Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет социологии социальной сферы и место в структуре социологического знанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Потребности общественной практики в анализе процессов социальной безопасности, социальной защиты депривированных слоев населения, состояния социальной инфраструктуры как материальной основы социальной сферы ставят перед учеными-социологами задачу создания специальной теории социальной сферы. Эта теория призвана раскрыть сущность процесса воспроизводства субъектов общества в своем теоретико-методологическом выражении и обязательно в органической связи с общей теорией социологии, должна быть ориентирована на решение конкретных социальных проблем. Сегодня социальный запрос состоит в том, чтобы иметь возможность реально оценивать конкретное состояние каждого субъекта общественной жизни, преодолеть обособленность социологии от осмысления механизмов государственного управления. Именно социологам следует искать посильные ответы на вопросы о том, как лучше всего определить современность, каковы ее истоки, в чем суть главных перемен и как они воздействуют на современные траектории развития нашего общества. При конструировании любой научной дисциплины непреложным является требование определения ее объекта и предмета, создания собственного категориального аппарата и проблематики исследования. В отраслевых направлениях социологической науки важно также конкретизировать предмет их изучения в сравнении с предметом общей социологии, найти особенные грани социального анализа общества, строго очерчивающие предметное поле частной теории. Вместе с тем самоопределение специальной социологической теории социальной сферы не должно привести к созданию какой-то "локализованной области" социологического знания, утрачивающей коммуникативный контакт с общей теорией социологии, ее методическим аппаратом. Поэтому, прежде чем обратиться к конкретному анализу предметной области и методического аппарата социологии социальной сферы, уяснить ее роль и место в общей системе социологического знания, представляется целесообразным хотя бы в общих чертах охарактеризовать предметную область самой социологической науки как общей методологической базы для развития данной теории. К этому также обязывает и последняя дискуссия об объекте и предмете социологии, проведенная журналом "Социологические исследования" в 1990-1991 гг. Она выявила серьезные разногласия относительно толкования предмета социологической науки, сфокусировала полемику вокруг категории "социальная сфера". В ходе дискуссии обсуждалось мнение ряда ученых, считающих, что специфической стороной общества, изучаемой социологией, является именно социальная сфера. Большинство участников дискуссии не согласилось с таким подходом, отметив его недопустимость, и каждый при этом предложил свое видение предмета социологии. Так, открывший дискуссию В.А. Ядов выделил в качестве объекта социологии "социальную реальность". С его точки зрения, "социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между много-образными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения". Ж.Т. Тощенко настаивал на необходимости отражения в предмете качественной специфики общества, которая могла бы стать объектом именно социологического исследования. Для него этой гранью, формой проявления общества, составляющей объект исследования социологии, является гражданское общество, а предметом - "реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в реальном сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей". Несколько иной подход к определению предметного поля продемонстрировал М.Н. Руткевич. Он предлагает для обсуждения следующее определение социологии: социология - это "наука об обществе как находящейся в развитии системе", - и полагает, что она "должна рассматриваться в двух "разрезах": а) о структурах, связующих различные области, стороны, сферы общества как системы; б) о структурах, связующих различные по характеру общности людей (социально-классовые, территориальные, профессиональные, этнические, демографические, конфессиональные и т.д.) и отношения между ними". При этом и в том и в другом случае речь идет "о структуре как закономерной связи элементов системы". Общество и общественные отношения рассматриваются в развитии; социология понимается как учение об общих закономерностях развития общества. В статье "О предмете социологии как общей науке об обществе" ее авторы (А.О. Бароноев, В.Я. Ельмеев, В.И. Орлов) подчеркивали, что социология изучает общество в целом, то есть то общее, что имеется в многообразных общественных явлениях и процессах. С их точки зрения, в "роли общей науки об обществе выступает не какая либо наука, возвышающаяся над всеми науками, а одна из наук, изучающих общественную жизнь. Но ею является не любая наука, а та из них, которая с самого начала имеет прямое отношение к философии, во "владении" которой находится область всеобщего. Такой наукой в марксизме является исторический материализм. Будучи философским пониманием общества, он по этой причине приобретает свойство общесоциологической теории, общей науки об обществе". И далее: "...