Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 19. Политический процесс. Конфликты и стабильность

Поиск

§1. Политический процесс: содержание и типология

Термином «процесс» обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс - это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений» (Политологический словарь. В 2-х ч. - Ч.2. - М., 1994. - С.42.) В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом в данном случае понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов или микропроцессов.

Возможен и другой способ интерпретации приведенных выше определений, отражающий два различающихся в современной политологии методологических подхода: системно-функциональный и процессуально-динамический. С позиций первого подхода категория «политический процесс» выглядит лишь как некая производная функция базового концепта политической системы, хотя во второй части приведенного определения и присутствует попытка ввести характеристику «смены состояний». Но все же функциональный стереотип доминирует в этом определении, выражая прежде всего моменты статической устойчивости и консервативной адаптации системной модели в условиях циклического воспроизводства ее неизменной матрицы.

Второй подход, набирающий все большую популярность в современной политической теории, исходит не из существования незыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динамического движения, текучего социально-политического поля (П. Бурдье). Данный подход более адекватно выражает известное соотношение между относительностью покоя и абсолютностью движения, расставляя акценты в пользу анализа смены состояний, а не только их воспроизводства. Именно в таком духе интерпретирует социальный процесс П. Сорокин в своем классическом труде «Социальная и культурная мобильность» (1937), понимая под последним вид движения изучаемого объекта в течение определенного времени, связанный с изменением его места в пространстве или модификации его характеристик.

Итак, политический процесс -

1) ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей;

2) форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени;

3) один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.;

4) обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Различные страны мира имеют совершенно разные характер и уровень динамичности, а также направленность политических процессов. Более того, возникают ситуации, когда в одном макрополитическом процессе действуют два и более разнонаправленных и неоднородных субпроцессов. Например, на территории одной из самых стабильных стран мира, Великобритании, долгие годы происходил бурный этноконфессиональный конфликт между англичанами и ирландцами, протестантами и католиками, отголоски которого время от времени отзывались взрывами в тихом Лондоне, организованными террористами Ирландской республиканской армии (ИРА). Тем не менее, при помощи определенных критериев можно выделить основные разновидности политических процессов.

Локально-региональные и глобальные процессы. Нередко результата того или иного локального или регионального процесса может воздействовать и на общий ход мировой политики. Например, этнополитический конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами, который вначале был внутренним делом бывшей Югославии, перерос в политический процесс, масштабы которого влияют на дестабилизацию общеевропейской политики. В то же время типичным локальным процессом, затрагивающим интересы лишь местного сообщества, являются выборы в муниципальные органы власти и управления.

Стабильные и кризисные процессы. В политике нередко острые кризисные ситуации переходили в революционные взрывы, а серии реформ тех или иных правительств обеспечивали стабильную эволюцию, как это было в эпоху «нового курса» Ф. Рузвельта в США в 30-е годы. Но тем не менее и реформа, и революция могут быть способами разрешения политического кризиса. Так было в Германии, когда после кризиса Веймарской республики, господства фашистов и поражения во Второй мировой войне в стране в период правления К. Аденауэра была осуществлена модель стабильного политического процесса в ФРГ.

Революция - это такая форма социального движения, которая ликвидирует старое качество сразу, непосредственно, без промежуточных ступеней, целиком. Революция не только быстро и радикально разрешает кризисы, но и требует от общества очень высокую социальную плату (например, Гражданская война после революционного переворота 1917 года в России). Эпоха социального переворота может состоять из цикла политических революций, сменяющихся контрреволюциями, то есть реставрацией старых порядков и возвращением к власти прежних властителей. Это будет продолжаться до тех пор пока не утвердятся социальные слои, способные обеспечить выход страны из кризиса.

Другим видом политического процесса, более типичным для последней трети нашего столетия, стала реформа. Реформы являют собой лишь частичные изменения, призванные смягчить развертывания кризиса, либо разрешить его в пользу господствующих классов, сохраняющих рычаги власти в своих руках. Реформа осуществляется постепенно, эволюционно. Однако серия крупных реформ нередко имеет результатом глубокие социально-экономические и политические преобразования. Главное достоинство реформы состоит в том, что удается сохранить определенный баланс сил, их некоторое равновесие. Борьба интересов и идей осуществляется в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки.

