Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и организация работы парламентаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейший вопрос, касающийся структуры парламента - должен ли он состоять из одной, двух или более палат? В период абсолютных монархий средневековья этот вопрос решался просто: каждая из палат должна была представлять какое - либо одно из сословий королевства - дворянство, духовенство, горожане и (иногда) крестьяне. Считалось, что у каждого сословия есть собственные традиционные интересы, права и обязанности, и поэтому все они имеют право на отдельное представительство. В 19 в. на место корпоративному принципу пришел индивидуалистический принцип “один человек - один голос”. Тем не менее рудименты средневекового парламентаризма кое - где дожили и до наших дней - прежде всего это палата лордов в Великобритании, членство в которой является наследственным и пожизненным. Одновременно некоторые страны уже в новейшее время экспериментировали с представительством экономических, политических и культурных групп. Так построены сенат в Ирландии, социально - экономические советы во Франции, Нидерландах и Италии. Наиболее широкомасштабный эксперимент подобного рода был осуществлен в Югославии, где до распада страны в 1991 г. многопалатный, сложный по составу парламент (Скупщина), отражавший национально - территориальные (союзные республики) и экономическое (профессиональные группы) расслоение общества. В федерациях верхняя палата парламента обычно обеспечивает равное представительство территорий, составляющих государство (субъектов Федерации). Самый известный пример - Сенат США, где каждый штат независимости от территориальных размеров и численности населения были представлены двумя сенаторами. Подобный порядок заведен и во многих других странах - Австралии, Канаде, Индии, и др. Наиболее известным здесь является пример верхней палаты германского парламента (бундесрата), в состав которого кооптируются представители земельных правительств - министры, формирующие комитеты соответственно их профилю (финансы, безопасность, наука и образование, и др.). В современной Германии ни одно из важнейших государственных решений и законов (затрагивающих изменение территориального устройства, экономическую сферу, военную сферу и др.) не могут быть приняты без одобрения верней палаты. В советском Союзе, несмотря на во многом искусственный характер советского федерализма, наряду с Палатой Союза действовала составленная из представителей союзных республик Палата Национальностей. В современной Российской Федерации в составе Федерального собрания большим весом обладает Совет Федерации - официальный орган, в состав которого кооптированы главы исполнительной и законодательной власти 89 субъектов РФ, без одобрения, которого не могут быть приняты ряд важных государственных решений и утверждены кандидатуры на ряд ключевых государственных постов. Конституция РФ относит к его ведению: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; в) назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; г) назначение на должность судей и Генерального прокурора и освобождение последнего от нее; д.) решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами ее территории. При этом характерно, что даже в некоторых унитарных государствах верхние палаты формируются таким образом, чтобы ни одна из территорий не чувствовала себя ущемленной. Например, во Франции сенаторов избирают специальные коллегии, состоящие из членов местных администраций, а в Италии сенат формируется посредством всеобщего голосования в рамках территориальных округов. В пользу двухпалатных парламентов обычно приводят два основных аргумента: во - первых, такая система сокращает возможность “лобовой” конфронтации законодателей с исполнительной властью, во - вторых, позволяет “фильтровать” и “отсеивать” непродуманные законопроекты нижней палаты, в - третьих - разгружает нижнюю палату, беря на себя обсуждение части вопросов. Однако первый аргумент действителен лишь для доминирующих парламентов (возможности остальных конфронтировать с правительством и так достаточно скромны), второй и третий устраняются заключением, согласно которому целесообразнее поднять уровень профессионализма и компетентности нижней палаты, нежели создавать над ней верхнюю “надстройку”. Одновременно вполне очевидными являются возражения против двухпалатных парламентов. Так, формируемые на основе разных принципов палаты не могут быть равноправными, и одна из палат (чаще верхняя) подавляет другую, обессмысливая ее деятельность. В случае формирования палат по одному и тому же принципу более чем вероятны соперничество и конфронтация между ними. По мнению многих политологов, реальное значение и вес верхняя палата может приобрести в ограниченно автономных и подчиненных парламентах, давая оппозиции дополнительную возможность для критики исполнительной власти. Сильнее всего это проявляется тогда, когда верхние палаты контролируются оппозицией (например, германский бундесрат 70 - х гг. был опорой влияния ХДС - ХСС против коалиции СДПГ и “свободных демократов»), либо она обладает в нем значительным представительством (например, российская левая оппозиция, представленная в Совете Федерации многими губернаторами и главами региональных законодательных органов). Помимо деления на палаты, в структуре парламента выделяются партийные объединения (фракции), руководящие органы, парламентские комиссии и комитеты. В качестве внутрипарламентских объединений могут выступать собственно фракции (ФРГ), парламентские группы (Франция и Италия), парламентские партии (Великобритания) и клубы (Австрия). Все они отличаются друг от друга степенью политизации и уровнем внутренней дисциплины. Наличие подобных объединений позволяет упорядочить работу парламента, легче вырабатывать и согласовывать позиции депутатов по конкретным вопросам - если бы каждый депутат принимал решения индивидуально, в работе парламента царил бы хаос. Формирование парламентских объединений регламентируется уставом палаты в соответствии с различными принципами. Например, устав германского бундестага для образования фракции требует решения не менее 5 % от общего числа его членов (т.е. 25 человек). В других парламентах устанавливается т.н. минимум членского состава - в Бельгии могут создать фракцию не менее 3 объединившихся депутатов, в Италии - 20, во Франции - 30. Наличие в парламенте партийных фракций и иных объединений влияет на формирование руководящих органов палаты, на определение состава парламентских комиссий (места в них распределяются пропорционально численности фракций), на решение конкретных вопросов. Главной фигурой парламентских заседаний является председатель палаты, избираемый депутатами для ведения заседаний и улаживания внутренних споров. При этом порядок избрания и объем полномочий председателя различается в разных парламентах. Например, если в США спикером обеих палат может быть избран только представитель партийного большинства, то в Великобритании им по соглашению может стать лидер самой крупной фракции. Если спикер английского парламента не участвует в прениях, и голосует лишь в случае, когда голоса остальных депутатов располагаются поровну, то главы ряда других парламентов могут свободно выражать свое мнение и голосовать. Помимо этого, в некоторых странах должностные лица составляют коллективные руководящие органы парламентов: в германском бундестаге - это правление, в Бельгии и Франции - бюро, в Италии - председательствующий Совет, в России – Совет Государственной Думы. Подобные органы формируются пропорционально численности представленных в парламенте фракций. Иногда при председателе палаты создаются специальные консультативные органы для определения регламента работы и повестки дня (Совет старейшин, Комитет по парламентской работе, и др.), а также другие постоянные службы (информационно - аналитическая, контрольно - финансовое и бюджетное управления, и т.д.). Важнейшей характеристикой организации работы парламента также является уровень внутреннего разделения труда. Для того, чтобы обеспечить контроль за многочисленной и громоздкой государственной бюрократией, парламент должен создавать собственные специализированные органы - комитеты. Комитеты создаются для разнообразных целей: детального рассмотрения законопроектов, экспертизы по финансовым вопросам, контроля над администрацией и специальных расследований. В соответствии с самой общей классификацией, комитеты парламента подразделяются на постоянные и специальные, т.е. созданные для решения конкретного вопроса (могут быть постоянными либо временными). Если же парламент двухпалатный, то соответственно выделяются комитеты верхней и нижней палаты (реже встречаются совместные). С точки зрения выполняемых функций выделяются отраслевые и рулевые парламентские комитеты. Рулевые - это комитеты, определяющие порядок работы верхней или нижней палаты парламента (например, в США рулевые комитеты определяют порядок прохождения законопроектов). К отраслевым комитетам относятся сельскохозяйственный, комитет по трудовым вопросам, по банкам и кредиту, по транспорту, внешней политике, и т.д. К числу общих функций парламентских комитетов традиционно относят: а) Разработку и выдвижение законопроектов; б) Контроль за правительством - кабинет предоставляет им общие отчеты о своей работе, а отдельные министры отчитываются о своей деятельности; в) Проведение по поручению палат специальных расследований по конкретным вопросам. При этом уровень специализации парламентских комитетов может различаться, что непосредственно отражается на эффективности их работы. Так, например, силу Конгресса США связывают с тем, что он обладает чрезвычайно разветвленной сетью постоянно действующих комитетов и подкомитетов (число последних доходило до 300). Иное положение существует в Великобритании, где комитеты Палаты общин - не специализированные и располагают скромными финансовыми ресурсами. В результате законодательная деятельность в стране стала исключительно функцией исполнительной власти. В целом же более распространенной в мире является британская, а не американская модель. Даже там, где с точки зрения своей организации и порядка работы комитеты могли бы быть сильными, они часто приходят в упадок из - за жесткого партийного контроля за парламентской работой в целом. Одновременно особую опасность для либеральной демократии таит в себе превращение сильных комитетов в орудия частных или групповых интересов. Это тем более актуально в связи с тем, что подготовка законов и других политических решений сосредотачивается именно там. Так, например, антикоммунистическая “охота за ведьмами”, сильно подорвавшая дух американской демократии, была инициирована и проводилась силами комитетов Конгресса во главе со знаменитым Дж.