Основные формы духовной культуры (религия, мораль, искусство) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы духовной культуры (религия, мораль, искусство)



Религия представляет собой систему эталонных духовных ценностей, требований, освящённых именем создателя, дабы предотвратить покушение человека на эти незыблемые константы. Искусство – сфера бытия, форма общественного отражения мира в художественном образе. Искусство - это художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино и др. Разновидности человеческой деятельности объединяемы в качестве художественных форм отражения действительности. Мораль - это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Один из основных способов регулирования действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде разделения наших поступков на основе твёрдого различия добра и зла.

 

Сущность техники. Роль техники в истории культуры

Техника – исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Техническая деятельность людей и технические изделия, возникают практически одновременно с появлением человека разумного. Техника с момента своего возникновения являлась уникальным средством преобразования окружающей человека среды в ее природном и социальном проявлениях.
В античности появилось понятие «техника», которое обозначало все, что человек сделал руками – оружие, игрушки и т.д. Античные философы сравнивали процесс производства вещей по аналогии с их естественным возникновением в природе. В 17 в. в эпоху разворачивания научной революции и постепенного развития промышленного производства «техника» означала совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относились, прежде всего, к производству орудий труда и машин. В 18-19 в.в. произошел «скачок» в развитии техники – развилось крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд. Развернувшаяся промышленная революция производит глобальные изменения во всей общественной системе.

В области философской и общественной мысли формируется комплекс идей, который впоследствии был охарактеризован как «технологический детерминизм». Основателями его в ХIХ в. были А. Сен-Симон, О.Конт и др. Они считали, что развитие техники не зависит от социального контекста. Например, в марксизме техника – нейтральный элемент в системе социальных отношений, но активный в преобразовании природы, как элемент производительных сил. Эту идею в середине 20 в. развивают технократические концепции индустриализма, постиндустриализма, информационного общества. Основные идеи этого направления в социально-гуманитарной мысли стали исходным методологическим основанием философии техники. В целом, в рамках классической философии, в силу ее созерцательности и недооценки преобразовательной стороны человеческой деятельности, техника не вычленялась как самостоятельная социальная сила и самостоятельный объект исследования. Лишь на рубеже 19 и 20 в. в., когда происходит бурное развитие технических наук, начинается профессиональное изучение теоретических и философских аспектов техники. В контексте становления неклассической философии постепенно складывается особое направление философской рефлексии – философия техники. Ее появление было подготовлено как социальными изменениями – научной, промышленной, социальной революциями, так и теоретическими достижениями – развитием естествознания, технического и гуманитарного знания, поворотом неклассической философии к проблемам конкретного развития социума и человека.

Проблемное поле и структура философии техники интенсивно формировались по мере выявления особенностей развития и функционирования техники и технологий в социально-культурном пространстве. Техника – это универсальная ценность. Она вырастает из природного материала, но входит в круг бытия человека и дает человеку возможность познать «истину» о себе, а также проникнуться заботой о ней. Главная опасность для современной культуры – не в самой технике, а в фетишистском отношении к ней, в непонимании ее онтологической сущности. Предметом систематического философского исследования техника становится лишь в послевоенный период, с развитием НТР. Именно в это время особенно отчетливо выявилась обусловленность развития науки, экономики, экологии, политики, социальной сферы успехами и возможностями техники. Современная философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, человека, культуру. Э. Фромм, О. Шпенглер и др., оценивали современную ориентацию на технику и техническое творчество как проявление саморазрушения культуры. Техногенная цивилизация потребовала от человека столь больших изменений в ценностях, образе жизни, человеческой телесности, что поставила под сомнение разумные основания самой цивилизации и жизни.

Научно-технический прогресс

- единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей НТП ускоряется, что позволяет превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения достижений естественных и других наук. Непрерывность НТП зависит прежде всего от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих воплотить научные идеи в новую технику и технологии. НТП осуществляется в двух взаимообусловленных формах: эволюционной, означающей совершенствование традиционных основ науки и техники, и революционной, протекающей в виде научно-технической революции, которая порождает принципиально новую технику и технологии, вызывает коренное преобразование производительных сил общества.

Истоки НТП коренятся в мануфактурном производстве 16-18 вв., когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало за счет накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения ряда вполне определенных задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластической традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание были тремя великими открытиями, положившими начало союзу научной и технической деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного производства побуждали теоретически исследовать многие механические процессы. Машинное производство открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки.

Все это означало переход ко второму этапу НТП, который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-технической деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

Третий этап НТП связан с современной научно-технической революцией. Новые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, производство компьютерной техники и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. Характерной чертой современного НТП является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие другие стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, здравоохранение, образование, сферу быта и сферу услуг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.006 с.)