Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

География и сущность мировых

Поиск

И местных религий, родоплеменных

Верований

Религиозный состав населения Земли можно исчислить лишь приблизительно, так как учета религиозной принад лежности во многих странах не ведется, а там, где он есть, данные не точны. Например, возможен двойной счет: 75% японцев считают себя синтоистами и 75% — буддистами, поскольку одни и те же люди руководствуются в жизни од­ними и теми же религиозными правилами.

Растет постоянно численность мусульман и индуистов, благодаря высоким темпам прироста населения, а также — активного продвижения мусульманства в Центральную Аф­рику и индуизма — в Центральную Индию. Численность католиков стабилизировалась так же, как и православных (табл. 2).

Родоплеменные верования — первоначальные формы религии у отстающих в социально-экономическом от­ношении народов, племен.

Исследователи первобытной культуры отмечают, что на­ука не знает племен, у которых не было бы никаких религи­озных понятий.

Фетишизм — вера в сверхъестественную силу неоду­шевленных предметов, любых, поразивших воображение человека: камень, кусок дерева или часть тела животного. Позднее — это фигурки, идолы. Можно поклоняться и бла­годарить, но можно иногда и наказывать.

Тотемизм — вера в происхождение племени от того или иного животного или растения и поклонение этому жи­вотному (растению). В Австралии, например, это кенгуру, страус эму, опоссум, которых нельзя убивать и употреб­лять в пищу.

Культ предков или мертвых — вера в то, что жившие когда-то предки или родственники продолжают существовать и могут оказывать благодетельное или вредоносное влияние на судьбу живущих.


Таблица 2 География религий

Кол. Главные регионы и страны

Религии верующих распространения

___________________ (млн чел.)_________________________

_______________________ Мировые религии_______________________

Буддизм f-f46p0tf# 4 с™ Восточная и Юго-Восточная Азия

Ifrp.MtjduAA ujbyuh1' * (Китай, Япония, Монголия и др.).____

Христианство;-&9*^^*-?-t^D^ Европа, Северная Азия, Америка,

в том числе: Па/>е&"*#е Австралия.______________________

католицизм agn Западная и Южная Европа, Южная

КчПро&Х'ЖШ* Ьр.Щ*~*<>" Америка (Франция, Испания,

tWK7a> зЛ-Ье*л.______________ Португалия, Италия, Германия и др.).

православие ^80 Восточная и Южная Европа,

Северная Азия (Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Грузия,

____________ Болгария и др.).__________________

протестантизм, /> ввО Северная Европа, Северная Америка,

fctftWM* * 1(>* & iqj Австралия (США, Канада,

k*ft №p<f*V*W» Великобритания, Германия, ЮАР и

__________________ др.).___________

Ислам, 7? tipCibtjui- 8вв- Южная и Юго-Западная Азия,

eiujuu n-ti. 113$ Средняя Азия, Северная Африка

(Индонезия, Бангладеш, Саудовская

в том числе:____________________ Аравия и др.).____________________

шииты /Ь57& Иран (государственная религия),

{>ам>ел«лм&6 fy-fn__________ Ливан, Азербайджан______________

сунниты $j.q 790 Большинство в мусульманских ti* iiA

_________________ |___________ | странах_________ млуи 0#с*/14мыс, г

_________________ Местные религии ts/)u РеГьсОКСМбНые / гл

Индуизм Ч- Ь &ь I ty IAHfi&QO Индия, Непал, Шри-Ланка
? Сикхизм 15 Индия (Пенджаб)

Конфуцианство- & g 6роцзЭ£0 ЬлЯь f Китай -,

СИНТОИЗМ & flbbduj 4®0 ЯПОНИЯ I^Uf /уС^««*у*0 <%^

Иудаизм /3{ 4»Я»Г| Щ \ Израиль, США ^oultWt^_______________

_______ |Q5>w<7-g Родоплеменные верования релиРИЧ_____

Фетишизм Тропическая Африка

Тотемизм Индейцы Америки, аборигены

Австралии

Культ предков Юго-Восточная Азия
Шаманизм Малочисленные народы Алтая и
_______________________________ севера России___________________

Шаманизм — вера в способность отдельных людей вхо­дить, доведя себя до состояния экстаза, в общение с духами и использовать их силу для врачевания и других практичес­ких целей.

