Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и основные функции социологии

Поиск

Структура и основные функции социологии



3.Функции социологии.

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая,

прогностическая, идеологическая, гуманистическая, планирования.

1.Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие

закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции

служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления

социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой

информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных

напряженностей.

3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности

социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах

общественной деятельности.

4.Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов,

вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях

социологических процессах.

5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в

интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так

же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы

ценностей и предпочтения в обществе.

6.Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их

результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и

взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать

совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

7.Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это

может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов,

жизни отдельных регионов, стран и др

 


 

Социальная мобильность и маргиналы

Социальная мобильность - изменение социального

положения людей. Различают: демографическую, географическую и социальную,

индивидуальную и групповую, внутрипоколенную и межпоколенную, вертикальную и

горизонтальную, восходящую и нисходящую. Изучение социальной мобильности было

начато П. Сорокиным. Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой

переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что

создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности:

горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью,

или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из

одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под

вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые

возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного

социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений

существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е.

социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двух

видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в

рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными

изменениями.

Маргина́л ( от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот [1]. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.

 

Политическая культура

Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из комплекса взаимосвязанных компонентов. Назовем некоторые из них:

• ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;

• познавательный — политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;

• оценочный —• отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;

• установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;

• поведенческий — готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Можно выделить также следующие уровни политической культуры:

1) мировоззренческий — наши представления о политике и ее различных аспектах;

2) гражданский — определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;

3) политический — определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Отношения к политике, к политическому режиму могут меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, делится на ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого, одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.

 

23.Этнические общности

К этническим, или социально-этническим, общностям относятся такие большие социальные группы, как племя, нация, этническая группа, диаспора и другие этнические образования, возникшие в результате естественноисторического процесса. Этнос (треч. ethnos — племя, народ) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами культуры (включая язык), общими особенностями психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Важнейшим показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. Нации начинают формироваться в период образования централизованных государств. Этот процесс весьма длительный и может растянуться на многие века. Например, одни этносы уже в Средние века имели достаточно четко выраженные признаки нации (Англия, Франция, Болгария и т. д.), другие только в XX в. начали формироваться в отдельные нации. Росту национального самосознания многих этносов и формированию новых наций в XX в. во многом способствовал распад таких империй, как АвстроВенгерская, Британская, Российская, СССР и др.

Перед российским государством и обществом стоят несколько острейших проблем в сфере национальной политики:1) проблема национально-государственного устройства Российской Федерации, связанная с тем, как, на каких принципах строить отношения между федеральным центром и отдельными этническими субъектами;2) проблема, связанная с так называемым «русским вопросом». Русские (русскоязычные) граждане вынуждены переселяться в «центральную3) проблема незаконной миграции иностранных граждан на территорию России. В настоящее время роль этнических общностей в развитии социальной структуры российского общества значительно возрастает. Это связано, во-первых, с демократизацией общества, открывшей перспективы самоопределения этническим общностям и стимулирующей рост этнического самосознания; во - вторых, с развитием рыночных отношений, которые обострили конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы, в том числе и между этническими общностями.

Необходимо учитывать, что демократические институты общества могут эффективно функционировать только в условиях соблюдения всеми субъектами социальных отношений единых норм и законов, единых «правил игры». Пока, к сожалению, российское государство не может гарантировать всем своим гражданам равные условия жизнедеятельности и эффективно защищать их интересы как в самой России, так и за ее пределами.

