Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грабовенко Н.В., Крикунова С.Т.

Поиск

Министерство аграрной политики Украины

Луганский национальный аграрный университет

 

Н.В.Грабовенко, С.Т. Крикунова

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

модульный курс

 

Луганск 2009

 


УДК

 

 

Рецензенты:

Ротенфельд Ю.А. – доктор философских наук, профессор

Чекер В.Н. – кандидат философских наук, профессор кафедры философии

 

Грабовенко Н.В., Крикунова С.Т.

Социология: модульный курс. Учебное пособие. – Луганск: ЛНАУ, 2009. – с.

 

 

Учебное пособие содержит лекционный материал по модулям, темы, планы и методические указания для подготовки к семинарам и практическим занятиям; тематику и методические указания по выполнению контрольных работ (рефератов) для студентов заочной формы обучения; вопросы к экзамену (зачету); списки литературы по каждой теме. В организации самостоятельной работы студентов помогут составленные к каждому модулю проблемные вопросы и индивидуальные задания для самостоятельного обучения, тесты для самоконтроля, тематика сообщений (рефератов, докладов). Методические рекомендации включают схемы, таблицы, словарь ключевых социологических понятий и терминов.

Содержание учебного пособия и его структурных элементов подготовлен в соответствие с Указами министра образования и науки Украины № 48-49 от 23 января 2004 г., направленными на европейскую интеграцию высшего образования Украины.

Для студентов высших учебных заведений несоциологических специальностей.

 


Содержание

Модуль 1. Основы теоретической и эмпирической социологии

Тема 1. Социология как наука

1.1. Предпосылки возникновения и развития социологии как науки

1.2. Объект, предмет, методы социологии

1.3. Структура и функции социологии

1.4. Категории и законы социологии

1.5. Место социологии в структуре современного знания

Тема 2. История становления и развития социологии

2.1. Протосоциологический етап

2.2. Классический период развития социологии

2.2.1. Позитивистская социология О. Конта

2.2.2. Социология Г.Спенсера

2.2.3. Социология марксизма

2.2.4. «Социологизм» Э.Дюркгейма

2.2.5. «Понимающая» социология М.Вебера

2.3. Основные школы и направления современной западной социологии

2.4. Формирование и развитие социологической мысли в Украине

Тема 3. Общество как социальная реальность и социокультурная система

3.1. Сущность и основные признаки общества как социальной реальности. Общество – целостная социокультурная система.

3.2. Типология обществ в современной социологии. Цивилизационный подход к анализу общества.

3.3. Динамика общества. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.

3.4. Понятие социальной жизни. Базисные компоненты социальной жизни.

3.5. Социальная структура общества. Социальные группы и общности.

3.6. Социальная стратификация и мобильность общества

3.7. Социальный контроль

Выводы к модулю 1

Модуль 2. Основные отрасли социологического знания (отраслевая социология)

Тема 7. Экономическая социология

7.1. Предмет и объект экономической социологии.

Особенности экономической и социальной сфер общества.

Основные понятия и категории экономической социологии.

Проблемные поиски отечественной экономической социологии.

Тема 8. Социология труда и занятости

Сущность, предмет, объект, функции социологии труда и занятости

Категории социологии труда и занятости

Формирование социологических идей о труде

Основные подходы к изучению массовой коммуникации.

Тема 20. Гендерная социология

Сущность, основные категории гендерной социологии

Основные положения гендерной социологии

Проблема гендерных различий в мировой социологии

Феминизм: сущность, этапы, направления.

 

Круглый стол по проблемам молодежи “Молодежь в XXI веке”

Семинар №7. Общественное мнение как социальный институт

Семинар №8. Образование как социальный институт

Семинар №9. Наука как социальный институт

Семинар №10. Семья как социальный институт

Семинар №11. Социальные конфликты

 

Выводы к модулю 2

 

Словарь ключевых социологических понятий и терминов

 

Методические указания для самостоятельной работы студентов

Дневной формы обучения

 

Методические указания для самостоятельной работы студентов

Заочной формы обучения

Вопросы к экзамену (зачету)


