Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, виды и основные факторы политического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политическое развитие - одна из разновидностей (или режимов протекания) политического процесса. Сам же политический процесс, как указывалось в предшествующей главе, представляет собой динамичное взаимодействие институтов и иных других субъектов политической системы, а также результат подобного взаимодействия (конфликты, войны, революции, изменение политических институтов и законодательства). Оно включает в себя любое изменение или трансформацию политической системы, которые позволяют ей, ее институтам и субъектам приспособиться к изменившимся условиям. Помимо политического развития, существуют и иные режимы протекания политического процесса: 1) Режим функционирования, при котором политическая система функционирует в обычном для себя режиме, опираясь на имеющиеся политические институты и нормы - т.е. каких - либо существенных новаций в ней не появляется; 2) Режим упадка - связан с распадом и деградацией политической системы общества, при которых нарушается нормальное функционирование и понижается эффективность политических институтов, ухудшается качество (уровень знаний, навыков и связь с обществом) правящего слоя (элиты), перестают соблюдаться политические нормы, традиции и законы. Среди основных условий, благоприятствующих политическому развитию, обычно выделяют: 1) Постоянное увеличение численности органов власти (управления) и числа их функций - т.е. появление новых институтов и механизмов; 2) Усиление регулирования политических процессов и процедур (выборы, принятие решений и др.) со стороны государственной власти и общества; 3) Расширение политического участия, вовлечение в политику новых социальных слоев и групп; 4) Усиление требовательности общества к личным качествам и профессиональным знаниям руководителей государства и политической элиты - в результате утверждаются новые подходы к отбору чиновников - управленцев и формируется более эффективная государственная бюрократия; 5) Выработка программы реформ и преобразований, отвечающих интересам общества, которые направляют сам процесс политического развития; 6) В духовной сфере - секуляризация и утверждение светского типа культуры, повсеместное распространение образования и достижений науки и культуры. Среди основных причин политического развития следует назвать: 1) Изменение экономических, политических и духовно - идеологических потребностей общества; 2) Изменения в культуре и в общественном сознании; 3) Внешние контакты и воздействие окружающего мира (внешняя угроза, конкуренция либо заимствование экономических, культурных и бытовых ценностей и стандартов). Двумя основными формами (разновидностями) политического развития являются революция и реформа. По общему определению, социальная революция - это коренной качественный переворот в жизни общества, который завершает постепенно завершает процесс постепенного созревания в недрах старого общества предпосылок нового общественно - экономического строя. Основным вопросом всякой социальной революции традиционно является вопрос о политической власти - о том, какой группе (классу) она будет принадлежать, чьи интересы будет выражать, как будет устроена, и т.д. Характер революций определяется тем, какие задачи они осуществляют, и какие социальные силы в них участвуют. В истории политической мысли существуют различные трактовки природы и значения революций для общества. Мыслители консервативного толка - от Э.Берка и Ж.де Местра до Ф.Хайека и А.И.Солженицына (“Красное колесо” и другие произведения) - рассматривают любую революцию как разрушительное и вредное для общества явление, результат деятельности антиобщественных сил (интеллектуалов - нигилистов и утопистов, масонов, фанатиков и заговорщиков и др.), падения нравственных устоев и “массового помешательства” людей, несущее за собой жертвы, разгул насилия, разрушение социального порядка и хаос. Революции не приносят обществу ничего, поскольку все экономические, политические и культурные достижения являются результатом естественного, эволюционного развития. Противоположный ему подход, заложенный философами эпохи Просвещения (Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж. – Ж.Руссо и др.) и вождями Великой Французской революции, и получивший развитие в радикальной версии марксистского учения (марксизм - ленинизм), напротив, трактует революцию как основную движущую силу общественного развития (вспомним знаменитое высказывание К.Маркса: “Революции - локомотивы истории ”). Революции в таком понимании выражают сокровенные интересы народа (якобинцы ) либо передового общественного класса, неизбежно сопровождаются насилием в отношении сопротивляющихся им социальным групп (контрреволюционеров) (диктатура “революционного народа” или пролетариата и др.), и приводят в итоге к становлению более справедливого общественного строя (“правление разума” у якобинцев, социализм и коммунизм в марксистской теории). Революционный процесс возглавляется и направляется вождями (якобинцы) либо передовой “партией нового типа” (марксизм - ленинизм), которые непосредственно связаны с народными массами (передовым классом) и выражает их интересы. Промежуточный, более взвешенный подход, рассматривает революцию как закономерно возникающее явление, у которого существуют как положительные, так и темные стороны. Представителем такого подхода к пониманию природы революции является американский социолог российского происхождения П.