Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология обществ в современной социологии. Цивилизационный подход к анализу обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует множество критериев типологизации обществ: исторические, экономические (по уровню развития производительных сил, жизненному уровню), социальные, политические, культурные, религиозные, идеологические и т.д. Формационный подход (К.Маркс и Ф.Энгельс): общество проходит в своем развитии определенные общественно-экономические формации (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). Переход от одной формации к другой происходит в форме социальной революции. Социальная революция – это коренной качественный перелом во всей общественной жизни. Главной причиной социальной революции является конфликт между растущими новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Следствие - острая классовая борьба. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти, благодаря чему происходит преобразование во всех других сферах общественной жизни и формируется новая система общественных отношений. В зависимости от способа организации производства выделяют три стадии развития (типа) общества (Д. Белл, А. Турен, В. Ростоу):1. Традиционное или аграрное общество, где господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия.2. Индустриальное общество – развитая и сложная система разделения труда; массовое производство товаров на мировой рынок; механизация и автоматизация управления производством; НТР.3. Постиндустриальное общество, в котором главной стала информация.Выделяются цивилизационные революции - аграрная (проходила 6-8 тыс. лет назад и осуществляла переход человечества от потребительской к производящей деятельности) и индустриальная (конец XVII- начало XVIII века). В конце XX - начале XXI века человечество в лице передовых стран вступает в третью цивилизационную революцию - информационную. Американские социологи (Г.Ленски и Дж.Ленски) подразделяют общества по способу добывания средств существования: 1. Общества охотников и собирателей; 2. Садоводческие общества; 3. Аграрные общества; 4. Промышленные общества. Немецкий социолог Ф. Теннис свое внимание сосредоточил на двух типах обществ: 1. Допромышленном (традиционном); 2. Промышленном (современном, городском). Цивилизационный подход (А.Тойнби). В основе типологии обществ лежит совокупность всех форм жизнедеятельности общества: материально-экономической, политической, идейной, религиозной, культурной, нравственной, эстетической. Основные черты цивилизации: 1. Цивилизация знаменует все большее преобразование живой природы во “вторую природу” (предметы, вещи). Человечество как бы удваивает природу. 2. Противоречивое вмешательство человека в природные процессы, противоречие между научно-техническим прогрессом и цивилизованностью жизни. 3. Противоречивое, но в целом поступательное развитие товарного производства и обмена (складываются особые области разделения труда, специфические типы социальных отношений, взаимодействий индивидов, профессиональных и имущественных групп, стран и народов по поводу создания и обмена товаров). Но товарное производство несет проблемы культа денег, прибыли, безжалостности конкуренции. 4. Предоставление комфорта все большему числу людей, которые стремятся к удовлетворению растущих потребностей (и духа, и тела) к тому, чтобы сделать повседневную жизнь более обустроенной, удобной, красивой, комфортной и в этом смысле более достойной человека. 5. Обеспечение, предоставление человеку всеобщих прав, свобод, гарантий, возможности участвовать в решении своих судеб и судеб нации, страны, мира. Обеспечение все более свободных, ненасильственных, добровольных форм современного быта индивидов и их свободно формирующихся объединений. 6. Работа по созданию всеобщих идеальных (духовно-нравственных) образцов предметной деятельности и норм, принципов человеческого общежития и общения. Понятия “цивилизация” и “культура” неразрывны. 7. Всемирно-исторический и общечеловеческий характер и значение опыта цивилизации. Процесс развития цивилизации до сих пор был непрерывным. Исконный исторический интерес всех народов требует сохранения нашего общего очага – мировой цивилизации на планете Земля. На сегодняшний день фиксируют пять цивилизаций: западная христианская (католическая и протестантская), православная христианская, индийская (индобуддийская), дальневосточная (китайско-конфуцианская), исламская (арабо-мусульманская). Чаще в литературе встречаются термины “западная цивилизация” (из названных первые две) и “восточная цивилизация” (последние три, к которым относится 3/4 человечества). Цивилизационный подход состоит в признании существования в мире различных и равноправных цивилизаций. Каждая цивилизация уникальна, но содержит в себе общечеловеческие черты. Концепция культурно-исторических типов общества (П.Сорокин): все народы делятся на “исторические” и “неисторические”. Неисторические – это этнографический материал, тупиковые ветви вразвитии общества. Они не могут решать свою судьбу, не могут выработатьформу своей государственности и т.д.Культурно-исторические типы могут создавать только исторические народы: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, иранский, индийский, иракский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский, перуанский, славянский.Культурно-исторические типы различаются сочетанием четырех основных элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического.Почти все культурно-исторические типы строятся на одной основе, только славянскому типу присущи все четыре элемента.Общество всегда проходит четыре фазы своего развития: бессознательный – период зарождения народа, период государственного становления, расцвета, упадка.В последние десятилетия общества различаются по политическим критериям (особенно по характеру и формам соотношения общества и государства) – демократические, тоталитарные и авторитарные. Важно отметить, что роль и значение той или иной классификации определяется во многом тем, под каким углом зрения, с какой конкретно стороны изучается общество, как сложное, многогранное образование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.011 с.) |