Предметом общей социологии, стало быть, является действительное, реально существующее в человеческой жизни общее. Но оно не есть некое формально-логическим путем образованное абстрактно-общее, помещаемое или над, или между общественными формациями. Оно составляет их реальное основание (субстанцию, закон) развития общества, которое "скрепляет" в единое целое исторический процесс и различные сферы общественной жизни. Таким образом, предмет общей социологии образует "изучение основ бытия всякого общества, законов его развития и функционирования". Многозначность подходов к определению предметной области социологии объясняется становлением ее как самостоятельной науки, стремлением осмыслить особенности современного общественного развития, отказаться от догм и компромиссов, сопровождавших процесс ее развития, а также происходящими в последнее время сдвигами в границах между социологией и другими социальными науками, проникновением социологического мышления и видения в контекст социальных дисциплин. Эти процессы свидетельствуют о некоторых весьма существенных изменениях в интеллектуальной предметной структуре социального знания вообще и социологии в частности. Изменение предмета социологического анализа в течение последних лет отмечается многими исследователями. Поэтому уточнение и обоснование предмета социологии, видимо, еще впереди. Однако с полной уверенностью можно сказать, что невозможно все социологическое знание свести к изучению только социальной сферы. Очевидно, предмет социологии лежит глубже — в экономике, материальном производстве, политике и культуре, которые и составляют общую основу развития общества. Социологи активно изучают социальные проблемы экономической жизни, занятости, условий труда, деятельности коллективов предприятий. Все чаще они обращаются к раскрытию сущности политических процессов и явлений, связанных с решением проблем власти, участия населения в политической жизни, деятельности многочисленных партий и общественных организаций. В поле зрения социологов находится духовная жизнь общества, образование, культура, наука, искусство, религия, их интересуют собственно социальные процессы, проблемы социальной структуры, организации распределительных отношений, социального статуса, образа жизни, национальных и межнациональных отношений и т.д. Для определения роли и места специальной теории социальной сферы в структуре социологии представляется важным рассмотрение структуры самой социологии как науки. Надо отметить, и здесь среди ученых нет единого мнения. Большинство из них выделяют три уровня социологического знания: фундаментальная теория (общетеоретический уровень), теории среднего уровня (уровень специальных, частных социологических теорий) и эмпирическое познание (прикладной уровень). Основной функцией общесоциологической теории полагается изучение социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества в целом. Теории среднего уровня рассматриваются как относительно самостоятельное социологическое познание, изучающее социальные процессы и явления на уровне конкретных социологических институтов и систем. Эмпирическое знание социальных явлений и процессов, обеспечиваемое конкретными социологическими исследованиями, представляется органическим элементом данной общественной науки. Специалистами подчеркивается взаимосвязь этих трех уровней социологического познания. И действительно, путь от теории к эмпирическому познанию может быть не только опосредованным через все промежуточные ступени, но и непосредственным. Эмпирические факты нередко дают пищу для гипотез, обобщений, служат источником нового в теории. С другой стороны, любое эмпирическое исследование, если мы хотим добиться значимых результатов, должно опираться на те или иные теоретические представления, доказывать или опровергать положения общего порядка, гипотезу, тезис. Второй уровень социологического знания, предполагающий изучение конкретных социальных проблем, выявление путей и средств их решения, очевидно также непосредственно соединен с общей социологической теорией. Однако, как нам представляется, о трехуровневой концепции можно говорить с известной долей условности. Социология отличается внутренней сложностью, что объясняется сложностью общества как социальной системы, многообразием и специфичностью его элементов, социальных явлений. Многоступенчатость научно-теоретического знания обусловлена, в конечном счете, многоступенчатостью сущности реального мира. Мы полагаем, что адекватной оценке общества соответствует сложная многоуровневая система социологических знаний, имеющая иерархическое строение. Например, теории среднего уровня представляют целый ряд ступеней, следующих друг за другом, и могут быть расположены как особенное лишь в триаде: общее-особенное-единичное (смотри: социология социальной сферы, социология быта, социология спорта, социология медицины и здравоохранения, социология культуры, социология свободного времени, социология личности, социология семьи и т.п.) Специальные социологические теории представляют разветвленную сеть в структуре социологического знания. Все они призваны отражать различные стороны единой, но многогранной картины социального мира. Их цель - понять реальные противоречия, существующие в различных сферах общественной жизни, спрогнозировать социальное развитие, определить наиболее эффективные способы регулирования социальных отношений. Специальные социологические теории, опосредуя и конкретизируя связи общей теории с живой, реальной действительностью, имеют главным своим предметом изучение закономерностей формирования социальной структуры общества, динамики социальных отношений, функционирования и развития социальных систем. Социология социальной сферы - одно из отраслевых подразделений социологической науки - должна рассматриваться как относительно самостоятельная отрасль социологического знания, объектом которой является социальная сфера, а предметное поле связано с основной ее функцией -целостным социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности и производными функциями: социоинтегративной, социоадаптивной, социопродуктивной, социодинамической и другими. Социология социальной сферы призвана теоретически обеспечивать эмпирические исследования социальных отношений и процессов, выполнять важную методологическую функцию в информационно-аналитическом обеспечении управления социальной сферой и ее инфраструктурой. Под методологией, в широком смысле этого слова, мы понимаем совокупность приемов, методов социологических исследований в рамках предметного поля данной отрасли науки и их теоретическое обоснование. Предмет социологии социальной сферы тесно связан с понятием "социальное". Учитывая значимость данной категории для специальной социологической теории социальной сферы и дискуссионность в ее определении изложим свое понимание социального. Известно, что существует несколько подходов к определению этого фундаментального понятия. С точки зрения нашего анализа важно выделить два наиболее характерных подхода: 1. Социальное определяется как феномен бытия общества, особая реальность, которая охватывает все то, что касается субъектов жизнедеятельности (социальный статус, образ жизни, потребности, нормы, условия развития и т.