество под руководством Церкви, отмечал В. О. Ключевский, "в продолжение веков, прилежно училось понимать и исполнять вторую из двух основных заповедей, в которых заключается весь закон и пророки, — заповедь о любви к ближнему". Церковь не только провозглашала жизнь праведную, но и давала образцы такой жизни житиями великих русских святых. В качестве примера можно привести житие Сергия Радонежского — основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Его иноки — Пересвет и Ослябя — сражались впереди русского воинства. Великие святые земли русской изображены на первом плане известной картины Ильи Глазунова "Вечная Россия": князья Борис и Глеб, Серафим Саровский, Иосиф Волоцкий, > Патриарх Гермоген и др. Важна роль Церкви по государственному объединению \ Заслуга Церкви в расцвете просвещения на Руси.] Русское церковное искусство, развиваясь с конца X в., j быстро приобретает свои национальные черты. Иконы и фрес- ] ки восхищают современного человека потому, что их создатели не только превосходно владели композицией и колоритом, но и умели передать сложную гамму человеческих чувств: кротость, умиление, скорбь, невинность, молитву. Думаю, не все вы полностью разделяете такое восприятие церковной живописи. Она все-таки специфична и, читая восторженные отзывы специалистов, с сомнением вглядываешься в эти условные лики, неестественно вытянутые фи- ] гуры, непонятные сюжеты и композиции. Многим из вас зна- I комо имя писателя Владимира Солоухина. Тем же, кто еще j не читал его книги, рекомендую "Черные доски" и "Письма 1 из Русского музея", где в увлекательной художественно-публицистической форме автор введет вас в мир древнерус- ] ской живописи и вы, уверен, специально поедете в Третья- j ковку, чтобы посмотреть на иконы как бы новыми глазами, j На фоне русской церковной культуры возник необы- | чайной силы творческий синтез блестящего XIX в. русской j литературы, живописи, архитектуры, музыки, науки. Умеет- «но здесь привести слова историка и писателя М. П. Погодина: 1 "Все представители русской словесности, все наши замечательные умы, наши передовые люди, мыслящие, образованные, честные, благородные, даровитые — некоторых можно признать даже гениальными, — все отличались религиозностью, и если некоторым случалось отдать дань молодости, подвергнуться искушениям, то в зрелых годах, в лучшие свои минуты, вследствие размышлений, опытов знакомства с жизнью, они обратились на прямой путь с тем большей твердостью и заявили свои искренние и глубокие убеждения". Несколько подробнее рассмотрим нравственные заповеди, поскольку именно они "освящают нормы морали". Вначале надо кратко сказать о структуре Библии (от греч. ЫЫга — "книга"), включающей 39 книг Старого (Ветхого) и 27 книг Нового Завета. Ветхий Завет включает следующие разделы: сотворение Неба и Земли, Адам и Ева, потоп и Ноев ковчег, египетское рабство и Моисей, пророки. Новый Завет — Рождество Девы Марии, Рождество Христово, Иисус Христос и его учение, Нагорная проповедь и заповеди, чудеса и притчи, предсказания, тайная вечеря и предательство Иуды, распятие, смерть и воскресение Иисуса Христа. Различия двух заветов весьма значительны. Ветхий Завет — религия Закона, аскетизм, жесткий патриархат, справедливость ("око за око, зуб за зуб"). Новый Завет — религия благодати, любви и прощения, нравственности ("Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли от Иисуса"). В десяти заповедях Закона Божия (Ветхий Завет, пророк Моисей) говорится о любви к Богу (основная заповедь, включающая первые четыре) и любви к ближнему (остальные заповеди). Если перечислить их кратко и на современном языке, то звучат заповеди примерно так: 1. Я — Господь Бог твой: и не должно быть у тебя других 2. Не сотвори себе кумира. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (всуе). Помни день субботний... (Это по Старому Завету. По Но 6. Не убивай. | 7. Не прелюбодействуй. ] 8. Не воруй. 9. Не лги. | 10. Не завидуй. Иисус Христос в Нагорной проповеди, не противореча пророку Моисею, а как бы дополняя его заповеди, говорил: 1 — о промысле Божьем: "Не заботьтесь (излишне) о том, — о неосуждении ближнего: "Не судите и не- будете су-| — о прощении ближнего: "Прощайте и прощены будете";] — о любви к ближнему: "Я говорю вам: любите врагов] — о силе молитвы: "Просите и дано будет вам... "; j — о милостыне: "Когда творишь молитву, не труби перед] — о необходимости добрых дел: "Не всякий, говорящий! Актуальным остается вопрос о взаимоотношениях жарк-] — "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" [2-е посла-! Интересно знакомиться с этим вопросом по диспутам 1920-х годов [см. например: На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. — М.: Политиздат, 