Виды социальных изменений(модернизация, реформа, трансформация, революция) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социальных изменений(модернизация, реформа, трансформация, революция)



Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.

Реформы. Реформа (от лат. reformare — преобразовать) — это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом..

Социальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Социальная трансформация. Трансформация (от лат. trans- formatio) — это преобразования, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.

Социальные революции. Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция — это переворот «снизу». Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Экономическое поведение.Мотивация труда

Мотивация труда – система побудительных мотивов, обусловленных потребностями, стимулирующими деятельность людей.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация обусловлена личными потребностями, интересами, ценностями субъекта, например, чувством голода, познавательными интересами, ценностными ориентациями. Внешняя мотивация возникает под воздействием внешних факторов, например, таких как принуждение, выполнение своей социальной роли, необходимость следовать существующим в обществе ценностям и нормам.

Из современных теорий мотивации труда наибольшей популярностью пользуется теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу. Согласно этой теории, все человеческие потребности можно разделить на пять основных видов, расположенных в иерархической последовательности:5. Духовные (потребности в самореализации)↑4. Престижные (потребности в признании другими значимыми людьми)↑3. Социальные (потребности в общении, в принадлежности к тем или иным социальным общностям)↑2. Экзестенциональные (потребности в безопасности, в уверенности в своем будущем)↑1. Биологические потребности в пище, жилье, одежде и т. д.По мнению Маслоу, неудовлетворенные потребности мотивируют людей на определенные действия. Удовлетворенные потребности не мотивируют деятельность, но на их место выходят другие еще не удовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения. Потребности более высокого уровня начинают активно стимулировать деятельность человека лишь после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня.

Экономическое поведение является одним из видов социального поведения, мотивацией которого, прежде всего, является желание удовлетворить материальные и духовные потребности индивида, группы, общества. Это взаимодействие индивидов и социальных групп между собой и с государством по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и иных благ.

В качестве основных (общих) мотивов экономического поведения могут быть рассмотрены четыре «идеальные типы» социального действия, обусловленные соответствующей мотивацией, предложенные М. Вебером[1]. Целерациональное действие – поведение, предполагающее рациональное использование способностей и возможностей (условий, средств) для достижения поставленных экономических целей.

Ценностно‑рациональное действие – поведение, основанное на вере в самодовлеющее значение тех или иных ценностей (религиозных, морально‑этических и др.), например, благотворительность.

Аффективное действие – поведение, обусловленное эмоциональным состоянием индивида или группы. Например, организованная, санкционированная демонстрация с экономическими требованиями под влиянием эмоций трансформируется в бесчинствующую толпу.

Традиционное действие – поведение, основанное на привычке, обычае трудиться даже тогда, когда отсутствуют другие мотивы

Социальные проблемы современной семьи

1.Поздние браки.2.малодетмые и бездетные семьи.3.снижение брачности-увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.4.увеличение числа разводов.5увеличене число детей-сирот.6снижение отцовской воспитательной роли.7рост числа так называемых однополых квазисемей(породия на семью)

 

Типология и выды семей

1Матриархальная( лидирующую роль занимает женщина)2. Патриархальная (во главе стоит мужчина)3 Эголитарная (мужчина и женщина занимают равное положение) 4Нуклеарная семья -семья состоящая из родителей и детей,либо только из супругов,на первый пан выдвигаются при этом отношение между супругами(представителями одного поколения), а не представители разных поколений(родителями и детьми.Противопоставляется партриархальной семье традиционного типа,в состав которой входит как минимум несколько поколений взрослых людей)5.расширенная(когда все члены рода живут в одной семье)

В зависимости от количества детей: -малодетные(1-2ребенка в России =5%)-среднедетные(3-4 =10%)-многодетные(5 и более=1%)-бездетные(=10-15%)

 

Сущность и социальные функции семьи

Семья -Это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социологию изучает семью с 2х позиций: 1.Семья как малая социальная группа 2.Семья как социальный институт

Социальные функции семьи:

1. репродуктивная2социализация личности3экономическая или хозяйственно бытовая5функция первичного социального контроля(что хорошо и что плохо)6рекреативная-укрепление духовных,моральных и физических сил человека7.социально-статусная-воспроизводство социальной структуры общества8досуговая-организация рационального досуга9гедонистическая(от.греч.-удовольствие

Малые социальные группы

Малая группа — это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Отличительными признаками малой социальной группы являются:

• небольшое число членов;• непосредственность общения между ее членами;• общие интересы, цели и совместная деятельность;• определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;• разделение труда, координация и дополнительность деятельности;• внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;• общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;• определенная структура организации и управления;• групповая идентичность с точки зрения посторонних.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа — группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д. Референтная группа — реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания. Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

В социометрии имеется так называемое магическое число — 7+. -оно вычисляеться путем опред.оперативной памяти человека.-коммуникативные возможности человека(он может общаться с небольшим кругом любдей)-сходство и различия человека(в большой группе сложно объеденить разные интересы) .Закономерности -число наиб. Часто встречающихся групп составляет 3 человека.;- более устойчивыми явл.малые группы;- чем выше интелектуальный потенциал отдельных членов,тем малочисленнее группа.

Неформальные групповые нормы:-беспечивают единообразие поведения и способствуют комбинации деятельности.-направляют.регулируют, контролируют и оценивают поведение членов группы.-выполняют функции интеграции,упорядочения и состояния стабильности в группе.-обеспечивают предсказуемость поведения членов группы.-избавляют человека от тревоги и неопределенности.-создают ндивидуальное лицо каждой группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выбирается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.009 с.)