Пояснительная записка

Социологическое образование является неотъемлемой составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом, в нем нашли отражение основные темы курса, что позволяет использовать его в любом высшем и среднем специальном учебном заведении для студентов несоциологических специальностей. Курс имеет профессиональную направленность, что нашло отражение и в разработке тематики курса, и в его содержании. Наряду с такими темами, как “Личность в системе социальных связей”, “Культура как социальный феномен”, традиционно включаемыми в абсолютное большинство программ и курсов, в данном пособии достаточно широко раскрыты темы “Экономическая социология”, “Социология труда и занятости”, которые представляются важными для любого специалиста, но для экономиста-менеджера - особенно. Тема “Социально-поселенческая структура общества” достаточно широко раскрывает проблемы социологии города и села, что является актуальным для будущих специалистов-аграриев.

В учебном пособии широко использован фактический материал. При раскрытии тем особое внимание уделяется анализу современных социальных проблем в Украине.

Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры политологии и социологии Грабовенко Н.В., Крикуновой С.Т.

В пособии использованы материалы: Городяненко В.Г., Губиной С.А., Болотиной Е.В., Мишуры В.Б., Бондаря А.Ф., Пилипенко С.Г., Михайловой Л.Н., Шурдуковой И.Н.

Цель курса: развитие познавательной активности студентов, творческое освоение ими научных категорий; развитие у будущих специалистов потребности и способности анализировать сложные социальные процессы и явления.

Задачи курса:

- дать студентам знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику и роль в системе социально-гуманитарных наук;

- помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа сложных социальных процессов и явлений;

- способствовать подготовке широко образованных специалистов, обладающих активной гражданской позицией в условиях трансформирующегося украинского общества.

Требования к уровню освоения содержания курса:

· знать объект, предмет и методологию социологической науки;

· освоить основные социологические категории и их характеристики;

· владеть навыками социологического анализа, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности;

· уметь дать характеристику обществу как многомерной социальной системе, роли социальных институтов в функционировании развития общества;

· знать основные социокультурные особенности и проблемы развития украинского общества;

· понять специфику социологического анализа культуры как ценностно-нормативной системы;

· иметь представление о социологическом подходе к личности, о факторах ее формирования в процессе социализации;

· знать источники социальных конфликтов, кризисов и способы их разрешения;

· получить представление об особенностях современной цивилизации, глобализации социокультурных процессов в современном мире.


Протосоциологический этап

Охватывает период от времен античности до начала XIX века. В рамках протосоциологического этапа выделяют несколько периодов формирования взглядов на общество и законы его развития: античный, средневековый, эпох Возрождения и Просвещения. Протосоциологические теории сыграли заметную роль в последующем развитии социологической науки, влияя на формирование не только классических, но и современных взглядов на закономерности становления и развития общества.

Античный период развития протосоциологических знаний охватывает период II тыс. до н.э. - IV ст. н.э. Его характерные особенности представлены в политико-социальных учениях древних Египта, Двуречья, Индии, Китая, Рима, Греции, которые отображали основные черты ранних типов обществ, пришедших на смену первобытных. Политическая и социальная мысль развивалась на основе религиозно-мифологического сознания. Главными для нее были вопросы политического управления, функционирования власти и правосудия. Но уже на этом этапе накапливаются знания об общественной жизни, формируются теории права, морали, государства, общества. Анализируя первобытные мифы, социологи могут воспроизвести характер социальных процессов в первобытном обществе, особенности его ценностей и норм, социальной структуры.

С возникновением науки историческая память материализуется в письменных источниках и документах. Социальный и исторический прогресс порождает новые формы общественной мысли, новую форму познания действительности - философию. Мифология и эпос заменяются исторической хроникой. Особенно большое значение для развития научной мысли сыграло появление социального слоя людей, которые профессионально занимались интеллектуальной деятельностью.

На формирование социальных теорий оказали влияние труды и творчество Демокрита, Платона, Аристотеля и других мыслителей античности, которые пытались объяснить сущность разнообразных фактов, процессов, явлений общественного развития.

Для античной общественно-политической мысли характерно отсутствие теоретически обоснованного разграничения понятий “общество” и “государство”. Древнегреческий философ Демокрит (около 460-370 гг.н.э.) утверждал, что в результате обеспечения потребностей людей было создано цивилизованное общество. Самым важным условием жизни людей считал разделение труда, результаты которого оценивал с точки зрения интересов рабовладельческого класса.

