Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этноконфессиональная сущность общества. Этнос и религия как доминанты цивилизации

Поиск

Термин «этнос» обозначает народ как специфический вид социальной общности, которая сложилась в условиях территориального и социально-экономического единства, имеет особое самоназвание, свой язык и культуру, общее этническое самосознание, включающее и представление об общем происхождении. Одинаковая вероисповедная принадлежность — не обязательно признак этнической общности. Как правило, этнические связи прочнее конфессиональных. Большинство крупных общностей охватывает разные народы.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину); одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения; организованное поклонение высшим силам.

Соотношение этноса и религии было различным. На первых этапах истории можно говорить о нерасчлененности этнического и религиозного. На более позднем - целесообразно рассматривать взаимодействие этих двух феноменов в качестве органического, взаимодополняющего процесса, в котором содержательная сторона религии имеет этническую окраску. На этапе господства мировых религий необходимо отметить интегративную функцию религии по отношению к этносу. Мировые религии относительно безразличны к этносу, хотя последний стремится дать каждой мировой религии национально-особенное содержание.

Различия между этносом и религией: религию, ввиду ее идеологического характера, необходимо проповедовать, в то время как этническое проповедовать нельзя. У этноса есть единство языка, у религий нет. Этнос на протяжении своей истории может менять религиозную ориентацию.

Существуют разнообразные подходы к определению религии, но доминирует точка зрения о наличии тройственной структуры религии. Это религиозные организации, комплекс верований и представлений, к которому у человека эмоциональное отношение и, наконец, ритуал, поведенческая сторона религии. На двух последних структурных уровнях осуществляется воздействие религии на личностные характеристики людей; происходит воздействие религий на этнопсихологию личности в условиях различных культур.

Религия строит схему солидарности этносов независимо от различных уровней социально-экономического, политического и культурного развития наций. Основой солидарности считаются религиозно-моральные принципы социальной справедливости, общего блага. Выступая за мир между народами, религиозные организации считают социально-классовое сотрудничество фундаментом цивилизации. В ряде современных стран господствующие религии имеют мощные исторические и этнокультурные традиции. Конкретная религия представляется основой единства данного этноса, носителем его культуры, то есть внеисторическим способом его этнического бытия. Так объясняется и пропагандируется равенство этнической и конфессиональной принадлежности.

Религия, религиозные организации и их лидеры представляются источниками, носителями и хранителями этнических консолидации, культуры, языка, письменности, духовно-нравственных основ. Важнейшими сферами жизни этноса, через которые воспринимается конфессия, являются семья, школа, обыденная культура.

Этноконфессиональные общности.

Миссионеры разных религий, распространяя конфессию среди других этносов, адаптируют её к новым этнокультурным условиям и пытаются изменить те стороны традиционной этноконфессиональной среды, которые могут стать оппозиционными или, наоборот, опорными в закреплении новой этноконфессиональной культуры.

Наряду с этноконфессиональной спецификой религии складывается этноконфессиональная общность как форма общности людей. Ведущим условием формирования этноконфессиональной общности является длительное обособленное существование группы людей.

 

Феномен народонаселения как предпосылка и субъект исторического процесса. Мальтузианство и неомальтузианство

Мальтузианство, система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. Получила название по имени английского буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса. Одно из основных направлений в буржуазной демографии. Мальтус подчёркивал определяющее значение биологических факторов в воспроизводстве населения, считая, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. Соответствие между численностью населения и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей. Эти человеконенавистнические концепции Мальтузианство тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки. Их активно использовали агрессивные империалистические круги при развязывании захватнических войн. В настоящее время мальтузианство служит целям усиления эксплуатации трудящихся и борьбы с национально-освободительным движением. Положения мальтузианства и неомальтузианства являются ярким подтверждением реакционности буржуазной идеологии, поэтому классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали необходимость решительной, бескомпромиссной и беспощадной борьбы против мальтузианства, неомальтузианства во всех его разновидностях.

