Мировоззрение (сущность, структура, исторические типы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение (сущность, структура, исторические типы)



Мировоззрение (сущность, структура, исторические типы)

Культура-все то, что создано обществом и человеком. Выделяют 2 уровня: материальный и духовный. Философия относится к системе духовной культуры, поскольку ее задача - систематизация, анализ всего комплекса общественной жизни, понимание глубоких смыслов бытия, природы, общества. Важнейшей стороной духовного быта выступает мировоззрение – система общественных знаний об окружающем мире и выражающееся в позиции человека к миру в целом. Мировоззрение состоит из совокупности традиционных ценностей, а так же новациях, обретаемых в результате жизненного опыта. Философия включает несколько типов и уровней. Типы: -нравственные убеждения, -религиозные убеждения, -философские убеждения, -научные убеждения. Исходным является обыденное сознание.

1)нравственные убеждения - совокупность наших поступков на основе различий добра и зла.

2)религия представляет собой систему эталонов духовных ценностей, освещенных именем Создателя.

3)мифология – исторически первый тип мировоззрения, сложившийся в условиях отсутствия письменности для запечатлевания важных тенденций и смысла культуры в древности и обретает форму легенды, притчи, сказки.

4)философия является одной из гуманитарных наук, изучающая основные законы бытия в предельно-общественной форме на основе анализа данных частных наук.

5)научный тип. В отличии от философии, частные науки исследуют законы бытия в рамках своего предмета, поэтому исключается возможность осмысления бытия в целом.

Уровни мировоззрения:

1)мироощущение – дает возможность контакта с объектом с помощью, как правило, одного органа чувств, поэтому опирается на эмоциональную сторону человека и отличается ограниченностью возможностей.

2)Мировосприятие – позволяет оценивать бытие в форме не только чувств, но и образов, имеющих интеллект, содержание, поскольку опирается не только на чувства, но и на разум, который обобщает информацию.

3)Миропонимание – опирается на данные эмоциональной сферы, этот уровень все же апеллирует не только к чувствительности реакции и образности, но и, прежде всего, к речи, системе терминов в которых отражается сущность объектов, смыслы бытия, закономерность стороны его эволюции.

 

Предмет философии, ее функции и роль в обществе

Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Функции: мировоззренческая, методологическая, мыслительно-теоретическая, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

3.Философская традиция Индии (буддизм, джайнизм, ведизм, локаята)

Древняя философия как тип мировоззрения и науки формируется в сер. 2-го тыс. до н.э на пространстве Индия и Китая. Общим для обоих традиций стало формирование строгой социальной иерархии, а также возникновение государственной идеологии в виде религии. Складывается финансовая система, появляются первые технологии(обработка металлов, развитие с/х).Общей являлась апелляция к нравственной проблематике и проблеме человека. Особенно ярко проявилась в Буддизме и Джайнизме.

Специфика: Древние индусы не предавали значения хронологии и персонификации, относя любую идею на счет школы. Основой индийской философии стали Веды – литературный памятник, в котором сконцентрированы идеи религиозного, нравственного, научного и философского порядка.

На смену традиционному Брахманизму в сер. 1-го тыс. приходит Буддизм, который критикует кастовое устройство и племенной характер. Буддизм способствует тому, что в Индии сформировалось единое государство, стало стираться кастовое различие.

В Брахманизме после в Индуизме проявляется божественное начало. Буддизм скоро вытесняется на юго-востоке Азии, его место занимает Джайнизм. Последний позиционирует себя как материальный тип отношения к бытию, даже признает наличие души, считая ее состоящей из частиц материи – атомов. Единственным религиозным принципом в Джайнизме является реинкорнация, так же принцип почитания учителя - гуру, автор которого приравнивается к божеству. После ухода Буддизма возникает атеистическая школа Чарвака-Локаята. Превознесение тела над духом, материального начала над сознанием, отрицание бога, конечность человеческой жизни. Возникло учение о первоэлементов из которых состоит мир – вода, воздух, земля, огонь.