Одним из самых известных античных обществоведов является Платон, настоящее имя - Аристокл (427- 347 гг. н. э.). Размышляя над тем, каким должно быть идеальное государство, утверждал, что люди благодаря лишь собственным усилиям не могут достичь совершенства, что вызывает необходимость в существовании государства и законов. Эти вопросы он рассматривает в философских трудах “Политика”, “Государство”, “Законы”.

Идеальное государство, по мнению Платона, создается не в интересах индивида или отдельной социальной общности, а в интересах целого, то есть самого государства, вне которого индивид существовать не может. Человек для государства, а не государство для человека – кредо его политической философии. По мнению Платона, эгоизм, жажда денег, частная собственность, корыстолюбие, своеволие приводят к дестабилизации общества, оно начинает болеть изнутри, требует лечения. Индивид стремится к государству и законам, чтобы приблизиться к общественному идеалу, “излечиться” от пороков. Используя принцип социального зооморфизма, утверждает, что “человек - социальное животное”, акцентируя внимание на обеих частях этого высказывания.

Понятие “общество” отождествляется у Платона с понятием “государство”. Общество, по его мнению, распадается и внешним проявлением этого процесса является поляризация справедливости и несправедливости. Идеальное государство имеет два сословия: управленцев и производителей.

Государство Платона – это идеократия, особая форма тирании.

По Платону, идеальное государство не имеет возможности развиваться, оно лишь функционирует; любые общественные изменения являются не прогрессом, а регрессом. Неприемлемые государственные формы правления являются следствием человеческих пороков, которые приводят к социально несправедливому государственному устройству.

Важное место в системе социальных взглядов Платона занимают воспитание и просветительство, которые могут излечить социальные пороки. Идеал правителя платоновского государства – просвещенный (воспитанный) тиран, образованный монарх, царь-философ, философ-законодатель.

Ради социальной справедливости Платон предлагал упразднить семью как социальный институт и подчинить семейные отношения государству. Он считал, что индивидуального счастья в идеальном государстве не может быть –члены идеального государства могут быть счастливы вместе.

Таким образом, Платон был одним из первых, кто попробовал объяснить причины социального неравенства, создал собственную теорию социальной стратификации. По его мнению, социальная структура общества создавалась в результате действия сверхчеловеческого ума. Он считал, что теория управления государством должна быть основана на изучении человека, его природы, т.к. здоровое общество не может состоять из людей, которых преследуют страх и неуверенность.

Утопия Платона об идеальном государстве, невзирая на погрешности, отрицает существующие рабовладельческие отношения и выступает за уничтожение социальной несправедливости в целом. Обе тенденции были достаточно прогрессивными и для того времени, и для науки в целом.

Значительный вклад в развитие социологической мысли о государстве и обществе внес древнегреческий философ, ученик Платона, Аристотель (384-322 гг. н. э.). Философия Аристотеля легла в основу многих отраслей знания, оставив в наследие учение об обществе, государстве и власти. Его основными произведениями можно считать “Политику”, “Этику”, “Риторику”.

По Аристотелю, государство является объединением родовых общин. Рабство это основной элемент государственной системы всех существующих в тот период государств. Ни одно государство, по Аристотелю, немыслимо без господ и рабов. Вопреки Платону он выступает поклонником индивидуальной частной собственности. Как и Платон, считает, что человек по природе – “существо государственное”. Вне государства могут существовать либо морально неразвитые существа, либо сверхчеловек. Государство – это сформированная определенная совокупность граждан. Гражданин – тот, кто может принимать участие в законодательной и судебной власти государства.

Аристотелевское идеальное государство отображает в первую очередь древнегреческий идеал умеренности и гармонии, то есть самую оптимальную комбинацию элементов общественно-политических форм и “человеческого материала”. Аристотель считал, демократию идеальным государственным устройством.

Руководитель государства должен манипулировать общественным сознанием посредством софистики, демагогии, политического актерства. Смысл жизни человека – достижение высшего блага через деятельность, творческий, производительный труд, который делает человека красивым. Размышляя над тем, что важнее – власть законов или власть людей, Аристотель приходит к выводу, что более полезной для развития общества является власть законов. Эти его мысли нашли последующее развитие в средневековой социально-политической мысли, а его учение о “среднем классе” стало источником “теории среднего класса” в XX веке.

