Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная мобильность и маргиналы

Поиск

Социальная мобильность - изменение социального

положения людей. Различают: демографическую, географическую и социальную,

индивидуальную и групповую, внутрипоколенную и межпоколенную, вертикальную и

горизонтальную, восходящую и нисходящую. Изучение социальной мобильности было

начато П. Сорокиным. Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой

переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что

создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности:

горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью,

или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из

одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под

вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые

возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного

социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений

существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е.

социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двух

видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в

рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными

изменениями.

Маргина́л ( от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот [1]. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.

 

Средний класс его структура и функции в обществе

Само понятие «средний класс» возникло в Англии в конце XVII в. для обозначения мелких и средних собственников и предпринимателей.

. В. И. Ленин называл средний класс «болтом», которое мешает революционной борьбе.

Классики марксизма утерждали, что средний класс в действительности является своего рода «буфером» между двумя непримиримыми полюсами — бедными и богатыми слоями общества. Развитие промышленности, науки, образования и сферы услуг способствовали количественному и качественному росту среднего класса. В промышленно развитых странах средний класс составляет большинство населения (от 60 до 80 %) и является основной социальной базой гражданского общества. Средний класс — это основная производительная сила общества, способная напряженно трудиться, осваивать новые знания, заниматься творчеством, воспитывать новое поколение и т. д. Средний класс заинтересован в сохранении такого общественного строя, который предоставляет (создает) ему условия для успешного развития. Т. И. Заславская выделяет четыре основных признака среднего класса:

1) это совокупность социальных групп, занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества, и выполняющая роль посредника между «верхами» и «низами»;

2) это экономически независимая часть общества, уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;

3) это наиболее квалифицированные, социально активные граждане, способствующие прогрессивному развитию общества;

4) это основные носители общественных интересов, национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образцы собственной культуры на другие социальные слои.

Основными социальными признаками принадлежности к среднему классу являются: наличие в собственности средних и мелких средств производства (мастерских, магазинов, ателье и т. д.) или иных источников дохода, размеры которого колеблются в средних пределах; наличие высшего или среднего специального образования (интеллектуальной собственности); достаточно высокий престиж профессиональной или общественной деятельности; активная гражданская позиция, которая предполагает эффективную защиту своих интересов от посягательств государственных чиновников, мафиозных структур, олигархов и др.

Религия как социальный институт

Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются: 1. Обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида). 2. Религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. 3. Религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. 4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание..

5. Религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. 6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести.

Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.

 

Политическая культура

Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из комплекса взаимосвязанных компонентов. Назовем некоторые из них:

• ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;

• познавательный — политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;

• оценочный —• отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;

• установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;

• поведенческий — готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Можно выделить также следующие уровни политической культуры:

1) мировоззренческий — наши представления о политике и ее различных аспектах;

2) гражданский — определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;

3) политический — определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Отношения к политике, к политическому режиму могут меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, делится на ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого, одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.

 

23.Этнические общности

К этническим, или социально-этническим, общностям относятся такие большие социальные группы, как племя, нация, этническая группа, диаспора и другие этнические образования, возникшие в результате естественноисторического процесса. Этнос (треч. ethnos — племя, народ) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами культуры (включая язык), общими особенностями психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Важнейшим показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. Нации начинают формироваться в период образования централизованных государств. Этот процесс весьма длительный и может растянуться на многие века. Например, одни этносы уже в Средние века имели достаточно четко выраженные признаки нации (Англия, Франция, Болгария и т. д.), другие только в XX в. начали формироваться в отдельные нации. Росту национального самосознания многих этносов и формированию новых наций в XX в. во многом способствовал распад таких империй, как АвстроВенгерская, Британская, Российская, СССР и др.

Перед российским государством и обществом стоят несколько острейших проблем в сфере национальной политики:1) проблема национально-государственного устройства Российской Федерации, связанная с тем, как, на каких принципах строить отношения между федеральным центром и отдельными этническими субъектами;2) проблема, связанная с так называемым «русским вопросом». Русские (русскоязычные) граждане вынуждены переселяться в «центральную3) проблема незаконной миграции иностранных граждан на территорию России. В настоящее время роль этнических общностей в развитии социальной структуры российского общества значительно возрастает. Это связано, во-первых, с демократизацией общества, открывшей перспективы самоопределения этническим общностям и стимулирующей рост этнического самосознания; во - вторых, с развитием рыночных отношений, которые обострили конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы, в том числе и между этническими общностями.

Необходимо учитывать, что демократические институты общества могут эффективно функционировать только в условиях соблюдения всеми субъектами социальных отношений единых норм и законов, единых «правил игры». Пока, к сожалению, российское государство не может гарантировать всем своим гражданам равные условия жизнедеятельности и эффективно защищать их интересы как в самой России, так и за ее пределами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.007 с.)