Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблематика программ социологического исследования

Поиск

 

1. Жизненные планы студентов: учеба, создание семьи, работа.

2. Занятия физической культурой в аудиторное время: оценки, мнения, суждения.

3. Книга в жизни студента.

4. Компьютерные игры: развлечение или жизнь?

5. Музыкальные интересы студенчества.

6. Научно-исследовательская работа и студенты.

7. Общественная активность студенческой молодежи.

8. Отношение студентов к выбору специальности.

9. Свободное время молодежи.

10. Состояние здоровья студенческой молодежи.

11. Спорт в жизни студенческой молодежи.

12. Студенческое общежитие глазами студентов.

13. Учеба и работа студентов: оценки, мнения, суждения.

14. Футбольные фанаты (оценки явления).

Методические рекомендации по проведению социологического опроса

Опрос является одним из самых распространенных методов социологических исследований. Опрос предполагает получение ответа на вопросы, задаваемые социологом. Особенность этого метода заключается в том, что источником информации является словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о мыслях и оценках респондента тех или иных сторонах действительности, о мотивах его поведения.

Различают четыре разновидности опроса:

анкетирование - письменный заочный опрос;

интервью - устная беседа, визуальный опрос;

социометрический опрос;

экспертный опрос, который предполагает получение ответов от компетентных по исследуемой проблеме лиц.

Как форма самостоятельной работы студентов предлагается самостоятельная подготовка и организация анкетирования по предложенной проблематике.

Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения с его помощью достаточного объема эмпирической информации в короткий срок. Заполняется анкета самими респондентами.

Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и по форме вопросов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловливаются конструированием и редакцией вопросов. Это выдвигает высокие требования к их формулировке. Вопросы классифицируются по определенным признакам: по содержанию, функциям, структуре, форме.

По содержанию все вопросы, которые задаются, подразделяются на две большие группы: вопрос о фактах и событиях и вопрос об оценках и мыслях по поводу этих событий. В первую группу входят вопросы о поведении и продуктах деятельности респондента, а также социально-демографические вопросы о личности респондента, например, вопрос типа: “Как часто за последний год вы пользовались библиотекой для подготовки к занятиям?”. Ко второй группе относятся вопросы типа: “Как Вы оцениваете качество преподавания специальных дисциплин в университете?”.

Каждый из этих двух блоков вопросов имеет свои особенности. Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне ответить на заданные вопросы. Нередки случаи, когда респонденты отказываются давать оценку тем или иным событиям, отвечать на вопрос о мотивах поведения.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов – отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов – уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его другая словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, “сломать лед”.

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. У закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Возможные ответы должны вычерпывать объем опроса, включая позитивные, негативные варианты ответов, а также ответы типа не “знаю”, “тяжело ответить”, другие ответы.

Выделяют три разновидности закрытых вопросов: 1) “да” – “нет”; 2) альтернативные, которые допускают выбор одного ответа из перечня возможных; 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

Пример закрытого вопроса.Какая форма самостоятельной работы при подготовке к занятиям по социологии Вам наиболее интересна:

1. чтение специальной литературы;

2. пересмотр периодики по данной тематике;

3. самостоятельное проведение опроса;

5. ничего из вышеперечисленного;

6. тяжело ответить?

По форме различают вопросы прямые и косвенные (непрямые). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В косвенных вопросах ситуация задается, предусматривается. Пример прямого вопроса: “Устраивает ли Вас ваша теперешняя работа?” Пример того же вопроса, но сформулированного косвенно: “Допустим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?” Преимущество косвенных вопросов заключается в том, что они свободны от возможных временных конфликтных ситуаций. Разновидностью непрямых вопросов являются безличные вопросы.

При подготовке опросника нужно исходить из таких правил формулировки вопросов:

- вопрос должен отвечать целям и задачам исследования;

- каждый вопрос должен быть логически самостоятельным, отдельным;

- формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому стоит избегать узкоспециальных терминов. Вопрос должен быть согласован с уровнем интеллектуального развития респондентов, направлен на менее всего подготовленных.