Аристотелевское учение содержит много научных знаний, рассматривающих вопросы образа жизни, досуга и свободного времени, социального управления и социальных ценностей.

Протосоциологические взгляды Средневековья (V в. - середина XVIIв.). Разложение античного общества, падение Западной римской империи, формирование феодальных отношений, повлекли за собой существенные социально-политические изменения, требовавшие соответствующего теоретического обоснования. Главным источником знаний о мире, природе, человеке, общественных отношениях становится религия, существенно потеснив и даже поставив себе на службу науку.

Философ, влиятельный религиозный деятель Аврелий Августин (Блаженный) - (354-430) - рассматривал две разновидности государства - «град Божий» и «град земной» (церковь и государство). То есть одни люди живут по земным стандартам, другие - по божественным. Тесный союз между ними образовал теократическую империю, которая сдержала упадок рабовладения. Он впервые глянул на историю человечества как на единый, закономерный и объективный процесс. Августин считал мир высшим идеалом любого общества, но в земном обществе он продолжается недолго, потому что его раздирают эгоизм и вражда.

Одним из самых заметных мыслителей был идеолог католицизма, влиятельный религиозный деятель, доминиканский монах Фома Аквинский (1225-1274). Широко применяя положение Аристотеля, он выводит иерархию форм мира: от Бога – чистого ума – к духовному миру и материальному, где высшие формы дают жизнь низшим. По такому же иерархическому принципу строится и общество: подданные подчиняются царям и светской власти на основе законов, естественных, писанных, человеческих и божественных. Человеческая воля должна подчиняться воле Бога, нарушение феодальных законов является тяжелым грехом. Выделяя четыре вида законов, Фома Аквинский выстраивает совершенную, на его взгляд, систему мирового порядка: народ-обладатель – закона человеческого – закона естественного – закона божественного – закона вечного.

Для Средневековья в целом было характерна малочисленность политических, социальных и правовых учений по сравнению с античным периодом, что было обусловлено догматичным давлением со стороны католичества, схоластической метафизичностью сознания.

Протосоциологические взгляды эпох Возрождения и Просвещения. Эпоха Возрождения стала своеобразным синтезом культуры, философских, политических знаний, свойственных античности и средневековью. Главная доминанта этой эпохи: ориентация общественно-политической, эстетичной мысли, культуры и искусства на идейно-теоретические источники античности. В центре мировоззренческих, эстетичных учений фигурирует человек, а гуманизм – своеобразное светское свободомыслие – вытесняет догматизм церкви, схоластику. Уважение к достоинству человека, признание приоритета его прав, необходимости гармоничного их развития и социального бытия – ведущие мотивы этого времени.

В развитии философского, социологического мнения эпохи Возрождения отмечаются три этапа:

1. Гуманистический (середина XIV - середина XV в.), которому свойственно противопоставление средневекового теоцентризма интересу к человеку, его связям с миром.

2. Неоплатоновский (середина XV в. - первая треть XVI в.), в котором доминирует рассмотрение проблем бытия.

3. Натуралистический (середина XVI в. - начало XVII в.), с его стремлением приспособить законы природы к познанию социальной реальности.

Оживление интереса к философским, социально-политическим учениям Платона и Аристотеля, выражало попытку, развив их, приспособить к новым историческим реалиям. Соответственно в основе социальных учений мыслителей Возрождения – гуманистические принципы организации общества (утопические взгляды Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Френсиса Бекона).

В этот период на историческую арену выходят новые классы - буржуазия и пролетариат, хотя политическое господство еще удерживали в своих руках феодалы, поддерживаемые церковью, которая монополизировала духовную жизнь. С особенной остротой вставала необходимость исследования новых реалий и тенденций социально-политического бытия. Молодая буржуазия выявляла собственный интерес и стимулировала интерес ученых к проблемам развития государства, права, политического строя, функционирования и развития механизмов власти.

