Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
География и сущность мировыхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И местных религий, родоплеменных Верований Религиозный состав населения Земли можно исчислить лишь приблизительно, так как учета религиозной принад лежности во многих странах не ведется, а там, где он есть, данные не точны. Например, возможен двойной счет: 75% японцев считают себя синтоистами и 75% — буддистами, поскольку одни и те же люди руководствуются в жизни одними и теми же религиозными правилами. Растет постоянно численность мусульман и индуистов, благодаря высоким темпам прироста населения, а также — активного продвижения мусульманства в Центральную Африку и индуизма — в Центральную Индию. Численность католиков стабилизировалась так же, как и православных (табл. 2). Родоплеменные верования — первоначальные формы религии у отстающих в социально-экономическом отношении народов, племен. Исследователи первобытной культуры отмечают, что наука не знает племен, у которых не было бы никаких религиозных понятий. Фетишизм — вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов, любых, поразивших воображение человека: камень, кусок дерева или часть тела животного. Позднее — это фигурки, идолы. Можно поклоняться и благодарить, но можно иногда и наказывать. Тотемизм — вера в происхождение племени от того или иного животного или растения и поклонение этому животному (растению). В Австралии, например, это кенгуру, страус эму, опоссум, которых нельзя убивать и употреблять в пищу. Культ предков или мертвых — вера в то, что жившие когда-то предки или родственники продолжают существовать и могут оказывать благодетельное или вредоносное влияние на судьбу живущих. Таблица 2 География религий Кол. Главные регионы и страны Религии верующих распространения ___________________ (млн чел.)_________________________ _______________________ Мировые религии_______________________ Буддизм f-f46p0tf# 4 с™ Восточная и Юго-Восточная Азия Ifrp.MtjduAA ujbyuh1' * (Китай, Япония, Монголия и др.).____ Христианство;-&9*^^*-?-t^D^ Европа, Северная Азия, Америка, в том числе: Па/>е&"*#е Австралия.______________________ католицизм agn Западная и Южная Европа, Южная КчПро&Х'ЖШ* Ьр.Щ*~*<>" Америка (Франция, Испания, tWK7a> зЛ-Ье*л.______________ Португалия, Италия, Германия и др.). православие ^80 Восточная и Южная Европа, Северная Азия (Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Грузия, ____________ Болгария и др.).__________________ протестантизм, /> ввО Северная Европа, Северная Америка, fctftWM* * 1(>* & iqj Австралия (США, Канада, k*ft №p<f*V*W» Великобритания, Германия, ЮАР и __________________ др.).___________ Ислам, 7? tipCibtjui- 8вв- Южная и Юго-Западная Азия, eiujuu n-ti. 113$ Средняя Азия, Северная Африка (Индонезия, Бангладеш, Саудовская в том числе:____________________ Аравия и др.).____________________ шииты /Ь57& Иран (государственная религия), {>ам>ел«лм&6 fy-fn__________ Ливан, Азербайджан______________ сунниты $j.q 790 Большинство в мусульманских ti* iiA _________________ |___________ | странах_________ млуи 0#с*/14мыс, г _________________ Местные религии ts/)u РеГьсОКСМбНые / гл Индуизм Ч- Ь &ь I ty IAHfi&QO Индия, Непал, Шри-Ланка Конфуцианство- & g 6роцзЭ£0 ЬлЯь f Китай -, СИНТОИЗМ -М & flbbduj 4®0 ЯПОНИЯ I^Uf /уС^««*у*0 <%^ Иудаизм /3{ 4»Я»Г| Щ \ Израиль, США ^oultWt^_______________ _______ |Q5>w<7-g Родоплеменные верования релиРИЧ_____ Фетишизм Тропическая Африка Тотемизм Индейцы Америки, аборигены Австралии Культ предков Юго-Восточная Азия Шаманизм — вера в способность отдельных людей входить, доведя себя до состояния экстаза, в общение с духами и использовать их силу для врачевания и других практических целей. Существует и целый ряд других верований: анимизм (от лат. animus — "душа"), персонифицирующий все природные явления; пантеизм — представление о Боге, "разлитом" в природе; система табу; магия и т. д. Местными религиями называются более развитые религиозные системы, не выходящие, как правило, за границы одного или родственных этносов. Складывается усложненная религиозная практика, культ. Индуизм — господствующая религия в Индии, Непале, Шри-Ланка. Для него характерна вера в переселение душ и в принцип кармы — воздаяния за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием божеств Тримур-ты (Троица) — Брахма, Шива, Вишну — и соблюдение кастовых бытовых правил. