Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование, основные формы и принципы деятельности судов конституционного праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обозначенная нами независимость судей в условиях либеральной демократии обеспечивается с помощью специальных процедур их избрания и назначения. Здесь возможны следующие варианты: 1) Выборы судей всеобщим голосованием (практикуется в некоторых из североамериканских штатов); 2) Избрание судей парламентом (в большинстве стран Латинской Америки и в ряде стран Европы); 3) Возможно также их пропорциональное избрание верхней или нижней палатой парламента: например, в ФРГ 16 членов федерального конституционного суда избираются наполовину бундестагом (нижней палатой), наполовину - бундесратом (верхней палатой составленной из представителей земель); 4) Одновременно конституционные судьи могут назначаться президентом страны с обязательным их утверждением в верхней палате парламента. Например, в США кандидатуры членов Верховного суда предлагает президент, а утверждают члены верхней палаты Конгресса - сенаторы. Аналогичная же процедура существует сегодня в России - предложенные Президентом кандидаты на должности судей Конституционного суда утверждаются Советом Федерации; 5) Помимо этого, иногда встречается практика пропорционального назначения судей главами различных ветвей власти. Например, во Франции президент, председатель Национального собрания и Сената (верхняя палата) назначают по три члена конституционного суда каждый сроком на 9 лет; 6) Наконец, возможно формирование состава высших судов методом кооптации (назначения без выборов) (Италия, Турция и др.). Что касается срока, то чаще всего сегодня конституционные судьи избираются или назначаются пожизненно, реже - на ограниченный срок (например, во Франции). В целом же органы судебной власти осуществляют следующие формы конституционного контроля: 1) Контроль за соответствием действующей конституции нормативных актов (законов, постановлений, указов и др.) - с помощью представлений или кассационных жалоб в соответствующие органы власти; 2) Контроль за решениями органов государственной власти (распоряжениями и др.) - их опротестовывание (заявление протеста) либо аннулирование; 3) Рассмотрение внутрифедеральных конфликтов (в федеративном государстве) - между Федерацией и ее субъектами, между отдельными субъектами (территориальные, экономические и др. споры). При этом подобная деятельность может быть как основной (Австрия), так и вспомогательной (ФРГ) функцией конституционных судов. Сам же контроль за конституционностью нормативных актов и решений может быть предварительным, последующим и абстрактным. а) Предварительный контроль состоит в вынесении решений по законопроекту до голосования в парламенте по его утверждению и до официальной публикации (подобная практика существует во Франции). Действительно, всегда легче опротестовать законопроект, чем уже действующий закон; б) Последующий контроль распространяется на уже принятые парламентом, официально опубликованные и вступившие в силу законы; в) Абстрактный контроль выражается в праве конституционного суда сделать запрос о соответствии определенного закона или решения Конституции спустя любое время после его принятия (существует, как правило, в странах с централизованной системой конституционного контроля). Например, можно вспомнить имевшие место в 90 - ые гг. в некоторых бывших соцстранах Восточной Европы запросы о законности решений местных компартий, принятых за длительный период их правления, а также периодически инициируемые Советом Федерации и Государственной Думой запросы о правомерности тех или иных актов Президента РФ. Выполнение судейским корпусом своих контрольных функций в значительной степени зависит от типа системы конституционного контроля. В современном мире существуют два основных типа такой системы :децентрализованная и централизованная. Для децентрализованной, существующей в странах Латинской Америки, в Канаде, Индии и Австралии, характерны следующие особенности: 1) Предоставление права контроля за соблюдением Конституции и законов всем судебным органам данного государства, т.е. Конституционному суду (если он существует) и судам общей юрисдикции (общегражданским, арбитражным и др.), как общегосударственным, так и местным – например, в США это право предоставлено как Высшему федеральному суду, так и 12 специальным апелляционным судам и федеральным окружным судам; 2) Осуществление конституционного контроля профессиональными судьями по конкретным делам; 3) Отказ судов от рассмотрения политических вопросов и предоставления специальных консультаций любым органам власти. Для системы централизованного типа, встречающейся в основном в странах континентальной Европой, свойственны: 1) Определение соответствия либо несоответствия какого - либо закона или решения властей Конституции - монопольное право (прерогатива) Конституционного суда; 2) Суды общей юрисдикции (неконституционные) не имеют права высказывать свою оценку тех или законов и политических решений, а должны принимать их к исполнению в готовом виде; 3) Последние обязаны передавать все спорные вопросы, решение которых требует обращения к Конституции, в ведение конституционных судов. В то же время возможно также объединение элементов (конвергенция) обеих систем. Так, например, Конституция Греции 1975 г. предоставляет право осуществления конституционного контроля как судам общей юрисдикции, и одновременно учреждает специальный Верховный суд, занимающейся исключительно проверкой конституционности законов и действий властей. В современной России имеет место именно конвергенция централизованной и децентрализованной систем конституционного контроля. Так, на федеральном уровне действует специальный Конституционный суд (плюс конституционные суды, комитеты конституционного надзора (например, в Чувашии) и т.