Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, виды и основные факторы политического развития

Поиск

 

Политическое развитие - одна из разновидностей (или режимов протекания) политического процесса. Сам же политический процесс, как указывалось в предшествующей главе, представляет собой динамичное взаимодействие институтов и иных других субъектов политической системы, а также результат подобного взаимодействия (конфликты, войны, революции, изменение политических институтов и законодательства). Оно включает в себя любое изменение или трансформацию политической системы, которые позволяют ей, ее институтам и субъектам приспособиться к изменившимся условиям.

Помимо политического развития, существуют и иные режимы протекания политического процесса:

1) Режим функционирования, при котором политическая система функционирует в обычном для себя режиме, опираясь на имеющиеся политические институты и нормы - т.е. каких - либо существенных новаций в ней не появляется;

2) Режим упадка - связан с распадом и деградацией политической системы общества, при которых нарушается нормальное функционирование и понижается эффективность политических институтов, ухудшается качество (уровень знаний, навыков и связь с обществом) правящего слоя (элиты), перестают соблюдаться политические нормы, традиции и законы.

Среди основных условий, благоприятствующих политическому развитию, обычно выделяют:

1) Постоянное увеличение численности органов власти (управления) и числа их функций - т.е. появление новых институтов и механизмов;

2) Усиление регулирования политических процессов и процедур (выборы, принятие решений и др.) со стороны государственной власти и общества;

3) Расширение политического участия, вовлечение в политику новых социальных слоев и групп;

4) Усиление требовательности общества к личным качествам и профессиональным знаниям руководителей государства и политической элиты - в результате утверждаются новые подходы к отбору чиновников - управленцев и формируется более эффективная государственная бюрократия;

5) Выработка программы реформ и преобразований, отвечающих интересам общества, которые направляют сам процесс политического развития;

6) В духовной сфере - секуляризация и утверждение светского типа культуры, повсеместное распространение образования и достижений науки и культуры.

Среди основных причин политического развития следует назвать:

1) Изменение экономических, политических и духовно - идеологических потребностей общества;

2) Изменения в культуре и в общественном сознании;

3) Внешние контакты и воздействие окружающего мира (внешняя угроза, конкуренция либо заимствование экономических, культурных и бытовых ценностей и стандартов).

Двумя основными формами (разновидностями) политического развития являются революция и реформа. По общему определению, социальная революция - это коренной качественный переворот в жизни общества, который завершает постепенно завершает процесс постепенного созревания в недрах старого общества предпосылок нового общественно - экономического строя. Основным вопросом всякой социальной революции традиционно является вопрос о политической власти - о том, какой группе (классу) она будет принадлежать, чьи интересы будет выражать, как будет устроена, и т.д. Характер революций определяется тем, какие задачи они осуществляют, и какие социальные силы в них участвуют.

В истории политической мысли существуют различные трактовки природы и значения революций для общества. Мыслители консервативного толка - от Э.Берка и Ж.де Местра до Ф.Хайека и А.И.Солженицына (“Красное колесо” и другие произведения) - рассматривают любую революцию как разрушительное и вредное для общества явление, результат деятельности антиобщественных сил (интеллектуалов - нигилистов и утопистов, масонов, фанатиков и заговорщиков и др.), падения нравственных устоев и “массового помешательства” людей, несущее за собой жертвы, разгул насилия, разрушение социального порядка и хаос. Революции не приносят обществу ничего, поскольку все экономические, политические и культурные достижения являются результатом естественного, эволюционного развития.

Противоположный ему подход, заложенный философами эпохи Просвещения (Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж. – Ж.Руссо и др.) и вождями Великой Французской революции, и получивший развитие в радикальной версии марксистского учения (марксизм - ленинизм), напротив, трактует революцию как основную движущую силу общественного развития (вспомним знаменитое высказывание К.Маркса: “Революции - локомотивы истории ”). Революции в таком понимании выражают сокровенные интересы народа (якобинцы ) либо передового общественного класса, неизбежно сопровождаются насилием в отношении сопротивляющихся им социальным групп (контрреволюционеров) (диктатура “революционного народа” или пролетариата и др.), и приводят в итоге к становлению более справедливого общественного строя (“правление разума” у якобинцев, социализм и коммунизм в марксистской теории). Революционный процесс возглавляется и направляется вождями (якобинцы) либо передовой “партией нового типа” (марксизм - ленинизм), которые непосредственно связаны с народными массами (передовым классом) и выражает их интересы.