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос). Помните, у В. Высоцкого: "Хорошую религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не помираем насовсем... ". Сикхизм — был сектой в индуизме. В XVI-XVII вв. превратился в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в индийском штате Пенджаб. Основой религии является единобожие, отрицание каст, равенство сикхов перед Богом. "Сикхи" в переводе с хинди — "ученики" (первый гуру — Нанак). Внешние атрибуты ярко выделяют сикхов. Длинные волосы, которые никогда не стригут, убирая их под тюрбан, короткие штаны, три стальных предмета, которые каждый мужчина в ритуальном обиходе должен иметь при себе: браслет, гребень и меч. Всем сикхам присваивается почетное имя "сингх" (лев), которое теперь является составной частью фамилии. В последние годы придерживающиеся правых взглядов сикхи выступают за создание в Пенджабе независимого государства Халистан. Хотя сикхи составляют не более 2% населения Индии, около 30% офицерского состава армии — сикхи. Также высока их доля в управлении государством и в полиции. Этого • вероисповедания придерживался и недавний президент страны Заил Сингх. Конфуцианство — религия Китая. В конфуцианстве социально-этические положения, провозглашенные его основателем Кунцзы (Конфуцием) ставятся во главу угла, мировоззренческие же мотивы занимают вторичные позиции. Одним из важнейших элементов конфуцианской религии является культ предков и учение о "сяо" — сыновней почтительности, заботы о родителях. В конфуцианстве (и в синтоизме) считается, что в детях возрождаются умершие родственники. Отсюда почти полная детская безнаказанность. Конфуцианство требует безоговорочного подчинения старшему, вышестоящему, воспитывает чинопочитание. Синтоизм — возник в Японии, на основе почитания предков и культа природы. Синтоисты верят в существование множества богов и духов. Верховным божеством их религии считается солнечная богиня Аматэрасу, от которой синтоисты выводят родословную ныне правящей японской династии императоров (с 1989 г. — Акихито). Одной из ранних религий является иудаизм, возникший в Юго-Западной Азии, среди еврейского населения Палестины, на территории современного Израиля, где является господствующей религией, хотя и не имеет официального статуса. Для него характерна идея греха и покаяния. Помимо веры в единого Бога Яхве (Иегова), иудеи верят в бессмертие души, посмертное воздаяние, рай и ад, свою% богоизбранность. В иудаизме, в отличие от христианства, спасение достигается добрыми делами, а не верой. Добрые дела приводят к Богу, очищают человека. Священная книга иудаистов — Танах, тождественный Ветхому Завету. Толкование книги :— в Талмуде, являющемся сводом религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма. Мировые религии. Только три местных религии (буддизм, христианство, ислам), проповедовавшие единобожие (монотеизм), приобрели международный характер и превратились в мировые. Буддизм считается древнейшей из мировых религий. Если христиане верят, что "человекам положено однажды умереть, а потом — Суд", то буддисты (как и индуисты) говорят о длинной цепи перерождений каждой души. Переняв ряд догм от индуизма, буддизм отверг кастовую систему. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Основатель учения — Будда — "просветленный" (Сиддхартха Гаутама — сын князя). Современные направления — хинаяна ("узкий путь спасения" — через монашество), махаяна ("широкий путь спасения") и буддизм-ламаизм. / Основные положения вероучения были сформулированы следующим образом: 1. Сущность жизни есть страдание. Рождение и старение, 2. Причина страданий — желания и привязанности. Жажда 3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать 4. Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по Развивая свое учение, Будда разработал подробный вось-миступенный путь, метод постижения, приближения к нирване: 1) праведная вера, 2) истинная решимость, 3) праведная речь, 4) праведные дела, 5) праведная жизнь, 6) праведная мысль, 7) праведные помыслы, 8) истинное созерцание. Мало кто пройдет по восьмеричному пути, большинству предлагается блюсти верность Будде и следовать пяти заповедям воздержания — от убийства, воровства, лжи, блуда и выпивки. В буддизме верующий — монах-созерцатель, в то время как в исламе он воин, в православном христианстве — нищий, в протестантизме — бизнесмен, снискавший Божьего благоволения. Русский религиозный философ В. Соловьев сказал: "Христианство стремится к жизни, буддизм — к смерти. Учение Христа — истинный альтруизм, а буддизм — олицетворение, возведение в идеал эгоизма. Идеал буддизма — человек, равнодушный к добру и злу...". Христианство, возникшее первоначально как секта иудаизма, достаточно быстро вытеснило прежние религиозные верования и стало преобладать в Римской (Византийской) империи, а затем и за ее пределами. Важнейший догмат христианства: вера в единого Бога, имеющего три ипостаси — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и человека. Основная идея христианства — идея греха и спасения души человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их: греков и иудеев, рабов и свободных, богатых и бедных — все грешники, все "рабы Божьи". Равенство и справедливость, но равенство в нищете ("продай имение твое и раздай нищим", "легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай"), справедливость же — на небе ("сокровища на небесах"). Там и бессмертие. Могут ли люди очиститься от греха? Могут, но только, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого и единого в трех лицах Бога, если поверят в великого божественного Спасителя, который был послан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил первородный грех и указаллюдям путь к спасению через благочестивую жизнь, покаяние в грехах и надежду на царство небесное после смерти. Праведнику воздастся на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец попадет в ад, будет гореть в "геенне огненной". Кроме "того света", нечестивцам, и грешникам грозит и "второе пришествие" Христа, за кото-, рым последует "страшный суд" здесь, на Земле. В христианстве человек "измеряется" не столько степенью его нравственной чистоты, сколько степенью послушания и Любви к Богу. Любовь к Богу первична, а любовь к женщине вторична, ибо она — "сосуд блаженства", созданный из ребра Адама — одной из немногих костей, не имеющих мозга. И оно же ставит безгрешную Деву Марию в один ряд с Троицей (Деву, не женщину). В XI в. христианство раскололось на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями догматики, культа и организации. Существенное догматическое различие — вопрос о происхождении Святого Духа: католики считают, что он исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, православные — только от Бога-Отца. В отличие от православных, католики полагают, что кроме рая и ада, существует "чистилище" — как бы промежуточное звено. Православие почитает духовное рождение Христа (Пасха — главный праздник), западная церковь — физическое (Рождество). Православие — это прежде всего идея Соборности (коллективизма), католицизм — идея Личности. Если все католики организационно едины и подчинены папе римскому (папа Иоанн Павел II — Кароль Войтыла), то православные имеют автокефальные (независимые) национальные церкви. Всего их 15: Московская, Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Американская и др. В католицизме большую роль играет монашество — только через священнослужителей может дойти обращение к Богу. В православии священнослужители могут быть женатыми или дают обет безбрачия, в католицизме — обязательно безбрачие (цели§ат). Есть некоторые отличия и в отправлении служб: в православных храмах допускается лишь хоровое пение, но не органная музыка, верующие молятся стоя; католики крестят детей, обливая их водой, православные — трижды погружая их в воду; есть различия в наложении креста — православные крестятся справа налево и троеперстием и т. д. Некоторые православные церкви пошли на сближение с католичеством и признали главенство папы римского — униатские, или греко-католические. Нетерпимость к инакомыслию характерна для православия, это один из корней нашего патриотизма. Поэтому и принятое (миром западным) название православной церкви — ортодоксальная. Цели православной церкви во многом сводятся на нет употреблением полуузнаваемого языка — нынешняя версия цер-ковно-славянского языка относится к XVII в. И многие ищущие духовной истины молодые люди отрезаны от церковного образования требованием сдачи