Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия и функции главы правительства

Поиск

 

Как уже указывалось, исполнительная власть полностью или в значительной части (полупрезидентская республика) концентрируется в руках премьер - министра либо президента (президентская республика). Так, Конституция США (ст.2 разд. 1) определяет, что “ исполнительная власть осуществляется президентом ” - он лично назначает всех должностных лиц государства (если иного не требует Конституция), контролирует их работу и может потребовать от руководителя любого департамента “письменного мнения” по вопросу его компетенции. При этом в США, как уже отмечалось, нет правительства в юридическом смысле этого слова - практически все должностные лица (министры, государственные секретари и др.) являются советниками президента и имеют совещательный статус.

В парламентской и смешанной республиках и при парламентской монархии положение главы кабинета - премьер - министра - может быть весьма различающимся. Он может быть бесспорным лидером кабинета и не быть им, может контролировать других членов кабинета и не быть способным на это. Крайние примеры той и другой ситуации предлагает нам Индия, где во время чрезвычайного положения 1975 - 1977 гг. И.Ганди располагала буквально диктаторскими полномочиями, и Третья республика во Франции с ее бесконечными “премьерами на час”, не решавшимися вмешиваться в дела могущественных шефов правительственных департаментов. Сила премьер - министра определяется тем, в какой степени он контролирует назначение членов кабинета. Можно утверждать, что в современном мире наметилась тенденция к усилению премьер - министров и правительства в рамках парламентской системы, но сохраняется их зависимость от президента в рамках смешанной системы.

Так, например, премьер - министр Великобритании (формально конституционной монархии) по “конституционным соглашениям” получает от королевы ее права на осуществление исполнительной власти - т.е. возможность назначать и увольнять министров, осуществлять назначение на высшие государственные должности (высшее военное командование, высшая часть судейского корпуса, послы и губернаторы), распускать парламент. Одновременно усиливается руководство с его стороны госаппаратом - он является не только главой правительства, но и полновластным руководителем государственного аппарата: определяет число министерских постов и структуру госаппарата - с его одобрения назначаются высшие чиновники министерств. При этом личная лояльность главе правительства может больше способствовать успеху соискателя, нежели его профессиональная компетентность.

В ФРГ, как мы уже отмечали, премьер - министр (канцлер) обладает весьма обширными полномочиями, позволяющими ему воздействовать на все основные институты политической власти. Согласно ст.65 германской Конституции, именно канцлер является “ создателем и гарантом основных положений политики ”. Он обладает конституционным правом назначать министров, но фактически ему приходится учитывать расстановку сил в правящей коалиции (ХДС / ХСС, СДПГ, СвДП, “зеленые” в разном сочетании). Кроме того, нормой немецкой политической жизни является высокий уровень компетенции будущего министр а в той сфере управления, которая ему вверяется.

Во Франции (смешанная модель), несмотря на формальное главенство в системе исполнительной власти премьер - министра, в ее реального главу все более превращается президент страны. Полномочия премьера весьма широки- он руководит деятельностью правительства, отвечает за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, осуществляет назначение на военные и государственные должности. Однако его все больше “дублирует” и подминает под себя глава государства, де-факто определяющий основные направления политики правительства. Как отмечал известный французский политолог М.Дюверже, “ премьер - министр играет в Пятой республике роль подставного лица, покрывающего политику президента ”. Как ни печально, аналогичный характер имеют взаимоотношения президента и премьер – министра в современной России: глава кабинета отвечает за деятельность правительства и всех его министров, а президент фактически контролирует осуществление правительственной политики, не отвечая персонально за результаты деятельности кабинета; в случае же провалов он традиционно ограничивается сменой премьера.

Одновременно существуют примеры парламентской системы с преобладанием парламента над правительством, где премьер - минист р не может монопольно контролировать назначение отдельных министров. Например, в Бельгии и в Нидерландах устанавливаются определенные квоты участия коалиционных партий в правительстве: определенные министерства должны возглавить социал - демократы, определенные - либералы, и т.д. В Италии, где в 50 - х и 60 - х гг. христианские демократы редко вступали в союзы с другими партиями, сходным образом распределялись портфели между фракциями в составе этой партии. Очевидно, что в подобной ситуации премьер не может быть “ первым среди равных”.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.008 с.)