 

Философия средневековья

Схоластика развивалась в 2 этапа: 1) с 2-5 века наз. патристикой, основным содержанием которой стала защита христианства, создание догматики, формирование социальной базы христианства, противостояние другим религиям, что обусловило социальную проблематику патристики (отношение к государству, к правам и обязанностям гражданина). Методом патристики была апелляция к гражданину и естественному праву, в стремлениях уровнять христианство с другими религиями; 2) 5-15 века наз. схоластикой. Ее содержанием стала разработка проблемы познания мира в форме богопознания в условиях доминирования христианства во всех сферах жизни. Патристике и схоластике был присущ теоцентризм, позиция, ставящая бога в исходную, центральную и высшую точку мироздания. Содержанием философии в области антологии стала концепция творения мира богом, а в сфере гносеологии концепция откровения, которая открывала границы и ставила приделы познания мира. Представителями патристики были: Афиногор, Ксимент, Александрийский, Великий Василий, Иоан и др. отцы церкви. Решающую роль в патристике следует отвести Филону Александрийскому, который создал учение о признании существования божества, находящегося вне времени и пространства, и впервые предал идеи Бога личностный характер, превратив абстрактный образ в конкретный объект. Бог всемогущ, не кем не создан, совершенен и неповторим, поэтому находится бесконечно далеко от мира и для управления последним в пример и назидание людям посылает в мир посредника (логоса). Этот логос обладает функцией абсолютной красоты, гармонии, порядка, замыкая на себе единство мира, придавая миру устойчивость. Логос сотворен Богом как абсолютный разум и дух. Идея логоса впервые появляется у Стоиков (Сенека). Основой гносеологии выступает признание несовершенства человека, что ограничивает возможности познания. Познающему, поэтому приписывается аскеза, отказ от амбиций. Методом схоластики была вера (и как психическая установка, и как признание сверхъестественного, и как критерий духовности). Содержанием веры выступает учение о просветлении ума человека с помощью Бога, заимствованное у Платона. Мистика стала одним из направлений схоластики. Августин, Василий Великий и др. учили, что мир пронизан разумом, логосом, светом. Необходимо вернуться к Богу, отказавшись от телесных началов страстей, пройдя 3 этапа: 1) Катарсис (очищение души); 2) просветление души божественной мудростью; 3) озарение – полное слияние с Богом и постижение высшей истины. Вторым моментом характерным для схоластики был авторитаризм – опора на авторитет священного писания и отцов церкви, что привело к увлечению формальной логикой Аристотеля. Увлечение это было односторонним, т.к. схоласты предпочитают выводить следствие не из оснований, а из умозрительных посылок. Третей особенностью было учение о гармонии веры и разума. К 4-5 вв. усилились ереси и свободомыслие, интенсифицировалась научная деятельность, обозначалась автономия общества от церкви, поэтому возникла потребность в разведении науки и религии. Решение проблемы было найдено в 12 в. в учении Фомы Аквинского. Суть заключалась в том что у науки и религии разные сферы и предметы познания, религия – вера, наука – знание. Религия изучает сверхъестественное, философия и наука – естественный мир. Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, поэтому можно доказать существование Бога и Души.

 

Философия Возрождения

Идеи: попытка преодоления концепции двойственной истины, утверждение истины, утверждение истины лишь за наукой; идея бесконечности и несотворенности вселенной; аппозиция христианству; развитие идей гуманизма и эстетики; оппеляция к земным ценностям и возврат к наследию античной эпохи. Непоследовательность и противоречивость учений представителей этого этапа, обусловленно слабостью естествознания. Становление Возрождения происходит на фоне урбанизации. Становление буржуазных отношений не только в промышленной сфере, но и финансовой, развитие товарно-денежных отношений, стирание межсословных барьеров, формой происходящих процессов в духовной сфере стал гуманизм и антропоцентризм. На основе противостояния христианству. Сущностью эпохи стало стремительное освоение окружающего мира, природы в форме открытий. Сущностью Возрождения явилось в духовной сфере возврат к ценностям античности, особенно к языческим ее элементам, через обожествление природы, признание человека высшей ценностью мира и даже наделение атрибутами творца. Это реабилитация физической, телесной красоты человека и самой светской жизни, которая в средние века была признана вторичной, бессмысленной. По всем направлениям мысли Возрождение противостоит христианству, хотя и опирается на средневековую схоластику. Основной целью гуманизма было обоснование права человека на счастье, комфорт и материальное благополучие в жизни. Человек объявлялся не только основой и центром мира, главным объектом философии, но и творцом его, поскольку развитие Возрождения проходило в форме эстетических гепотиз. Развитие искусства и литературы, где заметно проявляются творческие созидательные способности человека. Искусство абсолютизирует их, делая вывод о том, что человек - творец художественных образов способен творить сам мир. Общество признается результатом деятельности человека, возможности которого не чем не ограничены. Антропоцентризм и гуманизм эпохи проявлялись в форме дерзкого, основанного на гордыне отношения к идеи Бога, что привело к утрате управляемости в обществе, распределению порядка в нем и ликвидации общественного строя, который освящал этот порядок – феодализма. Объявление человека самодостаточным существом позволило исказить принцип свободы воли, приведя его до признания человеком абсурдного права на абсолютную свободу в обществе, поведении, выборе стиля жизни. Проблема гуманизации общества решается не на пути абсолютизации человека и его интересов и тем более не на отрицании творца, а лишь на выявлении специфики человека. Христианство считает человека лишь венцом творения, созданного в последний день