Одним из первых попробовал обобщить идеи буржуазии итальянский политический деятель, историк Никколо Макиавелли (1469-1527). Самым известным из его произведений является “Государь”. Природа человека одинаковая во всех государствах и у всех народов: интерес является универсальным источником человеческих действий, из которых состоят их отношения, учреждения, история. Следовательно, чтобы управлять людьми, нужно знать причины их поступков, их стремления и интересы. Н. Макиавелли воспроизводит античные идеи о возникновении государства и круговороте форм правления. Преимущество отдает, как и Аристотель, смешанной форме государственного устройства (монархии, аристократии и демократии). Обязанности государства – защищать имущественные и личные права граждан, выражать интересы гражданского общества. Хотя правят государством посредством страха и насилия, но чтобы не возбуждать ненависть, государство не должно нарушать имущественных и личных прав граждан. Наихудший гнет, налагаемый государством, его стремление обессилить и уничтожить любую деятельность общества ради своего подъема. Уже в этих рассуждениях прослеживается разграничение функций общества и государства, гражданской и политической сфер жизнедеятельности. Особенно ярко оно проявилось в высказываниях о соотношении политики и нравственности. Согласно концепции Макиавелли, политическая деятельность и политическая власть в лице государства – синонимы аморальности. Такая аморальность заложена в тех политических отношениях, при которых член общества, – либо притеснитель, либо притесняемый. Следствием этого является формирование гражданского общества как нечто третьего, как сферы общественной жизни, которая является по существу этическим бытием, в глубине своей аполитичности (труд, удовлетворение первичных потребностей, любовь, семья, хобби, забота об увеличении собственности) – частная жизнь.

Заслугой Макиавелли является преодоление теологических идей и исследование государства как общественного явления. Он разработал четыре принципа, которые имели большое влияние на развитие теории современного социального менеджмента. Утверждал, что правитель, который желает достичь успеха, должен сверять свои действия с законами необходимости (судьбы), а также со способами поведения подчиненных. Идеи Макиавелли не только воплощались в существующих политических режимах, но и приобрели последующее развитие в трудах его последователей. В частности были положены в основу теорий современного менеджмента и социального управления, дали толчок теориям элит, бюрократии, коррупции, постиндустриального общества и политического прогнозирования, а также теории “общественного консенсуса” О.Конта.

В XVII в. особое значение приобретают концепции естественного права и общественного договора (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза и др.)

В XVIII ст. продолжают развиваться социально-утопические взгляды на развитие общества, воплощаясь в теориях утопического социализма Жана Мелье, Морелли, Леже-Мари Дешан, которые своеобразно трактовали естественное право, отрицали общественный договор и считали необходимой народную революцию для изменения существующего государственного строя.

Тогда же возникли концепции философии истории, на фоне которых формировались теории о государстве, праве, обществе, отображался исторический процесс через сочетание анализа общественных явлений, событий, фактов истории культуры и их философское обобщение в трудах Франсуа Гизо, Огюста Тъерри, Луи Пъера, Томаса Джефферсона, Александра Гамильтона, Джамбаттиста Веко.

Общественно-политическая наука этого периода начинала традиции политической экономии (Вильям Петти, Давид Рикардо, Адам Смит).

Под воздействием идейной борьбы во Франции в XVIII в. как идейное движение формируется Просвещение, представленное в произведениях выдающихся французов, писателей, философов Вольтера, Шарля-Луи Монтескъе, Дэне Дидро, философа Поля-Анри Гольбаха, философа, психолога Клода-Адриана Гельвеция. Эти ученые критиковали деизм (учение, согласно которого, Бог является первопричиной мира, но не вмешивается в процессы и явления, которые происходят в нем) и предлагали управленческие институты, которые отображали бы интересы общества.

Становление социологии как самостоятельной научной дисциплины происходило не только в пределах теоретического мышления - философии истории, философии государства и права, социальной философии. На нее положительно влияли и эмпирические исследования, основанные на опыте, изучении фактов общественной жизни.

Как эмпирическая дисциплина, социология занимается сбором и анализом конкретной информации. Исторически первой формой ее сбора был учет материальных и человеческих ресурсов в масштабах государства, отдельного имения, города. Как правило, такая необходимость была связана с решением военных и финансовых вопросов. Так начинались первые переписи населения, попытки количественного анализа социальных явлений и процессов. Свидетельств такой деятельности, начиная с библейских времен, немало. Самая древняя перепись, например, была своеобразным учетом способного к войне мужского населения. Обязанностью каждого потенциального воина было принести в определенное место и время военное снаряжение: камни, наконечники, стрелы. По величине его имущества судили о военной силе государства, способности вести войну. В Иудее, Египте и других странах существовал порядок учета земель, материалов, рабочей силы, пищевых продуктов через обязательную отчетность служебных лиц. Инициатива сбора информации принадлежала государственным учреждениям. Переписи населения и его имущества в Древнем Риме осуществлялись с целью определения социального, политического, военного и налогового статуса членов общества.