Неомальтузианство - стремление к ограничению деторождения, основанное на учении Мальтуса, что население возрастает быстрее, чем средства пропитания в данной стране. Взгляд Мальтуса оспаривается многими экономистами и социалистами (Родбертусом, Бебелем и друг.), но подтверждается другими учеными (Менгером). Мальтус предлагал, как единственное средство для ограничения деторождения, половое воздержание, которое настоятельно рекомендовал с этой целью бедным слоям населения; но уже вскоре сторонники его учения, экономист Джемс Милль и Френсис Плэджс, стали рекомендовать применение "безвредных" средств для предупреждения зачатия; к ним присоединились врачи, физиологи и социологи, как Рациборский, Роберт Оуэн, Ричард Карлейль. В настоящее время в Англии существует с этою целью "Мальтусовская лига", считающая среди своих членов нескольких выдающихся врачей и имеющая целью распространение учения о необходимости ограничения деторождения. В Германии, в Штутгарте, основался для той же цели "Гармонический ферейн». В Голландии, в Амстердаме, организовался неомальтузианский союз. Главная цель союза — распространение сведений о целесообразных и безвредных способах предупреждения зачатия

 

Феномен власти

Принцип власти коренится в межличностных отношениях, и интуитивно каждый человек стремится подчинить себе окружающих. Поскольку власть - это возможность реализовать свою волю то обладание властью сопровождается борьбой. В новое время рационалистический анализ истоков власти, её функции, создание теории власти ощущается исключительно в целях подчинения природы обществу, а общества власти, хотя были попытки опоры на мораль. Дополнить содержание власти этическими идеалами пытались русские мыслители. Пушкин считал, что власть должна уважать человека. Соловьёв указывает, что власти должна быть присуща жестокость. В Западной Европе - концепции насилия. Гегель учил, что власть должна быть ответственной перед народом. Маркс - власть должна быть беспощадной к несогласным с ней. В современном обществе преобладают оценки, смягчающие идеи принуждения и диктата. Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена:

Источник власти (авторитет, сила, закон).

Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Объект власти - тот, на кого направлены усилия со стороны субъекта власти. Объектом может быть личность, а так же общество, класс, группа.

Функции власти: интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом); регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества); мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности); репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности); стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества.

Философский анализ феномена власти предполагает также выделение видов власти по сферам её функционирования, при этом выделяются следующие виды власти: экономическая; военная; семейная; политическая и др.

 

45.Философское содержание политики и права

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая – от Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным – соответствующим природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Таким образом, философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства и гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т. д.

Можно отметить, что сейчас проблема самоопределения является для философии политики очень важной. Связано это как с тем, что она призвана решать весьма серьезные проблемы развития общества, так и с тем, что эти проблемы ныне чрезвычайно сложны.

Очевидно, что философия политики изучает, прежде всего, такие категории, как политика, государство, власть, свобода, справедливость, равенство. Панарин предложил выделять в философии политики четыре части: 1) политическая онтология, 2) политическая антропология, 3) политическая праксеология, 4) политическая эпистемология.

Вспомнив значение терминов онтология (учение о бытии), антропология (учение о человеке), праксеология (учение о практике, действии), эпистемология (в широком смысле – учение о познании), можно представить, что изучает каждая из этих частей философии политики. Политическая онтология изучает бытие власти, политическое время, политическое пространство; политическая антропология – место человека в политике, политическое самоопределение человека; политическая праксеология – политическое действие; политическая эпистемология – объяснение и понимание в политике и т. д.

Философия права — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. С конца 19 в. философия права чаще понимается более узко, как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права, призванная изучать не само действующее право, а идеальные, духовные начала, лежащие якобы в основе права.

В середине 20 в. доминирующую роль в буржуазной философии права играют течения, основанные на неореализме, экзистенциализме, а также неотомизме. Наряду с апологией капиталистического права и правопорядка в буржуазной философии права имеются критические реформистские течения, считающие необходимой "модернизацию" капитализма с помощью права.

С возникновением марксизма философия права была впервые поставлена на материалистическую основу. Марксизм сочетает философский, социологический и собственно юридический подходы к изучению права, а не противопоставляет их, как буржуазная юриспруденция. В этом плане философия права выступает как один из аспектов общетеоретической правовой дисциплины - теории государства и права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.3 (0.007 с.)