Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая социализация: ее условия и этапыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вовлеченность в общественно-политическую жизнь во многом определяется связями отдельного человека с себе подобными, наличием возможностей для обмена информацией, от выработки удобных и взаимоприемлемых правил человеческого общежития. Комплексное взаимодействие всей совокупности общественных отношений с индивидами, социальными группами, классами находит свое выражение в процессе социализации. В современной социологии продуктивно занимались проблемами социализации Н.В. Андреенкова, Е.Б. Шестопал. В работе Е.Б. Шестопал дается анализ нескольких концептуальных подходов к социализации. В психоаналитическом подходе акцент делается на верховенстве биологического над социальным, раскрепощении бессознательной мотивации (традиции фрейдизма). От антропологической школы идет представление о социализации как инкультурации - передаче культурного наследия, отражающего национальный характер. В соответствии с традицией функционализма (от Т. Парсонса), социализация - ролевая тренировка, адаптирование индивида к готовым шаблонам поведения, передача от поколения к поколению целей и образцов поведения. От бихевиористской (поведенческой) традиции в социологии развивается взгляд на социализацию как обучение навыкам при соответствующих поощрениях-наказаниях. Когнитивная (познавательная) модель социализации представляет, что на человека менее всего влияют разные факторы и социализирующие агенты. Обществу нужны мыслящие личности, способные усваивать и передавать информацию. Научение сводится к развитию познавательных способностей человека, его моральных и эмоциональных качеств. Процесс социализации - это постепенное вызревание личности. В постбихевиористских концепциях главный упор делается на идею господства-подчинения, столкновения интересов, незыблемость неравенства и элитарности. (См.: Шестопал Е.Б. Личность и политика. Крат. Очерк современных западных концепций политической социализации. - М., 1988. - С.9-41.) В отечественной и зарубежной социологии получили признание такие важные характеристики сущности социализации: 1) связь социализации с адаптацией; 2) связь социализации с решением проблемы выживания и сохранения генофонда человечества в жизненных и природных обстоятельствах; 3) назначение социализации - эффективное участие человека в социальных группах; 4) результат социализации - личность, имеющая в определенной мере общественную направленность деятельности. В современной американской социологии признается: 1) социализация - это обучение взаимодействию с другими; 2) социальное поведение имеет биологические основы (родительские отношения, сексуальные связи); 3) относительно самостоятельными являются первичная социализация (конструирование мира детства в семье при референтной роли отца - матери), вторичная (введение человека в изменяющиеся условия и структуры), повторная-реадаптивная, когда требуются большие усилия среды для преодоления «отвычек» и дурных привычек (например, после длительного пребывания в тюрьме человек с трудом переходит в речи от сленга к нормальному языку гражданского общения). Таким образом, социализация - это процесс и результат вхождения человека в систему социальных отношений, регулируемых институтами. Социализирующие функции есть у институтов семьи, быта, государства, церкви, труда, права, образования и воспитания и т.д. Политическая социализация - это усвоение каждым индивидом норм и культурных кодов, определяющих его отношение с политикой, его действия в политической сфере. Функция политической социализации состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность функционирования и развития политической системы на основе преемственности поколений. Политическая социализация не только обеспечивает непрерывную вертикальную связь поколений, что является предпосылкой непрерывного функционирования политической системы, но она придает горизонтальную устойчивость обществу, и это выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире. Итак, политическая социализация - это процесс постоянного обучения, в ходе которого индивид осваивает культуру и приспосабливается к обществу, которое для него (индивида) является жизненной средой. Моделью того, чем должен овладеть человек в ходе политической социализации, является усвоение правил уличного движения. Эти правила представляют собой систему жестких предписаний, кодифицированных в соответствующих инструкциях и законах. Однако наряду с этими записанными на бумаге правилами существуют представления о том, что некоторые правила выполнять необходимо, а некоторые - необязательно. Например, любой водитель знает, что при ограничении скорости в шестьдесят километров в час он вполне может ехать со скоростью 65 - 70 и ГИБДД (ГАИ) его не остановит. Если же все-таки задержат, он искренне возмущен и сочтете действия инспектора произволом или вымогательством, нарушением незримой, но известной всем конвенции, согласно которой небольшое превышение скорости вполне допустимо. Аналогичным образом, и водители, и инспектора прекрасно знают, какого размера взятка «справедлива» при каком нарушении, хотя ни в каких инструкциях это, разумеется, не зафиксировано. Причем, сколько «стоит» какое нарушение, знают, в том числе, те водители, которые не дают взяток, и те инспектора, которые их не берут. Таким образом, подлинное овладение правилами движения означает понимание того, как они функционируют не на бумаге, а в жизни. Интересно, кстати, что хотя правила движения в разных странах практически одинаковы, поведение водителей, пешеходов и дорожной полиции в каждой стране весьма специфично. Граждане учатся вести себя на дороге, ориентируясь не столько на формальные тексты, сколько на традиции своей страны. Собственно, это и есть социализация, задачей которой является не только формальное усвоение законов, но и понимания реальной практики их отправления. Из этого примера следует, что социализация испытывает воздействие трех факторов - личность, культура, общество. Взаимодействие этих факторов происходит не произвольно, а в рамках социальных групп и сообществ, неотъемлемой частью которых является индивид. Именно в ходе взаимодействия указанных факторов структурируется личность, и она интегрируется при помощи культуры в коллектив, группу, сообщество. Политическая социализация осуществляется двумя основными путями. Первый - это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через СМИ. Второй путь - это приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, усвоение нового ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни и то и другое направления переплетаются. Социализация может быть прямой - политические собрания, митинги, избирательные кампании, политическая пропаганда, изучение политической жизни по школьной (вузовской) программе, и косвенной - например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации. Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь. Хотя следует признать, что однородность данной культуры нередко преувеличивается. В странах материковой Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уровню жизни большинства социальных групп, наличию многочисленного среднего класса, а также существованию единого культурного «кода». Он представлен ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т.д.). Общества незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Значительная культурная неоднородность является основой существования в этих обществах высокой степени политического насилия. В качестве примера можно привести ситуацию в Афганистане, где ориентация на племенные ценности фактически расколола его на два государства: на севере - таджикско-узбекское, и на юге - пуштунское. Западные авторы выделяют гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы. В западной политологии на основе эмпирических исследований, проводившихся в США и других странах, выделяются три этапа политической социализации. Первый - в возрасте от 3-5 до 12-13 лет - характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец, являются примером для подражания. В возрасте 7-13 лет ребенок начинает понимать и воспринимать более абстрактные (безличностные) политические символы. В этом возрастном промежутке увеличивается политическая информированность. Важное место на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под воздействием преобладающих в семье настроений. Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых политических ориентаций у детей. В зарубежной политологической литературе она рассматривается как «ключевой агент, через который политическая культура передается от одного поколения к другому». Вместе с тем отмечается и то, что социализирующая и политизирующая роль семьи во многом зависит и от того, насколько активно в процессе политической социализации участвуют другие институты и организации общества. Во-первых, семья передает подросткам, как правило, прежде всего одобряемые ею политические ценности путем примера и непосредственного обучения. Во-вторых, семья развивает личность ребенка, воспитывая у него определенные нравственные качества: доброту, нежность, коварство, жестокость и др., которые при вхождении подростка в мир политики могут во многом предопределить его политическое поведение. В-третьих, влияние семьи на ребенка особенно эффективно в политическом смысле, если родители и родственники имеют однородные социально-политические взгляды, придерживаются сходных политических ценностей. Однако семья как социализирующий фактор выступает в качестве закрепляющей, но не всегда инициирующей структуры. Она передает политические установки, которые могут уже не соответствовать изменившимся обстоятельствам, мешают правильной ориентировке в текущий момент. Политическая социализация, осуществляемая семьей, имеет те недостатки, что не всегда учитывает изменения политических ориентаций со сменой поколений, которые часто соответствуют и смене политических вех развития, а также политических представлений по мере социально-политического становления личности. На втором этапе - в возрасте от 13 до 18 лет - как правило, формируется политическое «Я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты. Третий этап - с 18 лет - отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди. Отметим, что начиная с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные представления, ориентации, установки не остаются навсегда неизменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом и даже в преклонном