1990], хотя, конечно же, есть масса весьма серьезной аналитической литературы по этой тема-гике. Особенно — по диспутам Анатолия Васильевича Луначарского (ученого, эрудита, наркома просвещения) и Александра Ивановича Введенского (видного представителя православной церкви, митрополита). Оба прекрасно знали предмет, были талантливы, остроумны. Прежде чем перейти к сути, несколько примеров острых ответов, тез и антитез (близко к тексту). Луначарский: Вскройте гражданина Введенского. Вы найдете у него сердце, печень, почки, но души вы у него не найдете — душе нет места в человеческом теле. Введенский: Вскройте гражданина Луначарского. Вы найдете у него не только сердце и печень, но и головной мозг, однако ума вы у него не найдете. (Отцы церкви определяют Душу и Совесть как некий внутренний очаг, излучающий свет на всю нравственную жизнь человека, полагая, что человек — это Совесть, ибо она есть центр внутренней жизни человека и даже бездна, в которой обитает Бог. Представление о Душе, дарованной Богом, о ее бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, — основная составляющая часть многих религий.) В: Лозунг материалистов: "Религия — опиум для народа!" Но ведь известно, какую важную роль опиум играет в медицине: опиум исцеляет от многих болезней, вообще можно сказать, что опиум уменьшает боль в жизни, и с этой точки зрения опиум для нас сокровище, которое выдают по каплям. Л: Конечно, опиум может быть лекарством, но ведь лекарство нужно больному и не нужно здоровому: надо сохранить в аптеке немного религии, чтобы выдавать по рецептам остающимся еще больным людям. В: Я не буду вступать в спор, произошел ли человек от обезьяны — каждому лучше известны его родственники... 1 Л: Я не знаю, кто лучше, тот ли, кто, произойдя от жи- < вотных, поднялся усилиями своего гения до нынешнего че- : ловечества, или тот, которого господь бог создал по образу и ; подобию своему и который опускается до того, что, как гово- ( рит митрополит Введенский, обидно за животных, когда их с человеком сравнивают. Луначарский побеждал в этих диспутах, вызывая шумные рукоплескания, потому, прежде всего, что спорил с позиций сияющих вершин коммунизма. Он говорил: "Мы не обещаем даром никакого рая, но мы заявляем: царство справедливости, царство счастья может быть основано людьми путем согласования их сил в труде и борьбе". И еще: "Освобожденный от частной собственности человек перестает чувствовать себя прежде всего "я", центром его миросозерцания становится великое, ослепительное "мы" и подъем от животного состояния к царству справедливости". Это прекрасно звучит, но, как нам теперь доподлинно известно, оказалось коммунистической утопией. Попытка втащить человечество силком в рай не удалась — помешали гены млекопитающего, хотя и высшего. Первопричиной полного неприятия марксизмом-ленинизмом религии было то же, за что два века римские императоры уничтожали первых христиан. Иисус Христос первым провозгласил "Богу — Богово, кесарю — кесарево" и тем поставил предел степени власти правителей над человеком. Правителям же всегда нужно беспредельное владение не только телом, но и душой человека. И именно за это Иисуса Христа распяли, а не за то, что он "рекомендовал" подставить правую щеку, если ударили по левой. Религия, призывая к смирению, терпению в земной жизни, — считали основоположники марксизма-ленинизма — утешает, убаюкивает надеждой на небесную награду и тем отвлекает рабочий класс от борьбы с эксплуататорами, мешает созданию царства справедливости уже в этом мире. Поэтому никак не подходили такие нравственные заповеди как: "Не убий", "Возлюби ближнего своего как самого себя". А если это классовый враг? Первыми врагами были капиталисты ("буржуй!"). Потом (и даже одновременно) — интеллигенция ("барин!"). Потом крестьянство ("кулак!"). Потом стали крошить своих, тех, кто умнее, совестливее. Искрошили, стерли в лагерную пыль миллионы людей. Неизбежно встает и вопрос "Что делать?", как говорится, "любимый вопрос русской интеллигенции". Все сказанное о церкви и христианском учении, в значительной степени — воспоминание о будущем. Церковь возрождается, и многие вновь придут в её лоно. Но все-таки далеко не все — вера впитывается с молоком матери, а у нас уже второе-третье поколение неверующих матерей. Почему же? Ведь вторая заповедь (о любви к ближнему) понятна всем, и если бы ее соблюдение приводило к Богу, бессмертию души и вечному блаженству, пожалуй, многие из нас пошли бы дорогой к Храму. Но, увы, это невозможно, так как есть первая заповедь: "Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь". Далеко не все могут "всем разумением" принять и безоговорочно поверить во все эти чудеса, пророчества, таинства, воскресения, рай, ад