- не следует задавать слишком длинных вопросов;

- стоит стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали респондентов к активному участию в опросе, повышали интерес к исследуемой социологами проблеме;

- вопрос не должен предполагать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально;

- должен быть соблюден баланс возможных позитивных и негативных ответов. В противном случае вопрос может вселить респонденту направленность ответа. Например, при измерении степени удовлетворенности работников разными сторонами трудовой ситуации нужно предусмотреть одинаковое число вариантов удовлетворенности и недовольства: “вполне удовлетворенный”, “в основном удовлетворенный” и “не удовлетворенный”, “не совсем удовлетворенный”. Стоит также предусмотреть вариант, когда опрашиваемый не может сделать определенную оценку: “тяжело ответить”.

Анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, количество вопросов в ней, стоит руководствоваться целью исследования, предусматривать результаты анкетирования и их практическое использование. Анкета, как правило, состоит из трех частей: вступительной, основной и паспортички. Вступительная часть - это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия анонимности опроса, направления использования его результатов, правила заполнения анкеты. В основной части содержатся вопросы о фактах, мотивах, оценках и мнениях респондентов. Последняя часть анкеты включает вопросы о социодемографических и биографических данных респондента.

Анкетирование стоит применять при изучении оценки хода изменений в трудовых коллективах, причин текучести кадров, эффективности бригадной формы организации труда, отношения к труду, психологического климата в коллективе и по ряду других проблем.

 

Тесты для самоконтроля

1) Какой из указанных этапов является первым при реализации социологического исследования:

а) обработка полученных данных;

б) подготовка отчета о результатах исследования;

в) разработка программы исследования;

г) сбор первичной социологической информации.

2) Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) методология;

б) методика;

в) метод;

г) техника.

Определения:

1. наиболее общие философские подходы к познанию;

2. совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода;

3. совокупность технических приемов, которые связаны с данным методом, их последовательность и взаимосвязь;

4. основной способ сбора, обработки и анализа данных, то есть способ поучения информации.

3) Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования – это: а) выборка;б) рабочий план исследователя;

в) программа исследования.

4) Какой вид интервью был впервые применён Лазарсфельдом в 1940 году и предусматривает сбор информации по одному и тому же вопроснику от одних и тех же респондентов несколько раз через точно определённые временные интервалы?

а) экспертное интервью;

б) пилотажное интервью;

в) панельное интервью;

г) фокусированное интервью.

5) В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода:

а) стандартизованное интервью;

б) непосредственное наблюдение;

в) нестандартизованное наблюдение;

г) свободное наблюдение.

6) Открытые вопросы анкеты:

а) предполагают наличие готовых вариантов ответов;

б) дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ;

в) привлекают исследователей экономичностью обработки;

г) могут быть альтернативными.

7) Различаются две основные формы опроса:

а) анкетирование;

б) диалог;

в) интервьюирование;

г) общение.

8) Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условия:

а) наблюдение;

б) интервью;

в) опрос;

г) эксперимент.

9) К методам социологического анализа не относится: а) социологический опрос;б) наблюдение;в) метод каузальности. 10) К собственно социологическим методам относятся: а) наблюдение;б) метод сравнения;в) контент-анализ документов.

11) Анкета состоит из трех частей:

а) паспортичка;

б) вводная (вступительная);

в) анкетная;

г) основная.


Выводы к модулю 1

1. Социология как автономная наука возникает в середине XIX века. Как новая теория общественного развития она является, с одной стороны, отражением качественного изменения социальных отношений, реальных возможностей и потребностей людей, с другой - следствием прогресса самого научного знания, направленного на разрешение возникающих противоречий в развитии общества, диагностику социальных “болезней”, поиск методов их излечения.

Социология - это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым.

Выделяют несколько уровней, образующих структуру социологической системы знания: теоретическая социология (общесоциологическая теория), отраслевая социология (специальные (частные) социологические теории), эмпирическая социология (конкретно-социологические (эмпирические) исследования). Выделение уровней социологии носит весьма условный характер. По сути, все они едины и находятся в тесном взаимодействии.