Существует и целый ряд других верований: анимизм (от лат. animus — "душа"), персонифицирующий все природ­ные явления; пантеизм — представление о Боге, "разли­том" в природе; система табу; магия и т. д.

Местными религиями называются более развитые ре­лигиозные системы, не выходящие, как правило, за гра­ницы одного или родственных этносов. Складывается усложненная религиозная практика, культ.

Индуизм — господствующая религия в Индии, Непале, Шри-Ланка. Для него характерна вера в переселение душ и в принцип кармы — воздаяния за добродетельное или дур­ное поведение, определяемое почитанием божеств Тримур-ты (Троица) — Брахма, Шива, Вишну — и соблюдение кас­товых бытовых правил. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос). По­мните, у В. Высоцкого: "Хорошую религию придумали инду­сы, что мы, отдав концы, не помираем насовсем... ".

Сикхизм — был сектой в индуизме. В XVI-XVII вв. пре­вратился в самостоятельную религию, получившую распрос­транение главным образом в индийском штате Пенджаб. Ос­новой религии является единобожие, отрицание каст, ра­венство сикхов перед Богом. "Сикхи" в переводе с хинди — "ученики" (первый гуру — Нанак).

Внешние атрибуты ярко выделяют сикхов. Длинные во­лосы, которые никогда не стригут, убирая их под тюрбан, короткие штаны, три стальных предмета, которые каждый мужчина в ритуальном обиходе должен иметь при себе: брас­лет, гребень и меч. Всем сикхам присваивается почетное имя "сингх" (лев), которое теперь является составной частью фамилии. В последние годы придерживающиеся правых взгля­дов сикхи выступают за создание в Пенджабе независимого государства Халистан.


Хотя сикхи составляют не более 2% населения Индии, около 30% офицерского состава армии — сикхи. Также вы­сока их доля в управлении государством и в полиции. Этого • вероисповедания придерживался и недавний президент страны Заил Сингх.

Конфуцианство — религия Китая. В конфуцианстве со­циально-этические положения, провозглашенные его осно­вателем Кунцзы (Конфуцием) ставятся во главу угла, миро­воззренческие же мотивы занимают вторичные позиции. Одним из важнейших элементов конфуцианской религии яв­ляется культ предков и учение о "сяо" — сыновней почти­тельности, заботы о родителях. В конфуцианстве (и в синто­изме) считается, что в детях возрождаются умершие род­ственники. Отсюда почти полная детская безнаказанность. Конфуцианство требует безоговорочного подчинения стар­шему, вышестоящему, воспитывает чинопочитание.

Синтоизм — возник в Японии, на основе почитания пред­ков и культа природы. Синтоисты верят в существование множества богов и духов. Верховным божеством их религии считается солнечная богиня Аматэрасу, от которой синтоис­ты выводят родословную ныне правящей японской династии императоров (с 1989 г. — Акихито).

Одной из ранних религий является иудаизм, возникший в Юго-Западной Азии, среди еврейского населения Палести­ны, на территории современного Израиля, где является гос­подствующей религией, хотя и не имеет официального стату­са. Для него характерна идея греха и покаяния. Помимо веры в единого Бога Яхве (Иегова), иудеи верят в бессмертие души, посмертное воздаяние, рай и ад, свою% богоизбранность. В иуда­изме, в отличие от христианства, спасение достигается доб­рыми делами, а не верой. Добрые дела приводят к Богу, очи­щают человека. Священная книга иудаистов — Танах, тожде­ственный Ветхому Завету. Толкование книги :— в Талмуде, являющемся сводом религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представ­ления иудаизма. Мировые религии. Только три местных религии (буд­дизм, христианство, ислам), проповедовавшие единобо­жие (монотеизм), приобрели международный характер и превратились в мировые.