на экзаменах церковнославянского языка. Таким образом сохраняется монополия на некую православную русскость, форма, сладкозвучие языка предпочитаются содержанию. Церковь держится за мертвый, зато, по ее мнению, не испоганенный злом язык. Перешли же католики в 70-х гг. с латыни на национальные языки. Да и наши единоверцы сербы поменяли церковно-сла-вянский на сербский. Та же проблема решается сейчас и в исламских странах, переводящих Коран с арабского языка на национальные. Православие как бы живет в другом мире. В своем непонятном языке и даже во времени — в юлианском календаре. В отличие от динамичных и более "земных" католицизма и протестантизма, проповедует монашеский идеал, аскетизм, требующий строгой регламентации в еде, изнуряющих постов (в протестантизме пост — личное дело каждого). В XVI в. в результате Реформации от католицизма откололся npomecftaH7nu3M (от слова "протест"), отвергший власть папы римского и ставший третьим основным направлением христианства. Крупнейшими течениями его являются лютеранстве) и кальвинизм. Протестантам выдвинул три новых принципа в христианстве: спасен^ личной верой, священство всех верующих и исключительный авторитет Библии. Каждый христианин, будучи избранием и крещеным (крещение взрослых людей), получает посвяШение на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церкви, духовенства). ОтвеРгнУты: поклонение святым и многочисленные праздн)1ки в их честь, почитание мощей и икон (их нет в молитвенных домах, как нет алтарей, колоколов и т. д.). Признавая Свяйенное писание, протестанты отвергают Священное предан)!6 — труды отцов церкви и вселенских соборов. Богослужейие сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родЛ°м языке. \/ В протестантизме успех на Земле — знак милости Бога. Труд — долг пеРеД Богом. У Лютера — "человек рожден для работы, как пт)Иа Для полета". У Кальвина — "бедность и страдание суть клеймо неискупленных грехов". Раз богат — значит, заслужИваешь этого, отмечен Богом. Грехом является не богатство,а уклонение от него. Можно сравнить: установка правосла5ия — "молись и трудись", католицизма — "трудись и молИсь"> протестантизма — "труд и есть молитва". В протестайТизме имеется ряд течений, церквей, сект, известных как "поздний протестантизм": баптисты, методисты, адвентист^, свидетели Иеговы, "Армия спасения", пятидесятники, "Христианская наука" и др. Мировой центр протестантизма— США, там находятся штаб-квартиры этих церквей. Ислам__ са^ая молодая по времени возникновения рели лам нетерпимо относится к иным верованиям — он как бы повторяет путь христианства в Европе и Америке, где вера насаждалась добром и мечом. По имени основателя Мухаммеда (Мухаммада) ислам часто называют магометанством или мусульманством (по другой версии "ислам", "мусульмане" происходят от слова "покорность" — Аллаху). Аллах — от общесемитского корня "ал" в понятии "Бог". Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г., в молодостТптас скот своего дяди, затем женился на его вдове и стал главой государства в Аравии. Считается, что Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем, как Будда, Иисус, Конфуций, но именно он сумел извлечь из всех знакомых ему религий главное — призыв арабов к сплочению под знаменем единого Бога, зеленым знаменем ислама. Ислам — строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Для мусульман Бог един — Аллах, а Иисус Христос (Иса) — только человек, один из многих пророков (как и для иудеев). В начале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение. Всю догматику откровенно заимствовал из Библии: идею страшного суда и рая, сатаны (шайтана), бесов (джиннов). Впоследствии учение обогащалось арабскими традициями:. разрешением многоженства, запретом на питье вина и др. По другой версии, преемственность ислама от иудаизма и христианства объясняется не копированием, а этнической и духовной близостью народов, у которых эти религии зародились. Арабы и евреи по этнической принадлежности входят в одну языковую семью — семито-хамитскую и даже в одну группу — семитскую. По вере оба народа произошли от одного праотца Ибрахима (Авраама). Только евреи — от его сына Исаака, а арабы — от Исмаила. По третьей версии, причина заимствований в том, что ислам довольно поздно отделился от единого христианства. Как заметил в свое