В Древней Греции кроме государства инициаторами учета выступали также владельцы мастерских, имений, купцы. В Афинах учет естественного движения населения был регулярным, составляли и земельные кадастры с полным описанием отдельных хозяйств. Важность количественной и качественной эмпирически достоверной информации для потребностей государственного управления признавала и наука. Описание греческих полисов в “Политике” Аристотеля стало основой его теоретической гипотезы о “среднем” политическом строе как норме, отклонениями в лучшую или худшую сторону от которой он изучал конкретные государства.

Во времена Сервия Туллия (VI в. до н.э.) в Древнем Риме действовал специальный орган учета – ценз. Кроме периодических переписей, цензоры вели и текущие наблюдения за движением населения, финансами, армией. Обязательным для каждого семейства было ведение учета домашнего хозяйства. Зафиксирован случай научной обработки официальных данных: юрист Ульпиан пытался определить продолжительность жизни разных возрастных групп. Однако опыт римского государства был потерян. К сбору конкретной информации в масштабах государства прибегали в централизованных монархиях Средневековья, например, после завоевания и освоения новых территорий (английская “Книга страшного суда” (земельный кадастр) Вильгельма Завоевателя).

Примитивные эмпирические социальные исследования практиковались в торговых городах Италии и Голландии эпохи Возрождения. В Испании в 1575г. для изучения социально-экономических явлений использовали опросник, состоящий из 357 вопросов. Развитие международной торговли, городов стимулировали разнообразные формы учета, регистрации расходов-прибылей, материальных ценностей, трудовых ресурсов. Риск морских перевозок формировал потребность их страхования, для чего были нужны статистические данные, соответственно их анализ и оценка.

В середине XVI в. стало возможным научное эмпирическое изучение социальных явлений, благодаря существующей во всех феодальных государствах системе регистрации основных актов гражданского состояния в церковных парафиях. Собранная в них информация еще не была достаточно полной относительно всего населения (другие виды вероисповедания не учитывались), не достаточно точной из-за отсутствия единых форм регистрации (не фиксировали, например, причины смерти, возраст умершего). Все это служило основой для анализа, но церковно-приходские книги были единственным источником количественных, числовых данных.

Начало современного эмпирического обществоведения связывают с выходом в 1662 г. в Лондоне труда Джона Граунта “Естественные и политические наблюдения, перечисленные и сделанные на основе бюллетеней смертности относительно управления, религии, торговли, возраста, болезней и разных изменений отмеченного города”, а также чтением в 1660 г. в университете немецкого города Гельмштедта академического курса лекций, посвященных государственной характеристике разнообразных стран. Читал их Герман Конринг. Направление, которому положил начало Граунт, немного позже, благодаря В. Пети, получило название “политическая арифметика”, поскольку сосредоточивалось на количественном измерении государств, посредством универсальной формы чисел. Другое направление (“статистика”, или “государствоведение”) продолжило традицию словесного описания основных социальных показателей относительно государственного строя конкретной страны, ее территории, населения, ремесел, торговли, обычаев.

Из этих источников берут начало демография, экономическая география, частично история, этнография, политэкономия, эмпирическая социология, теоретическая статистика и множество ее подотраслей. “Политическая арифметика” и “статистика” (XVII-XVIII в.) были предысторией эмпирической социологии. Они играли заметную роль, поскольку продуцировали научно достоверную информацию для практики политического управления.

Первые социологи-эмпирики (название условно, ведь многие из них не принадлежали к науке, а социология еще не была самостоятельной дисциплиной) в исследовании определенных групп, слоев населения, пытались не просто определять их количество, числовое соотношение с совокупностью населения, но и описывать их этические характеристики, условия жизни и др.