и т. д„ и т. п. То есть можно только приветствовать нравственно-этические основы христианского учения, но как мировоззрение оно приемлемо далеко не для всех. Что же нам делать для возврата к нравственным истокам, к пробуждению души, совести? Как сказал поэт Николай Заболоцкий: "Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь". Прежде всего, один из путей показывает Запад, в протестантизме которого (особенно в так называемом "новом протестантизме", например, баптизме) вера, религия в значительной степени упрощены, сведены в основном к эти ческим, морально-бытовым нормам, т. е. именно — ко второй заповеди. Однако, Даниил Андреев в книге "Роза Мира" написал: "Вожди протестантизма свернули на путь не обогащения мира религиозных идей, прозрений и чувств, а его обеднения за счет извергаемых из него элементов мистериальных, магических, а также за счет ослабления роли элемента религиозно-эстетического". После второй мировой войны распространилась на Западе так называемая радикальная или "новая" теология, "атеистическое христианство". Одним из ее основателей был Бон-хёффер Дитрих (1906-1945 гг.) — немецкий протестант, теолог, участник движения Сопротивления, казненный гитлеровцами. Он считал, что мир стал "совершеннолетним" и не нуждается в идее бога, нужно безрелигиозное христианство, сущность которого — в учении о любви к ближнему; это учение должно реализоваться практически в "делании справедливого для людей". Нравственное учение Льва Николаевича Толстого оставило огромный след в духовной жизни русского общества. Пять постулатов, провозглашенных им, как нравственные максимы общечеловеческой морали: не гневисъ, не блуди, не клянись, не противься злому, не воюй. "Непротивление злу насилием" не совсем точно: активное сопротивление злу добром. "Зло никогда не уничтожается злом; но только добром уничтожается зло" — из Евангелия, открыто Толстым. "Он (Иисус Христос)... учил тому, что не надо слушать людей, называющих себя наставниками, потому что учения их затемняют то простое и ясное учение, которое открыто всем людям и заложено в сердце каждого человека. Учение это в том, чтобы любить Бога, как высшее добро и истину, и ближнего, как самого себя, и делать другим то, что хочешь, чтобы тебе делали. Вера не в том, чтобы знать то, что было, или то, что будет, ни даже то, что есть, а только в том одном, чтобы знать, что должно делать каждому человеку" [Толстой Л. Н. Путь жизни, с. 283-284]. Скорее всего, будущее — именно в таком развитии второй заповеди. Но для этого нужно много труда и времени. Нужны личности. Примером подобной работы является широкое распространение в наше время так называемых народных целитель-ских учений, типа Общества последователей Учителя — Пор-фирия Корнеевича Иванова. Учение Иванова включает, наряду с физическим совершенствованием, совершенствование духовное. Получает развитие в нашей стране и распространенное в США и Германии тибетское целительское искусство "Рейки" с 5-ю принципами морально-нравственного совершенствования. Однако надо быть очень осторожным в этом вопросе. Таят в себе опасность тоталитарные секты, проповедующие деструктивные культы. Комитет по спасению молодежи от псевдорелигий, созданный теми, кто так или иначе пострадал от тоталитарных сект, считает, что из действующих на территории России религиозных организаций наиболее опасны следующие: "АУМ Сенрике", "Белое братство", "Церковь сайентологии", "Международное общество сознания Кришны", "Свидетели Иеговы" и др. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Васильев Л. С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. 4-е изд. — М.: Книж. дом "Университет", 1999. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М.: Центр, 1997. Закон Божий. Для семьи и школы / Сост. протоиерей Серафим Слободской. Репринт, изд. — Свято-Троицкая Сергие-ва Лавра, 1997. Колосов Е. Н. Религии народов мира: Учеб.-методич. пособие. 3-е изд., — М.: Изд-во РУДН, 2004. Корзун В. А. "Кто мы? Откуда пришли? Зачем здесь? Куда идем?". Короб второй. Взгляд на мир горний (маргиналии в помощь утверждающимся в сомнениях). — М.: Логос, 2001 Максаковский В. П. Историческая география мира: Учеб. пособие для вузов. — М.: Экопрос, 1997. Менъ А. История религии. В 7 т. Т. 1. Истоки религии. — М.: Слово, 1991. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Центр, 1996. СССР: Демографический диагноз / Сост. В. И. Мукомель. — М.: Прогресс, 1990. Толстой Л. Н. Путь жизни. — М.: Высшая школа, 1993. Энциклопедия для детей. Т. VI, ч. I и П. Религии мира. — М.: Аванта+, 1996. Яхнин Е. Д. Размышления о разуме, Боге и будущем человечества. — М.: Изд-во АО "X. Г. С. ", 1997. ТЕМА 6 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.7 (0.019 с.) |