Буддизм считается древнейшей из мировых религий. Если христиане верят, что "человекам положено однажды умереть, а потом — Суд", то буддисты (как и индуисты) говорят о длин­ной цепи перерождений каждой души. Переняв ряд догм от ин­дуизма, буддизм отверг кастовую систему. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведе­ния человека. Основатель учения — Будда — "просветленный" (Сиддхартха Гаутама — сын князя). Современные направле­ния — хинаяна ("узкий путь спасения" — через монашество), махаяна ("широкий путь спасения") и буддизм-ламаизм.

/ Основные положения вероучения были сформулированы следующим образом:

1. Сущность жизни есть страдание. Рождение и старение,
болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым,
не достигнутая цель и неудовлетворенное желание — все
это страдание.

2. Причина страданий — желания и привязанности. Жажда
бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т. д.

3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать
желания и привязанности, уничтожить эту ненасытную жаж­
ду, отрешиться от земной суетности — вот путь к уничтоже­
нию страданий.

4. Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по
законам правильного поведения и нравственного знания, ве­
дущую к просветлению. Именно на этом пути лежит полное
освобождение — нирвана — состояние высшего блаженства,
слияние с божеством, небытие.

Развивая свое учение, Будда разработал подробный вось-миступенный путь, метод постижения, приближения к нир­ване: 1) праведная вера, 2) истинная решимость, 3) правед­ная речь, 4) праведные дела, 5) праведная жизнь, 6) правед­ная мысль, 7) праведные помыслы, 8) истинное созерцание.


Мало кто пройдет по восьмеричному пути, большинству предлагается блюсти верность Будде и следовать пяти запо­ведям воздержания — от убийства, воровства, лжи, блуда и выпивки.

В буддизме верующий — монах-созерцатель, в то время как в исламе он воин, в православном христианстве — ни­щий, в протестантизме — бизнесмен, снискавший Божьего благоволения.

Русский религиозный философ В. Соловьев сказал: "Хрис­тианство стремится к жизни, буддизм — к смерти. Учение Христа — истинный альтруизм, а буддизм — олицетворе­ние, возведение в идеал эгоизма. Идеал буддизма — чело­век, равнодушный к добру и злу...".

Христианство, возникшее первоначально как секта иудаизма, достаточно быстро вытеснило прежние религи­озные верования и стало преобладать в Римской (Византий­ской) империи, а затем и за ее пределами. Важнейший дог­мат христианства: вера в единого Бога, имеющего три ипос­таси — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и чело­века. Основная идея христианства — идея греха и спасения души человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их: греков и иудеев, рабов и свободных, бо­гатых и бедных — все грешники, все "рабы Божьи". Равен­ство и справедливость, но равенство в нищете ("продай име­ние твое и раздай нищим", "легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай"), справедли­вость же — на небе ("сокровища на небесах"). Там и бес­смертие.

Могут ли люди очиститься от греха? Могут, но только, если они осознают, что грешны, если направят свои помыс­лы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого и единого в трех лицах Бога, если поверят в великого боже­ственного Спасителя, который был послан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мучени­ческой смертью своей искупил первородный грех и указаллюдям путь к спасению через благочестивую жизнь, покая­ние в грехах и надежду на царство небесное после смерти. Праведнику воздастся на том свете, любой бедняк и раб мо­жет попасть в рай, тогда как нечестивец попадет в ад, будет гореть в "геенне огненной". Кроме "того света", нечестивцам, и грешникам грозит и "второе пришествие" Христа, за кото-, рым последует "страшный суд" здесь, на Земле.

