Занятие №20 тема: социальные группы и общности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №20 тема: социальные группы и общности



ЗАНЯТИЕ №20 ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 20 «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ»

1. Понятие «СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ» и «ГРУППА»:

Общество – сложная система, которая состоит из множества элементов – групп, слоёв, классов и т.д. Эти элементы можно объединить понятием «общность».

В социологии нет единого подхода к вопросу о том, что такое социальная общность. Определений существует множество. Поэтому социологи стремятся выделить ряд признаков, которые характеризуют это понятие:

1. Это объединение людей. Оно может состоять из двух человек (семья), а может насчитывать и миллионы людей (нации, шахтёры, бедные).

2. Наличие единого признака (возраст, профессия, хобби), который присущ всем членам общности и объединяет их.

3. Наличие социальной связи. Она может быть случайной (в толпе) и долговременной (в трудовом коллективе), прямой (встречи шахматистов на турнире) и опосредованной (через шахматную ассоциацию).

4. Сходство потребностей и интересов людей, что ещё теснее объединяет их. Например, общие интересы можно найти у пенсионеров, проживающих в разных странах.

5. Общность поведения, которая определяется единым признаком и сходством интересов.

Таким образом, СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬэто объединение людей, характеризующееся наличием общего признака, социальных связей, сходством интересов и поведения.

 

В литературе часто используется определение СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ Роберта Мертона: это совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и признаются членами этой группы с точки зрения других. В данном случае термин «социальная группа» используется в узком смысле, поскольку характеризует сплочённые объединения людей. Скажем, два студента крупного ВУЗа являются членами одной социальной группы, но могут не иметь никаких контактов.

Существуют подходы, которые стремятся определить этот термин в более широком смысле. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – определённая совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями. Часто термин «социальная группы» и «социальная общность» используются как синонимы: СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям».

Люди когда-то создали группы, потому, что объединение способствовало выживанию. Благодаря разделению ролей (лидер, воин, охотник), члены первобытного рода действовали более эффективно, чем в одиночку. В современном обществе люди тоже объединяются в группы для совместного выполнения задачи, неподвластной одному человеку. Социальная группа – это также звено, через которое человек связан с обществом. Это среда, где формируются и реализуются социальные качества индивида. речь, мышление, мораль – все эти и другие качества формируются у человека в результате групповой деятельности. Ребёнок, вырванный из человеческого коллектива, никогда не станет личностью. Даже воспитанный в одной социальной среде человек, попав в иную, будет чувствовать психологический дискомфорт.

Одинаковые условия жизнедеятельности, сходство социальных интересов, ценностей, идеалов объединяют людей в группы. При этом складываются групповые стандарты поведения, общие символы, социальный контроль, реализуется потребность в общении. Мир социальной группы воспринимается человеком как близкий, понятный, «свой». именно поэтому человек нуждается в группе.

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП:

В социологии существует целый ряд классификаций социальных групп. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые из них.

1. По значимости объединяющих критериев выделяют номинальные и реальные группы.

2. По типу связей – первичные и вторичные.

3. По количеству членов – малые и большие.

НОМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.

Это искусственно сконструированные сообщества, поэтому их иногда называют УСЛОВНЫМИ ГРУППАМИ или СОЦИАЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ. Используются для систематического анализа населения. Например, водителя автомобилей «Форд», пассажиры городского автобусного транспорта… Они относятся к большим социальным группам.

 

РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.

Критериями их выделения служат социально значимые признаки (пол, возраст, профессия, место жительство, семейное положение…) Принадлежность к такой социальной группе воспринимается и лично важной. Люди, объединённые по этим признакам, чувствуют определённую солидарность – профессиональную, возрастную, земляческую. Эти группы могут быть большими и малыми.

 

ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ.

Впервые ввёл это понятие Ч.Кули в 1909г. применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается «первичной, так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации.

Впоследствии социологи стали называть этот термин при анализе любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, возлюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только играют в теннис, но и ходят друг к другу в гости, являются членами первичной группы. Социологи фиксируют ослабление роли первичных групп в современном обществе. Общение основывается не на осознании уникальности другого человека, а через ролевые и статусные маски.

 

ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ.

Они объединяют людей, стремящихся к достижению определённых целей (трудовой коллектив, организация, воинское подразделение, друзья, организовавшие коммерческую фирму). В таких группах преобладают функционально-должностные связи. В структуру вторичных групп практически включаются первичные.

 

МАЛЫЕ ГРУППЫ.

Это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Пример: спортивная команда, школьный класс, молодёжная тусовка, производственная бригада.

