Типология и процедура голосования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология и процедура голосования



 

Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми. Так. Например, избиратели Финляндии голосуют за кандидатов в парламент, отдавая свои голоса тем из них, которых предпочитают. Те же финские избиратели при избрании президента до 1991 г. голосовали не за кандидатов на должность главы государства, а за кандидатов в выборщики, которые и избирали президента. Такие выборы не являются прямыми.

Непрямые выборы, в свою очередь, подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков распускается. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы будут трехстепенными, трижды – четырехстепенными и т.д. Оценка прямых и непрямых выборов с точки зрения их демократизма не может не носить абсолютного характера, так как она зависит от ряда конкретных обстоятельств.

Избирательное право предполагает определение типа голосования в ходе выборов, т.е. регламентацию основной процедуры избирательной кампании.

Выделяют три основных типа голосования: альтернативное, кумулятивное, лимитированное.

1. Первое предполагает наличие у пришедшего на избирательный участок участника одного голоса, который он может отдать «за» или «против» определенной кандидатуры. Этот вид голосования более распространенным, прежде всего в нашей стране и в СНГ.

2. Здесь число голосов у избирателя больше, чем количество зарегистрированных кандидатов, избиратель может отдать все свои голоса одному из кандидатов, либо распределить их в известной пропорции сообразно своим интересам.

3. При лимитированном голосовании у избирателя. Число голосов меньше, чем число кандидатов. И он, как и в предыдущем случае, имеет возможность отдать их одному кандидату либо распределить между несколькими. Здесь возможны различные модификации: так, например, при выборах в верхнюю палату Федерального собрания России в 1993 г. был применен такой вид лимитированного голосования, при котором избиратель не мог отдать свои голоса одному из кандидатов.

Существуют (хотя и реже применяются) другие способы голосования, в т.ч. так называемые рейтинговые системы, например, такие, как «плампинг». Она позволяет избирателю вычеркнуть либо оставить в бюллетене то число кандидатов, которое он сочтет необходимым. В итоге кандидат, набравший наибольшее число голосов, считается избранным.

«Пойнт система» предполагает примерно ту же процедуру, но без вычеркивания кандидата в бюллетене. При ней в бюллетене отмечается рейтинг кандидата (или избирательного объединения), например, баллами 1,2, 3, 4, 5 и т.п.. В таком случае выборы выигрывает тот кандидат, который получил наивысшие оценки своих избирателей.

Выборы традиционно проводятся в установленные законом сроки. В странах, которые не знают института парламентской ответственности (президентские республики), глава государства обычно не имеет права роспуска парламента. Поэтому парламентские выборы в них проводятся в строго установленные сроки через определенные промежутки времени.

В парламентских республиках и парламентских монархиях парламентские выборы в обычных условиях проводятся по истечении срока полномочий общенационального представительного органа. Такие выборы называют очередными. В случае досрочного роспуска парламента главой государства проводятся внеочередные выборы. В этих странах (Англия, Япония, Франция, Италия, Бельгия и т.д.) сроки проведения парламентских выборов могут меняться в зависимости от политической ситуации.

Обычно выборы объявляются указом главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная компания, которая завершается к моменту окончания голосования.

Выборы проводятся по избирательным округам, которые на основании закона учреждаются центральным правительством либо органами власти субъектов федерации. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандатным, а если несколько депутатов – то многомандатным; применяется и третий вид – т.н. общегосударственный округ.

Обычно законодательство предписывает необходимость образования равных округов с тем, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей или населения.

Избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам проводится регистрация избирателей; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.

Для осуществления всех действий, связанных с избирательной компанией, создаются особые органы по проведению выборов, на которые возлагается обязанность проведения регистрации избирателей и составления избирательных списков, регистрации кандидатов на выборные должности, проведения голосования, подсчет голосов определение результатов голосования. В каждой стране существует своя система организации таких органов; применительно к России это ЦИК (Центральная избирательная комиссия).

Важнейшим этапом выборов выступает регистрация избирателей и составление избирательных списков. При постоянной системе регистрации избиратель, однажды зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации. Исправления в избирательные списки вносятся лишь в случае смерти, а также изменения места жительства или фамилии избирателя. При этой системе в избирательных списках неизбежно накапливаются «мертвые души» – покойники, лица, сменившие место жительства, находящиеся в местах заключения, в армии и т.д. Это дает возможность заполнять бюллетени за этих «призраков» и тем самым фальсифицировать исход выборов. Особенно широко подобная тактика применяется в странах с «переходными» или «полудемократическими» режимами.

При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь и тем самым составляются новые избирательные списки. Эта система применяется в Великобритании, Канаде, Франции и других странах.