В христианстве человек "измеряется" не столько степе­нью его нравственной чистоты, сколько степенью послуша­ния и Любви к Богу. Любовь к Богу первична, а любовь к женщине вторична, ибо она — "сосуд блаженства", создан­ный из ребра Адама — одной из немногих костей, не имею­щих мозга. И оно же ставит безгрешную Деву Марию в один ряд с Троицей (Деву, не женщину).

В XI в. христианство раскололось на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями догматики, культа и организации. Существенное догматичес­кое различие — вопрос о происхождении Святого Духа: ка­толики считают, что он исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, православные — только от Бога-Отца. В отличие от православных, католики полагают, что кроме рая и ада, существует "чистилище" — как бы промежуточное звено.

Православие почитает духовное рождение Христа (Пас­ха — главный праздник), западная церковь — физическое (Рождество).

Православие — это прежде всего идея Соборности (кол­лективизма), католицизм — идея Личности.

Если все католики организационно едины и подчинены папе римскому (папа Иоанн Павел II — Кароль Войтыла), то православные имеют автокефальные (независимые) нацио­нальные церкви. Всего их 15: Московская, Константинополь­ская, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Аме­риканская и др. В католицизме большую роль играет мона­шество — только через священнослужителей может дойти обращение к Богу. В православии священнослужители могут


быть женатыми или дают обет безбрачия, в католицизме — обязательно безбрачие (цели§ат).

Есть некоторые отличия и в отправлении служб: в право­славных храмах допускается лишь хоровое пение, но не органная музыка, верующие молятся стоя; католики крес­тят детей, обливая их водой, православные — трижды по­гружая их в воду; есть различия в наложении креста — пра­вославные крестятся справа налево и троеперстием и т. д.

Некоторые православные церкви пошли на сближение с католичеством и признали главенство папы римского — уни­атские, или греко-католические.

Нетерпимость к инакомыслию характерна для правосла­вия, это один из корней нашего патриотизма. Поэтому и при­нятое (миром западным) название православной церкви — ортодоксальная.

Цели православной церкви во многом сводятся на нет упот­реблением полуузнаваемого языка — нынешняя версия цер-ковно-славянского языка относится к XVII в. И многие ищу­щие духовной истины молодые люди отрезаны от церко­вного образования требованием сдачи на экзаменах церков­нославянского языка. Таким образом сохраняется монопо­лия на некую православную русскость, форма, сладкозву­чие языка предпочитаются содержанию. Церковь держится за мертвый, зато, по ее мнению, не испоганенный злом язык.

Перешли же католики в 70-х гг. с латыни на национальные языки. Да и наши единоверцы сербы поменяли церковно-сла-вянский на сербский. Та же проблема решается сейчас и в исламских странах, переводящих Коран с арабского языка на национальные.

Православие как бы живет в другом мире. В своем непо­нятном языке и даже во времени — в юлианском календаре. В отличие от динамичных и более "земных" католицизма и протестантизма, проповедует монашеский идеал, аскетизм, требующий строгой регламентации в еде, изнуряющих по­стов (в протестантизме пост — личное дело каждого). В XVI в. в результате Реформации от католицизма отко­лолся npomecftaH7nu3M (от слова "протест"), отвергший власть папы римского и ставший третьим основным направ­лением христианства. Крупнейшими течениями его являют­ся лютеранстве) и кальвинизм.

Протестантам выдвинул три новых принципа в христи­анстве: спасен^ личной верой, священство всех верующих и исключительный авторитет Библии. Каждый христианин, будучи избранием и крещеным (крещение взрослых людей), получает посвяШение на общение с Богом, право проповедо­вать и совершать богослужение без посредников (церкви, духовенства). ОтвеРгнУты: поклонение святым и многочис­ленные праздн)1ки в их честь, почитание мощей и икон (их нет в молитвенных домах, как нет алтарей, колоколов и т. д.). Признавая Свяйенное писание, протестанты отвергают Свя­щенное предан)!6 — труды отцов церкви и вселенских собо­ров. Богослужейие сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родЛ°м языке.