Промежуточный, более взвешенный подход, рассматривает революцию как закономерно возникающее явление, у которого существуют как положительные, так и темные стороны. Представителем такого подхода к пониманию природы революции является американский социолог российского происхождения П.А.Сорокин (работа “ Социология революции”). С его точки зрения, причиной революций является не “массовое помешательство” и деятельность “темных сил”, а подавление дореволюционным режимом базовых инстинктов человека - пищеварительного (голод), индивидуального и коллективного самосохранения (казни, репрессии, хаос и смута в государстве), свободы (ограничения и преследования). Революция, по Сорокину, не представляет собой беспрерывного “движения к свободе” либо сплошного насилия и произвола, а проходит три отличных друг от друга стадии. На первой из них - “стадии революционного подъема” - идеи революции разделяются подавляющим большинством общества, царит ощущение безграничной свободы, и она сопровождается минимальным насилием. На второй стадии под давлением революционных радикалов происходит ущемление общественных свобод, устанавливается “революционная диктатура”, ухудшается экономическая ситуация и ширится террор против всех недовольных. В результате нового ущемления базовых инстинктов недовольное большинство общества свергает “революционную диктатуру” и наступает третья фаза революции - “реакция ” (например, диктатура (протекторат) Кромвеля в английской революции, термидор и Директория - во Французской) - при которой новые власти стремятся преодолеть “революционный разгул” и ввести жизнь общества в нормальное русло. Таким образом, революция сама готовит свой конец. Давая общую оценку революции как явлению, П.Сорокин заключает, что она является далеко не лучшим способом решения общественных проблем: ее завоевания, как правило, не стоят сопровождающих ее хаоса, насилия и разрушений.

Глубокий кризис коммунистической и марксистско - ленинской идеологии поставил под сомнение концепцию революции, сложившуюся в рамках философии Просвещения и марксистско - ленинской теории. Как считают многие современные политологи и социологи (С.Хантингтон, Ч.Тилли, Р.Саква и др.), в постиндустриальном обществе, где не существует классов (пролетариата и буржуазии) в их обычном понимании, укрепляются гражданская солидарность людей и демократические механизмы, революции по марксистской и «якобинской» схеме (слом прежнего государственного механизма и системы экономических отношений при установлении диктатуры «народа» либо «передового класса») уже невозможны. На смену им приходят массовые социальные движения, стремящиеся осуществить радикальные социально - экономические и политические цели (расширение свобод, повышение благосостояния широких масс, и др.) преимущественно мирными средствами (например, Народные фронты во Франции и в Испании в 30 - ые гг. и в 70 - ые гг. в Чили, “бархатные революции” в странах Восточной Европы в 80 - ые гг., «демократическая революция» в августе 1991 г. в России). В этой связи все чаще говорят не о социальных, а об аграрных, модернизационных, контрмодернизационных (например, исламская революция в Иране 1979 г., прекратившая курс на экономические реформы европеизацию страны шаха Резы Пехлеви) и др. революциях - т.е. о любых радикальных и быстро протекающих преобразованиях в жизни общества, затрагивающих широкие массы людей. При этом использование насилия в революциях нового типа возможно (например, при свержении квазифашисткой диктатуры Салазара в Португалии в 1974 г. и проамериканского компрадорско – олигархического режима Сомосы в Никарагуа в 1978, а также тоталитарно – сталинистской диктатуры Н.Чаушеску в Румынии в 1989 г.), но не обязательно. В целом же подобные «революции нового типа» чаще всего имеют место в странах “Третьего мира” и переходных обществах (бывшие соцстраны), отстающих в социально - экономическом развитии и не обладающих устойчивыми традициями и институтами демократии.

В наиболее развитых и благополучных в социально - экономическом отношении странах мира (т.н. “золотой миллиард”) революции и радикальные социально - экономические преобразования, как правило, замещаются реформами. Реформа представляет собой эволюционное и ненасильственное структурное преобразование в обществе (в общественных порядках, отношениях, учреждениях - например, политическая, экономическая, военная, судебная, образовательная и др. реформы), которое осуществляется государственной властью без радикального изменения основ экономического строя и политической системы - как правило, с целью повышения их эффективности. В качестве примера могут служить неолиберальный экономический курс М.Тэтчер в Великобритании и Р.Рейгана в США, преобразования Ж.Ширака во Франции). Экономические и политические преобразования в России и большинстве стран бывшего “соцлагеря ”, предполагающие создание принципиально новых для них институтов рынка и демократии, ближе к революциям нового типа, нежели к реформам в их обычном, «классическом» понимании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.125 (0.01 с.)