 

Социокультурный процесс

Социокультурный процесс- это процесс развития и изменения культуры под воздействием внутренних и внешних факторов

Типология и выды семей

1Матриархальная( лидирующую роль занимает женщина)2. Патриархальная (во главе стоит мужчина)3 Эголитарная (мужчина и женщина занимают равное положение) 4Нуклеарная семья -семья состоящая из родителей и детей,либо только из супругов,на первый пан выдвигаются при этом отношение между супругами(представителями одного поколения), а не представители разных поколений(родителями и детьми.Противопоставляется партриархальной семье традиционного типа,в состав которой входит как минимум несколько поколений взрослых людей)5.расширенная(когда все члены рода живут в одной семье)

В зависимости от количества детей: -малодетные(1-2ребенка в России =5%)-среднедетные(3-4 =10%)-многодетные(5 и более=1%)-бездетные(=10-15%)

 

Малые социальные группы

Малая группа — это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Отличительными признаками малой социальной группы являются:

• небольшое число членов;• непосредственность общения между ее членами;• общие интересы, цели и совместная деятельность;• определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;• разделение труда, координация и дополнительность деятельности;• внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;• общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;• определенная структура организации и управления;• групповая идентичность с точки зрения посторонних.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа — группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д. Референтная группа — реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания. Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

В социометрии имеется так называемое магическое число — 7+. -оно вычисляеться путем опред.оперативной памяти человека.-коммуникативные возможности человека(он может общаться с небольшим кругом любдей)-сходство и различия человека(в большой группе сложно объеденить разные интересы) .Закономерности -число наиб. Часто встречающихся групп составляет 3 человека.;- более устойчивыми явл.малые группы;- чем выше интелектуальный потенциал отдельных членов,тем малочисленнее группа.

Неформальные групповые нормы:-беспечивают единообразие поведения и способствуют комбинации деятельности.-направляют.регулируют, контролируют и оценивают поведение членов группы.-выполняют функции интеграции,упорядочения и состояния стабильности в группе.-обеспечивают предсказуемость поведения членов группы.-избавляют человека от тревоги и неопределенности.-создают ндивидуальное лицо каждой группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выбирается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

 

Экономическая социология

На инд.трудоое повдение значит.влияние оказывают след.факторы:производственные(содерж.,организация,условия труда); социальные(соц.значимость труда); -экономические(величина вознаграждения за труд);-соц-но-психологические(отношения в трудовомколлективе);-психофизические(индив. Особенности личности). Модели предпринимательского поведения: -инвестиционная,-инновационная,-организационная,-посредническая,-коммерческая,каньюгтурно-игровая,-консалтинговая Рынок труда и безработица.Рынок труда- механизм соотношения спроса и предложения рбочей силы.Работа-деятельность,посредством которой индивид и общество удовлетворяет свои потребностии обеспечивает само существование. Безработица-социально-экономическое явление,возникающее в результате того,что часть активного и трудоспособного населения не может найти себе работу .Виды безработицы:1)фрикциональная(в результате перехода из одной работы на другую).2Структурная (в результате крупных изменений в экономике)3.циклическая(является спадом экономического развития)4.естественная(в стадии поиска работы)5.классическая(хочет работать но мета нет)6(добровольная(просто числится но не работает)) Современные социально –экологические теории

1.Концепция «экономического человека»(начало 20го века У.Тейлор)2.Доктрина человеческих отношений(конец 20х-начало30х годов Э.Мейо)3.Концепция «человеческого потенцияла»вторая половина 20го века

Экологическая социология

Экологическая социология -это область общей социологии,изуч.закономерности взаимодействия общества и природы. Объектом ее иследования являются биологические системы как единое целое. Предметом исследования явл.закономерности взаимосвязанности общества и природы.Взаимодействие-это процесс.Взаимовлияние-это результат.Теоритические основы экосоциологии были заложены такими западными учеными как Э.Гидонс,Уильям Бекон,Колдул, Нортон и др.,а так же российскими:Соловьев,Данилевский,Докучаев,Вернадский.Как самостоятельная наука этносоциология начинает формировать в середине 20го века,потому что стало очевидно. Что экологические проблемы человечества выходят на обно из первых мест по своей значимости. Задачи,которые решает экосоциология:1 Исследование и обобщение природоохранительных традиций,идей,опыта2.Диагностика состояния социально-экологических реалий.3Разработка краткосрочных и долгосрочныхпрогнозов развтия социоэкосистемы.4.Разработка общих рекомендаций по рациональному исп.ресуров и защите окружающей среды. Историю взаимодействия общества и природы можно условно разделить на 3 основных этапа:- доиндустриальных (период развития.Человек в основном должен был приспасабливаться к природно-климатическим условиям,поэтому было органичено,но и в те времена возникали локальные экологические кризисы)- индустриальный( начинается этап машинного производства и потребление ресурсов в огромных количествах.Конкурентная борьба вынуждает предпринимателей органичивать затраты необходимые для восстановления природной среды )постиндустриальный( потребление ресурсов становится в больших масштабах,проблемы приобретают общемировой масштаб.Во второй половине 20го века ученые и политики заговорили о приближении глобального экологического кризиса )