\/ В протестантизме успех на Земле — знак милости Бога. Труд — долг пеРеД Богом. У Лютера — "человек рожден для работы, как пт)Иа Для полета". У Кальвина — "бедность и страдание суть клеймо неискупленных грехов". Раз богат — значит, заслужИваешь этого, отмечен Богом. Грехом являет­ся не богатство,а уклонение от него. Можно сравнить: уста­новка правосла5ия — "молись и трудись", католицизма — "трудись и молИсь"> протестантизма — "труд и есть молит­ва".

В протестайТизме имеется ряд течений, церквей, сект, известных как "поздний протестантизм": баптисты, методи­сты, адвентист^, свидетели Иеговы, "Армия спасения", пя­тидесятники, "Христианская наука" и др. Мировой центр протестантизма— США, там находятся штаб-квартиры этих церквей.

Ислам__ са^ая молодая по времени возникновения рели­
гия, появившаяся среди населения Аравийского полуостро­
ва. Специалист])! считают, что именно из-за молодости ис-


лам нетерпимо относится к иным верованиям — он как бы повторяет путь христианства в Европе и Америке, где вера насаждалась добром и мечом.

По имени основателя Мухаммеда (Мухаммада) ислам ча­сто называют магометанством или мусульманством (по дру­гой версии "ислам", "мусульмане" происходят от слова "по­корность" — Аллаху). Аллах — от общесемитского корня "ал" в понятии "Бог".

Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г., в молодостТптас скот своего дяди, затем женился на его вдо­ве и стал главой государства в Аравии. Считается, что Му­хаммед не был глубоко оригинальным мыслителем, как Буд­да, Иисус, Конфуций, но именно он сумел извлечь из всех знакомых ему религий главное — призыв арабов к сплоче­нию под знаменем единого Бога, зеленым знаменем ислама.

Ислам — строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Для мусульман Бог един — Аллах, а Иисус Христос (Иса) — только человек, один из многих пророков (как и для иудеев).

В начале Мухаммед не настаивал на том, что создает но­вое учение. Всю догматику откровенно заимствовал из Библии: идею страшного суда и рая, сатаны (шайтана), бесов (джин­нов). Впоследствии учение обогащалось арабскими традициями:. разрешением многоженства, запретом на питье вина и др.

По другой версии, преемственность ислама от иудаизма и христианства объясняется не копированием, а этнической и духовной близостью народов, у которых эти религии заро­дились. Арабы и евреи по этнической принадлежности вхо­дят в одну языковую семью — семито-хамитскую и даже в одну группу — семитскую. По вере оба народа произошли от одного праотца Ибрахима (Авраама). Только евреи — от его сына Исаака, а арабы — от Исмаила.

По третьей версии, причина заимствований в том, что ислам довольно поздно отделился от единого христианства.

Как заметил в свое время Макс Вебер, ислам — удешев­ленное христианство для бедных. Потому он не допускает нинищенства, ни ростовщичества. Ислам выступает за "неэксп­луататорский характер" частного капитала, который полу­чал бы в качестве дохода не чрезмерную прибыль ("рибу"), а "справедливую стоимость".

Ислам не требует посредников (в христианстве — свя­щенников) между Аллахом и верующим. Муллы и имамы — только знатоки и интерпретаторы учения. Место церкви во многом занимает государство, в котором решения принима­ются на основе толкования Корана и Сунны. Шариат, в прин­ципе, выполняет здоровую миссию искоренения зла — пьян­ства, наркомании, воровства, прелюбодеяния и др. Правда варварскими методами: ворам — отрубать руки, прелюбоде­ев — забивать камнями и: т. д. В странах, где происходят столкновения с миром "неверия" — Америка, Россия, Анг­лия, Франция, — неизбежны столкновения законов государ­ства и шариата.