А.Сорокин (работа “ Социология революции”). С его точки зрения, причиной революций является не “массовое помешательство” и деятельность “темных сил”, а подавление дореволюционным режимом базовых инстинктов человека - пищеварительного (голод), индивидуального и коллективного самосохранения (казни, репрессии, хаос и смута в государстве), свободы (ограничения и преследования). Революция, по Сорокину, не представляет собой беспрерывного “движения к свободе” либо сплошного насилия и произвола, а проходит три отличных друг от друга стадии. На первой из них - “стадии революционного подъема” - идеи революции разделяются подавляющим большинством общества, царит ощущение безграничной свободы, и она сопровождается минимальным насилием. На второй стадии под давлением революционных радикалов происходит ущемление общественных свобод, устанавливается “революционная диктатура”, ухудшается экономическая ситуация и ширится террор против всех недовольных. В результате нового ущемления базовых инстинктов недовольное большинство общества свергает “революционную диктатуру” и наступает третья фаза революции - “реакция ” (например, диктатура (протекторат) Кромвеля в английской революции, термидор и Директория - во Французской) - при которой новые власти стремятся преодолеть “революционный разгул” и ввести жизнь общества в нормальное русло. Таким образом, революция сама готовит свой конец. Давая общую оценку революции как явлению, П.Сорокин заключает, что она является далеко не лучшим способом решения общественных проблем: ее завоевания, как правило, не стоят сопровождающих ее хаоса, насилия и разрушений. Глубокий кризис коммунистической и марксистско - ленинской идеологии поставил под сомнение концепцию революции, сложившуюся в рамках философии Просвещения и марксистско - ленинской теории. Как считают многие современные политологи и социологи (С.Хантингтон, Ч.Тилли, Р.Саква и др.), в постиндустриальном обществе, где не существует классов (пролетариата и буржуазии) в их обычном понимании, укрепляются гражданская солидарность людей и демократические механизмы, революции по марксистской и «якобинской» схеме (слом прежнего государственного механизма и системы экономических отношений при установлении диктатуры «народа» либо «передового класса») уже невозможны. На смену им приходят массовые социальные движения, стремящиеся осуществить радикальные социально - экономические и политические цели (расширение свобод, повышение благосостояния широких масс, и др.) преимущественно мирными средствами (например, Народные фронты во Франции и в Испании в 30 - ые гг. и в 70 - ые гг. в Чили, “бархатные революции” в странах Восточной Европы в 80 - ые гг., «демократическая революция» в августе 1991 г. в России). В этой связи все чаще говорят не о социальных, а об аграрных, модернизационных, контрмодернизационных (например, исламская революция в Иране 1979 г., прекратившая курс на экономические реформы европеизацию страны шаха Резы Пехлеви) и др. революциях - т.е. о любых радикальных и быстро протекающих преобразованиях в жизни общества, затрагивающих широкие массы людей. При этом использование насилия в революциях нового типа возможно (например, при свержении квазифашисткой диктатуры Салазара в Португалии в 1974 г. и проамериканского компрадорско – олигархического режима Сомосы в Никарагуа в 1978, а также тоталитарно – сталинистской диктатуры Н.Чаушеску в Румынии в 1989 г.), но не обязательно. В целом же подобные «революции нового типа» чаще всего имеют место в странах “Третьего мира” и переходных обществах (бывшие соцстраны), отстающих в социально - экономическом развитии и не обладающих устойчивыми традициями и институтами демократии. В наиболее развитых и благополучных в социально - экономическом отношении странах мира (т.н. “золотой миллиард”) революции и радикальные социально - экономические преобразования, как правило, замещаются реформами. Реформа представляет собой эволюционное и ненасильственное структурное преобразование в обществе (в общественных порядках, отношениях, учреждениях - например, политическая, экономическая, военная, судебная, образовательная и др. реформы), которое осуществляется государственной властью без радикального изменения основ экономического строя и политической системы - как правило, с целью повышения их эффективности. В качестве примера могут служить неолиберальный экономический курс М.Тэтчер в Великобритании и Р.Рейгана в США, преобразования Ж.Ширака во Франции). Экономические и политические преобразования в России и большинстве стран бывшего “соцлагеря ”, предполагающие создание принципиально новых для них институтов рынка и демократии, ближе к революциям нового типа, нежели к реформам в их обычном, «классическом» понимании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.009 с.) |