 

9.Философия Нового Времени (разработка проблем методологии науки, субстанции, социального комплекса)

Философия "Нового времени" началась с астрономической революции Коперника, изменившей образ мира. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце. Кеплер разрабатывает теорию кругового вращения планет. Ньютон подтверждает многое из этих идей экспериментально. Во-вторых, изменяется образ науки. Научная революция заключается не только в создании новых, отличных от предыдущих теорий. Это еще и новое представление о знании, о науке. В-третьих, научные идеи, поскольку они становятся фактом, доступным общественному контролю, социализируются. Лицо эпохи постепенно начинает определять наука. XVI и XVII века – это время смены общественно-экономических формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде рабочего – капиталистическая. Нарождающаяся буржуазия Нидерландов, Англии, Франции ориентируется на действительное познание мира, которое не было бы основано только лишь на библейских сказаниях либо схоластической идее, но которое опиралось бы на практические знания и опыт. Для формирования науки Нового времени вообще характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувства и практичность. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целостного явления, обусловленного общественной потребностью. Основные направления философского мышления определяют Френсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Беркли, Давид Юм, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и некоторые другие. Благодаря великим открытиям возникает новое естествознание. Его отличительная черта - соединение теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Чем больше накапливается сложных научных проблем, тем острее ощущается потребность в философском анализе знаний - в общей методологии познания. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносецентристского. Одно из таких направлений рационализм - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Эмпиризм утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк. Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой форме происходит сложная борьба материалистических и идеалистических воззрений. И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к процессу познания. Идеалисты настоятельно подчеркивают активную роль мышления и явно недостаточно внимания уделяют процессам и явлениям, происходящим в реальном мире. Материалисты того времени в свою очередь недооценивают активный, творческий характер человеческого мышления.

Субстанция (сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя. Одной из наиболее распространённых трактовок субстанции было то, что субстанция мира состоит из самого Бога, этот Бог не определен и абстрактен, и полностью сливается с природой, при этом Бог не является творцом, а только рождает из себя мир. Центральными признаками субстанции выступает атрибут и модус. Атрибут – главное свойство субстанции и из очень много, но важных только два: протяженность и мышление. Протяженность указывает на физические параметры вещей. Мышление позволяет человеку познать субстанцию, установить связь с ней.

 

10. Немецкая классическая философия (гносеология Канта, диалектика Гегеля, антропология Фейербаха)

Немецкая классическая философия охватывает относительно небольшой отрезок времени – 80-ми годами 18 века и 30-ми годами 19 века. Иммануил Кант разработал последовательную философскую систему, в которой попытался дать ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?". По его мнению, всякое знание начинается с опыта, но им не ограничивается. Некоторые же знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными. Такое понимание философии И. Кант связывал с преодолением ряда трудностей, обусловленных ограниченностью теоретического познания. Эта ограниченность есть следствие того, что мир поделен на доступные знанию "явления" (феномены) и непознаваемые "вещи в себе" (ноумены). Противоречивость познания в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом без опоры на чувственное созерцание. Тем не менее, наличие трудностей не есть свидетельство невозможности познания в философии вообще – оно возможно, но с точки зрения И. Канта, как критика достоверности познания, установления его границ. При этом новая философия не должна останавливаться на критике теоретического ("чистого") разума. Не менее важной задачей для неё должна стать критика практического разума (морали, нравственности, поведения). Для Канта поведение человека должно основываться на трех житейских правилах: Поступай согласно нормам, которые могут стать всеобщим законом; В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью; его нельзя использовать как средство; Все поступки должны быть ориентированы на общее благо. Для Гегеля (философа всех времен и народов) духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил "мирового разума". Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с момента наименования чувственно-данных "вещей" и заканчивая "абсолютным знанием" – знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает свое собственное содержание. Именно поэтому развитие действительности у него предстает как диалектически-противоречивый процесс, в котором диалектика понятий определяет диалектику вещей. Величайшей заслугой Гегеля является новое понимание логики, теории познания учение о мире, о категориях философии, которые сконцентрированы в трех книгах Гегеля под общим названием "Наука логики". Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (1804-1872), который стремился к обновлению философии, Фейербах – материалист. С его точки зрения, природа – источник всего сущего, в том числе, и знания. Человек – часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет такого уж большого значения. В своей философии он критикует религиозное сознание, считая, что оно базируется на вере в сверхъестественное и есть совокупность фантастических образов. Свою религию он назвал "философией любви", которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку.