Бытие личности и вера у мусульманина слиты в одно це­лое. Земное не должно отвлекать человека от Бога. Отсюда запрет на многие виды искусства. Правоверному не рекомен­дуется не только писать, но и читать книги. Если то, что написано в книге расходится с Кораном, значит книга вред­на, а если совпадает — не нужна. Поэтому современный ис­лам мало что вносит в сокровищницу мировой культуры.

Смысл жизни в исламе — подготовка к смерти, с после­дующим переходом в "сад", олицетворяющий Бога (или в ад). В "саду" райская, в том числе плотская жизнь, ибо одна из привилегий праведника — ожидающие его девственницы и земные жены, "чистые супруги". "Они украсятся там в брас­леты из золота и облекутся в одеяния зеленые из атласа и парчи, возлежа там на седалищах". Полное воздержание от спиртного в этой жизни и "реки из вина" в раю. И потому павший за веру мученик (шахид) не боится смерти — он "пер­вым войдет в рай".

Христианам и последователям других вероучений всего этого не обещано: "Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе"; "... в воскре-


сении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах".

Структура Корана "пирамидальна", состоит из 114 разде-

ЛО5 ___ сур. "Сура" в переводе с арабского — ряд камней, из

которых возводится здание. И здание Корана построено как и каждое здание — в его фундаменте (начале) заложены самые!СрУпные (не по значению, а по размерам) камни-суры, далее последовательно уменьшающиеся по мере за­вершений строительства. Суры состоят из отдельных аятов-стихов. (Коран цитируется в классическом переводе акаде­мика И. Ю- Крачковского.)

Мусульмане считают, что Коран плохо поддается пере­воду ("святость не переводима"), возможны лишь его толко­вания, отсюда двойственность многих концепций. Как, ска­жем, призыв к веротерпению ("нет принуждения в вере", "все лю,Ди — дети Аллаха") и, в то же время, войне и наси­лию над "неверными". Если в заповедях Моисея "Не убий" и точка, то в Коране — запятая: "И не убивайте душу, кото­рую запретил Аллах, иначе, как по праву" (Коран, сура 17,

аят 35 (33).

"Пусоъ верующие не берут себе близкими неверных по­мимо верУюЩих- А кто сделает это, у того с Аллахом нет ничего о*бщего, если вы только не будете опасаться их стра­хом" (3, 27 (28).

"И сРажаитесь с ними (с "неверными" — В. К.), пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Алла­ху" (8, 40 (39).

"А ксэгда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар ме чом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы" (47, 4 (4).

Исла м разрешает перемирие с неверными, но не оконча­тельный: мир. Отсюда все сегодняшние и будущие сложнос­ти Изра иля, России и других "неверных" стран.

дНТ1^феминизм в исламе выражен много резче, чем в христиа;Нстве- Ислам претворяет в жизнь известный прин­цип: "до*м — МИР женщины, мир — дом мужчины". Женщина — зло, существо бесправное, к тому же... не обладающее I душой. Самосуд над неверной женой считается в странах ис- •>! лама "делом чести" и наказание за него не превышает 1 года тюрьмы. В Иране до сих пор за смерть мужчины наказание вдвое больше, чем за смерть женщины, ее показания в суде i "стоят" вдвое меньше показаний мужчины, право на развод j имеет только мужчина. Бездетность считается огромным не- \ счастьем и виновна в ней, конечно же, женщина. С точки i зрения христианства антифеминистично многоженство. Муж-! чина может выбрать себе в жены любую женщину, мусуль­манка — только мусульманина. Женщина, попавшая по за­мужеству в мусульманскую семью, и родившийся ребенок автоматически считаются мусульманами.

Легко стать мусульманином. Иноверец, произнесший ши-хаду "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его", при двух свидетелях, становится мусульманином. Од­нако выйти из ислама невозможно. Переход в иную веру или выход в атеизм — смертный грех, за это убивают.