Внутренняя существенная связь явлений и процессов, обусловливающих их необходимое развитие и обладающая всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при соответствующих условиях, в социологии называется законом. Социальные законы, как и законы природы, действуют независимо от воли и сознания людей, являются результатом целенаправленных последовательных действий большинства индивидов в социальных ситуациях и объективных связях. Объективность социального закона состоит в том, что новые поколения наследуют готовые отношения, связи, тенденции, сформированные без их участия. В сфере действия закона может находиться общество в целом либо его части.

Социология – своего рода учебник жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности самосовершенствования и влияния на социальный прогресс.

2. Изучение общества, социальных процессов и явления в нем, началось с давних времен. История социологического знания об обществе включает три периода: протосоциологический (от времен античности до начала XIX века); классический (с начала XIX века до середины XX века), современный (с начала XX века до сегодняшнего времени). В рамках протосоциологического этапа выделяют несколько периодов формирования взглядов на общество и законы его развития: античный, средневековый, эпох Возрождения и Просвещения. Протосоциологические теории сыграли заметную роль в последующем развитии социологической науки, влияя на формирование не только классических, но и современных взглядов на закономерности становления и развития общества.

Классический период связан с деятельностью выдающихся социологов О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера и других.

Современная западная социология представлена разнообразием школ и течений, которые развиваются по многим направлениям, а именно: структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон), теория социального конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф), теория социального обмена (Дж. Хоманс), психоаналитические теории (З.Фрейд, Э.Фромм), символический интеракционизм (Дж.-Г. Мид, Г.Блумер), неомарксизм (Д.Лукач, А.Гоулднер) и другие.

3. Общество– это совокупность всех форм объединения и взаимодействия людей, которые сложились исторически, имеют совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуются социокультурной идентичностью его членов.

Общество – это социальная реальность особого типа, продукт взаимодействия людей. Это сложная система экономических, социальных, национальных, религиозных и иных отношений.

Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собою упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, социальных слоев, положений и отношений между ними называется социальной структурой. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе общества.

Благодаря социальной структуре общество качественно отличается как от произвольного, беспорядочного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих иную качественную определенность. Социальная структура определяет устойчивость и стабильность общества как целостной системы. Социальная структура характеризует общество не просто как сумму индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а как целостную систему, как такую общность, которая порождает новое, интегральное, системное качество.

Существует множество критериев типологизации обществ: исторические, экономические (по уровню развития производительных сил, жизненному уровню), социальные, политические, культурные, религиозные, идеологические и т.д.

Социальное неравенство – характерная черта любого общества. Критерии организации неравенства могут быть различными. Это служит основанием многомерного подхода к изучению социальной стратификации в западной социологии. Социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

Иерархическая структура общества не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции называется социальной мобильностью.

4. Проблема личности – одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой.

Включение человека в общественную жизнь осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры (социальные группы, институты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, которые принимает.

Личность – наиболее сложный объект изучения, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров - биологического и социального - вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество, социальные общности (группы) и социальные институты не обладают такой степенью сложности, ибо они являются сугубо социальными образованиями.

В основе социальной стратификации общества лежит иерархия социальных статусов. Социальный статус – это место индивида в социальной системе. Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей; в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

Становление личности – сложнейший длительный процесс приобщения личности к социальному, т.е. ее социализации. Социализация определяется как процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие (обучение, воспитание). Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.

Социализация – это не однонаправленный процесс. Не только общество, но и сама личность выступает как субъект воспитательной деятельности, субъект самовоспитания.

5. Одним из основных характерных признаков общества как целостной системы является определенный уровень развития культуры, система норм и ценностей, положенных в основу социальных связей между людьми. Культура как “вторая природа” порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Культура выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные.

Основные закономерности внутреннего развития культуры тесно переплетаются с внешней тенденцией развития культуры, эволюцией ее отношений с природой.

6. Социологическое исследование является специфической разновидностью социальных исследований, рассматривающих общество как целостную социокультурную систему и опирающихся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации. Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.012 с.)