Маккарти. Реабилитации комитетов в глазах общественности помогла их работа по расследованию деятельности ЦРУ и Уотергейтского скандала (связанного с нарушением избирательного законодательства руководством республиканской партии). Таким образом, комитеты могут действовать как в общественных, так и в частных интересах. К сожалению, неокрепшие традиции “цивилизованного парламентаризма” в современной России порождают стремление многих партийных фракций в парламенте превратить тот или иной комитет Госдумы в свою “вотчину ” и использовать как орудие в политической борьбе. Среди же общих факторов эффективности парламентских комитетов называют специализацию, постоянство, а также “интимность” и “поддержку ”. “Интимность ” в работе комитетов прямо зависит от их величины: как правило, наиболее эффективны те из них, в которых немногие люди годами работают вместе и начинают понимать друг друга “с полуслова”. Многочисленные комитеты, члены которых никак не могут прийти к согласию, едва ли могут быть эффективными. “Поддержка ” означает возможность комитетов нанять квалифицированный обслуживающий персонал и экспертов. Это позволяет комитетам меньше зависеть от статистических данных и отчетов, представляемых исполнительной властью, и вырабатывать собственную позицию по конкретным вопросам. И то, и другое необходимо для эффективного контроля за исполнительной властью. Главным видом деятельности парламентариев является голосование и принятие законопроектов по конкретным вопросам. Выделяют четыре основных вида парламентского голосования: а) всеобщее; б) поименное; в) тайное. Частота использования конкретного вида голосования зависит от особенностей конкретного парламента. Например, в американском Конгрессе существует следующий режим (распорядок) голосования: 1) Голосование на основе “всеобщего согласия» ( после предварительного согласования позиций) в ответ на вопрос председателя палаты: “Нет ли возражающих?”; 2) Поименное голосование с помощью электронной системы подсчета голосов - по всем важнейшим законопроектам; 3) Довольно часто используемое открытое голосование без обозначения позиции каждого конкретного депутата - но при этом каждый депутат обязан обозначать свою позицию, если того потребует 1 / 5 от числа присутствующих на сессии; 4) Обязательное поименное голосование - только по вопросу преодоления президентского вето на тот или иной ранее принятый закон; 5) Тайное голосование, применяемое при выборах лидеров фракций и председателей комитетов.
Вопросы и задания для повторения:
1. Какие функции призван выполнять парламент в политической жизни общества? 2. Какие основные типы парламентов выделяет классификация, принятая в современной политологии? 3. Какие основные функции выполняют парламенты в политической жизни общества? От каких условий зависит успешность или эффективность их исполнения? 4. Какие средства воздействия на органы исполнительной власти существуют у современных парламентариев? В рамках каких моделей голосования может осуществляться давление на исполнительную власть со стороны депутатов? 5. В чем, на Ваш взгляд, состоит смысл разделения парламента на две палаты? Какие основные функции они выполняют? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами из политико-правовой практики современных зарубежных государств и России? 6. Какие иные элементы выделяются в структуре парламента? В чем состоит их политическая роль? Какие органы призваны координировать и направлять работу депутатов парламента? 7. Комитеты какого профиля традиционно выделяются в структуре парламента? Какие основные функции они выполняют? Какие издержки их деятельности могут нанести ущерб принципам демократии и парламентаризма? 8. Перечислите основные виды деятельности парламентариев и их формы? Какие формы парламентского голосования выделяет политическая наука?
Дополнительные вопросы:
1. С чем связана слабость традиций парламентаризма и отсутствие полноценных представительных органов в течение многих периодов истории России? 2. В чем, на Ваш взгляд, выражаются основные трудности в формировании парламента в современной России? Какие особенности партийной и избирательной системы, а также механизма разделения властей препятствуют формированию в России эффективного и ответственного парламента? 3. Какие меры, с Вашей точки зрения, могут быть приняты для повышения эффективности деятельности высшего законодательного органа России?
Литература:
1. Голосов Г.В. Сравнительная политология. – Новосибирск, 1994, Гл.7. 2. Аксельрод Р. Западный опыт создания сильной законодательной власти. // США – ЭПИ, 1991, № 12. 3. Романов Р.Р. Понятие и сущность парламентаризма. // Соц. – политич. журнал, 1998, № 4; Его же. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление. // Полис, 1998, № 5. 4. Сахаров А.Д. Конгресс США: практика парламентаризма. // США – ЭПИ, 1989, № 8. 5. Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах. // Полис, 1997, № 3. 6. Салмин А.М. О проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в РФ. // Полис, 1996, № 1. 7. Евзеров Р.Я. Дееспособность нынешнего российского парламента. // Полис, 1995, № 1. 8. Шумаван Н. Самоосмысление российского парламентаризма. // Полис, 1996, № 6. 9. Проблемы конституционализма и политические институты.//Полис,1998,№ 6.
Глава 18. Судебная власть
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.011 с.) |