время Макс Вебер, ислам — удешевленное христианство для бедных. Потому он не допускает нинищенства, ни ростовщичества. Ислам выступает за "неэксплуататорский характер" частного капитала, который получал бы в качестве дохода не чрезмерную прибыль ("рибу"), а "справедливую стоимость". Ислам не требует посредников (в христианстве — священников) между Аллахом и верующим. Муллы и имамы — только знатоки и интерпретаторы учения. Место церкви во многом занимает государство, в котором решения принимаются на основе толкования Корана и Сунны. Шариат, в принципе, выполняет здоровую миссию искоренения зла — пьянства, наркомании, воровства, прелюбодеяния и др. Правда варварскими методами: ворам — отрубать руки, прелюбодеев — забивать камнями и: т. д. В странах, где происходят столкновения с миром "неверия" — Америка, Россия, Англия, Франция, — неизбежны столкновения законов государства и шариата. Бытие личности и вера у мусульманина слиты в одно целое. Земное не должно отвлекать человека от Бога. Отсюда запрет на многие виды искусства. Правоверному не рекомендуется не только писать, но и читать книги. Если то, что написано в книге расходится с Кораном, значит книга вредна, а если совпадает — не нужна. Поэтому современный ислам мало что вносит в сокровищницу мировой культуры. Смысл жизни в исламе — подготовка к смерти, с последующим переходом в "сад", олицетворяющий Бога (или в ад). В "саду" райская, в том числе плотская жизнь, ибо одна из привилегий праведника — ожидающие его девственницы и земные жены, "чистые супруги". "Они украсятся там в браслеты из золота и облекутся в одеяния зеленые из атласа и парчи, возлежа там на седалищах". Полное воздержание от спиртного в этой жизни и "реки из вина" в раю. И потому павший за веру мученик (шахид) не боится смерти — он "первым войдет в рай". Христианам и последователям других вероучений всего этого не обещано: "Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе"; "... в воскре- сении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах". Структура Корана "пирамидальна", состоит из 114 разде- ЛО5 ___ сур. "Сура" в переводе с арабского — ряд камней, из которых возводится здание. И здание Корана построено как и каждое здание — в его фундаменте (начале) заложены самые!СрУпные (не по значению, а по размерам) камни-суры, далее последовательно уменьшающиеся по мере завершений строительства. Суры состоят из отдельных аятов-стихов. (Коран цитируется в классическом переводе академика И. Ю- Крачковского.) Мусульмане считают, что Коран плохо поддается переводу ("святость не переводима"), возможны лишь его толкования, отсюда двойственность многих концепций. Как, скажем, призыв к веротерпению ("нет принуждения в вере", "все лю,Ди — дети Аллаха") и, в то же время, войне и насилию над "неверными". Если в заповедях Моисея "Не убий" и точка, то в Коране — запятая: "И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву" (Коран, сура 17, аят 35 (33). "Пусоъ верующие не берут себе близкими неверных помимо верУюЩих- А кто сделает это, у того с Аллахом нет ничего о*бщего, если вы только не будете опасаться их страхом" (3, 27 (28). "И сРажаитесь с ними (с "неверными" — В. К.), пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху" (8, 40 (39). "А ксэгда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар ме чом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы" (47, 4 (4). Исла м разрешает перемирие с неверными, но не окончательный: мир. Отсюда все сегодняшние и будущие сложности Изра иля, России и других "неверных" стран. дНТ1^феминизм в исламе выражен много резче, чем в христиа;Нстве- Ислам претворяет в жизнь известный принцип: "до*м — МИР женщины, мир — дом мужчины". Женщина — зло, существо бесправное, к тому же... не обладающее I душой. Самосуд над неверной женой считается в странах ис- •>! лама "делом чести" и наказание за него не превышает 1 года тюрьмы. В Иране до сих пор за смерть мужчины наказание вдвое больше, чем за смерть женщины, ее показания в суде i "стоят" вдвое меньше показаний мужчины, право на развод j имеет только мужчина. Бездетность считается огромным не- \ счастьем и виновна в ней, конечно же, женщина. С точки i зрения христианства антифеминистично многоженство. Муж-! чина может выбрать себе в жены любую женщину, мусульманка — только мусульманина. Женщина, попавшая