Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схемы к теме: «социология как наука об обществе»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социология – наука о становлении, развитии и функционировании общества, его элементов, социальных отношений и социальных процессов, о механизмах и принципах их взаимодействия.
Общество как целостная социальная реальность
Эмпирическая Развитие и реальность: оценки, Объект социологии функционирование суждения, статистика общества
Объективные социальные явления и процессы
Схема 1. Объект социологии Социальный закон – объективная и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями и процессами, которые возникают вследствие массовой деятельности людей Социальные законы По степени общности Законы, которые характеризуют Законы, которые описывают развитие социальной сферы развитие отдельных элементов в целом социальной сферы
по способу проявления Динамические Статические
Причинные Функциональные Законы Законы развития функционирования
Схема 2. Классификация социальных законов Общесоциологический уровень (теоретическая социология) Общество изучается как единый социальный организм, акцентируясь на его глобальных проблемах
Среднесоциологический уровень (специальные теории, отраслевая социология) Раскрываются закономерности развития общества, социальных общностей, функционирование социальных институтов и процессов Эмпирический уровень (эмпирические исследования) Предметом анализа являются разнообразные действия, характеристики поведения, взгляды, настроения, потребности, интересы, мотивы людей, социальных групп и общностей, отражение социальной реальности в фактах общественного сознания
Схема 3. Уровни социологического знания Литература 1.Маркович Д. Ж.Общая социология: Учебник: Пер. с сербского. — М.: Гуманист. изд-во «Центр ВЛАДОС», 1998 - 432 с. 2. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов: Логос, 1999. - 447 с. 3. Общая социология/ Под общ. ред. проф.. А.Г.Эфендиева. – М.,2000. 4. Якуба Е.А. Социология. – Х.: Константа, 1996. 5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Центр, 2000. 6. Большой толковый социологический словарь. – В 2-х т. – М.: Вече АСТ, 1999. 7.Вебер М.Основные социологические понятия // М. Вебер: Избр. произведения. — М.: Политиздат, 1990. — С. 601-628. 8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Мысль, 1991. - С. 391-566. 9. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. — М.: Политиздат, 1989. — 479 с. 10. Руткевич М. Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса // Социологические исследования. — 1991. — № 7. - С. 25-37. 11. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М.: Политиздат, 1992. - 544 с. Семинар №2. История формирования социологического знания (Самостоятельное изучение, написание реферата) Темы рефератов 1. Предпосылки возникновения социологии (протосоциологический приод). 2. О.Конт – основоположник социологии. 3. Социальная доктрина и сущность структурно-функционального метода в социологии Г.Спенсера. 4. Роль К.Маркса в развитии социологии. 5. Психологическое направление социологии. 6. Структурный функционализм в социологии. 7. Конфликтологическое направление в социологии. 8. Теории социального обмена. 9. Социология Э.Дюркгейма. 10. М.Вебер и его социологическая концепция. 11. Социологическая концепция П.А.Сорокина. 12. Основные тенденции развития украинской социологической мысли в ХIХ - начале ХХ века. 13. Особенности и основные тенденции развития украинской социологической мысли в ХХ веке. 14. Основные направления эмпирической социологии. Задания для самостоятельной работы Тесты для самоконтроля: 1) Известная работа Платона имеет название: а) “Полития”; б) “Государство”; в) “Демократия”; г) “Монархия”. 2) В основу понимания Платоном строения общества положены следующие представления: а) не различает понятий “государство” и “общество”, считая их тождественными; б) дает философское объяснение природы государства; в) использует логикопонятийный подход при рассмотрении государства; г) для анализа общественных явлений использует эмпирические наблюдения. 3) Аристотель называет человека: а) “политическим животным”; б) “общественным животным”; в) “городским животным”; г) “государственным животным”. 4) Аристотель стремится к преодолению недостатков «крайних» и поиску срединной, умеренной формы государства, которая отличалась бы стабильностью. Эту форму режима он называет: а) монархия; б) демократия; в) полития; г) идеальное государство. 5) Социальной базой умеренной формы государства Аристотель считает: а) средний класс; б) богатых; в) зажиточных; г) аристократию. 6) Изучение наблюдаемых социальных фактов позволило Н.Макиавелли сформулировать законы, объясняющие общественные явления: а) цель оправдывает средства, что означает: все средства хороши в достижении поставленной цели; б) умный правитель должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным; в) в политике правит мораль, а не целесообразность; г) правитель, стремящийся к поддержке подданных, не должен знать их чаяния. 