Русская религиозная философия. Диалог западников и славянофилов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская религиозная философия. Диалог западников и славянофилов



Русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство. России - центр, где смешивается Западная и Восточная культуры. "Умопостигаемый образ" России, к которому стремился в своей историко-культурной рефлексии Бердяев, получил завершенное выражение в "Русской идее". Русский народ характеризуется в ней как "в высшей степени поляризованный народ", как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность "русской души" Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Русская культура соединяет два мира. В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости и даже катастрофичности.

Направления в русской философии: 1)Западничество (осн. Чаадаев(1794-1856), Станкевич (1813 1840), в 40е). Считали, что у России нет принципиальных особенностей, отличающих ее от других европейских стран. Россия просто отстала в своем развитии в силу исторических причин (татаро-монгольское иго). Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. 2)Славянофильство (Киреевский(1806-1856), Хомяков(1804-1860)) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.

Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

 

Философская мысль Белоруссии

С 14-15 вв. канцлер ВКЛ Сапега подготовил статут, т.е. конституцию, где допускались теоретические льготы для белорусского народа. Результатом введения статута стало развитие идеи просвещения и образования в форме перевода богословной и античной литературы, развития книгопечатания, строительства школ при церквях и монастырях. Книгопечатанием занялись Ф. Скорина, Тяпинский, Мстиславич, Фёдоров и другие православные деятели.

Скорина исходил из концепции теоцентризма, устанавливающей гармонию и порядок на земле. Скорина адресует свою деятельность простому народу, стремясь путём просвещения вырвать народ из бесправного состояния, невежества, духовно образовав его. Скорине присуща идея социальной гармонии.

Начиная с 16в. в западной Европе усиливается движение в рамках реформации. Это происходит в результате ориентации общества на материальные ценности, отказа от идеи теоцентризма, усиления рационализма, развития естествознания, техники, денежно системной торговли. Основными философскими идеями этого времени были соотношение веры и разума в пользу разума, усиление борьбы против крепостного права, за свободу народа, за союз с Россией.

 

Особенности философских взглядов Туровского, Скорины, Солоневича

Кирилл Туровский был авторитетной фигурой в Русской Церкви (уже современники называли его "вторым Златоустом"). В сочинениях Кирилла получают развитие темы, традиционные для русской религиозной мысли начиная с митрополита Илариона и Феодосия Печерского. Он допускал аллегорическое истолкование Священного Писания и пользовался этим приемом достаточно широко. Человек для Кирилла Туровского - центральная фигура мироздания, "венец творения". Он наделен свободой воли и сам должен придти к "правде", возвещенной Христом. Опираясь на традицию патристики, Кирилл Туровский развивал учение о "стройном разуме" как возможном для человека духовно-нравственном состоянии, когда достигается гармония между верой и разумом.

Скорина являлся выразителем интересов передовой части белорусских горожан, главным образом купцов и ремесленников. В синтетическом по своему характеру мировоззрении Скорины доминирующим является этический момент. Ф. Скорина попытался пересмотреть ортодоксально-христианское толкование проблемы человеческого существования, согласно которой земная жизнь человека не представляет самодовлеющего значения. Человека Скорина рассматривает главным образом в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе его концепции лежит мысль о необходимости и возможности совершенствования человеческой природы, о том, что от этого совершенствования зависит совершенство самого общества. Скорина ставит перед человеком задачу самопознания, постижения своего внутреннего мира. Основное наследие Солоневича в области русской историософии заключено в его фундаментальном произведении «Народная монархия». Сам Солоневич был противником того, чтобы его рассматривали как философа. Известно его отрицательное отношение к подобному роду деятельности. Вся работа Солоневича направлена на развенчание множества философских мифов, касающихся русской историографии и историософии. Иван Солоневич не скрывал своего негативного отношения к философии вообще.

 

 

Философия науки

Крупнейшие философы, считающие, что позитивное знание добывается частными науками, что наука не нуждается в философии как общественная теория познания. Задачей науки является ответ на вопрос как развивается мир, а не почему. Наука лишь описывает факты и систематизирует в пределах своего объекта исследования. Позитивисты отвергают философию, потому что считают её метод метафизикой, неспособной дать полную картину мира. Признавая только право описывать факты, ставят в положение метафизической концепции неопозитивизма. Достоинство позитивизма: интенсивное развитие естествознания, особенно после кризисов в начале 20 века. В настоящее время позитивизм развивается в направлении психологических и лингвистических исследований, причём диапазон разновидностей неопозитивизма очень широк. Суть в отказе от философской теории. Логический позитивизм считает основой познания конкретные факты и события, которые находятся в сфере сознания человека. В результате изучаемый объект равносилен теории объекта. Отождествление понятий «объективный факт» и «научный факт» приводит к пониманию роли науки, как системы протокольных положений, что приводит научную ф-ту, статус языкового, при этом является, что по-настоящему реальны языковые конструкции. И язык огромнейшего масштаба явления.

 

Экзистенциализм

Экзистенциализм возник в результате крупных социальных потрясений в России и Западной Европе, которые привели общество в неустойчивое состояние, вызвав разложение и страх за свою личную судьбу. Экзистенциализм трактует бытие как взаимосвязь природы и человека в виде переживания, существования. Человека влечет жизнь к неведомой цели, существование выражается в существовании страха, решимости, заботы, т.е. в пограничной ситуации, в которой человек познает свою подлинную сущность. Крайним выражением пограничной ситуации выступает страх смерти. Перед лицом смерти человеку свойственно максимальное напряжение его чувств и самовыражение, индивидуальность человека перед лицом конфликта с обществом стремится расширить рамки своей зависимости от внешней среды, увеличить степень свободы, но общество ставит ей предел, ограничивая реальный выбор человека в условиях смертельной опасности. Человек пытается обрести спасение именно в обществе, растворится в нем, но развитие событий однолинейно и в обществе нет никого, кто умрет за тебя. Смерть находит человека, поэтому смыслом жизни экзистенциалисты объявляют саму жизнь с её неизбежным финалом. Свобода выбора, пограничная ситуация, страх смерти – основные термины экзистенциализм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.005 с.)