 

Философия науки

Крупнейшие философы, считающие, что позитивное знание добывается частными науками, что наука не нуждается в философии как общественная теория познания. Задачей науки является ответ на вопрос как развивается мир, а не почему. Наука лишь описывает факты и систематизирует в пределах своего объекта исследования. Позитивисты отвергают философию, потому что считают её метод метафизикой, неспособной дать полную картину мира. Признавая только право описывать факты, ставят в положение метафизической концепции неопозитивизма. Достоинство позитивизма: интенсивное развитие естествознания, особенно после кризисов в начале 20 века. В настоящее время позитивизм развивается в направлении психологических и лингвистических исследований, причём диапазон разновидностей неопозитивизма очень широк. Суть в отказе от философской теории. Логический позитивизм считает основой познания конкретные факты и события, которые находятся в сфере сознания человека. В результате изучаемый объект равносилен теории объекта. Отождествление понятий «объективный факт» и «научный факт» приводит к пониманию роли науки, как системы протокольных положений, что приводит научную ф-ту, статус языкового, при этом является, что по-настоящему реальны языковые конструкции. И язык огромнейшего масштаба явления.

 

Экзистенциализм

Экзистенциализм возник в результате крупных социальных потрясений в России и Западной Европе, которые привели общество в неустойчивое состояние, вызвав разложение и страх за свою личную судьбу. Экзистенциализм трактует бытие как взаимосвязь природы и человека в виде переживания, существования. Человека влечет жизнь к неведомой цели, существование выражается в существовании страха, решимости, заботы, т.е. в пограничной ситуации, в которой человек познает свою подлинную сущность. Крайним выражением пограничной ситуации выступает страх смерти. Перед лицом смерти человеку свойственно максимальное напряжение его чувств и самовыражение, индивидуальность человека перед лицом конфликта с обществом стремится расширить рамки своей зависимости от внешней среды, увеличить степень свободы, но общество ставит ей предел, ограничивая реальный выбор человека в условиях смертельной опасности. Человек пытается обрести спасение именно в обществе, растворится в нем, но развитие событий однолинейно и в обществе нет никого, кто умрет за тебя. Смерть находит человека, поэтому смыслом жизни экзистенциалисты объявляют саму жизнь с её неизбежным финалом. Свобода выбора, пограничная ситуация, страх смерти – основные термины экзистенциализм.

 

Проблема сознания

Одним из важнейших свойств материи является сознание. Некоторые философы полагают, что сознание может выступать даже как атрибут материи, подобно Спинозе, считавшему мышление наряду с "протяжением" атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства материи, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответствующим содержанием. Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автомашину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это "тело" и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столкновения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для существования человека, для его приспособления к среде. Сознание - это рефлекторный по своей физиологической основе и типу совершения процесс Оно является функцией головного мозга как целого- единой материальной системы, представляющей собой наивысшую форму организованной материи на Земле. Но сознание определяется не мозгом самим по себе. Сознание обладает относительной самостоятельностью. Это значит, что человек имеет возможность логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий.

 

Феномен власти

Принцип власти коренится в межличностных отношениях, и интуитивно каждый человек стремится подчинить себе окружающих. Поскольку власть - это возможность реализовать свою волю то обладание властью сопровождается борьбой. В новое время рационалистический анализ истоков власти, её функции, создание теории власти ощущается исключительно в целях подчинения природы обществу, а общества власти, хотя были попытки опоры на мораль. Дополнить содержание власти этическими идеалами пытались русские мыслители. Пушкин считал, что власть должна уважать человека. Соловьёв указывает, что власти должна быть присуща жестокость. В Западной Европе - концепции насилия. Гегель учил, что власть должна быть ответственной перед народом. Маркс - власть должна быть беспощадной к несогласным с ней. В современном обществе преобладают оценки, смягчающие идеи принуждения и диктата. Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена:

Источник власти (авторитет, сила, закон).

Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Объект власти - тот, на кого направлены усилия со стороны субъекта власти. Объектом может быть личность, а так же общество, класс, группа.

Функции власти: интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом); регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества); мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности); репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности); стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества.