7) Политические законы, диктующие выбор форм правления на ранних этапах развития человечества, по мнению Монтескье, отражают влияние: а) природных факторов; б) размера территории; в) социальных факторов; г) духовных факторов. 8) На возникновение социологии как науки оказали влияние: а) Аристотель г) Сократ ж) И. Кант б) П. Сорокин д) О. Конт з) З. Фрейд в) Платон е) Г. Спенсер и) М. Вебер. 9) Назовите, кто и в какой работе впервые ввёл в употребление термин «социология»? а) Э.Дюркгейм “О разделении общественного труда”; б) И.Кант “Критика чистого разума”; в) М.Вебер “Основные социологические понятия”; г) О.Конт “Курс позитивной философии”; д) П.Сорокин “Система социологии”. 10) Основоположником социологии является: а) М. Вебер;б) О. Конт;в) К. Маркс. 11) О.Конт был сторонником направления в социологии: а) позитивизма;б) социал-механицизма;в) социал-дарвинизма;г) эволюционизма.12) Выберите основные разделы социологии, выделенные О. Контом: а) социальная статика; б) социальная аналитика; в) социальная физика; г) социальная динамика; д) социальный контроль. 13) Суть позитивизма как социологического метода заключается в: 14) Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является: а) малая группа; 15) Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изучения: 16) Вершиной пирамиды “иерархии наук” О. Конта является: 17) Какую из научных дисциплин О. Конт поставил в основание своей “иерархии наук”: а) социологию; 18) Социология, по мнению Конта, должна быть: а) позитивным изучением совокупности фундаментальных законов; б) дисциплиной, в которой общество анализируется не в контексте социальной структуры, а сквозь призму поведения конкретного человека политического лидера; в) дисциплиной, в которой формируется модель общества, напоминавшего общину; г) дисциплиной, которая объективно, на основе наблюдения и эксперимента, подобно естественным наукам, будет формулировать закономерности развития общества. 19) Социальная статика, по мнению О.Конта: а) рассматривает общество с точки зрения его строения, выделения основных элементов структуры общества и их взаимосвязей; б) формулирует теорию общественного развития, в основе которой лежит “прогресс духа”; в) рассматривает общество с точки зрения прогресса человеческого разума; г) рассматривает общество с точки зрения социальной солидарности. 20) Конт выделял три ступени развития человеческого разума: а) теологическую; б) метафизическую; в) позитивную; г) религиозную. 21) Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение понятия эволюции: а) О. Конту; 22) Эволюция, по Г. Спенсеру, – это: 23) Общество, по мнению Спенсера, — это: а) случайное скопление взаимодействующих между собой людей; 24) Г.Спенсер считается в социологии родоначальником: а) эволюционизма; б) позитивизма; в) механицизма; г) субъективизма. 25) Автором работы “Протестантская этика и дух капитализма” является: а) Макс Вебер; б) Толкотт Парсонс; в) Освальд Шпенглер; г) Роберт Мертон. 26) Концепцию общественно-экономической формации разработали: а) Т. Парсонс; б) К. Маркс и Ф. Энгельс;в) П. Сорокин. 27) Назовите основоположника “понимающей” социологии: а) Г. Спенсер; б) М. Вебер; в) Г. Зиммель; г) Э. Дюркгейм; д) П. Сорокин. 28) Главные признаки социальных фактов по Дюркгейму: 29) Назовите представителей школы структурно-функционального анализа в социологии: а) М. Вебер г) К. Г. Юнг б) П. Сорокин д) Т. Парсонс в) Р. Мертон е) Г. Зиммель. 30) Назовите, кто из социологов впервые систематизировал и развил теорию бюрократии: а) Л.Гумплович; б) М.Вебер; в) Т.Парсонс; г) Р.Мертон; д)Г.Зиммель. 31) Назовите основоположника “чистой” или “формальной” социологии: а) Г. Спенсер; б) П. Сорокин; в) Г. Зиммель; г) Э. Дюркгейм; д) Р. Мертон. 32) Идея о необходимости революционного преобразования социальных отношений составляет главный вывод: в) понимающей социологии; г) социологического реализма. 33) Центральным понятием “понимающей социологии” М.Вебера является: а) социальный факт; 34) Автором классической социологической работы “Самоубийство” является: а) Карл Маркс; 35) Базис в марксистской аналитической схеме общества — это: а) производительные силы общества; 36) Эмилю Дюркгейму принадлежит: а) теория общественного договора; 37) Создателем теории социального конфликта считают: а) Огюста Конта; 38) Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии - это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым: а) Э. Дюркгейм; 39) Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие идеи:
