Современная социология организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная социология организаций.



Факультет социологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Современная социология организаций.

 

Язык обучения – русский

Выполнил(а):

 

 

Регистрационный номер

рабочей программы

/ /

 

 

 

Санкт-Петербург


Раздел I. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

Цель и задачи учебных занятий

Учебная дисциплина направлена на углубление и расширение знаний студентов магистратуры по социологии организаций, полученных ранее в объеме программ «Бакалавр» или «Специалист»

 

Задачами изучения предмета являются:

 

1. Получить знания о современной ситуации в социологии организаций;

2. Расширить знания по новым теоретическим и практическим направлениям в социологии организаций;

3. Раскрыть специфику организаций как объектов социологического исследования.

4. Определить основные этапы и базовые концептуальные подходы в рамках исторического развития отечественной и зарубежной социологии организаций.

5. Выявить основные элементы внутренней среды организации, направления их взаимодействия друг с другом.

6. Охарактеризовать способы и особенности взаимодействия организаций с различными уровнями их внешнего социально-экономического окружения.

 

Целью курса «Современная социология организаций» является формирование у студентов умения структурировать различные компоненты социального функционирования организаций, систематизировать виды организационных взаимодействий, компетентно управлять своим поведением в компании и оказывать позитивное воздействие на поведение других людей. Большое внимание уделяется практическим задачам курса. Студенты на реальных примерах организаций смогут проследить ее структуру и в игровом режиме создать собственную эффективную организацию.

 

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания занятий.

 

Обучающийся обладает степенью бакалавра социологии или степенью бакалавра смежной социогуманитарной специальности (согласно действующим стандартам), подтвержденной дипломом государственного образца и вступительными испытаниями в магистратуру.

Результаты обучения

1. Готов использовать и углублять полученные знания по предмету.

2. Способен к самостоятельному освоению дальнейшего материала по теме.

3. Готов работать с текстами, первоисточниками профессиональной направленности

4. Готов разрабатывать и применять собственные авторские методы и техники в профессиональной области

Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

В результате изучения предмета студент:

 

1. Обладает детализированным знанием современной ситуации в социологии организаций, знаком с основными предметами дискуссии, новыми идеями в социологи организаций.

2. Расширяются и углубляются знания студентов о строении организаций, организационных патологиях и нововведениях.

3. Студент знаком с сущностью социальной организации и основными стадиями консультационного, способен применять это знание в работе;

4. Владеет методами анализа структуры и содержания консультант-клиентских отношений, имеет представление об экспериментах в организации, может проводить собственные эксперименты для своих исследований и для магистерской диссертации.

Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий.

Активные формы работы – это доклады, выступления, обсуждения и игровое моделирование на семинарских занятиях в рамках изучаемой темы; приветствуется активность студентов в выборе темы и ее обсуждении; реферирование теоретического текста в результате которого возникает новый учебный материал, распространяемый среди обучающихся. Активные формы работы занимают не менее 50% времени занятий.

1.6. Объём дисциплины и виды учебной работы:

 

№№ п/п   Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчётности)
Трудо-ёмкость Всего аудит. ЛК ПР/СМ ЛБ СР
  040201.65 – Социология со специализацией «Современная социология организаций» 1 (магистратуры)               экзамен

 

 

1.7.Содержание дисциплины:

1.7.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Всего ЛК ПР/СМ ЛБ Сам.раб.
1. Раздел 1. Социология организаций как научная дисциплина: концептуальные интерпретации и историческое развитие
1.1. Определение организации как объекта социологического исследования. Предмет и задачи социологии организаций          
1.2. Системный и экологический подходы в социологии организаций. Организация как система          
1.3. Основные этапы развития социологии организаций          
1.4. Эволюция организационных систем          
1.5. Современные тенденции развития организаций          
2. Раздел 2. Внутренняя среда организаций
2.1. Жизненные циклы организаций          
2.2. Организационные структуры          
2.3. Формы организации бизнеса          
2.4. Технология как основа построения организаций. Организация как социотехническая система          
2.5. Организационная культура          
2.6. Персонал организации          
2.7. Методы организационной диагностики          
3. Раздел 3. Внешнее окружение организации
3.1. Клиентная среда организации. Организации в современной конкурентной среде          
3.2. Высшее окружение организаций. Взаимодействие организации с макросоциальной средой. Миссия организаций          
3.3. Функционирование организаций на международном рынке.          
  ВСЕГО          