п.) и проявляется в отношениях различных индивидов и групп индивидов друг к другу. 2. Социальное связывается с социальной сферой как подсистемой общества, содержанием которой является воспроизводство субъектов общественного процесса. Мы рассматриваем социальное как отличное от социетального, как сторону социальной реальности. В нашем анализе оно связывается с положением различных социальных субъектов в обществе, их образом жизни, с деятельностью по социальному воспроизводству, сохранению или изменению своего статуса, регулированию взаимоотношений с другими субъектами, социальными институтами, обществом в целом. Социальное проявляет себя как критерий оценки соответствия состояния общества и входящих в него субъектов достигнутому уровню социального прогресса, способствует пониманию, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоничному развитию общества, личности в целостном единстве. Эта категория выступает основанием разработки социальных норм, целей и прогнозов общественного развития, детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей, оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненные позиции людей, их образ жизни, выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека. Вполне правомерно содержание социального связывают с понятиями социального равенства, справедливости и свободы. Полагаем, что "социальное" присуще любой сфере жизнедеятельности общества, но проявляется в любой из них своеобразно. Определенное качество и содержание социального в каждой подсистеме общества определяется функцией, выполняемой данной подсистемой. В социальной сфере - функцией социального воспроизводства дифференцированных социальных субъектов. Область исследований социологии социальной сферы включает изучение отношений между группами людей, занимающими неодинаковое положение в обществе, различающееся не только формами участия в экономической жизни, источниками дохода, но и структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, образом жизни. В рамках предметного поля этой теории находятся процессы распределения и распределительные отношения, личное потребление и анализ потребностей деятельностного бытия человека, осознание и оценка людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций. Социология социальной сферы как частная социологическая теория, ориентирована на решение конкретных социальных проблем, дает возможность более глубокого анализа эмпирически регистрируемых реалий, позволяет оторваться от непосредственно фактуальной основы, простейших эмпирических обобщений, углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов. Содержание и методический аппарат теории социальной сферы наилучшим образом отвечают объективному общественному требованию всестороннего анализа условий и результатов воспроизводства субъектов общественных преобразований, изучения их интересов и потребностей, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной защищенности населения как интегрального показателя ее потенциала. Она изучает специфические закономерности функционирования и развития социальной сферы, рассматривая ее как относительно самостоятельную систему с общими и специфическими связями, условиями функционирования, механизмами управления. Таким образом, структура предмета социологии социальной сферы включает в себя изучение: •отношений, возникающих в процессе социального воспроизводства между группами людей, занимающими разное положение в обществе и различающимися не только неодинаковым участием в экономической жизни, источниками дохода, но и структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, образом жизни; •процессов распределения и распределительных отношений, структур личного потребления и потребностей деятельностного бытия человека; •эффективности результатов социального воспроизводства субъектов жизнедеятельности, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной безопасности и защищенности населения как интегрального показателя ее развитости; •специфических закономерностей функционирования и рязвития социальной сферы, общих и особенных характеристик социальных механизмов управления; •конкретных социальных проблем, регистрируемых реалий, позволяющих углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов; •интересов, ожиданий и предпочтений различных социальных групп, осознания и оценки людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций. Предметная область социологии социальной сферы может "пересекаться" с предметными полями других социологических дисциплин. Среди этих частных теорий - социология труда, образования, быта, медицины и здравоохранения, физкультуры и спорта и т.п. Так, социология медицины и здравоохранения изучает социальные явления, факты, проблемы и закономерности деятельности здравоохранительных учреждений и социаль-ных отношений в области медицинского обслуживания и охраны здоровья населения. Аналогичным образом социология быта - социальные отношения, деятельность, поведение людей в сфере быта и т.п. Как видим, каждая из них изучает в общем контексте лишь какую-либо сторону воспроизводства социальных субъектов. Целостное жизнесуществование социальных субъектов составляет предметное поле социологии социальной сферы. И в этой теснейшей взаимосвязи нет ничего особенного. Как нам представляется, сохранение в социологии социальной сферы абсолютной четкости и неприкосновенности ее границ не только невозможно, но и нежелательно. С нашей точки зрения, эта теория концентрирует свое профессиональное внимание на тех жизненных стилях, социальных институтах, социальных преобразованиях, которые отвечают за социальное воспроизводство дифференцированного субъекта социальной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.009 с.) |