40) Какие из обществ, по Э. Дюркгейму, основаны на механической солидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом: а) архаические; 41) Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот: а) Герберт Спенсер; 42) Кто из классиков социологии застал начальную стадию капитализма: а) М. Вебер; 43) Кого принято считать пионером социальной статистики в социологии: а) О. Конта; 44) Кто из социологов-классиков отдавал ведущее место при построении своей теории производственным отношениям: а) К. Маркс; 45) Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически: а) О. Конт; 46) В основе общества, законов его развития, по мнению К. Маркса и Ф.Энгельса, лежат: а) идеи; б) революции в умах людей; в) способ производства материальной жизни; г) собственность. 47) Социальную структуру буржуазного общества составляют классы, которые, по мнению К.Маркса, выделяются по признаку: а) владения средствами производства и по размерам той доли общественного богатства, которая обусловлена правом собственности; б) уровня образования; в) овладения культурными образцами; г) хозяйственности. 48) Э.Дюркгейм ввел в научный оборот термин: а) социальный институт; б) социальная группа; в) аномия; г) девиантное поведение. 49) В основу выделения типов обществаЭ. Дюркгейм положил: а) характер социальной солидарности; б) характер исторического развития; в) социальный конфликт; г) установление политической власти. 50) Главным предметом анализа М. Вебера является: а) поведение индивида; б) социальные факты; в) социальные конфликты; г) социальные явления. 51)Необходимость создавать теории среднего уровня выдвинул: а) Р.Мертон; б) О.Конт; в) Т.Парсонс; г) Г.Зиммель. 52) Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции Э.Дюркгейма: а) структурно-фукциональный анализ; б) конфликтная социология; в) герменевтическая социология; г) леворадикальная социология. 53) Кто из социологов ХIХ века стоял у истоков социологии конфликта: а) Г.Зиммель; б) К.Маркс; в) Э.Дюркгейм; г) Ф.Ратцель. 54) Характерными чертами символического интеракционизма являются: а) стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий; б) стремление исходить из положения, что люди нуждаются в многообразных видах вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействия с другими людьми; в) стремление исходить из положения, что общество – это сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп.
Литература 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М. Центр, 1993. 2. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. 3. Громов И. А., Мацкевич А. Ю. Западная социология. - С.-П: Логос, 1997 4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Феникс, 1991. 5. Западно-европейская социология XIX – XX веков / под ред. В.И. Добренькова. – М.: Прогресс, 1996. 6. История социологии в Западной Европе и США. - М.: Приор, 1993. 7. Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов вузов. – М.: Логос, 1999. 8. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. Учебное пособие. – К.: МАУП, 1998. 9. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Центр, 2000. 10. Руткевич М.Н. Как поживает идея материализма в социологии // Социологические исследования. - 1993. - №10. 11. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. - 1992. - №2. 12. Соціологія / за ред. В.Г. Городяненка. – К.: Академія, 1999 13. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – М.: Прометей, 1994. 14. Якуба Е.А. Социология: Учебное пособие. – Х.: Константа, 1996. Семинар №3. Общество как целостная социокультурная система План 1.Основные подходы к изучению общества. 2.Типология обществ. 3. Социальная структура общества: сущность понятия, природа возникновения; причины образования социальных общностей и групп. 4. Природа и значение неравенства как основы социальной структуры общества. 5.Марксистское учение о классовой структуре общества. 6.Теории социальной стратификации. 7.Социальная мобильность П. А. Сорокина. 8.Характерные черты стратификации современного украинского общества. Темы рефератов и докладов 1. Теории социального расслоения (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, структурный функционализм). 2. Средние слои в современных обществах. 3. Социальная мобильность: показатели, каналы, ресурсы. 4. Понятие элиты и ее роль в обществе. 5. Маргинальные слои и группы населения. 6. Социально-демографическая структура общества и тенденции ее развития в Украине. 7. Стратификационные основания неравенства. 8. Этническое и расовое неравенство. 9. Социологические проблемы совершенствования взаимодействия природы и общества. Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания 1. Чем отличаются понятия “социальная стратификация” и “социальная дифференциация”? 2. Что означает понятие “стабильность социальной системы”? Каковы механизмы поддержания стабильности социальной системы? 3. Согласно представлениям К.Маркса, экономические отношения в обществе, в частности неравенство людей по отношению к средствам производства и производимым благам, имеют определяющее значение, а все остальные стороны социального неравенства являются производными от них. Действительно, экономическое положение человека тесно связано с его социальным статусом, политическим влиянием, культурными и образовательными возможностями. Можно ли считать экономическое неравенство определяющим фактором, влекущим за собой все другие виды неравенства? 