Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ документов, наблюдение и эксперимент в социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эффективным методом сбора информации является анализ документов (специально созданные предметы, которые предназначены для передачи или сохранения информации). Выделяют различные виды документов: письменные, иконографические (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т.д.); фонетические (радио, магнитофонные записи, грампластинки); официальные и личные документы. В последние годы широкое распространение получил контент-анализ документов – количественное измерение качественных характеристик текстов, представленных в документах. Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр. Распространенным видом сбора социальной информации является наблюдение. Оно предоставляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Как способ сбора информации наблюдение обычно классифицируют по степени формализации процедуры, положению наблюдателя, условиям организации и частоте проведения. В соответствии с этим выделим: 1. Неструктурированное (неконтролируемое) наблюдение, при котором исследователь не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. 2. Структурированное (контролируемое) наблюдение – такой вид наблюдения, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдения до начала сбора информации. В зависимости от степени участия наблюдателя в исследовании социальной ситуации различаются включенное и невключенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов – они просто регистрируют ход происходящих событий. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевое наблюдение характеризуется тем, что проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с изучаемым объектом. Лабораторное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Одним из методов получения социальной информации является социальный эксперимент. Это метод получения информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду. Элементами эксперимента являются: экспериментальный фактор (независимая переменная, вводимая в исследуемый социальный объект и изучающая условия его функционирования в соответствии с задачами исследования); экспериментальный объект (в этом качестве выступают группы людей или отдельные личности, на поведение которых исследователи влияют с помощью экспериментального фактора); в результате такого воздействия возникает экспериментальная ситуация. Эксперименты могут проводится различными способами в разных формах. Выделяют следующие основные виды эксперимента: 1. По месту проведения: · полевые (эксперименты, осуществляемые в естественных условиях); · лабораторные (в искусственно созданной обстановке со строго нормированными параметрами); · смешанные (комбинированные) эксперименты. 2. По временной направленности: · проективные (эксперименты, ориентированные на будущее: “Что получится завтра, если сегодня изменить такие-то условия?”); · квазиэксперименты, когда исследуется связь прошлого с настоящим. По логической структуре: · параллельные эксперименты (сравниваются две или несколько групп – экспериментальные и контрольные); · последовательные эксперименты (изучается вначале группа как контрольная, затем в состоянии эксперимента). При проведении эксперимента выделяют три этапа (составление программы исследования; реализация запланированного эксперимента; обобщение собранных данных и выработка рекомендаций). В последнее время в отечественной социологии сбор эмпирической информации иногда осуществляют с помощью фокус-групп в результате организации целенаправленной дискуссии (по особым правилам) среди нескольких групп участников по проблемам, обозначенным предметом социологического исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.01 с.) |