Признаки кризиса: -Сокращение тропических лесов и северной тайги,которые называют «легкими»планеты.-Сокращение посевных площадей, в результате наступления пустыни,;-Загрязнение мирового океана и исчезновения растительного и живого мира;-уменьшение плотности озонового слоя земли и общее потепление климата.Это ведет к повышению уровля мирового океана;-изменение климата способствует увеличению числа развития заболеваний;-загрязнение воздушного пространства выхлопными газами;-рост количества твердых отходов;-Истощение ресурсов,в том числе питьевой воды;-Рост генетически неполноценных людей.В среднем на 4% в год их больше; Проблемы и перспективы социально-экологической системы: На конференции ООН по окр.среде и развитии проводилось в Рио-де-Жанейро в 1992 году отмечалось,что экологическая безопасность не может решаться отдельно от социальной безопасности людей.При этом социальная несправедливость в мире является одной из главных причин экологических бедствий.Отмечалось,что одной из причин экологического кризиса является эволюции наиболее развитых стран.На одно США приходиться 40% мирового объема отравления окр.среды

 

39Социальное управление:особенности,структура,функции.

В масштабах всего общества можно выделить три основных уровня социального управления: государственное, муниципальное и социальный менеджмент. Государственное управление охватывает всю социальную структуру общества сверху донизу. Основным средством государственного управления является создание системы норм и правил для решения социальных проблем. Кроме того, государственное управление осуществляет социальное планирование в масштабах всей страны, разрабатывает и реализует конкретные социальные программы, обеспечивает социальную защиту и безопасность своим гражданам, организует охрану правопорядка.Основной задачей современного социального государства является социальное управление (социальная политикаОбязательства социального государства перед обществом базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документах ООН, признающих человека основным субъектом развития.

Муниципальное (местное) самоуправление в наибольшей степени подходит к определению социальное управление. Если государственное управление осуществляет управленческие функции, прежде всего, посредством создания существующей нормативно‑правовой базы (т. е. опосредованно), то муниципальное самоуправление решает возникающие социальные проблемы непосредственно «здесь и сейчас».

Объектом муниципального самоуправления является деятельность различных групп населения, проживающих на определенной территории, по созданию оптимальных социальных условий совместного проживания. Структура муниципального самоуправления определяется населением самостоятельно. Самоуправление осуществляется как путем прямого волеизъявления людей (референдум, выборы), так и через выборные и другие органы. Для самоуправления наиболее характерными являются субъект‑субъективные отношения.

Социальный менеджмент. Менеджмент порой отождествляют с управлением. Однако это не верно, поскольку управление имеет место в технических, кибернетических и биологических системах. А понятие менеджмент применимо лишь к социальным (производственным, коммерческим) организациям.Необходимо также делать различие между такими понятиями как «социальное управление» и «менеджмент».

В социальном управлении, в отличие от менеджмента, основными целями управления являются: решение социальных проблем, удовлетворение потребностей людей, создание благоприятных условий жизнедеятельности. Поэтому в социальном управлении человек является не средством производства и коммерции, а его основной целью.

 

 

Структура и основные функции социологии



3.Функции социологии.

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая,

прогностическая, идеологическая, гуманистическая, планирования.

1.Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие

закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции

служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления

социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой

информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных

напряженностей.

3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности

социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах

общественной деятельности.

4.Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов,

вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях

социологических процессах.

5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в

интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так

же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы

ценностей и предпочтения в обществе.

6.Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их

результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и

взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать

совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

7.Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это

может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов,

жизни отдельных регионов, стран и др

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.017 с.)