Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа политического конфликта. Политический кризис

Поиск

 

Если социальный конфликт - есть конфронтация больших социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения, то политический конфликт - это столкновение уже интегрированных интересов этих больших социальных групп, выраженных в виде политических ценностей, задач, требований, лозунгов и, как правило, связанных с борьбой за ресурсы власти. Непосредственными агентами политического противоборства выступают организованные субъекты: институты государства, политические партии, парламентские фракции, общественно-политические движения, СМИ.

Политический конфликт - это осознанное столкновение общественных субъектов с противоположными интересами. Он возникает и развивается по поводу политической власти и ее функционирования в данном обществе. В литературе встречаются различные подходы в объяснении природы политического конфликта.

1. С точки зрения исторического материализма политический конфликт порождается всецело или в основном экономическими противоречиями и является их концентрированным выражением. Экономика в конечном итоге - определяющий по отношению к политике фактор, но лишь для некоторых типов общественных систем и определенных исторических эпох. Конфликты внутри политики и ее с другими сферами общественной системы детерминируются не одними экономическими противоречиями, а многими социальными коллизиями. Если бы все сводилось к экономике, то политические проблемы решались бы сами по себе, по мере развития экономики. Однако такого в реальной жизни не происходит.

2. Политический конфликт как следствие идеологических противоречий. Во многих случаях политическое противоборство действительно провоцируется несовместимостью идеологических взглядов и позиций. Тем не менее, практически мыслящие политики предпочитают ориентироваться на реальные интересы, а не на идеологические доктрины.

3. Некоторые теоретики пытаются найти причины политических конфликтов в психологии самой политической деятельности и политических отношений. Так известный немецкий юрист К. Шмитт видел источник конфликта, становящегося реальностью в экстремальных ситуациях, в противоположности «друг - враг», свойственной политике. Однако функции политики не вписываются полностью в орбиту противоположности - «друг - враг». Они включают также деятельность по согласованию противоречивых интересов различных социальных групп, их сбалансированию, что не обходится без конфликтов, улаживаемых путем компромиссов.

4. Диалектический подход (Г. Зиммель, Р. Дарендорф и др.) основывается на понимании конфликта как нормального, распространенного социального явления и исходит из его позитивной функциональности в социальных системах. Многочисленные сторонники этого подхода полагают, что конфликт присущ всем уровням жизни социальных систем и не может рассматриваться в качестве девиантного явления или противоположности порядку.

Таким образом, политический конфликт есть целенаправленное противоборство общественных субъектов с противоположными политическими интересами, ценностями и целями в системе отношений власти, политического господства и управления.

В политическом конфликте вместе, а точнее наряду с полярными силами действуют центристские, не разделяющие противоположные позиции полярных. В острых ситуациях политической борьбы центристы большей частью либо ретируются из конфликтного поля, либо переходят в лагерь одной из враждующих сторон. Подлинно полярными на любой стадии конфликта выступают только носители основной его линии. Это - правые как защитники «статус кво» системы и левые, борющиеся за коренное изменение. Главная сила последних - оппозиция. При разнородности правых формируется правая оппозиция. Не бывает однородной и левой.

Представляется важным вопрос о типологии и классификации конфликтов. Американские политологии К. Боулдинг и А. Рапопорт предложили оригинальную типологию социально-политических конфликтов, выделив следующие их категории и типы:

- действительные конфликты, то есть реально происходящие в конкретной социальной среде;

- случайные конфликты, появление которых зависит от ряда преходящих (второстепенных) факторов и противоречий;

- заместительные конфликты, представляющие собой фиксируемое проявление скрытых конфликтов, то есть не проявление на поверхности общественной жизни;

- конфликты, возникающие в результате плохого знания существующего положения или неудачного применения принципа «разделяй и властвуй»;

- скрытые конфликты. Их участники в силу разных обстоятельств не могут или не хотят заявить о своей открытой борьбе друг с другом;

- фальшивые конфликты, то есть не имеющие по сути объективных оснований.

Можно особо выделить конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, особая роль национально-этнического и религиозного факторов, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.

Наибольший интерес для политологии представляют те конфликты, которые затрагивают саму основу политической системы. Для рассмотрения такого рода конфликтов нам потребуется новое понятие политический кризис. Политический кризис- это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности (См.: Социально-политические науки. -1991. -№12. - С.113-114).

Выделяют внешнеполитические кризисы, обусловленные международными противоречиями и конфликтами, и внутриполитические кризисы. Среди последних можно выделить следующие.

Правительственный кризис - выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент как институт законодательной власти может отказать в поддержке кабинету министров и отправить его в отставку. Чаще всего правительственные кризисы случаются в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе (например, в современной Италии). Тогда выход части министров из правительства может вызвать правительственный кризис. В условиях президентского режима конфликт законодательной и исполнительной властей, которые олицетворяет президент, может обернуться вотумом недоверия президенту, который будет означать перестановки и отставки в его кабинете, а возможно, и его собственную отставку. В современной России правительственный кризис непосредственно связан с общим кризисом институтов власти, с тем, что в формировании политической системы акцент сделан на достижении четкого разграничения властей и до сих пор крайне неэффективно работают механизмы их взаимодействия. Поэтому политическая система обладает ограниченными мобилизационными способностями.

Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Преодолением патовой ситуации является также роспуск парламента, потерявшего дееспособность, и назначение новых выборов.

Конституционный кризис - связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность, то есть правомочность, и требуется ее качественный пересмотр (например, конституционный кризис в России в 1993 г.).

Наиболее опасным для власти оказывается социально-политический, общенациональный кризис. Он может включать (почти всегда включает) в себя и три предыдущих, демонстрируя кризис власти. Этот кризис затрагивает сам фундамент общественного здания и вплотную подводит к смене власти. На его основе может возникнуть и революция, и контрреволюция, и серия крупных реформ. Развязка кризиса зависит от степени его зрелости, от соотношения социально-политических сил. Классическими примерами подобных политических катаклизмов является революция 1789 года во Франции, события 1917 года в России или деградация, аномия, а затем и распад государственности в Сомали, разорванной в ходе гражданской войны на части враждующими кланами.

Политические конфликты и кризисы - драматические моменты в судьбах общества, однако их роль в общественном развитии амбивалентна: они дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно служат началом нового этапа развития (при условии их благополучного разрешения).

В целях мирного разрешения конфликтов и кризисов желательно опираться на ряд факторов. Среди них:

- институциональный фактор - существование или воссоздание в обществе института для ведения переговоров: согласительные комиссии, конституционный суд и т.д.;

- консенсуальный фактор - наличие согласия между сторонами по поводу того, что должно собой представлять совместное решение;

- кумулятивный фактор - чем меньше участников конфликта, тем вероятнее шанс его мирного урегулирования;

- фактор исторического опыта - привлечение на свою сторону сил и традиций мирного урегулирования конфликта, имеющихся в данной стране или других странах;

- фактор равновесия сил - обе стороны должны иметь равные права и полномочия решать конфликтную ситуацию;

- психологический фактор - учет субъективных особенностей участников конфликта;

- социокультурный и этнический факторы - учет цивилизационной, национально-этнической и социокультурной среды, в которой происходит конфликт и ее влияние на его специфику.

Современная теоретическая и прикладная политология предлагает следующие основные, наиболее распространенные методы разрешения политических конфликтов, которые не всегда имеют позитивные последствия:

1. Метод «избегания» конфликта (временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др. - например, отставка первого и последнего Президента СССР М. Горбачева).

2. Метод подмены конфликта (перемещение в иную плоскость - например, конфликт, связанный с генеральным прокурором Ю. Скуратовым).

3. Метод конфронтации (жесткие, «революционные» решения - например, события 3 - 4 октября 1993 года в России).

4. Метод приспособления (действия, акции, направленные на самостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе).

5. Метод откладывания (временная уступка сильному оппоненту).

6. Метод примирения сторон на основе сближения их позиций через посредника.

7. Метод третейского разбирательства или арбитража.

8. Метод переговоров - наиболее распространенный и перспективный способ разрешения политических конфликтов.

В заключении отметим, что политические противоречия и конфликты - неизбежный спутник политики, атрибут политического процесса. И вопрос состоит не в том, чтобы их «запрещать». В современном обществе это невозможно. Вопрос в том, чтобы на основе цивилизованной политической культуры создавать и воспроизводить справедливые нормы, «правила игры», позволяющие конструктивно решать политические конфликты, упорядочивать динамику политического процесса.

 

Вопросы и задания для повторения:

 

1. Каковы критерии типологии политических процессов?

2. Охарактеризуйте фазы политического процесса, предложенные Алмондом и Вербой.

3. Назовите особенности современного политического процесса в нашей стране.

4. Какие подходы существуют при определении политической стабильности.

5. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «порядок» и «беспорядок»?

6. В чем причины конфликтов и кризисов политического развития?

7. Какой из кризисов политического развития проявляется сегодня в России наиболее отчетливо?

8. Раскройте содержание методов разрешения политических конфликтов.

 

Дополнительные вопросы:

1. Политическая оппозиция как субъект конфликта.

2. Проблемы российской модернизации

 

Литература:

1. Васильев В.А. Оппозиция как социальное явление // Социально- поли-

тический журнал, 1996, № 6.

2. Ерасов Б. Одномерная логика российских модернизаторов // Общественные науки и современность. - 1995. - №2.

3. Зеркин Д. П. Политический конфликт и оппозиция // Социально-политический журнал. - 1998. - №5.

4. Кургинян С. Игра в отставку. Действительная природа диалога власти и оппозиции // Россия XXI. - 1997. - №11-12.

5. Петров Ю. Альтернативы: модели развития для России // Свободная мысль. - 1997. - №6.

6. Российская модернизация: проблемы и перспективы (материала «круглого стола») // Вопросы философии. - 1993. - №7.

7. Согрин В. Современная российская модернизация // Вопросы философии. - 1994. - №11

8. Тулеев А.Г., Шпак Л.Л. На изломах жизни. - Новосибирск, 1994. - С.62-132.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.009 с.)