Малую группу называют ещё первичной, контактной, неформальной. Термин «малая группа» более распространён, чем «первичная группа». Для малой группы характерны следующие ПРИЗНАКИ:

1. Ограниченной число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний – 2. Если группа превышает «критическую массу, то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчётам, большинство малых групп включает 7 человек и менее.

2. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.

4. Число связей увеличивается в геометрической пропорции, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из 3 человек возможны всего 4 отношения, в группе из 4 человек – 11, в группе из 7 человек – 120 связей.

5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в неё взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек её члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5-7 человек считается оптимальной.

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающих за конкретные действия, обычно состоят из 6-7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 4-15 человек.

7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определённого, индивид покидает её.

8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее чей-то индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее он стимулирует других поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.

9. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку является собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

 

Структуру связей и отношений в малой группе изучают методом социограммы.

В каждой группе есть лидеры и аутсайдеры, что можно выявить благодаря социограмме.

ЛИДЕРОМ именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Следовательно, у него наибольшие авторитет и власть. Лидера не назначают, он выдвигается благодаря своим личным качествам.

АУТСАЙДЕР – лицо с наименьшим авторитетом. Он не участвует а принятии решений, либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается. Если лидер в малой группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть несколько.

Когда лидеров больше одного, группа раскалывается на подгруппы-КЛИКИ.

Хотя лидер в группе один, АВТОРИТЕТНЫХ ЛИЦ может быть несколько. На них опирается лидер, навязывая группе свои решения. Они формируют общественное мнение группы и составляют её ядро.

Итак, лидер – фокус групповых процессов. Члены группы как бы делегируют (по умолчанию) ему власть и право принимать решения в интересах всей группы. И делают это добровольно.

ЛИДЕРСТВО – отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.

Типичная для лидера манера поведения – система приёмов воздействия на других и контроля над ними – называется СТИЛЕМ ЛИДЕРСТВА.

Есть 3 стиля лидерства:

· АВТОРИТАРНЫЙ – жесткие приёмы воздействия пресечение инициативы, единоличные решения, детальный контроль;

· ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ – мягкие приемы, поощрение инициативы, совместное обсуждение и принятие решений, общий контроль;

· ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ – отстранение от реального руководства, невмешательство в действия подопечных, анархия.

 

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ.

Они могут состоять из нескольких десятков и миллионов человек. Объединительным признаком является:

· наличие цели (если это организация);

· социально значимых признаков (если это реальная группа);

· необходимых для статистики характеристик(если это номинальная группа)

 

Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Они бывают очень крупные по численности – десятки и сотни тысяч человек. (проиводственное объединение, армия, корпорации). Могут быть средними (от нескольких тысяч до нескольких сот) – завод, колхоз. И небольшими (от ста до нескольких человек) – бригада, взвод.

ОРГАНИЗАЦИЯ – это социальная группа, созданная для достижения определённой цели, иерархически построенная и управляемая. ОРГАНИЗАЦИЯ - это вторичная группа. Наличие в её структуре первичных социальных групп способствует эффективности производства. Она имеет ряд особенностей:

· наличие цели,

· иерархичность строения;

· принцип управления.

Основные формы организаций:

· АДМИНИСТРАТИВНЫЕ – имеют жестко заданную структуру, директивно установленные цели и значительную формализацию отношений; могут быть государственными и частными (предприятие, школа, армия)

· ОБЩЕСТВЕННЫЕ – создаются для достижения личных целей, строятся на принципе добровольности, структура и отношения в них менее формализованные (общество защиты прав потребителей, профсоюз).

 

4. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ:

Когда мы говоримо социальных группах, мы рассматриваем микромир социологии. Социальные общности представляют её макромир. Они как и группы, могут быть номинальными, т.е. выделенными по статистическому признаку, и реальные, базирующиеся на основании социально значимых критериев. Реальные общности имеют свою классификацию, разобраться в которой поможет следующая схема:

 

СХЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

КЛАССОВЫЕЭТНИЧЕСКИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ основные социальные РЕЛИГИОЗНЫЕ

общности

ПО ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

ОБРАЗОВАНИЮ

ЗАЧАТКИ, ЭЛЕМЕНТЫ НОВЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

 

Развитие производства, Усложнение и умножение

форм разделения труда социальных структур

Рассмотрим некоторые из них:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ.

Эти общности называются также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

СЕМЬЯ – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения.

РОД – несколько семей, вступивших в союз. Роды объединяются в кланы.

КЛАН – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохраняет общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку (сохранились в Шотландии, Японии…). Несколько кланов, объединившись составляют племя.

