Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа и политическое значение судебной властиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже основоположники теории демократии (Дж.Локк, Дж.Мэдисон, Т.Джефферсон и др.) настаивали на независимости суда от руководящих деятелей и политиков, считая это необходимой гарантией соблюдения закона, неприкосновенности прав и свобод и граждан. Таким образом, независимость суда, которой не знают тоталитарный и авторитарный режимы, является неотъемлемым атрибутом современной демократии - поскольку демократия невозможна без скрупулезного соблюдения законов, устойчивого правопорядка и гарантированных законом прав граждан. В то же время независимость суда не означает полной его изоляции от мира политики. Осуществляя т.н. конституционный контроль, они проверяют соответствие принимаемых парламентами законопроектов, а также конкретных решений и действий исполнительной власти законам и положениям Конституции. Осуществлять данную функцию судам помогает обладание монополией на толкование общегосударственного законодательства в спорных ситуациях. Эта монополия вкупе с независимостью суда от других ветвей власти (не имеют права осуществлять на него давление и направлять его деятельность) превращает Верховный и (или) Конституционный суды любого государства в весьма влиятельные и могущественные органы. Основа могущества и власти высших судов государства - верховенство Конституции по отношению к остальным источникам правам (указам и распоряжениям исполнительной власти и принимаемым парламентариям законодательным актам). Например, в США, характеризуя силу влияния судебных органов, говорят: “Мы живем по Конституции. Но Конституция - это то, что говорят судьи. ” Действительно, именно судьи, формально не имеющие права участвовать в политике, могут решать судьбы законопроектов (признавая их конституционными или нет) и должностных лиц (выдвигая против них обвинения в нарушении Конституции и иных преступлениях), способствуют разрешению или углублению политических конфликтов (вспомним роль председателя Конституционного суда РФ В.Зорькина в ситуации противостояния Президента и Верховного Совета в 1992 - 1993 гг.). Обычно же законодательно закрепленным правом трактовать смысл положений Конституции, определять соответствие или несоответствие ей принятых законов и действий высших руководителей обладают либо Конституционные суды (в большинстве стран мира, и в том числе в России), либо Верховные суды (в странах англосаксонского права - Великобритании, США, Канаде, Австралии, и др.). Несмотря на критику в адрес “ узурпировавшего власть сословия судейских ”, многие политологи все же полагают, что подобные привилегии судов все же оправданы и вполне соответствуют нормам демократии. Так, например, американский исследователь М.Шапиро считает, что Конгресс США, разделенный на группы лоббистов, зачастую выражает не общенациональные, а групповые интересы, и поэтому жесткий правовой контроль за ним со стороны Верховного суда вполне оправдан. Французские государствоведы П.Бурдон и Ш.Портье полагают, что парламент выражает волю народа только в той мере, в какой его действия не выходят за рамки Конституции, поэтому надзор за деятельностью парламентариев необходим. Что же касается замечаний о превращении высших судов в “ работающую на себя корпорацию ”, то на них достаточно аргументированно отвечает американский политолог Р.Даль. Он замечает, что поскольку в состав Верховного суда США каждые 22 месяца назначается новый член, он является вполне представительным и демократичным органом, со стороны которого исключен корпоративный произвол в отношении общества и граждан. Четкое и точное осуществление столь важных функций в политике требует от судей политического нейтралитета и взвешенности в принятии решений, что, однако, редко ими соблюдается. Не способствует объективности суда тот факт, что в большинстве демократических государств судьи высших судов чаще всего являются выходцами из привилегированных слоев - среднего класса и, прежде всего его верхнего слоя. Отталкиваясь от этого факта, английский политолог Дж.Гриффит показал, что для большинства судей Великобритании характерны консервативные взгляды, отрицательное отношение к профсоюзам и благоговейное - к частной собственности. И поэтому, естественно, они не могут быть беспристрастными при принятии решений по спорным вопросам политики. В то же время существуют примеры, указывающие, что социальное происхождение не всегда однозначно определяет политические пристрастия судей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.007 с.) |