Избирательный список является важнейшим документом, так как он определяет круг участников голосования и удостоверяет право гражданина на участие в голосовании.

Важным этапом в избирательной компании является выдвижение кандидатов в депутаты, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты. Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты, которые, тем не менее, в общем виде можно свести к следующим.

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей.

2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами – праймериз (наиболее развита эта система в США).

Также выдвижение кандидатов осуществляется самими партиями, которые заранее подбирают кандидатов на выборные должности по избирательным округам. Делают это центральные или местные партийные органы либо для этого собираются партийные собрания и съезды. Помимо партий, гражданин имеет право принять участие в избирательной борьбе, в качестве «независимого кандидата», но в этом случае он может рассчитывать лишь на самого себя и своих друзей. Партийный аппарат с его организационной и финансовой силой будет против него.

Выдвижение кандидатов обставляется, как правило, рядом дополнительных требований. Так. В ряде стран регистрация осуществляется только в том случае, если он внесет определенную сумму денег – избирательный залог. Формально он был введен для того, чтобы отстранить от участия в избирательной борьбе «безответственных кандидатов». Фактически же такое ограничение направлено против партий и кандидатов, которые располагают весьма скромными финансовыми средствами. Страдают от избирательного залога и малые партии любого направления.

Голосование, т.е. подача голосов за выдвинутых кандидатов, обычно осуществляется лично. В некоторых случаях законодательство отдельных стран (ФРГ и др.) допускает голосование по почте, по доверенности (за отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных. Сам акт голосования законодательством большинства зарубежных стран рассматривается лишь как субъективное право избирателя, которым он волен распорядиться по своему усмотрению. Наряду с этим во многих странах, в т.ч. и с развитым демократическим обществом, введено обязательное голосование. Законодательство этих стран рассматривает голосование – как гражданский долг избирателя и за его нарушение предусматривает разного рода санкции. Например, Италия – моральные санкции, Бразилия и Люксембург – денежный штраф (от 1 доллара США (Египет) и выше), Австрия – четырехнедельное тюремное заключение или штраф.

Кандидат в депутаты должен обладать безупречной моральной репутацией, хотя к этой моральной норме в разных странах подходят по-разному. Так, например, в Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Швеции закон очень строг к случаям коррупции на выборах, неплатежеспособности или банкротства кандидатов. В отдельных странах считается неэтичным баллотироваться в тех округах, где в силу занимаемой должности кандидат может оказать давление на избирателей.

Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. В настоящее время после длительной борьбы за тайное голосование как за атрибут демократической системы выборов введено в большинстве стран, за исключением диктаторских режимов.

Исход выборов в значительной степени зависит от того, какими денежными средствами располагают партии и кандидаты. Избирательная компания не везде и не полностью проводится за счет государства, поэтому партии и кандидаты сами несут расходы по проведению митингов, собраний, изданию плакатов, листовок, и т.д.

Во многих странах были приняты законы, ограничивающие избирательные расходы. В Канаде, например, должен опубликовать данные о своих расходах. Британское законодательство подробно регламентирует избирательные расходы, устанавливая шкалу максимальных издержек при проведении выборов и порядок отчетности. В ФРГ партия должна указывать фамилии лиц, пожертвовавших более 20000 марок, и юридических лиц, предоставивших более 200000 марок. В России при выборах в Государственную Думу ограничение составляет: для избирательного объединения – до 250 тыс. минимальных окладов (около 21 млн. рублей), а отдельного кандидата – до 10 тысяч минимальных окладов (0, 8 млн. рублей).

Деньги оказывают значительное, хотя не всегда решающее влияние на исход выборов. Тем, не менее, по образному определению: «Финансы – это главный мотор и контролер выборов». К общим требованиям, регулирующим участие в них, относят: обеспечение равенства шансов для всех участвующих кандидатов; ограничить доступ лиц, не соответствующих нормам и правилам; сделать открытыми источники финансирования; ограничить разумными пределами размеры взносов, с запретом наиболее дорогостоящих либо уязвимых с точки зрения морали методов пропаганды; обеспечение системы государственного дотирования доходов.

Голосование является завершающим этапом избирательной кампании, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов.

Таким образом, избирательная системаэто совокупность установленных законом правил, принципов и средств, с помощью которых определяются итоги голосования и распределяются депутатские мандаты.

Любую избирательную систему нужно рассматривать во взаимосвязи с существующим в стране политическим режимом, с формой правления и типом политической системы, а также с политической культурой населения. Следовательно, и сам процесс изменения избирательного права должен связываться с изменением других институтов государства и общества, особенно, если речь идет об их радикальном реформировании, наподобие нашей страны и других постсоветских государств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.017 с.)