Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная типология и положение исполнительной властиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При президентской системе в качестве главы государства, правительства и всей вертикали исполнительной власти в целом находится избираемый народом президент, а фигура премьер - министра как таковая отсутствует. Правительство (кабинет министров) полностью формируется президентом, и подотчетно только ему, а не парламенту (например, в США). Парламентская система правительственной власти (парламентская республика), где президент либо монарх обладает сугубо номинальной и церемониальной властью (царствует, но не правит) подразумевает формирование правительства партией, победившей на последних выборах в парламент (ее лидер становится премьер - министром), и его подотчетность высшему законодательному органу. Парламент, в свою очередь, должен доверять правительству, а в случае своего отказа от его поддержки может вынести ему вотум недоверия. После этого встает задача формирования в срок нового правительства, в случае нерешения которой депутатами назначаются новые парламентские выборы. В смешанной системе осуществление исполнительной власти закреплено за правительством (так, например, ст. 20 Конституции Французской республики устанавливает, что “Правительство определяет и осуществляет политику нации ”). Но при этом президент (формально - только глава государства) самостоятельно назначает премьер - министра с учетом результата последних парламентских выборов (Франция) либо предлагает кандидатуры на пост главы кабинета на утверждение парламенту (Россия), председательствует на заседаниях правительства и контролирует работу отдельных министров в обход премьера. Одновременно в современном государственном праве и политической науке существуют различные подходы к определению природы и места правительственной власти. Так, например, технократический подход подразумевает, что члены правительства должны заниматься не политикой, а осуществлять практическое управление в интересах государства и общества. Доктрина “административного государства”, напротив, отмечает, что в современном государстве власть принадлежит бюрократии, и правительственный чиновник является не аполитичной фигурой, а главным участником политики. Помимо этого, в 1964 г. идеологом лейбористской партии Р.Кроссменом была выдвинута теория о том, что “система правления премьер - министра” постепенно вытесняет “систему правления кабинета”, согласно которой премьер - министр превращается в одну из главных фигур политики, подминая под себя других членов правительства (подобное явление действительно имеет место в Великобритании и Австралии). Наконец, некоторые германские политологи обнаруживают в своей стране близкую по смыслу “систему приглушенного парламентаризма”, в рамках которой правительство и в первую очередь его глава в осуществлении исполнительной власти постепенно освобождаются от контроля парламента. Данное явление обнаруживает себя в следующих моментах: 1) Правительство формируется партией, получившей большинство в парламенте, которая будет его поддерживать и традиционно прощает ему просчеты и ошибки; 2) Бундестаг (парламент) выдвигает канцлера, но остальные члены кабинета назначаются и увольняются по его представлению, и в своей работе фактически независимы от парламента; 3) Выражение недоверия парламентом канцлеру затруднено (для этого требуется найти ему замену, поддержанную большинством голосов) и может повлечь за собой роспуск парламента президентом; 4) Активное правительственное законотворчество (т.е. принятие законов по предложению или на основе разработок правительства) - реально количество законов, принятых по проектам правительствапревышает число законов, принятых непосредственно парламентом; 5) Парламент имеет право делать запросы о деятельности кабинета министров и отдельных его членов, но это, как правило, является уделом находящейся в меньшинстве оппозиции, и едва ли получит поддержку большинства парламентариев. В то же время в современном мире существуют политические системы, в которых сильный парламент доминирует над правительством, а правительства образуются на основе соглашений между лидерами фракций парламента (Италия, Нидерланды и др.). В соответствии с ныне действующей российской Конституцией, правительство РФ: 1) Осуществляет исполнительную власть; 2) Разрабатывает и представляет федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 3) Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; 4) Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 5) Осуществляет управление федеральной собственностью; 6) Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан; 7) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ. При этом следует помнить о том, что фактический контроль за персональным составом и выполнением правительством исполнительных функций осуществляет президент РФ. Именно он предлагает на утверждение Государственной Думе кандидатуру (кандидатуры) премьер – министра, имея право ее распустить в случае троекратного отклонения определенных им фигур, может осуществлять текущее снятие либо назначение первых вице – премьеров и отдельных правительственных министров без согласия парламента. Влияние же политических партий, результатов парламентских выборов и парламента как института на процессы формирования и деятельности правительства минимально – он фактически неспособен добиться отставки кабинета (в случае выражения ему вотума недоверия может быть распущен президентом). Ярким подтверждением указанной тенденции является и отсутствие в истории России 1991 г. кабинетов министров, сформированных по партийному признаку либо при активном участии парламента (исключением является недолгое время профункционировавший кабинет Е.Примакова, в который в качестве первых вице – премьеров были введены представители крупнейших парламентских фракций – КПРФ, аграриев, НДР и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.007 с.) |