4. Один богач никогда не подавал милостыни бедным, всегда повторяя поговорку: “Бог ему не дал, как же я могу ему дать”. Можно ли расценивать эту поговорку как своего рода концептуальное оправдание социального неравенства. 5. Как Вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Образуют ли отдельный слой солдаты срочной службы? Безработные? 6. Каково соотношение понятий “государство” и “общество” (например, “Украинское государство XIX века” и “Украинское общество XIX века”). Попробуйте решить эту задачу при помощи логических кругов, наглядно выражающих объем понятий. Перед Вами пять вариантов ответа. Выберите один вариант и приведите свои доводы в пользу Вашего выбора. Первый вариант (различие) означает, что эти два понятия не имеют ничего общего. Второй вариант (сходство-различие) означает, что частично эти два понятия совпадают, но одновременно частично расходятся. Третий вариант (тождество) означает, что эти два понятия полностью совпадают. Четвертый и пятый варианты (больше меньше) означают, что одно понятие является по-своему большим и включает в себя другое понятие как частное понятие. Четвертый вариант – “государство” более широкое понятие, пятый вариант – “общество” более широкое понятие. 7. Определите соотношение понятий “население” и “общество”. Попробуйте решить эту задачу при помощи логических кругов, наглядно выражающих объем понятий. Перед Вами пять вариантов ответа. Выберите один вариант и приведите свои доводы в пользу Вашего выбора. Первый вариант (различие) означает, что эти два понятия не имеют ничего общего. Второй вариант (сходство-различие) означает, что частично эти два понятия совпадают, но одновременно частично расходятся. Третий вариант (тождество) означает, что эти два понятия полностью совпадают. Четвертый и пятый варианты (больше меньше) означают, что одно понятие является по-своему большим и включает в себя другое понятие как частное понятие. Четвертый вариант – “общество” более широкое понятие, пятый вариант – “население” более широкое понятие. 8.Подумайте: Существуют ли абсолютные эталоны для сравнения социального статуса, различных социальных групп и страт или оценка фактического неравенства полностью опосредована индивидуальным восприятием? Каким образом может, с Вашей точки зрения, варьироваться оценка социального статуса в зависимости от возраста, пола, семейного положения, уровня образования, доходов, национальности. К какой социальной страте Вы относите себя и свою семью? 9. Как вы понимаете следующее суждение: "Современное украинское общество мощно поляризовано, дифференцировано и стратифицировано". 10. Правильно ли выражение: “Я” + “МЫ” + “ОНИ” = Общество. 11. Найдите в специализированных и популярных журналах и газетах статистические данные о стратификации украинского общества, населения Вашего региона и города по таким признакам, как доходы, собственность на средства производства и т.д. Данные покажите в наглядной форме (диаграммы, схемы и т.д.). Найдите в периодической печати (в журналах и газетах социально-экономической тематики) статистические данные о доходах населения в динамике (например, за последние десять лет) и характере распределения этих доходов. Если есть возможность, изобразите эти данные в наглядной форме (диаграмма, график, таблица и т.п.). 12. Покажите на конкретных примерах, с какими экономическими, политическими и духовными нормами Вы имели дело последние несколько дней. Приведите не менее 5 примеров по каждому типу норм. Далее таким же образом приведите по 5 конкретных примеров экономических, политических и духовных ценностей, экономических, политических и духовных институтов. Проанализируйте, одинаково ли значимы перечисленные нормы, ценности и институты для различных общностей и слоев людей (горожан и сельчан, поколений, мужчин и женщин, профессиональных и классовых групп и т.д.). Если обнаружите какие-либо различия, попробуйте дать им социологическое объяснение. 13. Обозначим понятия “экономическая культура”, “политическая культура”, “духовная культура” и “социальная культура” при помощи логических кругов. Покажите, каким образом соединив эти четыре круга, можно показать их взаимосвязь и строение культуры общества в целом. 14. Изобразите графически социальную мобильность на примере своей биографии. Подтвердите конкретными фактами. 15. В математике существует правило “От перемены мест слагаемых сумма не меняется”. Относится ли данное правило к социальным перемещениям? Иначе говоря, меняются лишь социальные места людей, а общество остается неизменным? 16. Покажите на примерах из личного и социального опыта взаимосвязь социальной сферы с экономической, политической и духовной сферами. 17. Составьте таблицу с указанием конкретных примеров. Табл.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.223 (0.013 с.) |