Философский анализ феномена власти предполагает также выделение видов власти по сферам её функционирования, при этом выделяются следующие виды власти: экономическая; военная; семейная; политическая и др.

 

45.Философское содержание политики и права

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая – от Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным – соответствующим природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Таким образом, философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства и гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т. д.

Можно отметить, что сейчас проблема самоопределения является для философии политики очень важной. Связано это как с тем, что она призвана решать весьма серьезные проблемы развития общества, так и с тем, что эти проблемы ныне чрезвычайно сложны.

Очевидно, что философия политики изучает, прежде всего, такие категории, как политика, государство, власть, свобода, справедливость, равенство. Панарин предложил выделять в философии политики четыре части: 1) политическая онтология, 2) политическая антропология, 3) политическая праксеология, 4) политическая эпистемология.

Вспомнив значение терминов онтология (учение о бытии), антропология (учение о человеке), праксеология (учение о практике, действии), эпистемология (в широком смысле – учение о познании), можно представить, что изучает каждая из этих частей философии политики. Политическая онтология изучает бытие власти, политическое время, политическое пространство; политическая антропология – место человека в политике, политическое самоопределение человека; политическая праксеология – политическое действие; политическая эпистемология – объяснение и понимание в политике и т. д.

Философия права — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. С конца 19 в. философия права чаще понимается более узко, как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права, призванная изучать не само действующее право, а идеальные, духовные начала, лежащие якобы в основе права.

В середине 20 в. доминирующую роль в буржуазной философии права играют течения, основанные на неореализме, экзистенциализме, а также неотомизме. Наряду с апологией капиталистического права и правопорядка в буржуазной философии права имеются критические реформистские течения, считающие необходимой "модернизацию" капитализма с помощью права.

С возникновением марксизма философия права была впервые поставлена на материалистическую основу. Марксизм сочетает философский, социологический и собственно юридический подходы к изучению права, а не противопоставляет их, как буржуазная юриспруденция. В этом плане философия права выступает как один из аспектов общетеоретической правовой дисциплины - теории государства и права.

 

Феномен культуры

Культура – всё то, что создано человеком (обществом). Выделяют 2 уровня: материальный, духовный. Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура", то есть природа. Философия относится к системе духовной культуры т.к. её задачей выступает систематизация, анализ общественной жизни. Понимание глубинных смыслов бытия природы и общества. В том числе нравственных, общественных, технических и иных тенденций. Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их практические потребности, а с другой – выступают средствами закрепления, хранения и передачи социально значимой информации. Духовная культура – это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в социальном пространстве и историческом времени, ценности духовной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире. Системный взгляд на культуру позволяет видеть в ней сложное взаимодействие материальной и духовной составляющих.

В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства. В этот период возникает тенденция отождествления культуры с различными областями духовной деятельности: зарождающейся наукой, моралью, искусством, философией, религией. Культура рассматривалась как совокупность образцов поведения, как продолжение античной традиции духовной деятельности. Философы Просвещения. Важнейший аспект культуры в их понимании — стремление воздвигнуть здание Разума. Кант различал культуру умения и культуру дисциплины. Шпенглер рассматривал культуры народов как замкнутые, самодостаточные, неповторимые организмы, проходящие в своем развитии стадии возникновения, расцвета, надлома, а затем упадка и гибели. Идея множественности культур выводится Шпенглером из факта своеобразной прерывности исторического процесса.

 

Научно-технический прогресс

- единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей НТП ускоряется, что позволяет превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения достижений естественных и других наук. Непрерывность НТП зависит прежде всего от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих воплотить научные идеи в новую технику и технологии. НТП осуществляется в двух взаимообусловленных формах: эволюционной, означающей совершенствование традиционных основ науки и техники, и революционной, протекающей в виде научно-технической революции, которая порождает принципиально новую технику и технологии, вызывает коренное преобразование производительных сил общества.

Истоки НТП коренятся в мануфактурном производстве 16-18 вв., когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало за счет накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения ряда вполне определенных задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластической традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание были тремя великими открытиями, положившими начало союзу научной и технической деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного производства побуждали теоретически исследовать многие механические процессы. Машинное производство открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки.

Все это означало переход ко второму этапу НТП, который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-технической деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

Третий этап НТП связан с современной научно-технической революцией. Новые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, производство компьютерной техники и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. Характерной чертой современного НТП является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие другие стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, здравоохранение, образование, сферу быта и сферу услуг.

 

Мировоззрение (сущность, структура, исторические типы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.042 с.)