В мусульманских странах дети, согласно указаниям Ко­рана, при разводе остаются с отцом. В ходу законы о пере­даче наследства лишь по мужской линии. Нет у тебя сына, и часть твоего нажитого добра переходит к братьям и их муж­скому потомству, а после смерти главы семьи его жена и дети переходят в семью брата.

Вскоре после появления ислам распался на шиизм и сун­низм. Шииты (их меньшинство) признают имамами-халифа­ми лишь потомков халифа Али и его жены Фатимы — доче­ри Мухаммеда. Отстаивают концепцию свободы человеческой воли, ибо без этой свободы было бы несправедливо призна­вать человека ответственным за свои поступки.

Сунниты наряду с Кораном признают Сунну (священное предание, записанное со слов родственников и сподвижни­ков Мухаммеда) и при решении вопроса о высшей мусуль­манской власти (имаме-халифе) опираются на "согласие всей общины". Сунниты, в противоположность шиитам, отрицают наличие у человека свободной воли. Человек, существо сла-


бое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться самостоятельно, но только с помощью Аллаха.

Недавняя война Ирана и Ирака была в значительной сте­пени войной шиитов (Иран) и суннитов.

Ортодоксальной частью мусульманства являются вахха­биты. Блюдут чистоту ислама, ярые приверженцы священ­ной войны против иноверцев. Они считают, что Аллах явля­ется единственным источником поклонения. Отсюда отказ от культа пророка Мухаммеда и халифов, от "новшеств", от поклонения святым и святым местам, строжайшее единобо­жие, строгость нравов, аскетизм и равенство. Считают не­верными всех, кто не разделяет их взглядов. Как и многие учения, названы по имени своего основателя — Мухаммеда бин Абд аль Ваххаба (1704-1792 гг.).

Религиозные верования в России. После Октябрьской революции большинство населения порвало с религией. В этот период от Русской Православной церкви (сталинское назва­ние, полным было: Поместная Российская Православная Цер­ковь) откололись Российская свободная православная церковь и Истинно православная (катакомбная) церковь.

По опросам ВЦИОМ, верующие в России составляют око­ло 50% населения, причем подавляющая часть их относит себя к православным, 4% — к мусульманам, а 0,7% испове­дуют иудаизм. Процент приверженцев остальных конфессий незначителен. Церковь по-прежнему остается самым уважа­емым общественным институтом, опережая парламент, пре­зидента и армию.

В то же время, в ходе исследований выясняется, что на словесном уровне большинство называют себя верующими и православными, но удельный вес тех, кто регулярно ходят в церковь (в мировой социологии это главный показатель во-церковленности) и выполняют все церковные правила (пост, молитва, причащение, чтение Библии) составляет лишь 6-7% опрошенных. По уровню это последнее место в Евро­пе. Большинство оказывается в храме по двум случаям: во время крещения и отпевания. Среди верующих христиан в России большинство испове­дуют православие: русские, карелы, коми, марийцы, морд­ва, чуваши, удмурты, осетины, хакасы, якуты и др., а так­же часть верующих калмыков, тувинцев, алтайцев и бурят. Кроме того, среди русских, наряду с православными, встречаются близко к ним примыкающие так называемые истинно-православные христиане (старообрядцы) и значи­тельно отдалившиеся от православия духовные христиане (духоборцы, молокане и др.).

Гораздо меньше распространены католицизм и протес­тантизм (баптисты, пятидесятники, адвентисты и др.).

На втором месте в России по числу верующих — ислам. Суннитами являются верующие татары и башкиры, народы Кавказа. Небольшие группы шиитов есть в Дагестане и в го­родах Нижней Волги. Иудаизм исповедуют верующие евреи. Верующая часть калмыков, тувинцев, восточных бурят — буддисты-ламаисты. Ламаизм на первый план выдвигает мо­рально-этические нормы — под руководством учителя-ламы верующий, избегая десяти "черных грехов" и следуя десяти "белым добродетелям", идет к спасению и достойным пере­рождениям души.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.014 с.)