Темы лекционного курса

Тема 1. Определение организации как объекта социологического исследования. Предмет и задачи социологии организаций

Понятие организации. Традиционные определения организации. Категория организации в институциональной экономической теории. Организация и рынок как формы экономической социальности. Характеристики рынка: равенство всех элементов, определяющая роль монетарных оценок, жесткое конкурентное начало. Характеристики организации: наличие иерархии, внемонетарные оценки поведения людей и результатов деятельности, принципиальный акцент на кооперацию. Отличия организационного поведения от поведения в рыночной среде.

«Открытая» и «закрытая» парадигмы в социологии организаций. Формирование моделей открытой и закрытой системы в общей теории систем. Процесс адаптации к внешнему окружению. Проблема сохранения стабильности «входа» и «выхода». Зависимость внутриорганизационных процессов от состояния внешней среды. Организация в трактовке классических концепций менеджмента и школы «человеческих отношений» как примеры моделей закрытой системы. Признаки моделей открытых систем. Принципы анализа организаций как открытых систем. Проблема границ организации и организационного поведения.

 

Тема 2. Системный и экологический подходы в социологии организаций. Организация как система.

Взаимозависимость элементов организации. Понятие социотехнической системы. Подсистемы в организации. Применение методов системного анализа к организациям различного типа. Организация как общность. Единство формальных и неформальных связей в организации. Организация как экосистема.

 

Тема 3. Основные этапы развития социологии организаций.

Общая логика развития социологии организаций. Взаимовлияние эволюции организационных систем и концепций, их описывающих. Социология организаций как «синтетическая» наука.

Научное управление Ф.Тейлора. Двенадцать принципов производительности Х.Эмерсона. Рациональная организация А.Файоля. Идеальная организация М.Вебера. Г.Форд. Школа человеческих отношений Э.Мейо. Теория коллективного единства П.Сорокина. Современные направления в развитии социологии организаций.

Раздел 3. Организация и внешнее окружение.

 

Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

 

Методическое обеспечение

 

2.1.1 Методическое обеспечение аудиторной работы

Конспект лекций, их тезисное изложение, компьютерная презентация основных положений лекции.

Планы семинарских занятий, формулировки вопросов для дискуссии, подборки текстов для обсуждения.

 

2.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Рабочая программа курса.

 

2.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

 

Текущий контроль осуществляется в форме учета посещаемости лекций и семинаров, активности на семинарских занятиях, подготовки докладов и рефератов по изучаемым темам.

 

2.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)

Текущий контроль осуществляется в течение семестра путем учета посещаемости лекций и семинаров и в виде устных докладов студентов на семинарских занятиях. Результаты аттестации по итогам текущего контроля в середине семестра доводятся до сведения студентов, передаются в деканат и учитываются при сдаче экзамена.

 

 

Кадровое обеспечение

 

2.2.1. Требования к образованию и (или) штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины.

Реализация программы должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое социологическое образование, ученую степень по социологическим наукам и систематически занимающимися повышением своей квалификации, научными исследованиями и учебно-методической работой.

 

2.2.2. Требования к обеспечению учебно-вспомогательным персоналом

 

Для координационного и технического обеспечения учебного процесса необходим лаборант, а также возможность прибегать к помощи специалистов, ответственных за надлежащее функционирование компьютера и мультимедийного проектора, а также за своевременное поддержание в рабочем состоянии другой используемой техники.