ПЛЕМЯ – более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной союз), общими церемониями. Их численность доходит до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовались в народности, а те – высших стадиях – в нации.

НАРОДНОСТЬ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нациями. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

НАЦИЯ – автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.

Нация возникает в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература и искусство. Нации более многочисленные, чем народности и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает чувство солидарности со своей нацией. Национально-освободительные движения, межнациональная рознь возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

ЭТНОС – устойчивая культурно-историческая общность людей, члены которой вначале объединялись единством происхождения, языка, территории, экономики, а со временем и духовно на почве общей культуры.

Виды этноса: НАЦИИ, НАРОДНОСТИ, ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. Они могут проживать компактно при наличии или отсутствия национальной государственности, могут быть распылены среди других народов.

Национальные процессы играют значительную роль в современном обществе. Национальный фактор явился одной из причин распад СССР. Почему сейчас люди стали в большей степени, чем раньше ощущать себя «белорусами»? В экономически благополучной стране национальное самосознание повышается.

В современной политической практике употребляется термин «народ». В любой стране проживают представители различных этносов. РБ населяют белорусы, русские, украинцы, поляки… Поэтому следует отличать понятия «белорусы» и «белорусский народ». Под НАРОДОМ обычно понимают население всей страны. Народ объединяет всю совокупность социальных групп, страт, этносов данного общества и при этом представляет собой единое социальное целое. Народ имеет общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, общие социально-психологические черты.

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ.

Их составляют люди, проживающие в одной местности. В Беларуси это могут быть жители разных областей, население регионов республики. Но мы остановимся на горожанах и сельских жителях. Каждый из вас скажет, что между ними существуют различия. Благосостояние городских жителей выше, чем сельских. В этом сказались такие факторы, как эксперименты с сельским хозяйством в советское время, низкие закупочные цены, разница в оплате труда. Молодёжь стремиться в город, куда её привлекают более благоприятные экономические и культурные возможности, перспективы социального роста. В самом деле, у городских жителей выше социальная мобильность, т.е. возможность сделать карьеру, получить образование, повысить благосостояние, а значит, изменить свой статус. В связи с миграцией населения в сельской местности встают проблемы старения деревни, нехватки там рабочих рук. Приток новых жителей создаёт определённых трудности для города, связанных с жилищным строительством, транспортом, развитием сферы услуг, трудоустройством…

Приехав в город, человек попадает в иную социальную среду и с трудом к ней привыкает. Для деревни характерны тесные связи между людьми, там каждый знает своих односельчан и многочисленных родственников. Отношения носят личностный характер, люди на самом деле сопереживают, интересуются жизнью своих односельчан. У городских жителей доверительность соседских отношений утрачивается, они заменяются формальными. Мощные миграционные потоки привели к росту в городском населении выходцев из села. Поэтому труд на дачных участках явление типичное. Такая черта, как установление тесных личностных связей, продолжает доминировать в поведении «новых» горожан. Они хорошо знают своих соседей, коллег по работе.

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ,

Определяются половозрастными признаками (мужчины и женщинами; дети, подростки, молодёжь, взрослые, старики). Разница между мужчинами и женщинами определяется не только биологическими особенностями, но и социальными причинами.

По продолжительности жизни мужчины уступают женщинам, в среднем они живут на 10 лет меньше. Это сказывается на возрастной структуре: чем старше возрастная категория, тем больше в ней женщин. Мужчины обычно ориентированы на повышение статуса, это для них является важной жизненной ценностью. Женщин карьерные соображения интересуют меньше, они чаще озабочены поиском спутника жизни, для них роль женщины и матери имеет важное значение.

Уровень образования в республике примерно одинаков, число женщин с дипломом вуза лишь немного превышает количество мужчин. В профессиональной структуре удельный вес женщин значительно больше среди врачей, учителей. Мужчины идут в силовые структуры.

Важным вопросом исследования является проблема равноправия полов, которой занимается гендерная социология. В условиях резкого ухудшения социально-экономического положения страны особую актуальность приобретают проблемы женской безработицы. и бедности. Социологические исследования показывают, что число бедных среди мужчин и женщин практически не отличаются. Зато среди безработных почти 2/3 – женщины. Их первыми увольняют и принимают на работу.

ОБЩНОСТИ ПО СХОДСТВУ ПОВЕДЕНИЯ:

На основе поведенческих признаков выделяют такие случайные скопления людей (агрегаты), как ТОЛПА, ПУБЛИКА, АУДИТОРИЯ.

