Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полномочия и функции главы правительстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже указывалось, исполнительная власть полностью или в значительной части (полупрезидентская республика) концентрируется в руках премьер - министра либо президента (президентская республика). Так, Конституция США (ст.2 разд. 1) определяет, что “ исполнительная власть осуществляется президентом ” - он лично назначает всех должностных лиц государства (если иного не требует Конституция), контролирует их работу и может потребовать от руководителя любого департамента “письменного мнения” по вопросу его компетенции. При этом в США, как уже отмечалось, нет правительства в юридическом смысле этого слова - практически все должностные лица (министры, государственные секретари и др.) являются советниками президента и имеют совещательный статус. В парламентской и смешанной республиках и при парламентской монархии положение главы кабинета - премьер - министра - может быть весьма различающимся. Он может быть бесспорным лидером кабинета и не быть им, может контролировать других членов кабинета и не быть способным на это. Крайние примеры той и другой ситуации предлагает нам Индия, где во время чрезвычайного положения 1975 - 1977 гг. И.Ганди располагала буквально диктаторскими полномочиями, и Третья республика во Франции с ее бесконечными “премьерами на час”, не решавшимися вмешиваться в дела могущественных шефов правительственных департаментов. Сила премьер - министра определяется тем, в какой степени он контролирует назначение членов кабинета. Можно утверждать, что в современном мире наметилась тенденция к усилению премьер - министров и правительства в рамках парламентской системы, но сохраняется их зависимость от президента в рамках смешанной системы. Так, например, премьер - министр Великобритании (формально конституционной монархии) по “конституционным соглашениям” получает от королевы ее права на осуществление исполнительной власти - т.е. возможность назначать и увольнять министров, осуществлять назначение на высшие государственные должности (высшее военное командование, высшая часть судейского корпуса, послы и губернаторы), распускать парламент. Одновременно усиливается руководство с его стороны госаппаратом - он является не только главой правительства, но и полновластным руководителем государственного аппарата: определяет число министерских постов и структуру госаппарата - с его одобрения назначаются высшие чиновники министерств. При этом личная лояльность главе правительства может больше способствовать успеху соискателя, нежели его профессиональная компетентность. В ФРГ, как мы уже отмечали, премьер - министр (канцлер) обладает весьма обширными полномочиями, позволяющими ему воздействовать на все основные институты политической власти. Согласно ст.65 германской Конституции, именно канцлер является “ создателем и гарантом основных положений политики ”. Он обладает конституционным правом назначать министров, но фактически ему приходится учитывать расстановку сил в правящей коалиции (ХДС / ХСС, СДПГ, СвДП, “зеленые” в разном сочетании). Кроме того, нормой немецкой политической жизни является высокий уровень компетенции будущего министр а в той сфере управления, которая ему вверяется. Во Франции (смешанная модель), несмотря на формальное главенство в системе исполнительной власти премьер - министра, в ее реального главу все более превращается президент страны. Полномочия премьера весьма широки- он руководит деятельностью правительства, отвечает за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, осуществляет назначение на военные и государственные должности. Однако его все больше “дублирует” и подминает под себя глава государства, де-факто определяющий основные направления политики правительства. Как отмечал известный французский политолог М.Дюверже, “ премьер - министр играет в Пятой республике роль подставного лица, покрывающего политику президента ”. Как ни печально, аналогичный характер имеют взаимоотношения президента и премьер – министра в современной России: глава кабинета отвечает за деятельность правительства и всех его министров, а президент фактически контролирует осуществление правительственной политики, не отвечая персонально за результаты деятельности кабинета; в случае же провалов он традиционно ограничивается сменой премьера. Одновременно существуют примеры парламентской системы с преобладанием парламента над правительством, где премьер - минист р не может монопольно контролировать назначение отдельных министров. Например, в Бельгии и в Нидерландах устанавливаются определенные квоты участия коалиционных партий в правительстве: определенные министерства должны возглавить социал - демократы, определенные - либералы, и т.д. В Италии, где в 50 - х и 60 - х гг. христианские демократы редко вступали в союзы с другими партиями, сходным образом распределялись портфели между фракциями в составе этой партии. Очевидно, что в подобной ситуации премьер не может быть “ первым среди равных”.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.008 с.) |