Эмпирическая социология существовала как результат личного энтузиазма ученых, без государственного обеспечения, но с надеждами послужить на пользу государству. Первой из государств эмпирической социологией на государственном уровне занялась Швеция. Она в середине XVIII в. учредила особую комиссию, которая получала из мест информацию, которую анализировали члены Академии наук. Стимулировали накопление данных и страховые компании. Опека государства нередко ограничивала доступ к социальным данным и результатам их анализа. Поэтому в XIX в. появляются частные инициаторы исследований, интересы которых часто выходят за пределы государственной статистики.

Таким образом, предыстория эмпирической социологии началась в античные времена и завершилась в XIX в. созданием оригинальных научных течений “политической арифметики” и “государствоведения”.

Протосоциологичний период теоретической социологии имел много научных концепций, которые питали социологические знания классического и современного периодов.

Социальный контроль

Социальные отношения между индивидами и обществом формируются в условиях социального контроля.

Социальный контроль – средство саморегуляции социальной системы, которое обеспечивает упорядоченное взаимодействие ее элементов путем нормативной (в том числе и правовой) регуляции.

Социальный контроль охватывает контролируемую деятельность индивидов и контролирующую деятельность социальных институтов. Взаимодействие индивида и общества выявляет внутреннее противоречие социального контроля, поскольку человек не может приобрести своей индивидуальности, социальных качеств вне общества. В то же время личность не сможет приобрести, развить свою индивидуальность, слепо, автоматически приспосабливаясь к образцам культуры.

Динамическая модель социального контроля включает такие основные элементы: индивид, социальное сообщество (группа, класс, социальная организация, общество), индивидуальное действие, социальное (групповое) действие. Известно, что индивидуальное и социальное действия соотносятся как контролируемые и контролирующие. Речь идет именно о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле. Акт социального (группового) действия, выступая в системе социального контроля в форме реакции на индивидуальное поведение, выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), который определяет особенности последующих индивидуальных актов. Индивид (индивидуальное действие) и социальная группа (социальное действие) является входными элементами системы социального контроля. К ней также принадлежат социально-психологические факторы, которые, находясь в структуре субъектов действия (индивида и социальной группы), непосредственно влияют на характер и направление соответственно индивидуального и социального действий. Это самооценка субъекта (индивида, социальной группы); восприятие и оценка субъектом социальной ситуации (социальная концепция), в границах которой действуют соответственно как индивид, так и социальная группа.

Важными атрибутами и элементами социального контроля являются ценности, нормы, привычки, обычаи, санкции, которые возникают и существуют в результате действия социальных институтов.

Культура каждого общества и сообщества имеет свои ценности. Наряду с ними существуют общечеловеческие, которые обеспечивают целостность социальных систем, способность их к выживанию в переходные периоды.

Социальная норма – общепризнанное правило, образец поведения действий индивидов, социальных групп.

В целом социальные ценности и нормы являются инструментами социальной регуляции в обществе, промежуточным звеном, которое связывает поведение индивида и самые важные социальные институты. Поэтому социальная норма определяет границу допустимого поведения индивида, социальной группы или организации, которая исторически сложилась в конкретном обществе. Как нет общества без свободного и целесообразного поведения человека, так нет и общества без общих правил, которые обеспечивают координацию этих свободных действий. Самой важной характеристикой любой нормы является ее полезность, обязательность и фактическая реализация в поведении людей.

Социальные нормы классифицируют по разным критериям:

- по происхождению – аутогенные и гетерогенные, спонтанные и декретивные;

- по характеру изменения структуры – интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные;

- в зависимости от периода существования – те, что рождаются, развиваются, сформировались;

- по склонности – элементарные и сложные, динамические и статические;

- в зависимости от функциональной и информационной природы;

- от механизма детерминации – возбуждающие, стимулирующие, захватывающие;

- с точки зрения организации и управления системными процессами – институционные и неинституционные;

- по условиям функционирования – нормы интеграции и дезинтеграции;

- по массовости – массовые, групповые, индивидуальные.

Социальные нормы также классифицируют по корреспонденту – государственные, административные; степени общности на социологическом уровни по временной координате – общеисторические, формационные, межформационные, переходные; по пространственной координате – региональные, глобальные.

Чаще всего социальные нормы разделяют на социальные предписани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.204 (0.012 с.)