ТОЛПА – это кратковременное объединение случайных людей в пространстве, которые собрал общий интерес. Она не имеет статусной структуры, взаимодействия здесь случайные, отсутствуют общие нормы. С исчезновением собравшего толпу интереса она быстро рассеивается. Но при некоторых условиях она может перейти к активным действиям. В толпе снимается внешний контроль за поведением индивида, и обычно законопослушные люди могут превратиться в разъяренных хулиганов. Человек попадает под власть эмоций и утрачивает личную ответственность.

ПУБЛИКА – если толпу объединяет случайный интерес, то публика специально собирается ради определённой общей цели. Она – на трибуне стадиона, в зрительном зале, на концерте. Публику объединяет сходство мнений, поэтому она соблюдает правила, принятые в избранном ею типе зрелища. Но публика остаётся стихийно созданным собранием людей и может превратиться в неуправляемую толпу.

АУДИТОРИЯ – этот термин используется в двух значениях. Во-первых, аудиторией называют публику, которая собирается в более замкнутых помещениях. Второе значение используется социологами при исследовании СМИ, говоря об аудитории телезрителей, радиослушателей, читателей. В этом случае она объединяет людей, связанных общим каналом потребления информации.

 

5. СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ:

Вам знакомо выражение «По одёжке встречают, по уму провожают». Оно свидетельствует о том, что первое впечатление о человеке складывается по внешним признакам, и только при более продолжительном знакомстве определяются его личностные качества. В нашем динамичном мире количество контактов людей растёт, присмотреться друг к другу некогда, и поэтому большое значение приобретает первое впечатление, которое строится на основе стереотипов.

СТЕРЕОТИП – А) традиционный, привычный стандарт (шаблон) мыслей и действий.;

- Б) устойчивый схематичный образ какого-то социального объекта, в котором фиксируются лишь некоторые, иногда несущественные черты.

Роль стереотипов в оценке людей и событий двояка. С одной стороны, они упрощают процесс принятия решений, помогают быстро выбрать линию поведения. Когда не требуется ответственных решений, человек действует по шаблону на основе стереотипного восприятия сложившейся ситуации. С другой стороны, стереотипы играют негативную роль в тех случаях, когда нужна полная объективная информация. Иногда стереотипы устаревают: прежние представления о студенте – заочнике, которому достаточно «тройки», не соответствует нынешней ситуации.

В структуре стереотипа тесно переплетаются знания и эмоции. Именно последние в значительной степени определяют оценки и поведение людей. Познавательный компонент стереотипа основывается на недостатке информации и недостаточном опыте. Если этот опыт был негативным, то в сознании закрепиться неприязнь и возникает предубеждение.

Структура стереотипа включает в себя ядро и периферию. В центре располагаются несколько заметных признаков, вокруг которых группируются какие-то черты характера или поведения. Узнавая по внешним приметам объект или ситуацию, люди домысливаю те свойства, которые им подсказывают стереотипы. Например, очкарик – это умница, а ребенок из неблагополучной семьи – будущий нарушитель.

Стереотипы складываются на основе личного и группового опыта, слухо в, СМИ,других факторов. Формируются они на различных уровнях. Это может быть основанное на индивидуальном опыте предубеждение против чиновников-бюрократов. Это могут быть возникшие на групповом уровне этнические стереотипы, изображающие типичного представителя определённой нации. Это могут быть стереотипы общественного сознания, основанные на культе здорового образа жизни (например, курящий – неудачник, полный – лентяй, стройный и подтянутый – преуспевающий человек).

Нарушение социальных стереотипов карается санкциями. Они могут быть мягкими (общественным порицанием) и жёсткими (высылка из СССР).

С развитием общества, усложнением структуры количество стереотипов растёт, а степень наказания за их нарушение снижается.!!!

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1. Общество – это сфера взаимодействий многообразных социальных общностей и социальных групп, которые отличаются друг от друга по количеству членов, прочности связей, объединяющим признакам.

2. Социальные группы представляют собой сообщества людей, вступающих во взаимодействие и связанных лично или формально. Их отличительными признаками выступают: специфический набор соц. отношений, взаимозависимость, устойчивость, общность норм, ценностей и образцов поведения. Группы бывают большими и малыми, первичными и вторичными. Главной формой вторичной группы является организация, служащая для достижения совместных целей.

