Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление социальной сферы РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Закреплению сложившихся у восточных славян традиций социальной взаимопомощи во многом способствовали моральные императивы христианской религии в ее византийском толковании. Уже в 996 г. князем Владимиром был издан Устав, в котором, согласно принятым в православной церкви правилам, поручалось общественное призрение попечению и надзору духовенства в лице патриарха и других подчиненных ему структур. В Уставе были определены цели попечения - прокормление убогих, странных, сирот и вдовиц, их врачевание, а также основные источники финансирования самих церквей, монастырей и благотворительных учреждений. Владимир осуществил еще ряд весьма прогрессивных шагов по созданию, как мы теперь бы сказали, инфраструктуры социального воспроизводства населения, учредив училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей. В этом он видел одно из коренных условий дальнейшего экономического и духовного развития общества. В этот же период возникают богадельни и странноприимные дома, учреждаются народные празднества. Пример князя Владимира способствовал развитию внимания представителей княжеской власти и духовенства к сирым и убогим, благодаря чему забота о них принимала все более целенаправленный характер. В 1096 г. князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, где нашли призрение и обучались 300 юношей. В 1092 г. отец Ефим, епископ Переславский построил больницы, определил к ним врачей и установил бесплатное лечение всех больных. К сожалению, эти тенденции развития общественного призрения под началом княжеской власти, как и процесс формирования российской государственности, были прерваны монголо-татарским нашествием. Защиту страждущих, помощь убогим, престарелым и нищим взяла на себя церковь, выдвинувшаяся, в условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества, на первый план организации общественной жизни и обеспечившая сохранение и объединение духовных сил русского народа. Возрождение традиций государственного патронажа социальной помощи стало возможным лишь во второй половине XV столетия, после окончательного освобождения страны от монголо-татарского ига. Наряду с сохранением традиций личного благодеяния, покровительства убогим, больным и сирым со стороны частных и церковных лиц набирает силу в этот период система государственного социального призрения, благотворительная деятельность церкви. Впервые идея создания в каждом городе мужских и женских богаделен для престарелых и прокаженных, где они были бы обеспечены одеждою и питанием за счет казны, прозвучала в 1551 г. в обращении царя Ивана IV (Грозного) к Стоглавому собору. Однако значение Стоглава для развития социальной сферы средневекового российского общества не исчерпывалось лишь этим установлением. Его решения положили начало развитию на Руси общего и профессионального образования. Было предписано создание школ и училищ общего и духовного образования, включая и учебные заведения повышенного типа. Борис Годунов (конец XVI - начало XVII вв.) оказывал материальную поддержку бедствующему населению, строил им жилища. Позднее (1648) боярином Ф.М. Ртищевым была открыта в Москве школа "словесных наук" (Греко-латинская), а затем высшая Эллино-греческая академия (1687). В этот период создаются рукописные, а затем и печатные учебники, развертывается сеть средних и высших учебных заведений, особенно церковно-приходских школ. Решения Стоглава об охране здоровья явились стимулом для создания в Кремле первой аптеки и учреждения первого медицинского административного органа Аптекарского приказа, ведавшего набором и подготовкой лекарей, организацией сбора лечебных трав, практической народной и военной медициной. Аптекарскому приказу вменялось в обязанность "прилагать старания о всеобщем здоровье граждан и воспрепятствовании прилипчивых болезней". В соответствии с Указом царя Федора Алексеевича (1682) построены два госпиталя и две богадельни в Москве. Именно в этот период впервые обращено внимание на такое социальное зло, как профессиональное нищенствование, и предпринята попытка его прекращения. Развитие социальной сферы было продолжено Петром I. Со свойственной ему решимостью он запретил под страхом штрафа подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а затем издал Указ о подаянии, милостыни госпиталям и другим "подобным местам". Впервые обязанности устроения больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных были возложены на государственную администрацию в лице Камер-конторы, Главного магистрата и воевод. Эта тенденция, как наиболее отвечающая цивилизованным требованиям, получила распространение и в дальнейшем. Впервые в законодательном порядке систему общественного призрения для всех гражданских сословий установила Екатерина II. В изданном ею в 1775 г. "Учреждении для управления губерний" предусмотрено для заведования делами общественного призрения создание под председательством губернаторов особых Приказов общественного призрения, которые призваны организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, богадельни, больницы, аптеки, дома для психически и неизлечимых больных, работные дома и смирительные дома. Для обеспечения их организации и работы в качестве первоначального капитала были выделены деньги из государственной казны и разрешено умножать их выдачей под проценты, принятием подаяний от граждан. Затем в "Городовом Положении", изданном в 1785 г., было узаконено требование отчисления городами из их дохода части средств Приказам общественного призрения. Для XVIII-XIX веков характерен рост благотворительных организаций и обществ, в деятельности которых принимали участие лучшие представители российской интеллигенции. В это время появляются повивальный институт с родильным госпиталем для неимущих женщин, устраиваются школы, воспитательные дома. И к концу XIX столетия благотворительных заведений и обществ в России насчитывалось уже 14 854. По ведомственной принадлежности они распределялись следующим образом: под патронажем Министерства внутренних дел - 6835, православной церкви и военного духовенства - 3358, учреждений императрицы Марии - 683, российского общества Красного Креста - 518, Попечительства о домах трудолюбия и работных домах - 274, Министерства народного просвещения - 68 и др. Таким образом, социальная сфера формировалась в направлении организации попечения, призрения и взаимопомощи в интересах бедных и других групп, которые не могли самостоятельно обеспечить свое существование. Следует отметить, что характерной особенностью социальных действий подобного рода была разрозненность, бессистемность. При этом они имели своей целью уменьшение масштаба нищеты, смягчение последствий стихийных бедствий, нейтрализацию массовых недовольств, предотвращение активных выступлений протеста населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.008 с.) |