Практика развертывания социально-политических процессов последней трети XX века выявила возросшую взаимосвязь между революцией и реформой. В новых исторических условиях возникает новый тип общественных преобразований, который невозможно втиснуть в рамки привычных понятий «реформа» и «революция». Немецкий политологи Т.Эш в этой связи даже придумал оригинальный термин «рефолюция». Другой специалист в этой области - Х.Фишер ввел в научный оборот новое понятие «эволюционная революция» (или «революционная эволюция»).

Вторая примета нынешнего времени - все более усиливающаяся потребность в согласии и общественной интеграции, решении всех спорных вопросов на путях переговоров, компромиссов, консенсусов (например, в Испании - пакт Монклоа 1977-1978гг, в Великобритании - «Социальный контракт» 1974-1977гг.). Это обстоятельство особенно важно для обществ переходного типа, поскольку без такого согласия невозможна социальная стабильность, а следовательно, невозможно осуществление структурных реформ.

Легальные и «теневые» процессы. Всякий политический процесс включает в состав своих основных компонентов ценности и нормы доминирующей политической культуры, а также отдельных субкультур. Эти ценности определяют правила политической игры, границы дозволенного и недозволенного, официального и неофициального, легального и нелегального. К примеру, восстание и переворот, террор и путч во всех странах выносятся за рамки дозволенных конституцией и другими законами форм политической жизни. Тем не менее, политический процесс в реальности оказывается шире рамок правового, правила политической целесообразности порой выше, чем нормы конституционной законности. Это связано также и с дефицитом информации, законспирированностью некоторых фрагментов политического поля, любовью профессиональных политиков к закрытой для масс «подковерной» политике. Даже в таком относительно развитом правовом государстве, как США, время от времени выходят на поверхность незаконные «теневые» акции, как Уотергейтское дело, повлекшее за собой отставку президента США Р. Никсона.

Политический процесс относится к числу сложных, синтетических феноменов, природа которых связана с функционирование динамичных систем. Г. Алмонд и Г. Пауэлл (США) выделяют пять основных функциональных фаз развертывания политической динамики и соответствующих им носителей в виде институтов, преимущественно связанных с осуществлением той или иной функции в политическом процессе.

На первой фазе артикуляции индивидуальных и групповых интересов носителем функции их выражения выступают групповые объединения («группы интересов»). Например, в отечественной политике таковыми могут выступать объединения бизнесменов и профсоюзы, выражающие нередко весьма отличные интересы предпринимателей и наемных работников по одним и тем же проблемам экономических реформ, например, приватизации или либерализации цен.

Следующая стадия и соответствующая ей функция агрегирование интересов связана уже в основном с деятельностью политических партий. Здесь происходит селекция и объединением в единой партийно-политической позиции довольно разнородных интересов различных индивидов и групп. Довольно ярко это проявляется, например, в деятельности социал-демократов, которые пытаются объединить интересы и требования городских рабочих и служащих, фермеров и предпринимателей в согласованной партийной платформе.

На этапе выработки политического курса интегрирующую роль играют представительные и законодательные институты, которые формируют коллективные решения. В том же британском парламенте выработка и принятие ключевых для всей нации решений осуществляются в известной степени институционально согласованно депутатами и консервативной, и лейбористской партиями.

Этап реализации принятых решений связан главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы. В практике государственной политики случается, что за непродуманные решения, принятые одними лицами, расплачиваются их исполнители, как это произошло, например, с печально известным решением о вводе советских войск в Афганистан.

Этап контроля и арбитража в рамках политического процесса относится в к деятельности институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе признанных всеми норм.

Политический процесс предстает, так же как и смена состояний, характеризующихся различным соотношением сил, переходом от равновесия между ними к дисбалансу и становлению нового равновесия, от состояния устойчивости и неустойчивости и наоборот. Состояние равновесия сил, его устойчивость или неустойчивость, является существенным параметром развертывания политического процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.011 с.)