 

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Для оценки качества учебного процесса по учебной дисциплине в конце семестра проводится анкетный опрос обучающихся.

 

АНКЕТА

для студентов

Оцените прослушанный Вами курс «Современная социология организаций», ответив на предлагаемые ниже вопросы. Ваши ответы будут использованы для усовершенствования программы, содержания и методики преподавания данной дисциплины. Анкета анонимная, указывать ваше имя не нужно.

 

1. Насколько вы согласны со следующими утверждениями относительно данного учебного курса? Отметьте подходящий вариант ответа знаком P.

Насколько Вы согласны со следующими утверждениями относительно данного учебного курса? Отметьте подходящий вариант ответа знаком P.   Полностью согласен Скорее согласен Скорее не согласен Совершенно не согласен Затрудняюсь ответить
Курс дал мне много новых знаний          
Материал курса труден для понимания          
Курс дает полезные для профессии социолога знания          
Занятия в аудитории были интерактивными          
На занятиях мне было интересно          
Курс способствует хорошему познанию социологии организаций          
Знания, полученные в рамках курса, нужны при изучении других дисциплин на факультете социологии          
Знания, полученные в рамках курса, нужны в практической работе вне факультета социологии          
Курс позволяет лучше понять процессы в современном обществе          
Задания для самостоятельной работы были интересными          
Задания для самостоятельной работы были трудны для понимания и выполнения          
Материал курса необходим при написании курсовых и дипломной работы          

 

Информационное обеспечение

Семинар № 1.

План семинара по теме: «Сущность организации» (4 часа)

Цель: изучение сущности организации, всестороннее рассмотрение.

План семинара:

1. Социальные свойства организации.

2. Элементы организации.

3. Классификация организаций.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Понятие современной организации. Доклад по статье Биггарт Н. (Социальная организация и экономическое развитие// Экономическая социология. 2001.Т.2, №5. www.ecsoc.msses.ru).

2. Понятие синергетического эффекта в организации. Доклад, Обсуждение конкретной ситуации.

3. Особенности и будущее сетевой организации. Доклад, Дискуссия.

 

Список литературы:

Обязательная литература

Барков С. А. Социология организаций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / Барков С. А. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 288 с.

Иванова Т. Ю. Теория организации: [учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации" ] / Иванова Т. Ю., Приходько В. И. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 427, [1] с.

Романов П. В. Социология менеджмента и организаций: учеб. пособие для вузов / Романов П. В. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 288 с.

Татарникова И. В. Теория организации в системе менеджмента: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080507.65 "Менеджмент организации", 080504.65 "Государственное и муниципальное управление" / Татарникова И. В., Науменко Б. В.; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск: МГТУ, 2011. - 247 с.

Управление. Теория организации [Электронный ресурс]: справочник / Лаборатория Касперского. - М.: Руссобит-М, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв. - (Электронный справочник). - Систем. требования: Win 2000sp4/XPsp1; Intel или AMD 500 Мгц; ОЗУ 128 Мб; 32х CD-ROM; мышь; MS.Word -версия 6 и выше; Браузер - любой стандарт HTML 4.0 и выше; Java/ZIP/RAR/PDF - желательно; Загл. с контейнера. - 120-00.

Дополнительная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: причины развития в зеркале мирового опыта // Экономическая социология. 2000. Т.1, №1. www.ecsoc.msses.ru

Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. 2001. Т.2, №5. www.ecsoc.msses.ru

Блау П.М. Исследование формальных организаций // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1970.

Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. Ростов н/Д, 2001. С. 286-293.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 157-199.

Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 1997. Гл. 12.

Мильнер Б. 3. Теория организаций: Курс лекции: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. Гл. 1, 2.

Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000. Гл. 25.

Панеях Э.Л. Формальные правила и неформальные институты: их применение в российской экономической практике // Экономическая социология. 2001. Т.2, №3. www.ecsoc.msses.ru

Практикум по социологии / Учеб. пособие для вузов. Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М., 1999. Тема 15.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1996. Гл. 3, 4.

Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. Гл. 1.

Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М., 1996. С. 265 – 297.

Удальцова М.В.. Социология управления. Новосибирск, 1998. Гл 1.

Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. М., 2001. Гл. 1, 3.

Хунагов Р.Д. Проблема рациональности организационных структур // Социс. 1995. №7.

Щербина В.В. Социология организаций. Словарь-справочник. М., 1996. С. 132-134; 165-166.

 

Семинар № 2

План семинара по теме: «Персонал организации» (2 часа)

План семинара:

1. Значение управления персоналом для успешного функционирования организаций в современных условиях.

2. Планирование персонала: сущность и методы.

3. Работа организации на рынке трудовых ресурсов.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности рынка труда в г. Санкт-Петербург.

2. Отбор кадров. Методы отбора кадров. Деловая игра.

Деловая игра «Cобеседование с работодателем» [1]

Цель: выработка навыков эффективной самопрезентации.

Каждый участник пробует себя в роли соискателя. Кто-либо из членов группы играет роль работодателя. Ведущий тренинга может дать установку на отказ «соискателю» или предъявление ему жестких требований. Это придаст игре более реалистичный и творческий характер. Члены группы, не принимающие участие в собеседовании, являются наблюдателями, которые анализируют и оценивают по ее завершении, дают обратную связь «соискателю» относительно эффективности его самопрезентации и поведения на собеседовании.

Список литературы:

Обязательная литература

Иванова Т. Ю. Теория организации: [учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации" ] / Иванова Т. Ю., Приходько В. И. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 427, [1] с.

Барков С. А. Социология организаций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / Барков С. А. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 288 с.

Романов П. В. Социология менеджмента и организаций: учеб. пособие для вузов / Романов П. В. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 288 с.

Татарникова И. В. Теория организации в системе менеджмента: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080507.65 "Менеджмент организации", 080504.65 "Государственное и муниципальное управление" / Татарникова И. В., Науменко Б. В.; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск: МГТУ, 2011. - 247 с.

Управление. Теория организации [Электронный ресурс]: справочник / Лаборатория Касперского. - М.: Руссобит-М, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв. - (Электронный справочник). - Систем. требования: Win 2000sp4/XPsp1; Intel или AMD 500 Мгц; ОЗУ 128 Мб; 32х CD-ROM; мышь; MS.Word -версия 6 и выше; Браузер - любой стандарт HTML 4.0 и выше; Java/ZIP/RAR/PDF - желательно; Загл. с контейнера. - 120-00.

Дополнительная литература:

Барков С.А. Управление персоналом. М., 1996.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995.

Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями. М., 1983.

Казмиренко В.П. Социальная психология организаций. Киев, 1993.

Капиталистическое управление: уроки 80-х/ Под ред. Дынкина А.А. М., 1991.

Карлоф Б., Седерберг С. вызов лидеров. М., 1996.

Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.

Мескон Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М., 1992.

Основы управления персоналом/Под ред. Б.М.Генина. М., 1996.

Радугин А.А., Радугин К.А. введение в менеджмент: Социология организаций и управления. Воронеж, 1995.

Таунсенд Р. Секреты управления или как удержать компанию от подавления инициативы людей и снижения прибыли. М., 2001.

Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г.Поршнева и др. М., 1999.

Управление предприятием: Словарь справочник. М., 1990.

Уткин Э.А. Управление фирмой. М., 1996.

Филлипов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990.

Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. М., 1993.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М., 1996.

 


[1] Интернет-ресурс: http://trepsy.net/prof/stat.php?stat=145 (дата обращения 18.12.14)

Факультет социологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Современная социология организаций.

 

Язык обучения – русский

Выполнил(а):

 

 

Регистрационный номер

рабочей программы

/ /

 

 

 

Санкт-Петербург


Раздел I. Характеристики, структура и содержание учебных занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.091 с.)