п. в некоторых национальных республиках). К числу его полномочий Конституция РФ относит: а) разрешение дел о соответствии Основному Закону страны федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов Федерации; б) разрешение споров о компетентности между органами государственной власти; в) толкование смысла статей Конституции РФ; г) предоставление заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам является Верховный суд, а по разрешению экономических споров – Высший арбитражный суд; любые политические или конституционные вопросы данные суды не рассматривают. Одновременно в субъектах Федерации контроль за действиями и решениями местной исполнительной и законодательной власти, и их соответствием федеральной Конституции и законодательству осуществляют республиканские, областные и краевые суды, а также органы прокуратуры – в частности, прокуроры субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством имеют право опротестовывать решения тех или иных органов региональной власти. В то же время в России в процессе проходящей судебной реформы постепенно утверждается централизованная модель: помимо национальных республик, в краях и областях РФ формируются уставные суды (проверяют соответствие местных законов и решений властей областным и краевым уставам) и коллегии по административно - правовым вопросам (при областных и краевых администрациях), которые в будущем призваны единолично осуществлять контрольно - правовые функции. Одновременно осуществление широкомасштабной судебной реформы обнажает целый ряд проблем, связанных с функционированием органов судебной власти в современной России, среди которых в первую очередь следует выделить: 1) Проблему финансового обеспечения деятельности судебных органов и прокуратуры, профессионализма их личного состава, сохранения за судьями пожизненного статуса; 2) Попытки руководителей некоторых национальных республик перевести под собственную юрисдикцию региональные и суды и прокуратуру, что фактически означает разрушение единой вертикали судебной власти в РФ (Татарстан, Башкортостан, Ингушетия и др.); 3) Давление глав регионов на неугодных представителей региональной прокуратуры, вплоть до требования их отставки (Кемеровская область в период губернаторства М.Кислюка («дело Финка») и самовольного назначения на должность прокурора собственных кандидатов (например, в Калмыкии); 4) Сравнительно низкая эффективность прокурорского надзора за соблюдением представителями исполнительной и представительной властей региона законов и Конституции РФ – прежде всего из – за отсутствия законодательства, предписывающего определенные санкции в отношении нарушителей.
Вопросы и задания для повторения:
1. Какую роль играют органы судебной власти в политике? При каких условиях они способны выступать в роли политического института? 2. Как, на Ваш взгляд, сочетается участие судебных органов в политике с принципом независимости суда от других ветвей власти? 3. В каких конкретных формах может выражаться судебный конституционный контроль? Какие органы судебной системы государства призваны осуществлять эту функцию? С какими проблемами в деятельности органов исполнительной и законодательной власти, на Ваш взгляд, связана необходимость его осуществления? 4. Каким требованиям, по Вашему мнению, должны отвечать члены судейского корпуса для успешного осуществления функций конституционно – правового контроля? 5. Какие основные пути формирования состава судов конституционного права (или иных выполняющих функции конституционного контроля судебных органов) существуют в современном мире? 6. Какие виды конституционного контроля они осуществляют? 7. Какие системы конституционного контроля существуют в современном мире? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами. 8. В чем, на Ваш взгляд, состоят особенности системы конституционного контроля, формирующейся в современной России?
Дополнительные вопросы:
1. С чем, на Ваш взгляд, связана традиционная слабость позиций органов судебной власти и отсутствие традиций конституционно – правового контроля в истории России? 2. Какие проблемы испытывают органы судебной власти и конституционно – правового контроля в современной России? Каковы, с Вашей точки зрения, возможные пути и конкретные меры улучшения ситуации? 3.Какую роль играют органы судебной власти в политической жизни российских регионов? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из политической практики Кузбасса.
Литература:
1. Голосов Г.В. Сравнительная политология. – Новосибирск, 1994, Гл.9. 2. Современное буржуазное государственное право. Кн.2. Основные институты. М., 1987. 3. Судебные системы западных государств. М., 1991. 4. Комментарий к Конституции РФ. М., 1994, гл.7. 5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. М., 1995. 6. Закон в переходный период: опыт современной России («круглый стол»). // Гос – во и право, 1995, № 10. 7. Лучин В. «Указное право» в России. // Диалог, 1996, № 7. 8. Проблемы конституционализма и политические институты. // Полис, 1998, №6.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.209.100 (0.007 с.) |