по замужеству в мусульманскую семью, и родившийся ребенок автоматически считаются мусульманами. Легко стать мусульманином. Иноверец, произнесший ши-хаду "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его", при двух свидетелях, становится мусульманином. Однако выйти из ислама невозможно. Переход в иную веру или выход в атеизм — смертный грех, за это убивают. В мусульманских странах дети, согласно указаниям Корана, при разводе остаются с отцом. В ходу законы о передаче наследства лишь по мужской линии. Нет у тебя сына, и часть твоего нажитого добра переходит к братьям и их мужскому потомству, а после смерти главы семьи его жена и дети переходят в семью брата. Вскоре после появления ислам распался на шиизм и суннизм. Шииты (их меньшинство) признают имамами-халифами лишь потомков халифа Али и его жены Фатимы — дочери Мухаммеда. Отстаивают концепцию свободы человеческой воли, ибо без этой свободы было бы несправедливо признавать человека ответственным за свои поступки. Сунниты наряду с Кораном признают Сунну (священное предание, записанное со слов родственников и сподвижников Мухаммеда) и при решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на "согласие всей общины". Сунниты, в противоположность шиитам, отрицают наличие у человека свободной воли. Человек, существо сла- бое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться самостоятельно, но только с помощью Аллаха. Недавняя война Ирана и Ирака была в значительной степени войной шиитов (Иран) и суннитов. Ортодоксальной частью мусульманства являются ваххабиты. Блюдут чистоту ислама, ярые приверженцы священной войны против иноверцев. Они считают, что Аллах является единственным источником поклонения. Отсюда отказ от культа пророка Мухаммеда и халифов, от "новшеств", от поклонения святым и святым местам, строжайшее единобожие, строгость нравов, аскетизм и равенство. Считают неверными всех, кто не разделяет их взглядов. Как и многие учения, названы по имени своего основателя — Мухаммеда бин Абд аль Ваххаба (1704-1792 гг.). Религиозные верования в России. После Октябрьской революции большинство населения порвало с религией. В этот период от Русской Православной церкви (сталинское название, полным было: Поместная Российская Православная Церковь) откололись Российская свободная православная церковь и Истинно православная (катакомбная) церковь. По опросам ВЦИОМ, верующие в России составляют около 50% населения, причем подавляющая часть их относит себя к православным, 4% — к мусульманам, а 0,7% исповедуют иудаизм. Процент приверженцев остальных конфессий незначителен. Церковь по-прежнему остается самым уважаемым общественным институтом, опережая парламент, президента и армию. В то же время, в ходе исследований выясняется, что на словесном уровне большинство называют себя верующими и православными, но удельный вес тех, кто регулярно ходят в церковь (в мировой социологии это главный показатель во-церковленности) и выполняют все церковные правила (пост, молитва, причащение, чтение Библии) составляет лишь 6-7% опрошенных. По уровню это последнее место в Европе. Большинство оказывается в храме по двум случаям: во время крещения и отпевания. Среди верующих христиан в России большинство исповедуют православие: русские, карелы, коми, марийцы, мордва, чуваши, удмурты, осетины, хакасы, якуты и др., а также часть верующих калмыков, тувинцев, алтайцев и бурят. Кроме того, среди русских, наряду с православными, встречаются близко к ним примыкающие так называемые истинно-православные христиане (старообрядцы) и значительно отдалившиеся от православия духовные христиане (духоборцы, молокане и др.). Гораздо меньше распространены католицизм и протестантизм (баптисты, пятидесятники, адвентисты и др.). На втором месте в России по числу верующих — ислам. Суннитами являются верующие татары и башкиры, народы Кавказа. Небольшие группы шиитов есть в Дагестане и в городах Нижней Волги. Иудаизм исповедуют верующие евреи. Верующая часть калмыков, тувинцев, восточных бурят — буддисты-ламаисты. Ламаизм на первый план выдвигает морально-этические нормы — под руководством учителя-ламы верующий, избегая десяти "черных грехов" и следуя десяти "белым добродетелям", идет к спасению и достойным перерождениям души.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.014 с.) |