3. Социальные общности - более рыхлые по сравнению с группой объединения людей, имеющие общие признаки (этнические, демографические, территориальные, профессиональные…)

4. Поведение людей в современном обществе строится во многом на социальных стереотипах. Они формируют схемы восприятия и поведения людей в обществе и могут быть истинными и ложными.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ»:

1.Перечислите 5 признаков, характеризующих понятие общество ( это объединение людей, общность поведения, наличие социальной связи, сходство потребностей и интересов людей, наличие единого признака)

2. О каком понятии идёт речь: совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и признаются членами этой группы? ( социальная группа)

3.Правильно ли утверждение, что социальная группа – это звено, через которое человек связан с обществом? ( да)

4.Приведите примеры социальных групп. ( компания друзей, семья, педагоги, пенсионеры )

5.Как называется искусственно сконструированная группа, созданная для статистического анализа?( номинальная0

6.Как называется тип соц.группы, члены которой объединены по социально значимым признакам (полу, возрасту, профессии),принадлежность к этой группы является и лично важной для её члена? ( реальная группа)

7. Чем отличается первичная группа от вторичной? ( между членами первичной группы сложились тесные связи, глубокая эмоциональная связь, а между членами вторичной группы отношения носят формальный характер)

8. Перечислите 9 признаков малой группы. ( Ограниченной число членов группы, Стабильность состава, Внутренняя структура, Число связей увеличивается в геометрической пропорции, Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в неё взаимодействие, Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов, Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей, Размеры группы зависят от характера деятельности группы)

9.С помощью какого метода изучаются связи и отношения в малой группе? ( социограммы)

10. Кого именуют лидером в группе? ( член группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях).

11. Кого называют аутсайдером? ( лицо с наименьшим авторитетом).

12. Может ли быть в группе несколько авторитетных лиц? ( да)

13.Как называются отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы? ( лидерство)

14.Лидера назначают? ( нет, он выдвигается сам)

15.Какой стиль лидерства наиболее приемлем в отношениях между куратором и уч-ся группы? ( демократический)

16. Что такое социальная организация? ( это социальная группа, созданная для достижения определённой цели, иерархически построенная и управляемая).

17.Организация – это первичная или вторичная группа? ( вторичная)

18. Приведите пример крупной социальной организации?( армия, корпорация)

19. Перечислите основные социальные общности (таблица) ( классовые, этнические, профессиональные, территориальные, демографические, религиозные, производственные, по уровню образования)

20. Что объединяет все этнокультурные общности? ( кровное родство)

21.Перечислите этнокультурные общности? ( семья, клан, племя, народность, нация, этнос)

22. Чем понятие «народ» отличается от понятия «нация»? ( под народом понимают всю совокупность населения страны)

23. Чем отличается нация от народности? ( более позднее образование, она не ограничена территориальными рамками, нации более многочисленные, формируется единый национальный характер и психический склад, чувство солидарности со своей нацией,

24. На какие территориальные общности делится население Беларуси? ( областей, регионов, городских и сельских жителей)

25.Что объединяет и отличает толпу от публики? ( толпа – случайный интерес, публика – собирается ради общей цели., но публика может превратиться в толпу)

26.Что такое стереотип? ( традиционный, привычный стандарт (шаблон) мыслей и действий)

27.Что есть положительного и отрицательного в стереотипах? ( они упрощают процесс восприятия и принятия решений, помогают быстро выбрать линию поведения; но стереотипы дают неполную информацию, они иногда устаревают)

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ»:

1.Перечислите 5 признаков, характеризующих понятие общество

2. О каком понятии идёт речь: совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и признаются членами этой группы?

3.Правильно ли утверждение, что социальная группа – это звено, через которое человек связан с обществом?

4.Приведите примеры социальных групп.

5.Как называется искусственно сконструированная группа, созданная для статистического анализа?

6.Как называется тип соц.группы, члены которой объединены по социально значимым признакам (полу, возрасту, профессии),принадлежность к этой группы является и лично важной для её члена?

7. Чем отличается первичная группа от вторичной?

8. Перечислите 9 признаков малой группы.

9.С помощью какого метода изучаются связи и отношения в малой группе?

10. Кого именуют лидером в группе?

11. Кого называют аутсайдером?

12. Может ли быть в группе несколько авторитетных лиц?

13.Как называются отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы?

14.Лидера назначают?

15.Какой стиль лидерства наиболее приемлем в отношениях между куратором и уч-ся группы?

16. Что такое социальная организация?

17.Организация – это первичная или вторичная группа?

18. Приведите пример крупной социальной организации?

19. Перечислите основные социальные общности (таблица)

20. Что объединяет все этнокультурные общности?

21.Перечислите этнокультурные общности?

22. Чем понятие «народ» отличается от понятия «нация»?

23. Чем отличается нация от народности?

24. На какие территориальные общности делится население Беларуси?

25.Что объединяет и отличает толпу от публики?

26.Что такое стереотип?

27.Что есть положительного и отрицательного в стереотипах?

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ №20 ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.116 с.)