возрасте. Решающее влияние на политическую социализацию и политическое поведение в современных условиях оказывают средства массовой информации (СМИ). Радио и телевидение ныне оказывают воздействие на огромные массы населения. Они становятся не только средствами социализации, но и объектом острой политической борьбы. Характерной особенность социально-политических и информационно-коммуникативных процессов в современном российском обществе является массовое распространение и использование психологических манипуляций. Как наиболее универсальную манипулятивную технологию, которая широко и активно используется в массовых информационных процессах, в первую целесообразно выделить формирование и распространение образов. Суть ее в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируется и распространяется заранее «сконструированные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей программ, товаров и т.п., которые как правило, не адекватно отражают реальные существенные их характеристики и, таким образом, дезориентируют людей, попавших под соответствующее информационно-психологическое воздействие (например, наклеивание ярлыков политическим оппонентам - «красно-коричневые», «коммуняки», «демокрысия», «дерьмокрады», «ельциноиды» и т.д.). Изучение современного опыта позволяет выделить ряд дополнительных приемов манипулятивных технологий. К ним можно отнести следующие: «осмеяние»; «повторение лозунгов», или «повторение шаблонных фраз»; «эмоциональная подстройка»; «продвижение через медиаторов»; «мнимый выбор» и др. Например, одной из эффективных техник манипуляций является «мнимый выбор», которая достаточно широко используется и в СМИ, и в межличностном взаимодействии. Ее суть заключается в том, что слушателям или читателям сообщается несколько разных точек зрения по данному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят, чтобы она была принята аудиторией (часто используется в «аналитических» телевизионных программах в современной России). Социализация должна осуществляется не рывком, а медленно, эволюционно. Политические встряски, экономическая разруха или тотальное наступление на жизненный уровень населения затрудняют процессы социализации или делают их уродливыми, умножают социальную патологию. Желая ускорить социализацию, правящий класс может насаждать свое видение мира большинству населения, находящемуся в невыгодном положении, то есть социальному меньшинству. Но обратная сторона этой медали заключается в инициировании отторжения новаций, лиц, режима власти как навязанных (См.: Тулеев А.Г., Шпак Л.Л. На изломах жизни. - Новосибирск,1994. - С.132-139.). В настоящее время наблюдаются две тенденции, в борьбе которых происходит процесс политической социализации. С одной стороны, существует все усиливающаяся общественная потребность в политическом развитии личности, в ее активном включении в политику, в росте ее самосознания. С другой стороны, налицо и тормозящая тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, его институтов, от принятия политических решений. О первой из этих тенденций свидетельствует рост активности и информированности личности о политике. Вторая тенденция находит отражение в политическом отчуждении граждан, их апатии и цинизме, неверии в официальную политику. В борьбе этих двух тенденций происходит становление новых механизмов регуляции политического поведения и конституирование нового субъекта политики: человека активного, информированного, принимающего самостоятельные и ответственные решения.
Вопросы и задания для повторения:
1. Где наиболее часто применяется политическая психология? 2. Что означает понятие «политическая психология»? 3. Охарактеризуйте типы личной и групповой вовлеченности в систему власти. 4. Чем важен процесс политической социализации для развития личности и общества в целом? 5. Что означает понятие «политическая социализация»? 6. Какие этапы процесса политической социализации выделяются в политической науке? 7. Как влияют на процесс социализации исторические, национальные, культурные особенности страны? Проиллюстрируйте это на примере России. 8. Как вы считаете, должны ли школа, вуз заниматься политическим просвещением? Аргументируйте свой ответ.
Дополнительные вопросы: 1. Психология политического лидерства. 2. Политическая психология массовых действий. 3. Проблемы адаптации в нестабильном обществе Литература: 1. Авцинева Г.В. Политическое лидерство // Государство и право. - 1993. - №2. 2. Азаров Н.И. Политическая психология личности и масс // Социально-политический журнал. - 1997. - №2. 3. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону, 1996. - С.219-250. 4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1996. - С.209-258. 5. Дудченков О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. - 1995. - №6. - С.110-119. 6. Задорожнюк И. Изучение толпы //Свободная мысль. -1997. - №5. 7. Лебон Г. Психология народов и масс // Диалог. - 1992. - №3. 8. Сметанин Е.Н. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации населения в условиях становления рыночной экономики // Регионология. - 1995. - №3. - С.134-141. 9. Смольков В.Г. Модели социального партнерства // Социально-политический журнал. - 1998. - №5.- С.156-163.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.243 (0.015 с.) |